Рыночный спрос и его факторы. Закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность спроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночный спрос и его факторы. Закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность спроса.



 

Спрос — форма проявления потребностей и факторы, населения, обеспеченная денежным эквива- влияющие лентом.

Рыночный спрос представляет собой совокупность всех индивидуальных спросов на данном рынке, или спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями (потребителями).

По характеру воздействия на спрос факторы могут быть общими (уровень доходов, численность населения, цены на товары) и специфическими (жилищное строительство, электрификация быта, численность молодежи, пенсионеров, детей, степень развития туризма и т.п.). По возможности измерения спроса факторы бывают поддающимися количественной оценке и не поддающимися (мода, предпочтения, привычки и др.).

Закон спроса — это выражение обратной зависимости величины спроса на определенный товар от уровня цен на него (при прочих равных условиях).

 

Эффект дохода ”. Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохо да покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Поэтому чем больше потребитель покупает подешевевшего товара, тем больше он

самостоятельными действиями реализует эту открывшуюся возможность увеличения своего дохода.

 

 

Эффект замещения- При повышении цен на товары потребитель начинает заменять дорогостоящие товары более дешевыми или совсем отказываться от них. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая “другие” товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

Изменение величины спроса под влиянием динамики цен обладает еще одним свойством, получившим название “ценовая эластичность спроса”. Она характеризует ответную реакцию величины спроса на изменение цены. Если небольшое изменение цены вызывает значительное увеличение спроса, то такой спрос получил название “эластичного”.

Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение цены этого товара.

Коэффициент эластичности спроса по цене (К) можно выразить следующим образом:

К = В /ц,

Изменение динамики спроса в ответ на изменение доходов потребителей отражает эластичность спроса по доходу. Она измеряется как отношение изменения величины дохода к среднему доходу. Коэффициент эластичности по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении дохода потребителей на 1 %.

 

16. Рыночное предложение и его факторы. Закон предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие.

Рыночное — предложение товара всеми продавцами на рынке.

Основными показателями предложения выступают объем и цена предложения. Объем предложения — это то количество товаров, которое готовы продать продавцы. Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров.

Faktori:

1.Цены на ресурсы. Могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятство вать этому (если они растут).

2. Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения.

3. Налоги и субсидии. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки производства и увеличивают предложение.

4. Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары приводит к переливу ресурсов (уход фирм в другие отрасли). Уход производителей уменьшает предложение товаров.

5. Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем может повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время.

6. Число продавцов. При данном объеме производства в каждой фирме чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение.

7. Природные условия: стихийные бедствия, нанося ущерб экономике, влияют на сокращение предложения.

 

закон предложения - выражает отношение прямой зависимости величины предложения определенного товара от уровня цены на него.

Степень изменения предложения в ответ на изменение цены характеризует эластичность предложения.

К.п = впт,

Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке,при которой конкурентные силы спроса и предложения устанавливают цену, уравновешивающую их объемы. Графически рыночное равновесие может быть представлено точкой пересечения кривых спроса и предложения. В этой точке равновесной цене соответствуют равновесные величины спроса и предложения. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается опять; нестабильное — когда нарушенное равновесие рынка остается таковым на протяжении длительного времени.

 

Конкуренция, ее функции и виды. Совершенная и несовершенная конкуренция

 

Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыт товаров и услуг, между потребителями за товары производителей, а также производителями и потребителями за источники доходов.

Конкуренция выступает в нескольких видах. С позиций функционального проявления конкуренция бывает отраслевой (между производителями одной отрасли) и межотраслевой (между производителями разных отраслей, которые соперничают за деньги потребителей). Если продавцы влияют на спрос посредством изменения в цене, то конкуренция выступает как ценовая. Она сводится к экономическому подавлению соперника (к его разорению) через сбивание цен. При неценовой конкуренции продавцы делают упор на отличительные особенности своего товара, его качество, продвижение, упаковку, поставку, сервис.

вид конкуренции называют чистой (свободной), или совершенной конкуренцией.

Свободная конкуренция означает ничем не ограниченную “войну всех против нсех”.

функции конкуренции:

1. Конкуренция способствует установлению равновесной цены. Так, если рыночная цена устанавливается выше равновесной, — предложение товаров превышает их спрос — образуется избыток товаров. В результате обостряется противоборство среди продавцов, которые стремятся продать свои товары подороже. В этой борьбе побеждает тот продавец, который продает свои товары дешевле других, т.е. он стимулирует спрос, сбивая цену на товар. Если же цена опускается ниже равновесной точки, — спрос превышает предложение—возникает дефицит товаров.

2. Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации продукции. Благодаря конкуренции в любой отрасли производства в каждый данный момент устанавливается общая (равная) цена на однородную продукцию, которая обладает одинаковым качеством.

3. Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Больший доход может получить лишь тот производитель, который затрачивает меньше ресурсов на единицу продукции, у кого выше качество.

4. Конкуренция усиливает социально-экономическое расслоение агентов рынка. В конкуренции участвуют товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Соперничество продавцов и покупателей существенно меняет всю структуру рыночного хозяйства.

Совершенная конкуренция (Свободная конкуренция) означает ничем не ограниченную “войну всех против нсех”. Соперничество на рынке развора чивается по трем “фронтам” — среди продавцов товаров, среди покупателей и между продавцами и покупателями.

Несовершенная конкуренция, в отличие от свободной, совершенной, ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции: 1) чистая монополия; 2) монополистическая конкуренция; 3) олигополия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.007 с.)