Организация как элемент властных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация как элемент властных отношений



 

В контексте организационного поведения отношения власти и влияния следует рассматривать на трех уровнях: индивидуальном, групповом и корпоративном.

Каждая современная организация выступает участником властных отношений — отношений, когда один или несколько субъектов рынка («субъекты власти») реализуют свою волю в отношении других («объектов власти») в какой-то определенной сфере деятельности («властном пространстве»). Властные отношения многолики и разнообразны: в большинстве случаев они неоднозначны, так как и объекты власти оказывают заметное воздействие на субъект. Властные отношения поддерживаются благодаря наличию у субъекта ресурсов власти — благ, атрибутов, компонентов, позволяющих ему влиять на принимаемые объектом власти решения и дающих ему преимущество в борьбе за власть. В организационном аспекте основными ресурсами власти являются финансовый капитал, информация, связи, а также возможность оказания лилового давления.

Любая организация, работающая в условиях конкурентной деловой среды, участвует в борьбе за власть, а также выступает элементом властных отношений во внешней среде. В этом качестве организация может проявляться с трех сторон:

1)как субъект власти, например власть корпораций (однако при этом власть организации всегда остается лишь маской, за которой скрывается власть конкретных лиц);

2)как властное пространство, подконтрольное какому-либо субъекту власти;

3)как ресурс власти, роль которого в современной экономике крайне велика.

Современная организация как субъект рыночных отношений участвует в борьбе за власть, чтобы достичь своих целей. При этом она вынуждена постоянно эволюционировать и трансформироваться. Стремление приобрести власть заставляет участников процесса рыночной конкуренции осуществлять инновации, предлагать новые продукты и услуги, активно продвигать свои товары на рынок. Как отмечал Й. Шумпетер, поведение предпринимателя-инноватора объясняется прежде всего не мотивами денежной выгоды, а желанием обрести власть и престиж, «создать свое собственное частное царство».

Деятельность организации в данном случае представляет собой «творческое разрушение», поскольку в борьбе за власть она, с одной стороны, создает новые продукты, услуги, процессы и организационные технологии, с другой стороны — вытесняет с рынка старые, т.е. уничтожает существующие на рынке центры власти. В этом случае динамика организационного развития представляет собой постоянный конфликт многочисленных «центров власти», сменяющих друг друга в процессе «творческого разрушения». При ж проявляется один из ключевых законов власти — закон тотальности власти, или «сохранения властной энергии»: при усилении одних субъектов власти с неизбежностью ослабевают другие, а все остальные субъекты, вступающие в борьбу за власть, «втягиваются в ее орбиту».

Таким образом, помимо внутриорганизационной среды властные отношения и борьба за власть в значительной степени действуют также и в межорганизационном пространстве. В результате характер межорганизационного взаимодействия и внутриорганизационных процессов обусловливает динамику и эффективность эволюции организации.

 

Термины

Власть

Влияние

Зависимость

Баланс власти

Пределы власти

Власть, основанная на принуждении (влияние через страх)

Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление)

Экспертная власть (влияние через разумную веру)

Эталонная власть (влияние с помощью примера, харизма)

Законная власть (влияние через традиции)

Убеждение

Участие персонала в управлении

Наделение властью

Партнерство

Закон тотальности власти

 

Изречения

Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно (Лорд Эктон).

Прежде чем повелевать, научись повиноваться (Солон).

Власть в каждом, кто вкусил сей плод, оставляет отраву вечного послевкусия ее незабываемой сладости (М. Джилас).


 

 

Чтобы вести людей за собой, иди за ними.

Лао Цзы (600г. до н.э.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.184.170 (0.006 с.)