Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет экономической теории, основны проблемы и объекты исследования. Методы и модели экономического анализа.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет экономической теории, основны проблемы и объекты исследования. Методы и модели экономического анализа. Экономика (экономическая теория) - это наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства благ (ценных товаров и услуг) и распределения их среди экономических агентов. Основные идеи экономики: потребности безграничны, блага редки, и, следовательно, общество должно использовать свои ресурсы эффективно. Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат. 2 уровня: - микроэкономический - уровень конкретных фирм и домохозяйств, отдельных товаров и ресурсов, отраслей и рынков; - макроэкономический - уровень экономики в целом, либо основных ее подразделений, сфер и проблем. Так анализ выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фирмами и даже отраслью на конкретном рынке - микроэкономика, анализ общего выпуска всех видов продукции и ее реализация в стране и мире - макроэкономика. Методы экономических исследований. Основными методами, используемыми экономической теорией при изучении хозяйственных явлений выступают: - метод формальной логики; - диалектический метод; - метод экономико-математического моделирования; - экономический эксперимент. Формальная логика - это изучение мысли с точки зрения её структуры, формы. Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы общества и человеческого мышления. Э кономический эксперимент, т.е. искусственное воспроизведение или изменение экономического явления с целью достижения ожидаемых, заранее предсказанных результатов. Экономическая модель - это описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Исходные данные модели наряду с фактами и понятиями содержат гипотезы, истинность которых может быть еще не доказана. Решение модели состоит в выявлении новых ранее неизвестных свойств изучаемого объекта. Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой - служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями. Различают следующие виды моделей: - в зависимости от объекта исследования: оптимизационные и равновесные; - по сфере охвата: макро-, мезо- и микроэкономические; - по времени и характеру действия: статические и динамические; - по степени структуризации: малоразмерные и многоразмерные; - по характеру взаимосвязи элементов: линейные и нелинейные, детерминистские и стохастические и т.д. Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двумерном пространстве, при помощи графиков. Графики – это изображение зависимости между двумя и более переменными.
Общие проблемы экономического развития: понятия «потребности», «экономического блага», «факторы производства (экономические ресурсы)». Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов: проблема выбора. Экономика изучает удовлетворение потребностей человека, в условии ограниченности ресурсов. Потребности – нужда в чем-либо, отсутствие чего-либо, внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности: 1. Первичные (еда, жилье, одежда) 2. Вторичные (образование, путешествия, культурные потребности и потребности в роскоши) Так же потребности различают: индивидуальные, коллективные. Потребности - безграничны. Благами называются средства, удовлетворяющие потребности. Одни из них имеются в неограниченном количестве, другие – ограничены (экономические блага). Виды экономических благ: материальные (продукты питания, одежда); нематериальные – услуги (перевозка грузов, химчистка, салон красоты). Экономические блага также делят на долговременные и недолговременные, взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). Для получения экономических благ нужны дополнительные средства – ресурсы. Экономические ресурсы – это факторы, используемые для производства потребительских благ. Ресурсы: 1.Земля; 2.Труд; 3.Капитал; 4. Предпринимательские способности. Играет роль информационный фактор Ресурсы - ограничены. Многообразие потребностей в условиях ограниченности ресурсов приводит к проблеме выбора одного из альтернативных вариантов.
Политическая экономия. Второй этап представлен меркантилизмом, физиократией и классической школой политэкономии. Согласно меркантилистам, богатство - это деньги, а деньги - это золото и серебро. Товар имеет стоимость потому, что он покупается за деньги. Источник богатства - внешняя торговля. Формирование классической политической экономии было подготовлено развитием капитализма. Представители французской классической политической экономии – физиократы – источник прироста капитала искали в земледелии, а «чистый доход» рассматривали как дар природы. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель. Адам Смит, родоначальник классической экономической науки, впервые в систематическом виде изложил теорию экономического развития на основе действия механизма рынка. А. Смит значительное место в своих исследованиях посвятил трудовой теории стоимости. Анализ понятия естественной цены приводит Смита к выделению в ней трех основных частей: заработной платы, прибыли и ренты, каждая из которых представляет собой чей-то доход. Соответственно, можно говорить о трех основных классах общества. Идею классового строения общества развивает Давид Рикардо. Он открыто формирует экономическую противоположность классов буржуазного общества – капиталистов и пролетариата. Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассмотрели капиталистическое богатство с позиций пролетариата. Фундаментальный труд К. Маркса «Капитал» положил начало марксистской политэкономии, которую еще называют политэкономией труда. Экономическая организация общества. Модель народно-хозяйственного кругооборота в различных экономических системах: простейшая модель на микроуровне и модель открытой экономики. Характеристика сфер воспроизводственного цикла – производство, распределение, обмен, потребление. Типы экономических систем: рыночная, командная, традиционная, смешанная экономика. Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, структуру общества, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления. Человеческие потребности могут быть удовлетворены различными способами и с помощью различных средств. Т.е. с развитием общества появилось производство. Любой продукт производится, т. е. на его создание затрачивается определенное количество ресурсов. Потребление - это конечный пункт и смысл производственного процесса. Где произведенный товар является экономическим объектом. Распределение – определение части или объема товара, который поступает к потреблению к участникам экономических отношений. Обмен – та стадия движения общественного продукта, которая доставляет произведенные продукты субъектам экономической деятельности. В современной экономической теории выделяют традиционную, рыночную, командную и смешанную экономику. 1.Рыночная экономика характеризуется тем, что она основана на частной собственности, своде выбора и конкуренции. Рыночная экономика ограничивает роль правительства, и основана на личном интересе. 2.Командная противоположна рыночной. И описывается как система, в которой доминирует общественная государственная собственность на средства производства, коллективное принятие решений и централизованное руководством посредством государственного планирования. Характерные черты - государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение технического прогресса, что вызывает дефицит. 3.Традиционная экономическая система. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освещенными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин, предписаний вождя или феодалов. 4.Смешанная включает себя, элементы рыночной и командной экономики, т.е. механизм рынка дополняется государственным регулированием. Спрос и предложение: понятие, закон, кривая, функция. Виды неценовых факторов, влияющих на величину спроса и предложения. Понятие эластичности спроса и предложения. Коэффициенты эластичности спроса и предложения. Спрос - этоплатежеспособная потребность. Закон спроса – при прочих равных условиях, снижение цены приводит к увеличению количества покупаемых товаров и наоборот. QD = f (P) спрос – функция от цены. Кривая спроса показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент. К неценовым факторам, оказывающим влияние на спрос, относятся: 1. Изменения в доходах населения. 2. Изменения в структуре населения. 3. Изменение цен на другие товары. 4. Изменение вкусов потребителей, моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой. Эластичность – мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение их процентных изменений. Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность. Степень чувствительности спроса к изменению цены называется ценовой эластичностью спроса. Она определяется по формуле: где EDP – коэффициент эластичности спроса по цене; ∆ QD – измененный объем спроса, ∆ Р – изменение цены. Эластичность спроса по доходу (EDJ) – отношение процентного изменения объема спроса на товар и процентному изменению дохода, т.е. где, ∆ J – измененный доход. Перекрестная эластичность (EDАВ) – процентное изменение спроса на товар (А) относительно изменения цен на товар (В): Предложение - это желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке. Закона предложения: при прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от изменения цены. QS = f (P) предложение – функция от цены. Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени К неценовым факторам относятся: 1. Изменение издержек – затрат фирмы. 2. Количество продавцов на рынке. 3. Налоги и субсидии. 4. Природные катастрофы, войны. Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения где ∆ Qs – измененная величина предложения.
Методы расчета агрегированных показателей: метод расчета по доходам, метод расчета по расходам и добавленной стоимости. Понятие номинального и реального ВНП. Дефлятор ВНП и индекс потребительских цен. ВНП представляет собой суммарную рыночную стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. Три способа измерения ВНП (ВВП): 1) по расходам; 2) по добавленной стоимости; 3) по доходам. Расчет ВНП по расходам. В данном случае, суммируются расходы всех экономических субъектов: домашних хозяйств, фирм, государства и заграницы: Y (ВНП) = C + I + G + Xn, где C – личные потребительские расходы (расходы домашних хозяйств на приобретение товаров длительного пользования и текущее потребление услуг, кроме покупки жилья); I – валовые инвестиции (производственные капиталовложения, инвестиции в жилищное строительство, инвестиции в запасы). Валовые инвестиции – сумма чистых инвестиций и амортизационных отчислений; G – государственные закупки товаров и услуг, не включаются трансфертные платежи; Xn – чистый экспорт экономических благ за рубеж - определяется как разность между экспортом и импортом. Расчет ВНП по добавленной стоимости. Суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Добавленная стоимость – разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и уплаченной за приобретение факторов производства у других фирм. Расчет ВНП по доходам. Суммируются все виды факторных доходов (например, заработная плата, прибыль, проценты, рента и т.п.) и два элемента, не являющиеся доходами (амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги-субсидии)). Различают номинальный и реальный ВНП. Номинальный ВНП– это ВНП, подсчитанный в текущих ценах. В макроэк-й теории его обозначают символом PQ, где P означает индекс цен, а Q–физический объем пр-ва. Реальный ВНП –это фактический объем выпуска пр-ции, рассчитанный в ценах базисного года. Для вычисления реального ВНП необходимо использовать индекс цен. Индекс цен – показатель, демонстрирующий изменение цен отдельных благ во времени.
9. Теория потребительского поведения. Полезность. Свойства полезности. Общая и предельная полезность блага. Закон убывающей предельной полезности. Рациональный выбор потребителя. Правило максимизации полезности в подходах кардиналитов (количественный подход) и ординалистов (порядковый подход). Рациональный потребитель должен так распределить свои расходы, чтобы максимально удовлетворить потребности при условии ограниченного дохода. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на товары и услуги с учетом их доходов и личных субъективных предпочтений. В основе потребления товаров и услуг лежит их способность удовлетворять потребности человека. Полезность - способность экономического блага удовлетворять человеческие потребности. Она служит критерием отбора, показывает насколько необходимо то или иное благо потребителю в данных условиях. О бщая полезность (ТU) - мера общего удовлетворения, полученного от потребления определенного набора единиц блага за определенный период времени, предельная полезность (MU)– дополнительная полезность, полученная от каждой последующей единицы потребительского блага. Единица измерения – ютиль. Кардиналистский подход. Закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения потребления блага предельная полезность каждой дополнительной единицы одного и того же блага за относительно короткий промежуток времени будет уменьшаться. Правило максимизации полезности: , где MUx, MUy, MUz – предельные потребности благ x, y, z; Px, Py, Pz – цены благ. Доход потребителя должен распределяться таким образом, чтобы последний рубль, потраченный на приобретение каждого блага x, y, z, приносил бы одинаковую предельную полезность MU. Другой подход - ординалистский, в рамках которого считается достаточным лишь определение того, какой товар или набор товаров является для потребителя более предпочтительным по сравнению с другими. Применение этого подхода позволило ввести «кривые безразличия» для анализа механизмов соотношения товаров на рынке и их обмена. Кривая безразличия представляет собой все возможные комбинации 2х товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Факт уменьшения предельной полезности выражается в отказе отданного товара в пользу другого. Понятие предельной полезности товара заменено на категорию «предельной нормы замещения двух товаров» (MR Sxy) – это количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара Экономическое назначение основного и оборотного капиталов предприятия. Понятие и назначение амортизации. Методы начисления амортизации. Показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия. Первоначальное формирование финансовых ресурсов предприятия начинается в момент его учреждения. Для этого нужно создать уставной капитал. Из уставного капитала формируют основной и оборотный капитал. Основной капитал - материальные ценности, используемые в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг. Основной капитал называют единовременными затратами, т.к. они осуществляются при организации производства, а приносят отдачу на протяжении длительного периода. Оборотный капитал – это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции, полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт в течение одного производственного цикла. Оборотный капитал предназначен для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции. Амортизация - износ основных фондов в процессе их производственного функционирования, выраженный в денежной форме. Назначение амортизационных отчислений состоит в накоплении денежных средств в размерах, необходимых для воспроизводства в натуральной форме выбывающих из производства по истечении нормативного срока службы основных фондов. Амортизация объектов основных фондов производится одним из следующих способов начисления: - линейным; - уменьшаемого остатка; - списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; - списания стоимости пропорционально объему продукции. Анализ результатов деятельности предприятия осуществляется с помощью экономических показателей: прибыль, рентабельность, ликвидность, платежеспособность, производительность, фондоотдача. Под рентабельностью понимают сумму прибыли, полученную на единицу вложенного капитала. Общая рентабельность определяется отношением прибыли к капиталу. Прибыль – разность между суммой денег, вырученных от продажи продукции и ее себестоимостью. Л иквидностью - способность предприятия превращать имущество в денежные средства с наименьшими издержками. Показатель фондоотдачи, характеризует какой объем выпуска продукции приходится на каждый рубль стоимости основных фондов. Платежеспособность предприятия – это его способность выдержать убытки. Производительность – это показатель для характеристики интенсивности процесса производства. Производительность измеряется в количестве выпущенной продукции за единицу времени.
Рынок труда: спрос и предложение. Предложение труда с точки зрения фирмы, нанимающей услуги труда на конкурентном рынке. Индивидуальная кривая предложения труда. Выбор между трудом и отдыхом: эффекты дохода и замещения свободного времени трудом. Рынок труда - это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связь между фирмами и формирующих под воздействием спроса и предложения цену труда. Субъектами рынка труда являются: - работники и работодатели; - посредники между работниками и работодателями (службы занятости); -представители интересов работников (профсоюзы) и работодателя (союз предпринимателей). Основные функции рынка труда: - посредническая - соединение продавца и покупателя труда; - ценообразующая, так как в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда устанавливается заработная плата; - экономическая - вследствие того, что труд является важнейшим производственным фактором, рынок труда регулирует и рационально использует его при производстве товаров и услуг с целью максимизации прибыли; - социальная - рынок труда, являясь источником дохода и фонда ожидаемых средств для воспроизводства рабочей силы, определяет социальный статус человека в обществе; - стимулирующая - современный рынок труда обладает рядом материальных и нематериальных стимулов, усиливающих конкурентоспособность между работниками в высокопроизводительном труде путем повышения уровня профессионального образования и квалификации, мобильности. Однако и по сей день заработная плата остается самым универсальным стимулом; -приведение отраслевой, территориальной, профессионально- квалификационной структуры занятости в соответствие с отраслевой территориальной структурой общественного производства; - выявление численности безработных, видов, характера безработицы. На рынок труда влияют: -демографическая ситуация в стране; -численность трудоспособного населения; -экономическая активность трудоспособного населения; -продолжительность годового рабочего времени; -процессы миграции; -существующая рыночная конъюнктура; -структура экономики; -фазы экономического цикла; -уровень технического развития страны; -степень монополизации рынка и др. Необходимо рассмотреть особенности функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Спрос на труд и предложению труда. Спрос на труд исходит от государства и фирм, а предложение - от домашних хозяйств. Спрос на труд - это количество труда, которое предприниматель желает и может купить но рыночной цене труда в данный период и ори прочих равных условиях. Между уровнем заработной платы и спросом на труд существует обратная зависимость, которая выражается кривой спроса на труд, имеющей отрицательный наклон. Рис. 8.1. Кривая спроса на труд Спрос на труд, как и на всякий ресурс, является производным, т.е. зависит от спроса на товары и услуги (блага), которые производятся с помощью данного вида труда. Совокупный (рыночный) спрос на труд в условиях совершенной конкуренции устанавливается суммированием спроса на труд индивидуальных фирм. Предложение труда представляет собой количество труда, которое работники готовы предложить предпринимателям при каждом конкретном уровне заработной платы. Совокупное предложение труда в обществе определяют следующие факторы: -общая численность населения; -количество трудоспособного населения; -количество времени труда в течение дня, недели, года; -качество труда; -квалификация работника; - уровень материального положения работников. Предложение труда тем выше, чем выше уровень заработной платы, что и находит отражение в кривой предложения труда, имеющей положительный наклон Рис. 8.2. Кривая предложения труда Специфика предложения труда: -эффект замещения; -эффект дохода. Эффект замещения возникает, когда при высокой заработной плате свободное время (досуг) рассматривается как потенциальный убыток. Час досуга кажется все более дорогим, и работник предпочитает вместо досуга работать. Это ведет к увеличению предложения труда. Однако при дальнейшем росте заработной платы преобладает эффект дохода. Он возникает тогда, когда высокая заработная плата рассматривается как источник возможности увеличения досуга, а не труда, который в этом случае рассматривается как низший товар. Поэтому с ростом дохода предложение труда уменьшается, что находит. Рис. 8.4. Кривая индивидуального предложения труда На графике SL - кривая предложения труда; С - точка критического перехода от роста предложения труда, связанного с «эффектом з3мешения», к уменьшению предложения труда, зависящего от «эффекта дохода». Предмет экономической теории, основны проблемы и объекты исследования. Методы и модели экономического анализа. Экономика (экономическая теория) - это наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства благ (ценных товаров и услуг) и распределения их среди экономических агентов. Основные идеи экономики: потребности безграничны, блага редки, и, следовательно, общество должно использовать свои ресурсы эффективно. Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат. 2 уровня: - микроэкономический - уровень конкретных фирм и домохозяйств, отдельных товаров и ресурсов, отраслей и рынков; - макроэкономический - уровень экономики в целом, либо основных ее подразделений, сфер и проблем. Так анализ выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фирмами и даже отраслью на конкретном рынке - микроэкономика, анализ общего выпуска всех видов продукции и ее реализация в стране и мире - макроэкономика.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.177 (0.011 с.) |