Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мысли П. П. Блонского об индустриально-политехнической школе, связанной с жизнью, трудом и производством, явились ценным вкладом в советскую педагогику.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В трудных условиях осуществлялось строительство советской школы. Это был период разрухи народного хозяйства после империалистической и гражданской войн. Учительство не было подготовлено к проведению коренной реформы школы, неясным являлись многие вопросы. «Конечно,— говорил В. И. Ленин, выступая на 2-м Всероссийском съезде учителей-интернационалистов в 1919 г.,— дело перестройки школы — дело трудноеИ, конечно, тут были и наблюдаются ошибки». В это время «каждый,— отмечала Н.К. Крупская,— понимал трудовую школу по-своему». В борьбе за новую школу П.П. Блонский находился на тех же позициях, на которых стояли Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский. Вместе с ними он отстаивал идею трудовой, политехнической и общеобразовательной школы, ее светскость, принцип совместного обучения, соединение обучения с производительным трудом. У него была правильная марксистская оценка роли школы в обществе, ее классовой природы и места в политической борьбе. Он считал, что борьба за новую школу будет долгой и упорной. Новая школа, говорил Блонский, достанется с гораздо большим трудом, чем все остальное. «Но если мы ее завоюем, тогда народ будет иметь все основания праздновать свою окончательную и самую решительную победу». Конечную цель новой школы он видел в воспитании максимально сильного и максимально общественного человека — строителя социализма. Являясь активным существом, ребенок, говорил П.П. Блонский, томится от безделья, неподвижности и пассивного созерцания. По своей природе он ищет занятия. Ему надо оказать помощь в нахождении материала для самостоятельной работы, чтобы вечная тяга к ней не оставалась без применения. Не сухим, книжным теоретиком, а педагогом-энтузиастом, страстным, активным деятелем был П.П. Блонский. В его педагогических исканиях отсутствовал дух догматизма, не было пассивной наблюдательности. Он близок нам своими идеями и своим отношением к целому ряду теоретических и практических вопросов советской школы и педагогики. П.П. Блонский проделал большую работу по освобождению содержания образования от словесно-догматических и религиозно-нравственных предметов, которые доминировали в старой школе. В содержании школьного образования он отводил должное место наукам о природе и обществе, формирующим материалистическое мировоззрение. Вместе с тем он стремился подойти к каждой дисциплине с точки зрения того, какую роль она играет в подготовке учащихся к трудовой жизни. Блонский стремился творчески осмыслить вопросы содержания образования в советской школе. Важнейшими требованиями к нему он считал научность, идейно-политическую направленность обучения, связь школы с жизнью учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Эти требования к содержанию школьного образования предъявляются и в настоящее время. Блонский горячо выступал за то, чтобы содержание школьного образования было тесно связано с жизнью, с задачами строительства социализма в нашей стране. Разрабатывая программу школьного образования, он исходил из правильного понимания соотношения науки и учебного предмета. Только этим можно обеспечить связь обучения с жизнью. В противном случае неминуемо извращение научных знаний в школе. Необходимо, утверждал он, отобрать главное в науке, давать учащимся глубокие знания о природе, обществе и мышлении, но не «суррогаты наук». Каждый учебный предмет, по его мнению, должен рассматриваться с точки зрения той роли, которую он может играть в подготовке школьников к трудовой деятельности, в развитии как общеобразовательных, так и политехнических знаний. П.П. Блонский последовательно выступал за то, чтобы все новое и передовое в развитии современной научной мысли оплодотворяло собой школьное образование. Необходимо, указывал он, дать учащимся школы второй ступени действительное представление о современной физике. Наш век — век электричества. Вот почему надо широко вводить электричество в школу. Это позволит учителю лучше соединить теорию с практикой, обучение с общественно полезным трудом. Он внимательно следил за развитием науки и техники и видел в их достижениях мощное средство школьного образования. Считая, что ум школьника сознательнее, активнее и глубже усваивает подлинно научные знания, чем всякого рода суррогаты науки или то, что отжило свой век, но по традиции вошло в программу, он призывал смело идти к современной науке. Надо, говорил Блонский, совершенно забыть объемы прежних засоренных программ по математике. Школа первой ступени должна давать математическое воспитание, а школа второй ступени — математическое образование. В книге «Трудовая школа» он строил программу по математическому образованию таким образом, чтобы она способствовала развитию математического мышления. Для этого он вводил уже в начальной школе элементы алгебры, а в средней — элементы высшей математики, что, как известно, нашло отражение в программе советской школы на современном этапе ее развития. В настоящее время прилагаются усилия для приведения содержания образования в соответствие с возросшими требованиями науки и техники. Об этом свидетельствуют новые учебные планы, программы и учебники. Призывы П.П. Блонского строить программу школьного образования в соответствии с требованиями современной науки, производства и общества, отобрать главное в науке сохраняют свое значение и теперь, так как вопрос о содержании образования стоит в ряду самых злободневных вопросов нашей школы. И в настоящее время не изжита тенденция забивать головы учеников как можно большим количеством фактов. Надо решительно покончить с этим. Мы видим, как интенсивно развиваются науки, как стремительно возрастает объем научных знаний. И как бы школа ни увеличивала часы на прохождение различных учебных предметов и как бы ни продлевала сроки обучения, ей не угнаться за жизнью. Здесь необходимо, как правильно указывал П.П. Блонский, отбирать главное в науке. Критерием такого отбора, конечно, должны быть требования современной науки. Нетрудно заметить, что студийная форма организации научных занятий П.П. Блонского своими корнями уходила к проекту латинской гимназии Яна Амоса Коменского. Настаивая на студийной форме организации учебных занятий, П.П. Блонский, однако, высказывался за частичное введение «предметной системы» в школу второй ступени. «Дело в том,— говорил он,— что подросток уже имеет ясно выраженные индивидуальные вкусы к той или иной науке, и препятствовать ему в этом, с точки зрения педагогической психологии, не имеет никакого смысла. С педагогической точки зрения именно такие занятия и дают прекрасную школу интеллектуального воспитания». Предлагая проводить занятия в виде названных студий, П.П. Блонский давал примерную схему распределения времени между мастерской (или заводом), научными занятиями и спортом. Индустриальная работа занимает половину дня. Умственным занятиям подростка отводится приблизительно всего лишь 25% времени. Студийная форма организации занятий, в основу которой была положена идея «вживания» в определенную область научных знаний в целях глубокого и всестороннего познания ее, не нашла отчетливого отражения в опыте советской школы: она разноречиво трактовалась на практике. Тем не менее эта форма заслуживает внимательного отношения к себе и обсуждения нашими педагогами, так как такие вопросы, как, например, выявление у учащихся индивидуальных склонностей и способностей, связь обучения с жизнью, трудом и др., которые рассматривались в связи с ней, сохраняют свою злободневность и поныне. П.П. Блонский активно участвовал в разработке методических вопросов обучения. Методы обучения, согласно его утверждению, должны обеспечить осуществление цели коммунистического воспитания — воспитания всесторонне развитых людей. Строя методы обучения, необходимо иметь в виду, чтобы они реализовывали единство обучения и воспитания, обеспечивали соединение обучения основам наук с трудом, практикой строительства социализма. На уроках труда и в трудовой деятельности ученики обязаны применять знания, которые получили в результате изучения основ наук. Выбор методов обучения Блонский ставил в зависимость от возраста, природы ребенка и уровня его развития. Истина, к открытию которой, говорил он, учитель наставляет детей, должна быть доступна детям. Придавая большое значение воспитательной роли коллектива, он рекомендовал чаще проводить экскурсии, наблюдения, планирования. Эти коллективные формы работы, по его мнению, оказывают сильное воспитательное воздействие на детей. П.П. Блонский выступал сторонником «активных методов» обучения, обеспечивающих высокое качество знаний. Им резко критиковались пассивные методы, которых придерживалась старая дореволюционная школа. Старая школа, говорил он, строила работу не на мысли, а на памяти учащихся. Образование, которое давала она, не способствовало развитию самостоятельного мышления ученика. В новой школе необходимо сделать учение интересным, увлекательным для ученика, удовлетворяющим и развивающим его интеллектуальные запросы. Одним из «активных методов» Блонский считал «исследовательский метод», который возник до Октябрьской революции в методике естествознания, перейдя затем в преподавание других дисциплин. Использование этого метода, говорил он, способствует активному, критическому восприятию общепринятых положений, вооружает школьников умением ориентироваться в окружающей действительности — исследовательским подходом к явлениям природы и общества, а также содействует формированию творческих способностей и потребности к творчеству. Высоко оценивая «исследовательский метод», П.П. Блонский указывал на разновидности его, в частности детский «эксперимент». Последний он отличал от «демонстрации» и от повторения чужого опыта, понимаемого как лабораторные работы, когда идет проверка учебного материала. К разновидностям «исследовательского метода» он причислял и регулярные систематические наблюдения школьников над явлениями природы и общественной жизни. Другим важным методом, привлекшим внимание ученого, был «метод жизненных задач». Он рассматривался им как средство связи теории с практикой, вооружения учащихся способом решения практических задач. Для написания педагогических работ П.П. Блонский привлекал психологию, посвятив ей большое количество теоретических и экспериментальных исследовании, которыми оказал влияние на развитие этой науки не только в нашей стране, но и за ее пределами. Свои психологические исследования он подчинял решению педагогических проблем. П.П. Блонский внес огромный вклад в психологическую науку. Он солидаризируется с А. А. Смирновым, который называет П.П. Блонского и К.Н. Корнилова пионерами советской психологии, «первыми поднявшими знамя борьбы за построение марксистской психологии». При этом автор подчеркивает, что П.П. Блонский первым из отечественных психологов выступил за перестройку психологии на основе марксизма. В этом он расходится с другими исследователями, которые отводят первенство здесь К.Н. Корнилову. К.Н. Корнилов, как известно, в конце 1922 г. указал на необходимость перестройки психологической науки на методологической основе диалектического материализма. Блонский же за два года до этого писал, что научная психология «может развиваться лишь на базе марксизма». Ознакомление с творческим наследием П.П. Блонского показывает, что его труды являются ценнейшим вкладом в педагогическую науку, в развитие советской школы. Это наследие в значительной степени можно использовать в педагогической практике, в воспитательной работе с подрастающим поколением. Педагогические взгляды П.П. Блонского во многих отношениях сохраняют свою ценность для современности и продолжают служить развитию педагогической науки. П.П. Блонский был истинным патриотом своей Родины, кристально честным советским ученым, который весь свой талант, полностью раскрывшийся после Великой Октябрьской социалистической революции, отдал служению коммунистическим идеалам. Его труды входят в золотой фонд советской педагогики и психологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.168 (0.009 с.) |