Движение декабристов: взгляды на развитие общества и попытка осуществить их силой. Значение движения декабристов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение декабристов: взгляды на развитие общества и попытка осуществить их силой. Значение движения декабристов.



Движение декабристов стало первым революционным движением в России. По социальному составу декабристы были дворянами - наиболее образованным, политически зрелым социальным слоем России того времени. В основе их взглядов лежало неприятие крепостного права и самодержавия. Бурный рост политического самосознания будущих революционеров происходил в период Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии. Офицеры- декабристы видели героизм своего народа. За рубежом они познакомились с революционными традициями Европы, с идеями Просвещения.

В России же последовал период реакции, утверждался режим аракчеевщины с её военными поселениями, бессмысленной муштрой и побоями в армии, насаждением религии в образовании, репрессиями против свободомыслящих людей.

Первая декабристская организация - " Союз спасения " - возникла в 1816 году. Среди её членов были А.Н.Муравьёв, С.И. и М.И.Муравьёвы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушин, П.И.Пестель. Основная цель общества - уничтожение крепостного права и введение конституции. Уже в 1817 году члены "Союза" планировали переворот и цареубийство, однако ограниченность сил побудила их к созданию новой, более широкой организации.

В 1818 году в Москве был создан " Союз благоденствия ", насчитывавший около 200 членов и имевший устав с обширной программой действий. Но ни тот, ни другой не устраивали радикально настроенных членов тайного общества, тем более, что правительству стало известно о существовании "Союза". В январе 1821 года общество было распущено.

В том же году возникли две тайные декабристские организации. На Украине возникло " Южное общество ", во главе которого стал герой Отечественной войны 1812 года Павел Пестель. Он составил программный документ "Русскую правду". " Русская правда " требовала провозглашения России республикой, уничтожения сословий, введения представительного строя. Документ гарантировал демократические свободы, провозглашал независимость Польши. Земельный вопрос предполагалось решить за счёт передачи в общественный фонд церковных и казённых земель. Крестьяне освобождаются с наделением их землёй. Высшая законодательная власть принадлежит "Народному вече". Объявлялись гражданские свободы: слова, собраний, печати и так далее.

В Петербурге было образовано " Северное общество ", имевшее отделение в Москве. "Северное общество" возглавляла Дума из трёх человек: Н.М.Муравьёва, С.П.Трубецкого, Е.П.Оболенского. С 1823 года активную роль в обществе играл К.Ф.Рылеев. Программный документ "Северного общества" - "Конституцию" - составил Никита Муравьёв.

" Конституция " была ещё умереннее "Русской правды". По ней в России вводилась конституционная монархия. Высшая законодательная власть принадлежала "Народному собранию" - двухпалатному парламенту, избираемому на основе имущественного ценза, исполнительная - императору. Крестьяне освобождаются почти без земель - лишь по две десятины на двор. Земля остаётся собственностью помещика.

В 1823 года на Украине возникла офицерская организация " Общество соединённых славян ", провозгласившая лозунг революционного возрождения и союза всех славянских народов. В 1825 году она присоединилась к "Южному обществу". И Южное и Северное общества взяли курс на подготовку революционного переворота.

В 1823 и 1824 годах планы захватить и убить царя на военном смотре отменялись из-за "неготовности". Новый срок был назначен на лето 1826 года. Однако, смерть Александра I 17 ноября 1825 года и известие о том, что правительство знает о заговоре, заставили декабристов изменить планы. Было решено 14 декабря 1825 года, в день принятия присяги новому императору Николаю I, захватить царя и Сенат и принудить их к опубликованию "Манифеста к русскому народу" об уничтожении самодержавия и отмене крепостного права.

Утром 14 декабря 1825 года на Сенатской площади собрались Московский и Гренадёрский полки и гвардейский морской экипаж во главе с Н.Бестужевым (всего около 3 тысяч восставших). Назначенный военным руководителем князь Трубецкой не явился. Восставшие действовали нерешительно. Новому царю Николаю I, который, зная о заговоре, заранее принял присягу Сената, удалось окружить их войсками. К вечеру по восставшим стали стрелять из пушек. Восстание было подавлено.

В начале января 1826 года на Украине была подавлена другая попытка переворота – мятеж Черниговского полка, поднятого членами "Южного общества" Муравьёвым-Апостолом и Бестужевым-Рюминым.

Расправа над декабристами была жестокой. Пестель, Рылеев, Муравьёв- Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский были повешены. Более 120 офицеров сосланы на каторгу в Сибирь. Мятежные солдаты, прогнанные "сквозь строй", сосланы на Кавказ и в штрафные батальоны.

Причина поражения восстания – недостаточная поддержка декабристов армией, отсутствие опоры на широкие массы народа, неподготовленность восстания, отсутствие идейного и организационного единства в декабристских организациях, чисто заговорщические методы, тактика военного переворота.

Тем не менее, значение восстания декабристов в истории революционного движения России огромно. Это было первое движение, которое выдвинуло чёткую политическую программу, создало тайные организации и открыто выступило против самодержавия с оружием в руках.

Лозунги декабристов как завещание были переданы позднейшему революционному движению, традиции декабристского движения оказали важное воздействие на идейное воспитание последующих поколений русских революционеров.

 

27) Николаевский консервативный курс и его последствия для развития России (вторая четверть Х1Х в.).

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII-XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, "основало и воскресило Россию". Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и- ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Теория официальной народности вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. Наибольшую известность получило выступление ПЛ. Чаадаева, написавшего "Философические письма" с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии, В первом письме, опубликованном в журнале "Телескоп" в 1836 г., ПЛ. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал "Телескоп" закрыли. Его редактор, Н.И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные ПЛ. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Западники и славянофилы.

Правление Николая I стало периодомполитической реакции. Однако глубокие общественныепротиворечия подрывали основы государствного устройства. Поиски способов ихрешения в среде либеральнонастроенной интеллигенции, выступавшей за проведение реформ сверху повлеклипоявление в конце 30-х гг ' двух идейныхтечений, которые предлагали свои концепции исторического развития России ипрограммы ее перестройки.

Западники(Т. Н. Грановский, П. Чаадаев и другие) считали, чтострана должна расвиватись в руслезападноевропейских тентенденций. Движение в "западном направлении" обязательнодолжен привести к замене крепостного труда на свободную и преобразованиясамодержавия в конституционную Монархию.Поэтому своей главной задачей они считалиподготовку российского общества к будущим преобразованиям. Для того, чтобыликвидировать различия между Россией и Западной Европой власть, считали они,должна осуществить хорошо продуманные последовательныереформы.

В начале 40-х pp. от западников отделились сторонниковки радикальных взглядов - А. Герцен, Н. Огарев и др. Определяя -необходимость того, что Россия должна догонять запад - ноевропейськи страны,они выступали за построение в стране принципиальнонового строя - социализма.

Особый,отличный от стран Запада путь развития России обосновывали славянофилы (словьянолюбы). К ним относились А. Хомяков, И.Киреевский, И. Аксаков. Они считали, что Россия может избежать и революции, изападноевропейского капитализма. Залогэтого они видели в "общине" - организации российскогокрестьянства, где все были связаны общими интересами. Православная вера якобыспособствовала склонности крестьянина предоставлять перевесобщим интересам над личными. Государственная власть должна оставатьсясамодержавной, защищать народ от внешних ворогов и поддерживать необходимый порядок. Петр I, считали славянофилы, нарушил гармонический строй России, усиливрозовоекий гнет и распространив западноевропейские обычаи. Поэтому нужноликвидировать крепостное право и вернуться к древним традициям.

Славянофильские идеи сталифундаментом для формирования и распространения официальной великодержавной идеологиироссийского царизму - "теорииофициальной народности ". ее основу составляли" православья,самодержавие и народность ". Духовная жизнь империи имело определятьсяправославной церковью, политическое - самодержавным строем. Под народностьюпропагандировалось единение царя с народом, отсутствие разногласий между ними. Только то былонародным; служившее самодержавию. Так обосновывались основы идеологии, ее империя набросала народам,населяли ЕЕ территории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.145.114 (0.224 с.)