ТОП 10:

Противоречия модернизации и зарождение либерализма в период правления Екатерины II.



Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты ,(а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина II прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что характерно для просвещенного абсолютизма). Эту же цель преследовали оживленные сношения ее с Вольтером и французскими энциклопедистами и щедрые денежные подношения им.

Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так:

· Нужно просвещать нацию, которой должна управлять.

· Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы, учредить в государстве хорошую и точную полицию.

· Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

· Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Слабая поддержка либеральных идей в России. Ввести конституцию в XVIII в. не удалось ни могущественным членам

Верховного тайного совета в 1730 г., ни Екатерине II. А ведь в основе ее Наказа и

проекта конституционного Императорского совета, по словам А. Н. Медушевского,

лежало не только противопоставление законной монархии деспотическим режимам, где

единственным законом являлась изменяющаяся воля властелина, но и идеи неписаной

английской конституции, трактовавшей принцип разделения властей в пользу

королевской власти (с ее принципами Екатерина была знакома по произведениям

монархиста У. Блекстона). Однако все эти предложения не находили поддержки даже у

массы дворян, которая все еще ощущала себя служилым сословием и стремилась лишь

облегчить и сделать более прибыльными условия службы. Твердые законы, не

изменяемые одной лишь волей самодержца, его устным распоряжением, нужны были, как

ни странно, самой императорской власти для укрепления ее преемственности и

стабильности.

 

 

24) Поиск вариантов модернизации России в начале Х1Х в.: Сперанский, декабристы, «аракчеевщина».

Процесс модернизации подразумевает переход от аграрного общества к индустриальному через индустриализацию, т.е. промышленную революцию. Процесс модернизации характеризуется комплексом взаимосвязанных изменений в демографической, экономической, социальной и институциональной областях, тесно взаимосвязанных и потому оказывавших непосредственное влияние друг на друга.

 

По проекту М. М. Сперанского 1809-1810 гг. законодательную вертикаль должны были составить думы (волостная, уездная, губернская, Государственная). Избирательное право должны были получить мужчины с 25 лет, соответствующие определенному имущественному цензу, вплоть до государственных крестьян. Выборы не предполагалось сделать прямыми. Состав Государственной думы должен был утвердить император. Исполнительную власть должны были составить правления (волостное, уездное, губернское), министерства и правительствующий Сенат. «Власть исполнительная да подчинится законодательной», — формулировал основной принцип взаимоотношений Сперанский. Суды (волостной, уездный, губернский, судебный, Сенат) предполагалось сделать всесословными, гласными. Координирующая роль отводилась Государственному совету, который формировался императором. За императором сохранялись огромные полномочия в сфере законодательства, руководства вооруженными силами и внешней политикой. Он рассматривался как верховный арбитр, гарант единства страны, определяющий стратегию ее развития.
По предложению Сперанского и указу Александра I чиновники с определенного уровня (класса по Табели о рангах) для повышения в классе должны были предъявлять документ о наличии высшего образования или сдавать специальные экзамены. По предложению Сперанского были отменены придворные звания и чины. При ликвидации дефицита государственного бюджета в 1811 г. Сперанский впервые ввел подоходный налог на помещичьи доходы. Сперанского, которого какое-то время считали доверенным лицом императора (в должности государственного секретаря), возненавидело все дворянство, и особенно бюрократия.
В 1810 г. был создан Государственный совет, который был призван соединять все ветви власти. Члены Госсовета назначались царем. Государственный совет стал законосовещательным органом при императоре, заменил Сенат в этом качестве. Однако другие предложения Сперанского по реформе государственного строя не были реализованы, а некоторые нововведения (экзамены и т. п.) были тихо отменены. Сам Сперанский весной 1812 г. без объяснения причин был отправлен в ссылку. Александр I увидел угрозу своей неограниченной власти, от которой он не собирался отказываться.
Государственная дума была в России создана только в 1906 г. Всесословный суд появился в 1864 г. Принцип подчинения исполнительной власти законодательной не реализован до сих пор.

 

Аракчеевщина при Александре I:

 

  • Это политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права.
  • Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в насаждении палочной дисциплины в армии, в "чистке" университетов

 

Негативным явлением российской общественно-политической и государственной жизни первой четверти XIX века являлась: «аракчеевщина»

Наиболее ярким проявлением аракчеевщины стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания армии.

Учреждение военных поселений, ужесточение дисциплины в армии, гонения на инакомыслящих - все это получило название аракчеевщина

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.006 с.)