Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. Социальная Ф подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Диалектический материализм выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные философские и социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие прогресс и предлагающие заменить это понятие либо идей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо "нейтральным" понятием "социального изменения". Широкое распространение получают также различные концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современности - экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, угроза ядерной войны, сохранение психического и физиологического здоровья населения. Применение критериев общественного прогресса при исследовании развития общества должно носить комплексный характер и не в отношении экономической, социальной, политической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все сферы рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой общественной системы, имеющей свою историю. …Проблемы нельзя решить в рамках одной страны. Проблемы: 1) экологическая 2) ядерные угрозы 3) демографическая 4) ограниченное кол-во ресурсов.
34. Диалектика как метод познания. Принципы и законы диалектики Д – наука о развитии всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Д включает в себя объективн и субъективн Д. Объективная Д – Д реального мира, природы и общества, она выраж беспрерывн развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная – отражение объект Д бытия в голове Ч, в его С. Объективная Д царит во всей природе, субъект – тлк отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Принципы диалектики: 1. Принцип всеобщего развития - Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, Главное направление этих изменений – развитие. 2. Принцип всеобщей взаимосвязи - Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от др. 3. Принцип всеобщей причинности - Движение детерминизм, т.е. все происходящие явления имеют свою причину. Законы диалектики. З-н отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его осн фазы и их взаимосвязь. Категории: - простое отрицание –означает опровержение, а в более общем смысле – уничтожение старого качества. - отрицание отрицания отображает процесс перехода полученной (второй) противоположности теперь уже в свою противоположность. - снятие – двусторонний процесс, уничтожение старого и сохранения нового положительного качества. Развитие по спирали. Именно спираль - модель прогрессивного развития. Суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений - раскрывает внутренний механизм развития. Категории: 1 - качество – совокупность свойств, признаков, кот отличают предмет от др предметов и выражающая относит устойчивость предметов и явлений 2-количество –это выражение однородности объектов их свойства, к-е выражеют степени развития данного качества. Кол-во выражается числом, объемом, а отражает интенсивность протекающих процессов. 3 - мера - единство качественной и количественной определённостей предмета; интервал, внутри кот сохраняется данное качество; 4 - скачок – это форма перехода предмета в новое качество. Характер скачка может быть разным в зависимости от природы явления и условий, в которых он протекает. Сущность з-на в том, что в процессе развития происходит переход колич-х изменений в качествен-е и наоборот. При этом границей перехода явл-ся мера, а формой – скачок. Закон единства и борьбы противоположности. – раскрывает причину и источник развития. Его действие раскрывается через след категории: - тождества - это отношение объекта к себе и др объектам, характеризуется похожестью, совпадением этих объектов. - различия - это отношения объекта к себе и др объектам, характеризуется частичным или полным несовпадением объектов. - противоположность – когда определенные свойства объектов одновременно предполагают и исключают друг друга. (плюс – минус) - противоречия – вид взаимодействия противоположностей, выступает как источник изменения и развития объекта. Суть з-на: в процессе развития происходит раздвоение единого на противоположные стороны.
54. проблема человека в фил-фии. Природное и социальное в чел-ке. Различные подходы к определению сущности чел-ка. Проблема чл-ка возникла в Ф-ой науке с древнейших времен. Еще античные философы пытались дать определение понятию «человек», раскрыть его сущность, понять смысл и цель его существования. Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек – это творец истории, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс. В современных условиях при обострении глобальных проблем повысилась ответственность человека за свою деятельность и прежде всего его ответственность за сохранение природы и сохранение жизни на Земле. Большинство современных ученых считают, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир – вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Вопрос о соотношении природного и соц-го в чел-ке всегда волновал философов. Современная наука первичной считает биологич природу чел-ка, т.к. он принадлежит к определ классу, виду и роду живых существ.многие ученые считают, что именно своеобразие биологич св-в способствовали появлению разума. Развитие уникальных природных качеств ч-ка шло парал-но с развитием его соц-х качеств. Биологическое и соц-е в ч-ке составляет его структуру как целостную систему. Они оба влияют друг на друга, на протяжении многих лет считали, что они практически равнозначны. Однако сейчас значение социального становится всё более значимым и постепенно подчиняет в себе биологич в чел-ке.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.43 (0.006 с.) |