ТОП 10:

Движение декабристов: взгляды на развитие общества и попытка осуществить их силой. Значение движения декабристов.



Движение декабристов стало первым революционным движением в России. По социальному составу декабристы были дворянами - наиболее образованным, политически зрелым социальным слоем России того времени. В основе их взглядов лежало неприятие крепостного права и самодержавия. Бурный рост политического самосознания будущих революционеров происходил в период Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии. Офицеры- декабристы видели героизм своего народа. За рубежом они познакомились с революционными традициями Европы, с идеями Просвещения.

В России же последовал период реакции, утверждался режим аракчеевщины с её военными поселениями, бессмысленной муштрой и побоями в армии, насаждением религии в образовании, репрессиями против свободомыслящих людей.

Первая декабристская организация - "Союз спасения" - возникла в 1816 году. Среди её членов были А.Н.Муравьёв, С.И. и М.И.Муравьёвы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушин, П.И.Пестель. Основная цель общества - уничтожение крепостного права и введение конституции. Уже в 1817 году члены "Союза" планировали переворот и цареубийство, однако ограниченность сил побудила их к созданию новой, более широкой организации.

В 1818 году в Москве был создан "Союз благоденствия", насчитывавший около 200 членов и имевший устав с обширной программой действий. Но ни тот, ни другой не устраивали радикально настроенных членов тайного общества, тем более, что правительству стало известно о существовании "Союза". В январе 1821 года общество было распущено.

В том же году возникли две тайные декабристские организации. На Украине возникло "Южное общество", во главе которого стал герой Отечественной войны 1812 года Павел Пестель. Он составил программный документ "Русскую правду". "Русская правда" требовала провозглашения России республикой, уничтожения сословий, введения представительного строя. Документ гарантировал демократические свободы, провозглашал независимость Польши. Земельный вопрос предполагалось решить за счёт передачи в общественный фонд церковных и казённых земель. Крестьяне освобождаются с наделением их землёй. Высшая законодательная власть принадлежит "Народному вече". Объявлялись гражданские свободы: слова, собраний, печати и так далее.

В Петербурге было образовано "Северное общество", имевшее отделение в Москве. "Северное общество" возглавляла Дума из трёх человек: Н.М.Муравьёва, С.П.Трубецкого, Е.П.Оболенского. С 1823 года активную роль в обществе играл К.Ф.Рылеев. Программный документ "Северного общества" - "Конституцию" - составил Никита Муравьёв.

"Конституция" была ещё умереннее "Русской правды". По ней в России вводилась конституционная монархия. Высшая законодательная власть принадлежала "Народному собранию" - двухпалатному парламенту, избираемому на основе имущественного ценза, исполнительная - императору. Крестьяне освобождаются почти без земель - лишь по две десятины на двор. Земля остаётся собственностью помещика.

В 1823 года на Украине возникла офицерская организация "Общество соединённых славян", провозгласившая лозунг революционного возрождения и союза всех славянских народов. В 1825 году она присоединилась к "Южному обществу". И Южное и Северное общества взяли курс на подготовку революционного переворота.

В 1823 и 1824 годах планы захватить и убить царя на военном смотре отменялись из-за "неготовности". Новый срок был назначен на лето 1826 года. Однако, смерть Александра I 17 ноября 1825 года и известие о том, что правительство знает о заговоре, заставили декабристов изменить планы. Было решено 14 декабря 1825 года, в день принятия присяги новому императору Николаю I, захватить царя и Сенат и принудить их к опубликованию "Манифеста к русскому народу" об уничтожении самодержавия и отмене крепостного права.

Утром 14 декабря 1825 года на Сенатской площади собрались Московский и Гренадёрский полки и гвардейский морской экипаж во главе с Н.Бестужевым (всего около 3 тысяч восставших). Назначенный военным руководителем князь Трубецкой не явился. Восставшие действовали нерешительно. Новому царю Николаю I, который, зная о заговоре, заранее принял присягу Сената, удалось окружить их войсками. К вечеру по восставшим стали стрелять из пушек. Восстание было подавлено.

В начале января 1826 года на Украине была подавлена другая попытка переворота – мятеж Черниговского полка, поднятого членами "Южного общества" Муравьёвым-Апостолом и Бестужевым-Рюминым.

Расправа над декабристами была жестокой. Пестель, Рылеев, Муравьёв- Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский были повешены. Более 120 офицеров сосланы на каторгу в Сибирь. Мятежные солдаты, прогнанные "сквозь строй", сосланы на Кавказ и в штрафные батальоны.

Причина поражения восстания – недостаточная поддержка декабристов армией, отсутствие опоры на широкие массы народа, неподготовленность восстания, отсутствие идейного и организационного единства в декабристских организациях, чисто заговорщические методы, тактика военного переворота.

Тем не менее, значение восстания декабристов в истории революционного движения России огромно. Это было первое движение, которое выдвинуло чёткую политическую программу, создало тайные организации и открыто выступило против самодержавия с оружием в руках.

Лозунги декабристов как завещание были переданы позднейшему революционному движению, традиции декабристского движения оказали важное воздействие на идейное воспитание последующих поколений русских революционеров.

 

27) Николаевский консервативный курс и его последствия для развития России (вторая четверть Х1Х в.).

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII-XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, "основало и воскресило Россию". Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и- ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Теория официальной народности вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. Наибольшую известность получило выступление ПЛ. Чаадаева, написавшего "Философические письма" с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии, В первом письме, опубликованном в журнале "Телескоп" в 1836 г., ПЛ. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал "Телескоп" закрыли. Его редактор, Н.И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные ПЛ. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Западники и славянофилы.

Правление Николая I стало периодомполитической реакции. Однако глубокие общественныепротиворечия подрывали основы государствного устройства. Поиски способов ихрешения в среде либеральнонастроенной интеллигенции, выступавшей за проведение реформ сверху повлеклипоявление в конце 30-х гг ' двух идейныхтечений, которые предлагали свои концепции исторического развития России ипрограммы ее перестройки.

Западники(Т. Н. Грановский, П. Чаадаев и другие) считали, чтострана должна расвиватись в руслезападноевропейских тентенденций. Движение в "западном направлении" обязательнодолжен привести к замене крепостного труда на свободную и преобразованиясамодержавия в конституционную Монархию.Поэтому своей главной задачей они считалиподготовку российского общества к будущим преобразованиям. Для того, чтобыликвидировать различия между Россией и Западной Европой власть, считали они,должна осуществить хорошо продуманные последовательныереформы.

В начале 40-х pp. от западников отделились сторонниковки радикальных взглядов - А. Герцен, Н. Огарев и др. Определяя -необходимость того, что Россия должна догонять запад - ноевропейськи страны,они выступали за построение в стране принципиальнонового строя - социализма.

Особый,отличный от стран Запада путь развития России обосновывали славянофилы (словьянолюбы). К ним относились А. Хомяков, И.Киреевский, И. Аксаков. Они считали, что Россия может избежать и революции, изападноевропейского капитализма. Залогэтого они видели в "общине" - организации российскогокрестьянства, где все были связаны общими интересами. Православная вера якобыспособствовала склонности крестьянина предоставлять перевесобщим интересам над личными. Государственная власть должна оставатьсясамодержавной, защищать народ от внешних ворогов и поддерживать необходимый порядок. Петр I, считали славянофилы, нарушил гармонический строй России, усиливрозовоекий гнет и распространив западноевропейские обычаи. Поэтому нужноликвидировать крепостное право и вернуться к древним традициям.

Славянофильские идеи сталифундаментом для формирования и распространения официальной великодержавной идеологиироссийского царизму - "теорииофициальной народности ". ее основу составляли" православья,самодержавие и народность ". Духовная жизнь империи имело определятьсяправославной церковью, политическое - самодержавным строем. Под народностьюпропагандировалось единение царя с народом, отсутствие разногласий между ними. Только то былонародным; служившее самодержавию. Так обосновывались основы идеологии, ее империя набросала народам,населяли ЕЕ территории.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.011 с.)