Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Завершение и результаты холодной войныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В 1988-89 в СССР начался процесс «перестройки», пала Берлинская стена, вскоре социалистический лагерь распался. А СССР даже и не стал претендовать на какое-либо влияние в странах третьего мира. К 1990 году «холодная война» завершилась. Именно она и способствовала укреплению тоталитарного режима в СССР. Гонка вооружений привела и к научным открытиям: интенсивнее стала развиваться ядерная физика, более широкий размах приобрели космические исследования. 52) Никита Сергеевич Хрущёв (15 апреля 1894[1], Калиновка, Курская губерния — 11 сентября 1971, Москва) — Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы, Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза, трижды Герой Социалистического Труда. 1. Время, в течение которого у власти находился Н.С. Хрущев, стало временем кардинальных политических и экономических перемен внутри страны, новой международной политики. Особенно темп реформ усилился в 1960-е гг., получившие название "оттепель". Основными чертами хрущевской эпохи стали: - критика сталинского времени; - прекращение политических репрессий в стране; - прощение "репрессированных народов" — чеченцев, ингушей, калмыков, крымских татар и др., полностью выселенных И.В. Сталиным со своих земель за поддержку войск Германии в годы войны (в 1957 г. данные народы были возвращены на свои территории и восстановлены в правах); - придание социализму в СССР более человеческого облика, обращенность политики не только к общегосударственным великим целям, но и к интересам отдельного человека; - установление более демократичных отношений в партии; - потепление международной обстановки; - раскрепощение духовной атмосферы внутри страны. 2. В экономике произошли следующие крупные изменения. - вместо привычных пятилеток в 1959 г. первый и единственный раз в истории СССР была провозглашена семилетка (1959 — 1965); - менялись не только название, но и сущность — несмотря на споры с Маленковым, был взят курс на строительство в СССР полноценной легкой промышленности; - в годы Первой семилетки шло строительство многочисленных предприятий легкой промышленности, совершенствовалось производство; - в результате при Н.С. Хрущеве качественно поменялся бытовой уровень жизни советских людей — после 30 лет сталинской примитивности быта у советских людей стали появляться телевизоры, холодильники, радиоприемники, более качественная одежда. 3. Политика учета интересов отдельного человека стала проводиться и в жилищном строительстве. - при Н.С. Хрущеве произошел отказ от сталинского монументального и дорогого стиля строительства в пользу дешевого и практичного; - в СССР перестали строить небоскребы и добротные кирпичные дома; - вместо этого началось массовое строительство панельных 5- и 9-этажек; - в результате большинство простых граждан СССР, ютившихся при Сталине в коммунальных квартирах и бараках, переехали в отдельные квартиры. 4. Произошли позитивные изменения в области сельского хозяйства: - в 1957 г. крестьяне, наряду с остальными гражданами, получили паспорта; - в 1958 г. распущены МТС — машинно-транспортные станции, от которых ранее всецело зависели колхозы; техника была передана непосредственно в хозяйства; - были повышены государственные закупочные цены на сельхозпродукцию, что дало возможность крестьянам больше зарабатывать; - началось распространение индивидуального дачно-огородного хозяйствования; - началось освоение целины — обширных плодородных нераспаханных земель Казахстана, что позволило увеличить посевы по стране на 40% и, в конечном итоге, лучше накормить страну; - в прошлое ушел массовый голод; в стране появился дешевый хлеб, который всегда был в избытке. 5. При Н.С. Хрущеве произошел мощный технологический прорыв (хотя он был не заслугой именно политики Хрущева, а результатом всего прежнего развития СССР со времен индустриализации): - в 1954 г. в СССР пущена первая в мире атомная станция — Обнинская АЭС; - в 1957 г. — первый в мире атомный ледокол "Ленин"; - 4 октября 1957 г. в космос был запущен первый в мире спутник — первый объект, созданный человеком и попавший с Земли в космическое пространство; - 12 апреля 1961 г. состоялся первый в мире полет человека в космос (на космическом корабле "Восток" первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин совершил 1 виток вокруг Земли). 6. В области партийно-государственного строительства были сделаны следующие крупные шаги: - в 1956 г, на XX Съезде КПСС, был осужден культ личности И.В. Сталина; - в октябре 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС, подтвердивший курс, взятый на XX съезде; - вновь был осужден "культ личности" И.В. Сталина, было принято решение перезахоронить И.В. Сталина — вынести тело из Мавзолея и похоронить у Кремлевской стены; - на съезде была принята новая Программа партии и новый Устав партии; - в программе было подтверждено построение социализма и взят курс на построение коммунизма в СССР, - было принято решение к 1980 г. построить материальную базу коммунизма; - началась подготовка проекта новой Конституции СССР. 7. В результате новой международной политики Н.С. Хрущева СССР наладил отношения со многими странами: - произошло улучшение отношений с Югославией — от прежней непримиримой вражды стран, а также их лидеров — И. Сталина и И. Тито, СССР и Югославия перешли к теплой дружбе и партнерству, регулярным визитам лидеров; Югославия из вчерашнего врага стала одной из самых близких к СССР стран в соцлагере; - в 1959 г. Н.С. Хрущев совершил первый в истории визит главы советского правительства в США, где встретился с президентом США Д. Эйзенхауэром, посетил заводы и сельскохозяйственные фермы, — после визита произошло некоторое потепление советско-американских отношений, установлена прямая телефонная связь между лидерами СССР и США; - в 1959 г. Н.С. Хрущев совершил визит в Китай — также первый в истории визит советского руководителя в эту страну, встретился в Пекине с Мао Цзэдуном и другими китайскими руководителями, в результате чего прежняя советско-китайская вражда стала смягчаться. В то же время международная обстановка не была безоблачной. СССР пришлось участвовать в боевых действиях, несколько раз человечество было на пороге новой мировой войны: - в 1956 г. СССР был вынужден ввести свои войска в Венгрию и подавлять антисоветское и антикоммунистическое вооруженное восстание в этой стране; - в 1961 г. произошел "берлинский кризис" — власти ГДР приняли решение со всех сторон обнести стеной и колючей проволокой Западный Берлин (капиталистический город-государство, находящийся в центре ГДР), что едва не привело к вооруженному столкновению между танковыми армиями США и СССР, находящимися в западной и восточной части Берлина. Берлинская стена, проходящая через центр Берлина, на 28 лет стала символом раскола мира на враждующие блоки; - в 1962 г. произошел "Карибский кризис" — СССР начал размещать ядерное оружие на Кубе, где победила антиимпериалистическая революция во главе с Ф. Кастро. В ответ на это президент США Джон Кеннеди объявил полную военно-морскую блокаду острова (Куба была окружена со всех сторон американскими военными кораблями, которые были готовы топить советские военные суда, идущие на Кубу). Возникла угроза прямого военного столкновения СССР и США, в том числе ядерного. В последний момент кризис был преодолен, СССР согласился вывезти ядерное оружие с Кубы под гарантию ненападения США на режим Ф. Кастро. 8. В эпоху Н.С. Хрущева, особенно в начале 1960-х гг., произошло изменение духовной обстановки в стране (получившее название "оттепель"): - реальностью стало соблюдение основополагающих прав и свобод; - исчез страх, характерный для сталинской поры; временно восторжествовала свобода слова; - в печати появились смелые публикации, появились новые направления в искусстве; - изменился стиль общения власти с народом — от замкнуто-отдаленного поведения Сталина и его окружения страна перешла к новому, "хрущевскому" стилю (открытости и непосредственности поведения, "простецкости"), который вслед за Хрущевым копировали другие руководители. 9. В то же время, несмотря на все заслуги Н.С. Хрущева, в его деятельности был допущен ряд серьезных ошибок. - непоследовательность, частое метание из стороны в сторону; - "волюнтаризм" — самовольность в принятии решений, в том числе ошибочных; - некритическое отношение к самому себе и ситуации в стране, прожектерство; - постоянные перетряски кадров, что вызывало у партаппарата внутренний дискомфорт и чувство нестабильности; - ломка управленческой вертикали — ослабление и ликвидация отраслевых министерств и создание в областях совнархозов (советов народного хозяйства), взявших на себя функции министерств; - разделение аппарата КПСС на две части — промышленную и сельскохозяйственную (промышленные обкомы партии и сельскохозяйственные обкомы в каждой области, райкомы — в районах и т. д.). Указанная чехарда, эксперименты с партией и управленческим аппаратом вызвали недовольство у верхушки партийного аппарата, неприятие Н.С. Хрущева и его политики. В 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов самой партией (впервые в истории СССР). В СССР началась новая, брежневская эра. 53) БРЕЖНЕВ Леонид Ильич (1906-82), советский государственный и политический деятель, 1-й (1964-1966) и генеральный (1966-1982) секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума ВС СССР (1960-1964, 1977-1982), Маршал Советского Союза (1976), Герой Социалистического Труда (1961), Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981). В Великую Отечественную войну на политработе в Советской Армии. С 1946 1-й секретарь Запорожского, Днепропетровского обкомов КП(б) Украины. В 1950-1952 1-й секретарь ЦК КП(б) Молдавии. С 1953 заместитель начальника Главного политуправления Советской Армии и ВМФ. В 1954-1956 2-й секретарь, 1-й секретарь ЦК КП Казахстана. В 1952-1953, 1956-1960, 1960-1964 секретарь ЦК КПСС, председатель Совета обороны СССР. Один из основных организаторов смещения Н. С. Хрущева (1964). В период пребывания Брежнева на посту генерального секретаря в стране возобладали консервативные тенденции, нарастали негативные процессы в экономике, социальной и духовной сферах жизни общества, предпринята интервенция в Чехословакию (1968), введены советские войска в Афганистан (1979). Партийная карьера Из семьи рабочего. С 1921 работал на Курском маслобойном заводе. Окончил Курский землеустроительный техникум (1927) и Днепродзержинский металлургический институт (1935). Работал заместителем председателя Бисерского райисполкома Свердловской обл. (1929-1930), директором металлургического техникума в Днепродзержинске (1936-1937). Член КПСС с 1931. В 1935-1936 служил в армии. С 1938 заведующий отделом Днепропетровского обкома компартии Украины, с 1939 — секретарь обкома. В годы войны 1941-1945 Брежнев был заместителем начальника политуправления Южного фронта, с 1943 — начальником политотдела 18-й армии. С 1945 — начальник политуправления 4-го Украинского фронта. Закончил войну в звании генерал-майора (1943). В 1946-1950 первый секретарь Запорожского, затем Днепропетровского обкомов партии. С 1950 первый секретарь ЦК КП(б) Молдавии. На 19 съезде партии (1952) по рекомендации Сталина Брежнев был избран секретарем ЦК и кандидатом в члены президиума ЦК партии. В 1953-1954 заместитель начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота. В 1954 по предложению Н. С. Хрущева Брежнев переводится в Казахстан, где сначала работает вторым, а с 1955 — первым секретарем компартии республики. С 1957 член президиума и секретарь ЦК КПСС. Как лицо, пользующееся полным доверием Хрущева, в 1960 он назначается председателем Президиума Верховного Совета СССР. Приход к власти В 1964 Брежнев возглавляет заговор против Хрущева, после смещения которого занимает пост первого секретаря ЦК КПСС. Брежнев был наделен инстинктом власти: в ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии он своевременно устранял своих явных и потенциальных противников (например А. Н. Шелепина, Н. В. Подгорного), расставляя на ключевые посты лично преданных ему людей (Ю. В. Андропова, Н. А. Тихонова, Н. А. Щелокова, К. У. Черненко, С. К. Цвигуна). К началу 1970-х годов партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как своего ставленника и защитника системы. Всесильная партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающий ей власть, стабильность и широкие привилегии. Период застоя Для стиля правления Брежнева был характерен консерватизм. Он не обладал ни политической волей, ни видением перспектив развития страны. В экономике проявлялись тенденции стагнации, которые в 1970-х годах компенсировались благоприятной для СССР внешнеэкономической конъюнктурой. Львиную долю ресурсов поглощал военно-промышленный комплекс (ВПК) — область особой заботы Брежнева. При нем ВПК достиг своего апогея, что приносило ущерб развитию экономики в целом и усугубляло кризис. Экономические реформы 1960-х годов были свернуты, темпы роста промышленности и сельского хозяйства резко снизились, научно-технический прогресс замедлился. Советский Союз все больше отставал в своем развитии от ведущих мировых держав. Политическая жизнь характеризовалась ростом бюрократического аппарата, усилением его произвола. В партийных и советских кругах (прежде всего в ближайшем окружении Брежнева) процветали злоупотребление служебным положением, казнокрадство, коррупция. Вместе с тем органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием. Брежнев лично одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР. В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х годах. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979) и другими агрессивными акциями СССР. В отношениях с социалистическими странами Брежнев стал инициатором доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора. В 1980 готовилась военная интервенция в Польшу. 54) В действительности холодная война оказала влияние практически на все стороны жизни человечества, к тому же её последствия в различных странах имели свои особенности. Если же попытаться выделить некие основные, наиболее общие последствия холодной войны, то нужно упомянуть следующие: 1. разделение мира по идеологическому принципу – с началом холодной войны и образованием военно-политических блоков. Возглавляемых США и СССР, весь мир оказался в состоянии разделения на «своих» и «чужих». Это создавало многочисленные практические сложности, так как ставило немало преград на пути экономического, культурного и иного сотрудничества, но в первую очередь это имело негативные психологические последствия – человечество не чувствовало себя единым целым. Кроме того, постоянно нагнетался страх того, что противостояние может перейти в острую фазу и закончиться мировой войной с использованием ядерного оружия; 2. разделение мира на сферы влияния и борьба за них – фактически вся планета рассматривалась противостоящими сторонами как плацдарм в борьбе друг с другом. Поэтому те или иные регионы мира являлись сферами влияния, за контроль над которыми между сверхдержавами шла ожесточённая борьба на уровне экономической политики, пропаганды, поддержки тех или иных сил в отдельных странах и тайных операций спецслужб. В результате в различных регионах были спровоцированы тяжёлые разногласия, которые после окончания холодной войны привели к многочисленным очагам напряжённости, 3. возникновению локальных вооружённых конфликтов и полномасштабных гражданских войн (судьба Югославии, «горячие точки» на территории бывшего СССР, многочисленные конфликты в Африке и так далее); 4. милитаризация мировой экономики – огромные материальные средства, природные, технические и финансовые ресурсы были направлены в военную промышленность, в гонку вооружений. Помимо того, что это подорвало хозяйственный потенциал многих стран (прежде всего из соцлагеря), это ещё стало и весьма серьёзным фактором последующего возникновения локальных конфликтов и мирового терроризма. После окончания холодной войны осталось большое количество оружия и вооружений, которое через чёрный рынок стало подпитывать «горячие точки» и организации экстремистов; 5. формирование ряда социалистических режимов – окончание холодной войны ознаменовало собой антикоммунистические и антисоциалистические революции во многих странах, прежде всего в Европе. Однако ряд стран сохранили социалистические режимы, причём в довольно консервативном виде. Это является одним из факторов нестабильности современных международных отношений: так, например, для США по-прежнему весьма невыгодно нахождение у их рубежей социалистического государства (Кубы), а КНДР, чей политический режим весьма близок к сталинизму, является раздражителем для Запада, Южной Кореи и Японии ввиду информации о работах по созданию северно-корейского ядерного оружия; 6. холодная война в действительности была не такой уж и «холодной» - дело в том, что холодной войной данное противостояние называлось потому, что дело не дошло до вооружённого конфликта между сверхдержавами и их наиболее мощными союзниками. Но между тем в ряде точек мира состоялись полномасштабные военные конфликты, отчасти спровоцированные действиями сверхдержав, а также с их непосредственным участием в них (война во Вьетнаме, война в Афганистане, целый перечень конфликтов на африканском континенте); 7. холодная война способствовала выходу некоторых стран на лидирующие позиции – по окончании Второй Мировой войны США активно поддерживали экономическое возрождение и развитие Западной Германии и Японии, которые могли быть их союзниками в борьбе против СССР. Советский Союз также оказал определённую помощь Китаю. При этом Китай развивался самостоятельно, но пока остальной мир сосредоточился на противостоянии США и СССР, Китай получил благоприятные условия для преобразований; 8. научно-техническое и технологическое развитие – холодная война стимулировала развитие как фундаментальной науки, так и прикладных технологий, которые изначально спонсировались и развивались для военных целей, а после были перепрофилированы для гражданских нужд и повлияли на рост уровня жизни обычных людей. Классический пример – Интернет, который первоначально появился как система связи американских военных на случай ядерной войны с СССР; 9. формирование однополярной модели мира – фактически победившие в холодной войне США стали единственной сверхдержавой. Опираясь на созданный ими для противостояния СССР военно-политический механизм НАТО, а также на самую мощную военную машину, также появившуюся в ходе гонки вооружений с Советским Союзом, Штаты получили все необходимые механизмы для защиты своих интересов в любой части мира вне зависимости от решений международных организаций и интересов других стран. Особенно ярко это проявилось в так называемом «экспорте демократии», проводимом США с рубежа XX-XXI веков. С одной стороны, это означает доминирование одной страны, с другой, ведёт к нарастанию противоречий и сопротивлению этому доминированию. 55) Характер перестройки (1985—1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис (подробнее см. билет 22). При этом конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись. В истории перестройки выделяют три этапа: 1985—1986, 1987—1988, 1989—1991 гг. 1985—1986 гг.: период ускорения. Избранный в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачев исходил из того, что, во-первых, реформы необходимы и, во-вторых, они должны реализовать огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промышленный потенциал СССР. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «человеческого фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством— знаменитая антиалкогольная кампания); использование скрытых резервов (полная загрузка производственных мощностей, организация многосменной работы); резкое увеличение расходов на техническое обновление предприятий; ужесточение административных мер (государственная приемка продукции). Одновременно произошло обновление высшего партийного и государственного аппарата. Наметились сдвиги во внешней политике. СССР отказался от размещения ракет средней дальности в Европе, началась нормализация отношений с США, в предшествующий период фактически зашедших в тупик. Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к гигантским потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение промышленности обострило ситуацию в социальной сфере. Пришло понимание необходимости более глубоких преобразований, которые должны затронуть базовые конструкции сложившейся экономической и политической системы. 1987—1988 гг.: «гласность» и перестройка. Идеологической основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которой был найден в нэпе, а теоретическое обоснование— в последних работах В. И. Ленина. Закон «О государственном предприятии» (лето 1987) значительно расширял самостоятельность предприятий. Министерства готовили контрольные показатели экономического развития на год и на их основе устанавливали государственный заказ предприятию. Все, что производилось сверх госзаказа, можно было реализовать на выгодных условиях по свободным ценам. Предприятия самостоятельно устанавливали численность работников, уровень заработной платы. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это была попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. Но крупных результатов она не имела: госзаказ устанавливался на пределе возможностей предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась. В 1988 г. был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора). Существенных сдвигов в экономике не происходило. Сопротивление при этом росло. Горбачев принял сложное решение о подготовке реформы политической системы. Уже в январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности». Случилось невероятное: тираж популярных литературно-художественных журналов перевалил за миллион экземпляров. Страна бросилась наверстывать упущенное, читать то, что было у нее отнято в прежние годы. Общество решительно выступало за углубление реформ, голоса консерваторов в рядах КПСС тонули в требованиях ускорить преобразования. В 1988 г. XIX партконференция одобрила курс на создание правового социалистического государства, проведение на альтернативных началах выборов в новый высший орган власти— Съезд народных депутатов. В 1987 г. была сформулирована концепция нового политического мышления во внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, общечеловеческие ценности ставились выше классовых и партийных, универсальным способом решения международных проблем признавался баланс интересов (в противоположность балансу сил). На этой основе успешно развивались отношения со странами Запада, был разблокирован ряд региональных конфликтов (вывод советских войск из Афганистана, 1988). 1989—1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. Интерес к этим трансляциям был огромен: выступления депутатов А. Д. Сахарова, А. А. Собчака, Ю. Н. Афанасьева, Б. Н. Ельцина, Ю. А. Власова и др. становились фактом общественно-политической жизни. Между тем к 1990—1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы. Уже в 1989 г. возникло несколько политических партий разной направленности, выступавших против всевластия КПСС. В 1989 г. часть депутатов создала Межрегиональную группу во главе с Ельциным, которая выступила с программой радикальных реформ (рынок, демократия, отказ КПСС от монополии на власть и др.). В 1990 г. под мощным общественным давлением Пленум ЦК КПСС предложил снять из Конституции СССР статью о руководящей и направляющей роли партии. Между тем внутри КПСС наметился раскол на консервативное и реформаторское крыло. Ценой невероятных усилий раскола удалось избежать, но начался массовый отток из рядов КПСС. Резко обострились отношения центра и союзных республик. В 1990—1991 гг. состоялся так называемый «парад суверенитетов», когда все союзные республики объявили себя суверенными государствами. Горбачев пытался действовать силой (события в Тбилиси, Баку, Вильнюсе и др.), но остановить процесс уже не мог. В 1991 г. состоялись выборы Президента России. Им стал Б. Н. Ельцин. Проведенный в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что большинство граждан выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства. В 1989—1990 гг. фактически рухнула мировая система социализма. Революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы привели к победе демократических сил, ориентировавшихся на страны Запада. В 1990 г. произошло объединение Германии. В следующем году были распущены СЭВ и ОВД. Резко ухудшалось положение в экономике. Реформы приводили не к росту, а к снижению производства. Программа «500 дней», подготовленная либеральными экономистами и поддержанная руководством РСФСР, летом 1990 г. по существу была отвергнута. Трудности в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости настолько обострились, что правительство пошло на введение их нормированного распределения по карточкам. Ширилось забастовочное движение. В этих условиях консервативное крыло в КПСС и государственном аппарате предприняло попытку отстранить Горбачева, в 1990 г. избранного Съездом народных депутатов Президентом СССР, от власти и не допустить подписания нового союзного договора. 19 августа было объявлено о переходе власти Государственному комитету по чрезвычайному положению, Горбачев изолирован в Крыму, в Москву введена бронетехника. Центром сопротивления режиму ГКЧП стали президент, правительство и парламент РСФСР. У стен Дома правительства собрались десятки тысяч москвичей. 21 августа попытка государственного переворота была подавлена. Горбачев вернулся в Москву, но союзный договор так и не был подписан. В декабре 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом. Перестройке суждено было стать последней в XX в. попыткой реформировать социалистическую систему. Она потерпела крах. 56) На рубеже 80 – 90-х годов в СССР наблюдался всплеск национальных движений. 1990 г. ознаменовался односторонним решением некоторых союзных республик (в первую очередь Прибалтийских) о самоопределении и создании независимых национальных государств. Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в них своих президентов, введения новых названий. Республики стремились избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости. Реальная опасность неуправляемого распада СССР заставляла центр и республики искать путь к компромиссам и соглашениям, но Россия не могла оставаться в стороне от этого процесса. Главным событием, повлиявшим на все последующее развитие страны, стал 1-й Съезд Народных депутатов России, открывшийся 16 мая 1990 г. В повестку дня съезда был включен вопрос «О суверенитете России, Союзном Договоре и народовластии». 29 мая Б.Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР, а 30 мая на пресс-конференции он заявил, что после принятия Декларации о суверенитете России она станет самостоятельной и ее законы будут выше союзных. Ельцин предложил начать переговоры с республиками о новом Союзном договоре без каких-либо предварительных условий. 12 июня 1990 г. 1-м Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. Она стала рубежом как в развитии Российской Федерации, так и всего Советского Союза, который мог существовать до тех пор, пока Россия являлась объединяющим началом. В этот же день Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке Союзного договора из представителей всех республик. Совет предложил образовать Союз суверенных государств, сочетающий элементы федерации, конфедерации и сообщества. Выбор российских депутатов во многом был предопределен поведением других союзных республик, провозгласивших свою независимость. Вслед за Россией в течение нескольких месяцев декларации о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан. Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика развития национального движения подталкивала к радикальному решению – полной независимости. Суверенизация России положила начало двусторонним связям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских государств заявили об отказе участвовать в переговорах о заключении Союзного договора, но готовы вести переговоры о двустороннем договоре с Россией. Б.Ельцин говорил даже о едином фронте Прибалтийских государств и России против Центра. В августе состоялись консультации между рабочими группами Верховных Советов РСФСР и СССР по подготовке Союзного договора, а также консультативные встречи с представителями 12 союзных республик. 30-31 августа проходило совместное заседание Совета Федерации и Президентского совета, на котором было решено создать Подготовительный комитет по разработке нового Союзного договора в составе полномочных делегаций республик во главе с их высшими руководителями и при участии Президента СССР. 18-19 августа проект нового Союзного договора был направлен в Верховные Советы СССР и республик для обсуждения. 1 сентября было заключено соглашение о всестороннем сотрудничестве между РСФСР и Грузией. Россия заключила двусторонние соглашения с Киргизией, Казахстаном, Украиной, Литвой, Молдовой о межгосударственных отношениях и экономическом сотрудничестве. В высших эшелонах власти как в Москве, так и на местах зрела боязнь неуправляемого распада СССР, который мог принести неисчислимые бедствия народам. В декабре 1990 г. 4-й Съезд народных депутатов СССР обсудил проект Союзного договора и признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению договора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу сохранения Союза ССР. Фактически населению предлагалось обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства. Референдум состоялся 17 марта 1991г. В нем приняли участие 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса), из них 113,5 млн. высказались за сохранение Союза (76,4%). 23 апреля на встрече Президента и руководителей 9 республик в Ново-Огарево было принято «Совместное заявление», названное журналистами заявлением «9 + 1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Союзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу государственного единства страны, сколько в пользу обновления, понимаемого как закрепление суверенитета республик. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднациональной властной структурой оставалась партия. 22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного договора, Верховный Совет СССР потребовал привести текст договора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991г. Был создан Подготовительный комитет для разработки договора новой концепции Союза. Согласно этому документу республики получали больше прав, Центр из управляющего превращался в координирующий. В результате многие союзные структуры, прежде всего министерства и ведомства, кабинет министров, претерпели бы серьезные изменения. В руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел; все остальные должны были решаться на республиканском уровне. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. В пределах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять государственные языки. Языком межнационального общения объявлялся русский. Это соглашение должно было составить основу нового союзного договора, подписание которого намечалось на 20 августа. М.Горбачев собирался отдохнуть в Крыму. Незадолго до отпуска он встретился в Ново-Огареве с Б.Ельциным и Н.Назарбаевым. В конфиденциальной беседе речь шла о кадровых перестановках в высшем эшелоне власти СССР после подписания союзного договора. Говорилось о смещении премьер-министра В.Павлова, министра обороны Д.Язова, министра внутренних дел Б.Пуго и председателя КГБ В.Крючкова. 18 августа в Форос, где отдыхал Горбачев, прибыли высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур, потребовали у него введения на всей территории СССР чрезвычайного положения, но получили неожиданный отказ. Это сразу же превращало всех инициаторов в заговорщиков. Утром 19 августа было объявлено по радио о болезни Горбачева, и всю полноту власти взял Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав его входили Янаев, Павлов, Пуго, Крючков и др. ГКЧП обнародовал манифест, в котором говорилось о развале экономики и беспорядках в стране, об унижении советских людей за границей. Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановлении деятельности политических партий и общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки, о расформировании действовавших вопреки Конституции СССР структур власти, запрете митингов и демонстраций, установлении контроля над средствами массовой информации. Для того, чтобы успокоить население, предполагалось осуществить ряд экономических и социальных мер: снизить цены на отдельные товары, оказать помощь селу и др. Утром 19 августа Б.Ельцин издает ряд указов, которые квалифицируют действия ГКЧП как государственный переворот. В Москву были введены войска, объявлен комендантский час. Путчисты просчитались в главном – за годы перестройки советское общество сильно изменилось. Свобода стала для людей высшей ценностью, исчез страх. Замыслы ГКЧП провалились, гэкачеписты были арестованы, Горбачев был возвращен в Москву. 23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачеву фактически было предъявлено ультимативное требова
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.205.182 (0.019 с.) |