Отраслевое равновесие спроса и предложения по моделям Вальраса и Маршала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отраслевое равновесие спроса и предложения по моделям Вальраса и Маршала.



В результате взаимодействия большого числа продавцов и покупателей на конкурентном рынке продавцы реализуют свой товар, а покупатели приобретают его. Следовательно, на рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением. Такое состояние рынка называется равновесным.

Равновесие спроса и предложения достигается в точке Е, в которой пересекаются кривые спроса и предложения, называется точкой равновесия; PЕ – равновесная цена; QЕ – равновесный объем производства.

Существует несколько подходов (моделей) к анализу установления равновесной цены: модель Вальраса, Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса и предложения. Если существует избыток спроса Q 2Q 1 при цене Р 1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цен до тех пор, пока не исчезнет избыток.

В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению его и установлению цены равновесия.

 

Главным же в подходе А. Маршалла при формировании равновесия является разность цен между низкой ценой Р 1 и высокой – Р 2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цен спроса и цен предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены.

Короткий период в деятельности фирм (когда нельзя изменить используемые ресурсы) лучше характеризуется моделью Л. Вальраса; длительный (при возможном изменении всех ресурсов) – моделью А. Маршалла.

 

Методы расчета агрегированных показателей: метод расчета по доходам, метод расчета по расходам и добавленной стоимости. Понятие номинального и реального ВНП. Дефлятор ВНП и индекс потребительских цен.

ВНП представляет собой суммарную рыночную стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. Три способа измерения ВНП (ВВП): 1) по расходам; 2) по добавленной стоимости; 3) по доходам.

Расчет ВНП по расходам. В данном случае, суммируются расходы всех экономических субъектов: домашних хозяйств, фирм, государства и заграницы:

Y (ВНП) = C + I + G + Xn, где Cличные потребительские расходы (расходы домашних хозяйств на приобретение товаров длительного пользования и текущее потребление услуг, кроме покупки жилья); I – валовые инвестиции (производственные капиталовложения, инвестиции в жилищное строительство, инвестиции в запасы). Валовые инвестиции – сумма чистых инвестиций и амортизационных отчислений; Gгосударственные закупки товаров и услуг, не включаются трансфертные платежи; Xnчистый экспорт экономических благ за рубеж - определяется как разность между экспортом и импортом.

Расчет ВНП по добавленной стоимости. Суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Добавленная стоимость – разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и уплаченной за приобретение факторов производства у других фирм.

Расчет ВНП по доходам. Суммируются все виды факторных доходов (например, заработная плата, прибыль, проценты, рента и т.п.) и два элемента, не являющиеся доходами (амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги-субсидии)).

Различают номинальный и реальный ВНП. Номинальный ВНП– это ВНП, подсчитанный в текущих ценах. В макроэк-й теории его обозначают символом PQ, где P означает индекс цен, а Q–физический объем пр-ва. Реальный ВНП –это фактический объем выпуска пр-ции, рассчитанный в ценах базисного года. Для вычисления реального ВНП необходимо использовать индекс цен. Индекс цен – показатель, демонстрирующий изменение цен отдельных благ во времени.
Реальный ВНП(Q)= номинальный ВНП(PQ)/ дефлятор ВНП(P), дефлятор –ценовой индекс, который измеряет изменение цен от года к году и равен выраженному в процентах частному от деления уровня цен в году Х на уровень цен в базовом году.. Дефлятор ВНП измеряет интенсивность инфляции или обратного процесса–дефляции, когда наблюдается снижение общего уровня цен в стране. Если величина индекса цен оказалась больше 1, то имеет место инфляция, наоборот – дефляция. Дефлятор ВНП явл. всеобъемлющим индексом цен, применимым для измерения абсолютного уровня цен. Сущ. несколько ИПЦ: индекс Ласпейреса, индекс Пааше, индекс Фишера.

 

 

9. Теория потребительского поведения. Полезность. Свойства полезности. Общая и предельная полезность блага. Закон убывающей предельной полезности. Рациональный выбор потребителя. Правило максимизации полезности в подходах кардиналитов (количественный подход) и ординалистов (порядковый подход).

Рациональный потребитель должен так рас­пределить свои расходы, чтобы максимально удовлетворить по­требности при условии ограниченного дохода. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на товары и услуги с учетом их доходов и личных субъективных предпочтений.

В основе потребления товаров и услуг лежит их способность удовлетворять потребности человека. Полезность - способность экономического блага удовлетворять человеческие потребности. Она служит критерием отбора, показывает насколько необходимо то или иное благо потребителю в данных условиях.

О бщая полезность (ТU) - мера общего удовлетво­рения, полученного от потребления определенного набора единиц блага за определенный период времени, предельная полезность (MU)– дополнительная полез­ность, полученная от каждой последующей единицы потребитель­ского блага. Единица измерения – ютиль.

Кардиналистский подход.

Закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения потребления блага предельная полезность каждой дополнительной единицы одного и того же блага за относительно короткий промежуток времени будет уменьшаться.

Правило максимизации полезности: , где MUx, MUy, MUz – предельные потребности благ x, y, z; Px, Py, Pz – цены благ.

Доход потребителя должен распределяться таким образом, чтобы последний рубль, потраченный на приобретение каждого блага x, y, z, приносил бы одинаковую предельную полезность MU.

Другой подход - ординалистский, в рамках которого считается достаточным лишь определение того, какой товар или набор товаров является для потребителя более предпочтительным по сравнению с другими. Применение этого подхода позволило ввести «кривые безразличия» для анализа механизмов соотношения товаров на рынке и их обмена. Кривая безразличия представляет собой все возможные комбинации 2х товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Факт уменьшения предельной полезности выражается в отказе отданного товара в пользу другого. Понятие предельной полезности товара заменено на категорию «предельной нормы замещения двух товаров» (MR Sxy) – это количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.005 с.)