Предмет экономической теории, основны проблемы и объекты исследования. Методы и модели экономического анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет экономической теории, основны проблемы и объекты исследования. Методы и модели экономического анализа.



Предмет экономической теории, основны проблемы и объекты исследования. Методы и модели экономического анализа.

Экономика (экономическая теория) - это наука о том, как об­щество использует редкие ресурсы для производства благ (ценных товаров и услуг) и распределения их среди экономических агентов. Основные идеи экономики: потребности безграничны, блага редки, и, следовательно, общество должно использовать свои ресурсы эффективно. Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.

2 уровня: - микроэкономический - уровень конкретных фирм и домохозяйств, отдельных товаров и ресурсов, от­раслей и рынков; - макроэкономический - уро­вень экономики в целом, либо основных ее подразделений, сфер и проблем.

Так анализ выпуска конкретной продукции и ее продаж отдель­ными фирмами и даже отраслью на конкретном рынке - микроэконо­мика, анализ общего выпуска всех видов продукции и ее реализация в стране и мире - макроэкономика.

Методы экономических исследований.

Основными методами, используемыми экономической теорией при изучении хозяйственных явлений выступают:

- метод формальной логики; - диалектический метод; - метод экономико-математического моделирования; - экономический эксперимент.

Формальная логика - это изучение мысли с точки зрения её структуры, формы.

Диалектика - это наука о наи­более общих законах развития природы общества и человеческого мышления.

Э кономический эксперимент, т.е. искусственное воспроизведение или изменение экономического явления с целью достижения ожидаемых, заранее предсказанных результатов.

Экономическая модель - это описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Исходные данные модели наряду с фактами и понятиями содержат гипотезы, истинность которых может быть еще не доказана. Решение модели состоит в выявлении новых ранее неизвестных свойств изучаемого объекта. Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой - служит его преобразова­нию в соответствии со сформулированными целями.

Различают следующие виды моделей:

- в зависимости от объекта исследования: оптимизационные и равновесные;

- по сфере охвата: макро-, мезо- и микроэкономические;

- по времени и характеру действия: статические и динамические;

- по степени структуризации: малоразмерные и многоразмерные;

- по характеру взаимосвязи элементов: линейные и нелинейные, детерминистские и стохастические и т.д.

Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двумерном пространстве, при помощи гра­фиков. Графики – это изображение зависимости между двумя и более переменными.

 

Общие проблемы экономического развития: понятия «потребности», «экономического блага», «факторы производства (экономические ресурсы)». Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов: проблема выбора.

Экономика изучает удовлетворение потребностей человека, в условии ограниченности ресурсов.

Потребности – нужда в чем-либо, отсутствие чего-либо, внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности:

1. Первичные (еда, жилье, одежда)

2. Вторичные (образование, путешествия, культурные потребности и потребности в роскоши)

Так же потребности различают: индивидуальные, коллективные. Потребности - безграничны.

Благами называются средства, удовлетворяющие потребности. Одни из них имеются в неограниченном количестве, другие – ограничены (экономические блага). Виды экономических благ: материальные (продукты питания, одежда); нематериальные – услуги (перевозка грузов, химчистка, салон красоты). Экономические блага также делят на долговременные и недолговременные, взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные).

Для получения экономических благ нужны дополнительные средства – ресурсы. Экономические ресурсы – это факторы, используемые для производства потребительских благ.

Ресурсы:

1.Земля;

2.Труд;

3.Капитал;

4. Предпринимательские способности.

Играет роль информационный фактор

Ресурсы - ограничены.

Многообразие потребностей в условиях ограниченности ресурсов приводит к проблеме выбора одного из альтернативных вариантов.

 

 

Политическая экономия.

Второй этап представлен меркантилизмом, физиократией и классической школой политэкономии.

Согласно меркантилистам, богатство - это деньги, а деньги - это золото и серебро. Товар имеет стоимость потому, что он покупается за деньги. Источник богатства - внешняя торговля.

Формирование классической политической экономии было подготовлено развитием капитализма. Представители французской классической политической экономии – физиократы – источник прироста капитала искали в земледелии, а «чистый доход» рассматривали как дар природы. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель.

Адам Смит, родоначальник классической экономической науки, впервые в систематическом виде изложил теорию экономического развития на основе действия механизма рынка. А. Смит значительное место в своих исследованиях посвятил трудовой теории стоимости. Анализ понятия естественной цены приводит Смита к выделению в ней трех основных частей: заработной платы, прибыли и ренты, каждая из которых представляет собой чей-то доход. Соответственно, можно говорить о трех основных классах общества.

Идею классового строения общества развивает Давид Рикардо. Он открыто формирует экономическую противоположность классов буржуазного общества – капиталистов и пролетариата.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассмотрели капиталистическое богатство с позиций пролетариата. Фундаментальный труд К. Маркса «Капитал» положил начало марксистской политэкономии, которую еще называют политэконо­мией труда.

Экономическая организация общества. Модель народно-хозяйственного кругооборота в различных экономических системах: простейшая модель на микроуровне и модель открытой экономики. Характеристика сфер воспроизводственного цикла – производство, распределение, обмен, потребление. Типы экономических систем: рыночная, командная, традиционная, смешанная экономика.

Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, структуру общества, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления.

Человеческие потребности могут быть удовлетворены различными способами и с помощью различных средств. Т.е. с развитием общества появилось производство. Любой продукт производится, т. е. на его создание затрачивается определенное количество ресурсов.

Потребление - это конечный пункт и смысл производственного процесса. Где произведенный товар является экономическим объектом.

Распределение – определение части или объема товара, который поступает к потреблению к участникам экономических отношений.

Обмен – та стадия движения общественного продукта, которая доставляет произведенные продукты субъектам экономической деятельности.

В современной экономической теории выделяют традиционную, рыночную, командную и смешанную экономику.

1.Рыночная экономика характеризуется тем, что она основана на частной собственности, своде выбора и конкуренции. Рыночная экономика ограничивает роль правительства, и основана на личном интересе.

2.Командная противоположна рыночной. И описывается как система, в которой доминирует общественная государственная собственность на средства производства, коллективное принятие решений и централизованное руководством посредством государственного планирования. Характерные черты - государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение технического прогресса, что вызывает дефицит.

3.Традиционная экономическая система. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освещенными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин, предписаний вождя или феодалов.

4.Смешанная включает себя, элементы рыночной и командной экономики, т.е. механизм рынка дополняется государственным регулированием.

Спрос и предложение: понятие, закон, кривая, функция. Виды неценовых факторов, влияющих на величину спроса и предложения. Понятие эластичности спроса и предложения. Коэффициенты эластичности спроса и предложения.

Спрос - этоплатежеспособная потребность. Закон спроса – при прочих равных условиях, снижение цены приводит к увеличению количества покупаемых товаров и наоборот.

QD = f (P) спрос – функция от цены. Кривая спроса показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент.

К неценовым факторам, оказывающим влияние на спрос, относятся: 1. Изменения в доходах населения. 2. Изменения в структуре населения. 3. Изменение цен на другие товары. 4. Изменение вкусов потребителей, моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.

Эластичность – мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение их процентных изменений.

Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность.

Степень чувствительности спроса к изменению цены называется ценовой эластичностью спроса. Она определяется по формуле: где EDP – коэффициент эластичности спроса по цене; ∆ QD – измененный объем спроса, ∆ Р – изменение цены.

Эластичность спроса по доходу (EDJ) – отношение процентного изменения объема спроса на товар и процентному изменению дохода, т.е. где, ∆ J – измененный доход.

Перекрестная эластичность (EDАВ) – процентное изменение спроса на товар (А) относительно изменения цен на товар (В):

Предложение - это желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке. Закона предложения: при прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

QS = f (P) предложение – функция от цены. Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени

К неценовым факторам относятся: 1. Изменение издержек – затрат фирмы. 2. Количество продавцов на рынке. 3. Налоги и субсидии. 4. Природные катастрофы, войны.

Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения где ∆ Qs – измененная величина предложения.

 

Методы расчета агрегированных показателей: метод расчета по доходам, метод расчета по расходам и добавленной стоимости. Понятие номинального и реального ВНП. Дефлятор ВНП и индекс потребительских цен.

ВНП представляет собой суммарную рыночную стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. Три способа измерения ВНП (ВВП): 1) по расходам; 2) по добавленной стоимости; 3) по доходам.

Расчет ВНП по расходам. В данном случае, суммируются расходы всех экономических субъектов: домашних хозяйств, фирм, государства и заграницы:

Y (ВНП) = C + I + G + Xn, где Cличные потребительские расходы (расходы домашних хозяйств на приобретение товаров длительного пользования и текущее потребление услуг, кроме покупки жилья); I – валовые инвестиции (производственные капиталовложения, инвестиции в жилищное строительство, инвестиции в запасы). Валовые инвестиции – сумма чистых инвестиций и амортизационных отчислений; Gгосударственные закупки товаров и услуг, не включаются трансфертные платежи; Xnчистый экспорт экономических благ за рубеж - определяется как разность между экспортом и импортом.

Расчет ВНП по добавленной стоимости. Суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Добавленная стоимость – разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и уплаченной за приобретение факторов производства у других фирм.

Расчет ВНП по доходам. Суммируются все виды факторных доходов (например, заработная плата, прибыль, проценты, рента и т.п.) и два элемента, не являющиеся доходами (амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги-субсидии)).

Различают номинальный и реальный ВНП. Номинальный ВНП– это ВНП, подсчитанный в текущих ценах. В макроэк-й теории его обозначают символом PQ, где P означает индекс цен, а Q–физический объем пр-ва. Реальный ВНП –это фактический объем выпуска пр-ции, рассчитанный в ценах базисного года. Для вычисления реального ВНП необходимо использовать индекс цен. Индекс цен – показатель, демонстрирующий изменение цен отдельных благ во времени.
Реальный ВНП(Q)= номинальный ВНП(PQ)/ дефлятор ВНП(P), дефлятор –ценовой индекс, который измеряет изменение цен от года к году и равен выраженному в процентах частному от деления уровня цен в году Х на уровень цен в базовом году.. Дефлятор ВНП измеряет интенсивность инфляции или обратного процесса–дефляции, когда наблюдается снижение общего уровня цен в стране. Если величина индекса цен оказалась больше 1, то имеет место инфляция, наоборот – дефляция. Дефлятор ВНП явл. всеобъемлющим индексом цен, применимым для измерения абсолютного уровня цен. Сущ. несколько ИПЦ: индекс Ласпейреса, индекс Пааше, индекс Фишера.

 

 

9. Теория потребительского поведения. Полезность. Свойства полезности. Общая и предельная полезность блага. Закон убывающей предельной полезности. Рациональный выбор потребителя. Правило максимизации полезности в подходах кардиналитов (количественный подход) и ординалистов (порядковый подход).

Рациональный потребитель должен так рас­пределить свои расходы, чтобы максимально удовлетворить по­требности при условии ограниченного дохода. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на товары и услуги с учетом их доходов и личных субъективных предпочтений.

В основе потребления товаров и услуг лежит их способность удовлетворять потребности человека. Полезность - способность экономического блага удовлетворять человеческие потребности. Она служит критерием отбора, показывает насколько необходимо то или иное благо потребителю в данных условиях.

О бщая полезность (ТU) - мера общего удовлетво­рения, полученного от потребления определенного набора единиц блага за определенный период времени, предельная полезность (MU)– дополнительная полез­ность, полученная от каждой последующей единицы потребитель­ского блага. Единица измерения – ютиль.

Кардиналистский подход.

Закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения потребления блага предельная полезность каждой дополнительной единицы одного и того же блага за относительно короткий промежуток времени будет уменьшаться.

Правило максимизации полезности: , где MUx, MUy, MUz – предельные потребности благ x, y, z; Px, Py, Pz – цены благ.

Доход потребителя должен распределяться таким образом, чтобы последний рубль, потраченный на приобретение каждого блага x, y, z, приносил бы одинаковую предельную полезность MU.

Другой подход - ординалистский, в рамках которого считается достаточным лишь определение того, какой товар или набор товаров является для потребителя более предпочтительным по сравнению с другими. Применение этого подхода позволило ввести «кривые безразличия» для анализа механизмов соотношения товаров на рынке и их обмена. Кривая безразличия представляет собой все возможные комбинации 2х товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Факт уменьшения предельной полезности выражается в отказе отданного товара в пользу другого. Понятие предельной полезности товара заменено на категорию «предельной нормы замещения двух товаров» (MR Sxy) – это количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара

Экономическое назначение основного и оборотного капиталов предприятия. Понятие и назначение амортизации. Методы начисления амортизации. Показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов предприятия начинается в момент его учреждения. Для этого нужно создать уставной капитал. Из уставного капитала формируют основной и оборотный капитал.

Основной капитал - материальные ценности, используемые в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг. Основной капитал называют единовременными затратами, т.к. они осуществляются при организации производства, а приносят отдачу на протяжении длительного периода.

Оборотный капитал – это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции, полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт в течение одного производственного цикла. Оборотный капитал предназначен для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции.

Амортизация - износ основных фондов в процессе их производственного функционирования, выраженный в денежной форме. Назначение амортизационных отчислений состоит в накоплении денежных средств в размерах, необходимых для воспроизводства в натуральной форме выбывающих из производства по истечении нормативного срока службы основных фондов.

Амортизация объектов основных фондов производится одним из следующих способов начисления: - линейным; - уменьшаемого остатка; - списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного ис­пользования; - списания стоимости пропорционально объему продукции.

Анализ результатов деятельности предприятия осуществляется с помощью экономических показателей: прибыль, рентабельность, ликвидность, платежеспособность, производительность, фондоотдача. Под рентабельностью понимают сумму прибыли, полученную на единицу вложенного капитала. Общая рентабельность определяется отношением прибыли к капиталу. Прибыль – разность между суммой денег, вырученных от продажи продукции и ее себестоимостью. Л иквидностью - способность предприятия превращать имущество в денежные средства с наименьшими издержками. Показатель фондоотдачи, характеризует какой объем выпуска продукции приходится на каждый рубль стоимости основных фондов. Платежеспособность предприятия – это его способность выдержать убытки. Производительность – это показатель для характеристики интенсивности процесса производства. Производительность измеряется в количестве выпущенной продукции за единицу времени.

 

 

Рынок труда: спрос и предложение. Предложение труда с точки зрения фирмы, нанимающей услуги труда на конкурентном рынке. Индивидуальная кривая предложения труда. Выбор между трудом и отдыхом: эффекты дохода и замещения свободного времени трудом.

Рынок труда - это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связь между фирмами и формирующих под воздействием спроса и предложения цену труда. Субъектами рынка труда являются:

- работники и работодатели;

- посредники между работниками и работодателями

(службы занятости);

-представители интересов работников (профсою­зы) и работодателя (союз предпринимателей).

Основные функции рынка труда:

- посредническая - соединение продавца и покупателя труда;

- ценообразующая, так как в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда устанавливается заработная плата;

- экономическая - вследствие того, что труд является важней­шим производственным фактором, рынок труда регулирует и рацио­нально использует его при производстве товаров и услуг с целью максимизации прибыли;

- социальная - рынок труда, являясь источником дохода и фонда ожидаемых средств для воспроизводства рабочей силы, определяет социальный статус человека в обществе;

- стимулирующая - современный рынок труда обладает рядом материальных и нематериальных стимулов, усиливающих конкурентоспособность между работниками в высокопроизводительном труде путем повышения уровня профессионального образования и квалификации, мобильности. Однако и по сей день заработная плата остается самым универсальным стимулом;

-приведение отраслевой, территориальной, профессионально-

квалификационной структуры занятости в соответствие с отраслевой территориальной структурой общественного производства;

- выявление численности безработных, видов, характера безра­ботицы.

На рынок труда влияют:

-демографическая ситуация в стране;

-численность трудоспособного населения;

-экономическая активность трудоспособного населения;

-продолжительность годового рабочего времени;

-процессы миграции;

-существующая рыночная конъюнктура;

-структура экономики;

-фазы экономического цикла;

-уровень технического развития страны;

-степень монополизации рынка и др.

Необходимо рассмотреть особенности функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

 

Спрос на труд и предложению труда.

Спрос на труд исходит от госу­дарства и фирм, а предложение - от домашних хозяйств.

Спрос на труд - это количество труда, которое предприниматель желает и может купить но рыночной цене труда в данный период и ори прочих равных условиях. Между уровнем заработной платы и спросом на труд существует обратная зависимость, которая выража­ется кривой спроса на труд, имеющей отрицательный наклон.

Рис. 8.1. Кривая спроса на труд

Спрос на труд, как и на всякий ресурс, является производным, т.е. зависит от спроса на товары и услуги (блага), которые произво­дятся с помощью данного вида труда.

Совокупный (рыночный) спрос на труд в условиях совершенной конкуренции устанавливается суммированием спроса на труд инди­видуальных фирм.

Предложение труда представляет собой количество труда, которое работники готовы предложить предпринимателям при каждом конкретном уровне заработной платы.

Совокупное предложение труда в обществе определяют следующие факторы:

-общая численность населения;

-количество трудоспособного населения;

-количество времени труда в течение дня, недели, года;

-качество труда;

-квалификация работника;

- уровень материального положения работников.

Предложение труда тем выше, чем выше уровень заработной платы, что и находит отражение в кривой предложения труда, имею­щей положительный наклон

Рис. 8.2. Кривая предложения труда

Специфика предложения труда:

-эффект замещения;

-эффект дохода.

Эффект замещения возникает, когда при высокой заработной плате свободное время (досуг) рассматривается как потенциальный убыток. Час досуга кажется все более дорогим, и работник предпочи­тает вместо досуга работать. Это ведет к увеличению предложения труда. Одна­ко при дальнейшем росте заработной платы преобладает эффект дохода. Он возникает тогда, когда высокая заработная плата рассматривается как источник возможности увеличения досуга, а не труда, который в этом случае рассматри­вается как низший товар. Поэтому с ростом дохода предложение труда умень­шается, что находит.

Рис. 8.4. Кривая индивидуального предложения труда

На графике SL - кривая предложения труда; С - точка критического перехода от роста предложения труда, связанного с «эффектом з3мешения», к уменьшению предложения труда, зависящего от «эф­фекта дохода».

Предмет экономической теории, основны проблемы и объекты исследования. Методы и модели экономического анализа.

Экономика (экономическая теория) - это наука о том, как об­щество использует редкие ресурсы для производства благ (ценных товаров и услуг) и распределения их среди экономических агентов. Основные идеи экономики: потребности безграничны, блага редки, и, следовательно, общество должно использовать свои ресурсы эффективно. Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.

2 уровня: - микроэкономический - уровень конкретных фирм и домохозяйств, отдельных товаров и ресурсов, от­раслей и рынков; - макроэкономический - уро­вень экономики в целом, либо основных ее подразделений, сфер и проблем.

Так анализ выпуска конкретной продукции и ее продаж отдель­ными фирмами и даже отраслью на конкретном рынке - микроэконо­мика, анализ общего выпуска всех видов продукции и ее реализация в стране и мире - макроэкономика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.091 с.)