Менеджер и организационное поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджер и организационное поведение



ГЛАВА 6

Менеджер и организационное поведение

 

6.1. Власть и влияние в организации

6.2. Лидерство и стили руководства

 

Самой важной способностью, которой должен

обладать руководитель, является способность

получения результатов через других.

В какой мере он умело передает власть, в той

мере умело руководит.

Л. Аллен

 

Власть и влияние в организации

Эффективность применения разных форм власти и влияния

 

Сфера применения и эффективность каждой формы власти и влияния зависит от результатов анализа имеющихся положительных и отрицательных сторон. Рассмотрим эффективные области применения каждой их описанных форм.

Влияние через страх эффективно для простых видов работ, при конфронтации менеджера с персоналом, управлении единообразными действиями, патологическом сопротивлении менеджеру со стороны персонала, престижной работе в случае большой конкуренции за рабочие места.

Влияние через положительное подкрепление целесообразно при управлении сложными видами работ, творческом характере трудовой деятельности, очень высокой зависимости эффективности управления от качества работы персонала, положительном отношении персонала к работе, разнообразии интересов и основных потребностей персонала.

Влияние через разумную веру более эффективно при низкой квалификации персонала, управлении новаторскими работами высокой сложности, необходимости использовать матричные структуры управления, высокой цене ошибки в выполнении работ, необходимости установления жесткой персональной ответст­венности за реализацию управленческих решений.

Влияние с помощью примера оптимально для управления персоналом в стрессовых ситуациях, при кризисе системы управления, объективном отсутствии возможностей использования чувствительных вознаграждений и санкций, большой доле в составе персонала склонных к экзальтации лиц, необходимости достижения быстрого результата любой ценой, для выполнения работ, когда фактор интенсивности труда важнее для успеха, чем квалификация персонал.

Влияние через традиции можно успешно применять, если существует необходимость консервации управленческих отношений, для работ в условиях стабильной внешней и внутренней среды, при необходимости безальтернативного поведения персонала, «возрастном» составе персонала, необходимости очень высокого качества трудовой деятельности, для управления традиционными ерами деятельности с постоянными клиентами. Преобладание той или иной формы власти зависит не только специфики организации, но и от развития общества в целом, культурного, образовательного и профессионального уровня работников и руководителей.

 

Термины

Власть

Влияние

Зависимость

Баланс власти

Пределы власти

Власть, основанная на принуждении (влияние через страх)

Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление)

Экспертная власть (влияние через разумную веру)

Эталонная власть (влияние с помощью примера, харизма)

Законная власть (влияние через традиции)

Убеждение

Участие персонала в управлении

Наделение властью

Партнерство

Закон тотальности власти

 

Изречения

Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно (Лорд Эктон).

Прежде чем повелевать, научись повиноваться (Солон).

Власть в каждом, кто вкусил сей плод, оставляет отраву вечного послевкусия ее незабываемой сладости (М. Джилас).


 

 

Чтобы вести людей за собой, иди за ними.

Лао Цзы (600г. до н.э.)

Лидерство и стили руководства

 

Сущность лидерства и лидера

Лидерство выступает важнейшим фактором в системе управления организационным поведением.

Лидерство — процесс оказания влияния на индивидов или группы лиц для достижения поставленных целей. Лидерство служит катализатором превращения возможности в реальность, оно пробуждает «вдохновенные» действия сотрудников. Как указывал П. Друкер, «лидерство — это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки».

Дискуссии о лидерстве более двух тысяч лет. Как социально-экономическое явление лидерство прошло длительный путь эволюции, основываясь сначала на физических, родовых, затем интеллектуальных, финансовых, экономических и других факторах. Оно представляет собой исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации их совместной деятельности. В своем становлении лидерство сначала выступало в принудительных форах по отношению к подчиненным, затем по мере созревания социальных и экономических отношений стало более свободным и осознанным вплоть до современных плюралистических моделей.

В организационном контексте лидерство многогранно: оно выступает как планирование, организация деятельности индивида, группы и всей организации и управление этой деятельностью.

К главным элементам процесса лидерства относятся влияние, поддержка, обеспечение добровольного участия и достижение цели. Как специфический тип отношений управления лидерство означает процесс социального взаимодействия и влияния, базирующийся на установлении коммуникаций.

В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Как 'считал У. Бланк, «последователи — это союзники, которые представляют обязательную оборотную сторону медали, называемой лидерством». В поведении персонала лидерство позволяет заменить отношения «начальник — подчиненный» отношениями «лидер — последователь».

Можно назвать следующие факторы, составляющие основу лидерства:

• объективные и субъективные;

• формальные (инструментальные) и неформальные (эмоциональные);

• внешние и внутренние;

• личностные и ситуационные.

Формальным лидерством называется процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности. Неформальное лидерство означает процесс влияния на основе авторитета, доверия, уважения, способностей или других ресурсов.

Идеальным является сбалансированное и гармоничное сочетание всех основ лидерства.

Лидер (от англ. leader— ведущий руководитель) — лицо (группа лиц), которое может оказывать реальное влияние на поведение работников. Основная роль лидера состоит в оказании направленного воздействия на других лиц, цель которого — побуждение их к движению к определенным целям. По выражению Дж. Хейдера, «лидер помогает другим найти их собственный успех».

Понятия «менеджер» и «лидер» не совпадают. Формальный руководитель — не всегда лидер, а эффективный лидер — не всегда одновременно и эффективный управляющий. Различия между ними представлены в табл. 6.1.

Таблица 6.1.

Теории личных качеств

Теории личных качеств лидера (теории черт) начали формироваться в 30-е годы XX в., они объясняют лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств. По данным анализа результатов 20 исследований выявили свыше 80 таких характеристик: физиологических, психологических, интеллектуальных, деловых, личностных. При этом наиболее общими чертами эффективного лидера выступают: честолюбие, энергичность, честность и прямота, уверенность в себе, адаптивность, способности и знания. Особенно ярко эти качества проявляются у известных выдающихся лидеров (теория «великих людей»).

Р. Стогдилл проанализировал 163 посвященные данной проблеме научные работы, опубликованные в течение 20 лет, и обобщил содержащуюся в них информацию (табл. 6.3).

Таблица 6.3.

Таблица 6.5.

Стили руководства

Важное значение для формирования поведения персонала в орга­низации и достижения целей управления имеет выбор менеджером адекватного стиля руководства.

Стиль руководства (от лат. stylus, греч. stylos — стерженек для письма) — относительно устойчивая совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем для оказания влияния в процессе управления. Стиль представляет собой инди­видуальный «почерк» руководителя, отражающий используемый конкретным лицом набор методов решения задач управления.

Каждый менеджер обладает индивидуальным стилем, который формируется в зависимости от следующих факторов:

• модели поведения руководителя;

• типа власти;

• степени делегирования полномочий;

• контактов с внешней средой;

• форм коммуникаций с персоналом;

• способов влияния на персонал;

• профессиональной компетентности;

• личностных характеристик. «Стиль руководства» — понятие системное и динамическое. Он характеризует общую и профессиональную культуру руководите-, совокупность его психологических и интеллектуальных ка­сте, позволяющих наиболее рационально взаимодействовать с ементами внутренней и внешней среды организации. Выделяют разные стили руководства:

1) по целевой ориентации:

а) руководство, ориентированное на задачи, которое направлена достижение целей деятельности путем строгого соблюдения управленческих функций и процедур,

б) руководство, ориентированное на сотрудников, предусматривающее регулирование межличностных отношений и развитие человеческого потенциала в организации;

2) по степени делегирования полномочий:

а) авторитарный, который характеризуется волевым принятием решений,

б) коллегиальный (коллективный), который характеризуется совместными (кооперативными) приемами обсуждения проблем, принятия решений и их реализации;

3) по степени регламентации отношений:

а) формальный — строгая регламентация деятельности исполнителей,

б) неформальный, возникающий при невозможности или нецелесообразности полностью регламентировать производственную деятельность персонала;

4) по степени продуктивности:

а) позитивный, который направлен на формирование благориятного психологического климата и производственной среды в организации,

б) негативный, который основан на применении взысканий и других материальных и дисциплинарных санкций;

5) по объему власти руководителя: а) авторитарный, демократический, в) либеральный.

В управленческой практике разные стили руководства, как правило, выступают во взаимосвязи и взаимообусловленности. В основ" определения содержания каждого стиля лежит доминантный при! знак взаимодействия руководителя с нижестоящими сотрудниками" который определяет ведущую ориентацию лидера: на решение про­изводственных проблем или развитие человеческих ресурсов.

С прикладной точки зрения наибольшее значение имеет рас­смотрение авторитарного, демократического и либерального стилей, характеристика которых в систематизированном виде приве­дена в табл. 6.6.

Таблица 6.6.

Термины

Лидерство

Лидер

Последователи

Личностный, поведенческий, ситуационный подходы

Законы лидерства

Теория личностных качеств

Теория «X» и «Y» МакГрегора

Теория Левина

Континуум стилей руководства Лайкерта

Управленческая решетка Блейка и Моутон

Модель руководства Фидлера

Подход «путь — цель — лидерство» Митчела и Хауса

Теория Герси и Бланшарда

Модель принятия решений Врума и Йеттона

Стили руководства (авторитарный, демократический, либеральный, пред­принимательский)

Трансформационное, харизматическое, адаптивное руководство Преобразующее лидерство

Изречения

• Успех — вот что создает великих людей (Наполеон I).

• Самый совершенный лидер — это тот, о существовании которого люди практически не догадываются. Лидер средней руки — тот, кого люди слушают и восхваляют, плохой лидер — тот, кого люди презирают. Но о хорошем лидере, который мало говорит, когда работа сделана и цель достигнута, люди скажут: «Мы сделали это сами» (Л. Цзы).

• Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей (Э. Атос).

ГЛАВА 6

Менеджер и организационное поведение

 

6.1. Власть и влияние в организации

6.2. Лидерство и стили руководства

 

Самой важной способностью, которой должен

обладать руководитель, является способность

получения результатов через других.

В какой мере он умело передает власть, в той

мере умело руководит.

Л. Аллен

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.110.162 (0.051 с.)