Категории диалектики, отражающие связи детерминации: необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории диалектики, отражающие связи детерминации: необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность.



1)Причина и следствие. Практический опыт показал, что во многих случаях установить источник происходящих в мире изменений – явление, повлекшее за собой др явление. Первое из них назвали причиной, второе - следствием. Бывают связи вида причина – следствие, причина – много следствий (домино), много причин - одно следствие. Но бывает и взаимодействие, т.е. причина порождает следствие, а следствие влияет на причину.

2) Необходимость и случайность. Необходимостью называют такую однозначную связь явлений, при кот наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие. Случайной называют такую связь причины и следствия, при кот причинные основания допускают реализацию " из множество возможных альтернативных следствий.Случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности не известных причин.

3) Возможность и действительность. Вероятность – мера возможности наступления случайного события. Случайность и необходимость относительны: то что является случайностью в одном случае, является необходимостью в другом.Если явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Др словами, возможность – предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное $. Т.о., возможность и действительность – 2 последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, 2 этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении.

37. Категории диалектики, отражающие структурные связи: содержание и форма, целое и часть, элемент, структура, система.

1) содержание и форма. Под содержанием (С) понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющий основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма (Ф) – принцип упорядоченности, способ $ того или иного содержания. С и Ф понятия диалектические. В деятельности Ч понятие Ф связано с понятием правил (ГОСТы). В качестве упорядочивающего фактора Ф более консервативна, чем С.

2) целое и часть. Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет – значит узнать, из чего он состоит. Под частями понимали такие предметы, кот в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета. Однако целое есть нечто большее, чем его части, вместе взятые. В науке и в Ф складывалось убеждение, что св-ва целого несводимы к сумме свойств частей, его составляющих.

3) элемент, структура, система. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент -неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов. Элемент понятие относительное. В " элементе можно найти следующую систему, но мы ограничиваемся только относительно данной системы. Н-р, Ч явл элементом общества, но он и сам является системой клеток. Структура – относительно устойчивый способ-закон связи элементов того или иного сложного целого. Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, качественную определенность.

38. Общество как предмет философского анализа. Философия как методологическая основа обществознания. Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего.

Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество же приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности явления природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение, реализуется через деятельность.

Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т.д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения.

Реальное общество индивидуализировано, в нем все предельно переплетено, взаимосвязано. В модели же, поскольку она вскрывает и представляет сущность реального общества, индивидуальное оставлено в стороне, связи и зависимости представлены в чистом, свободном от деталей и случайных наслоений виде и т.д. Основания выработки подобной модели в различных философских учениях неодинаковы. В основном можно говорить о трех главных позициях. Натурализм в своих построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными аналогиями (кровообращение – торговля, головной мозг – правительство). Идеализм в своих моделях общества исходит из духовного, идеального начала.

Логическая схема, естественно, беднее живой истории, но она схватывает ее суть, что и позволяет, отталкиваясь от этой сущности, глубже разобраться в конкретном историческом материале, помогает найти правильное решение той или иной проблемы, вставшей на повестке дня в определенной конкретной ситуации. Философская методология сама по себе не претендует на непосредственное раскрытие причин тех или иных социальных процессов и явлений во всем их конкретном многообразии, но она помогает правильно поставить проблему и дает ориентиры в научном поиске ее решения.

Но что такое общественные отношения? Общественные отношения – это многообразные связи между членами общества, социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе материально-производственной, экономической, социальной, политической и духовной жизни и деятельности.

При этом общественные отношения не однородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т.е. складывающиеся независимо от сознания общественные отношения. К их числу в первую очередь относятся производственные, экономические отношения (наряду с этим могут быть выделены и такие виды материальных отношений, как организационно-технические и социально-бытовые). Вторичный уровень образуют идеологические отношения, которые в отличие от отношений первого уровня складываются, возникают, лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Но к этим проблемам мы еще вернемся в дальнейшем, здесь же подчеркнем еще раз: человек, деятельность, общественные отношения – такова триада определяющих элементов общества как системы.

Таким образом, общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

 

39. Общество как целостная, саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. В живой природе в лучшем случае наблюдается лишь приспособление к окружающей действительности, общество же может оказывать на эту действительность определенное воздействие.

Рассмотрение общества как системы означает

1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ.

2) Рассмотреть его как динамическую саморазвивающуюся систему.

Система - есть совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность единства.

Структура - совокупность устойчивых связей общества, обеспечивающих его целостность.

Рассматривая об-во как систему необходимо указать ее специф-е особенности: об-во – это прежде всего соц-я система, к-я основана не на биологич-ом, а на социальном единстве составляющих его членом. Это единство обеспечивается совместимостью уникальных по своей природе взаимоотношениями между людьми, к-е основаны на разумной производ-ой деят-ти и не имеют аналогов в природе.

Сферы жизни общества: эконом, социальн, полит, духовная.

Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться на составные, которые также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ. Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к другому и к системе в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в другом элементе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.011 с.)