Рынок: определение, условия возникновения, структура, функции. Понятие рыночной конкуренции и ее виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: определение, условия возникновения, структура, функции. Понятие рыночной конкуренции и ее виды.



Рынок – форма денежно-товарного обмена.

Условия возникновения:

1. Общественное разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

2. Экономическая обособленность производителей. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности.

3. Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

Функции рынка:

1. Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена

2. Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.

3. Информационная функция рынка проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает субъектам экономики объективную информацию о характере их дальнейшего поведения.

4. Стимулирующая функция рынка заключается в том, что при изменении рыночной ситуации, когда объективно снижаются цены и сокращается производство того или иного товара, его производитель изыскивает возможность уменьшения издержек производства, внедряя новую технику и более совершенную технологию.

5. Санирующая функция рынка обеспечивает с помощью конкуренции очищение экономики от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и способствует развитию более предприимчивых и эффективных.

Рыночная экономика характеризуется сложной структурой. Ее классифицируют по различным критериям. Основными из них являются:

1. По характеру объекта товарного обмена различают рынки товаров и услуг, рынки капитала, рабочей силы, ценных бумаг, рынки земли и природных ресурсов и др.

2. По форме конкуренции выделяют рынки совершенной и несовершенной конкуренции.

Конкуренция – соперничество на рынке за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализацию товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли. Конкуренция сопровождается совершенствованием производства и снижением цен на выпускаемые товары, т. е. приводит к повышению уровня жизни в стране.

Конкуренция бывает внутриотраслевой и межотраслевой, совершенной и несовершенной. Свободная (совершенная) конкуренция основана на частной собственности, связь между товаропроизводителем и покупателем осуществляется через рынок. Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной.

 

 

Спрос и предложение: понятие, закон, кривая, функция. Виды неценовых факторов, влияющих на величину спроса и предложения. Понятие эластичности спроса и предложения. Коэффициенты эластичности спроса и предложения.

Спрос - этоплатежеспособная потребность. Закон спроса – при прочих равных условиях, снижение цены приводит к увеличению количества покупаемых товаров и наоборот.

QD = f (P) спрос – функция от цены. Кривая спроса показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент.

К неценовым факторам, оказывающим влияние на спрос, относятся: 1. Изменения в доходах населения. 2. Изменения в структуре населения. 3. Изменение цен на другие товары. 4. Изменение вкусов потребителей, моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.

Эластичность – мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение их процентных изменений.

Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность.

Степень чувствительности спроса к изменению цены называется ценовой эластичностью спроса. Она определяется по формуле: где EDP – коэффициент эластичности спроса по цене; ∆ QD – измененный объем спроса, ∆ Р – изменение цены.

Эластичность спроса по доходу (EDJ) – отношение процентного изменения объема спроса на товар и процентному изменению дохода, т.е. где, ∆ J – измененный доход.

Перекрестная эластичность (EDАВ) – процентное изменение спроса на товар (А) относительно изменения цен на товар (В):

Предложение - это желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке. Закона предложения: при прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

QS = f (P) предложение – функция от цены. Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени

К неценовым факторам относятся: 1. Изменение издержек – затрат фирмы. 2. Количество продавцов на рынке. 3. Налоги и субсидии. 4. Природные катастрофы, войны.

Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения где ∆ Qs – измененная величина предложения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.005 с.)