Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем.



Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. Социальная Ф подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем.

Диалектический материализм выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные философские и социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие прогресс и предлагающие заменить это понятие либо идей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо "нейтральным" понятием "социального изменения". Широкое распространение получают также различные концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современности - экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, угроза ядерной войны, сохранение психического и физиологического здоровья населения. Применение критериев общественного прогресса при исследовании развития общества должно носить комплексный характер и не в отношении экономической, социальной, политической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все сферы рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой общественной системы, имеющей свою историю. …Проблемы нельзя решить в рамках одной страны. Проблемы:

1) экологическая

2) ядерные угрозы

3) демографическая

4) ограниченное кол-во ресурсов.

 

34. Диалектика как метод познания. Принципы и законы диалектики

Д – наука о развитии всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Д включает в себя объективн и субъективн Д. Объективная Д – Д реального мира, природы и общества, она выраж беспрерывн развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная – отражение объект Д бытия в голове Ч, в его С. Объективная Д царит во всей природе, субъект – тлк отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей.

Принципы диалектики:

1. Принцип всеобщего развития - Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, Главное направление этих изменений – развитие.

2. Принцип всеобщей взаимосвязи - Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от др.

3. Принцип всеобщей причинности - Движение детерминизм, т.е. все происходящие явления имеют свою причину.

Законы диалектики.

З-н отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его осн фазы и их взаимосвязь.

Категории:

- простое отрицание –означает опровержение, а в более общем смысле – уничтожение старого качества.

- отрицание отрицания отображает процесс перехода полученной (второй) противоположности теперь уже в свою противоположность.

- снятие– двусторонний процесс, уничтожение старого и сохранения нового положительного качества.

Развитие по спирали. Именно спираль - модель прогрессивного развития.

Суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений - раскрывает внутренний механизм развития. Категории:

1 - качество –совокупность свойств, признаков, кот отличают предмет от др предметов и выражающая относит устойчивость предметов и явлений

2-количество–это выражение однородности объектов их свойства, к-е выражеют степени развития данного качества. Кол-во выражается числом, объемом, а отражает интенсивность протекающих процессов.

3 - мера - единство качественной и количественной определённостей предмета; интервал, внутри кот сохраняется данное качество;

4 - скачок – это форма перехода предмета в новое качество. Характер скачка может быть разным в зависимости от природы явления и условий, в которых он протекает.

Сущность з-на в том, что в процессе развития происходит переход колич-х изменений в качествен-е и наоборот. При этом границей перехода явл-ся мера, а формой – скачок.

Закон единства и борьбы противоположности. – раскрывает причину и источник развития. Его действие раскрывается через след категории:

- тождества - это отношение объекта к себе и др объектам, характеризуется похожестью, совпадением этих объектов.

- различия - это отношения объекта к себе и др объектам, характеризуется частичным или полным несовпадением объектов.

- противоположность – когда определенные свойства объектов одновременно предполагают и исключают друг друга. (плюс – минус)

- противоречия – вид взаимодействия противоположностей, выступает как источник изменения и развития объекта.

Суть з-на: в процессе развития происходит раздвоение единого на противоположные стороны.

 

54. проблема человека в фил-фии. Природное и социальное в чел-ке. Различные подходы к определению сущности чел-ка.Проблема чл-ка возникла в Ф-ой науке с древнейших времен. Еще античные философы пытались дать определение понятию «человек», раскрыть его сущность, понять смысл и цель его существования.

Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек – это творец истории, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс. В современных условиях при обострении глобальных проблем повысилась ответственность человека за свою деятельность и прежде всего его ответственность за сохранение природы и сохранение жизни на Земле. Большинство современных ученых считают, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир – вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию.

Вопрос о соотношении природного и соц-го в чел-ке всегда волновал философов. Современная наука первичной считает биологич природу чел-ка, т.к. он принадлежит к определ классу, виду и роду живых существ.многие ученые считают, что именно своеобразие биологич св-в способствовали появлению разума. Развитие уникальных природных качеств ч-ка шло парал-но с развитием его соц-х качеств. Биологическое и соц-е в ч-ке составляет его структуру как целостную систему. Они оба влияют друг на друга, на протяжении многих лет считали, что они практически равнозначны. Однако сейчас значение социального становится всё более значимым и постепенно подчиняет в себе биологич в чел-ке.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.179.251 (0.014 с.)