Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конкретные результаты эмпирического и теоретич уровня воплощаются в формах научного познания, к их числу можно отнести: ПРОБЛЕМА – это знание о незнании, комплекс вопросов, к-е относятся к какой-либо области познания. ГИПОТЕЗА - это научно обоснованное предположение, исходящее из фактов и имеющая своей целью решение научных проблем. Гипотеза – это начальная стадия формирования научн знания, его предпосылка, а не окончательный результат. ТЕОРИЯ – это система знаний, описывающая определенную совокупность явлений и сводящая все открытые в данной области законы к единому основанию. В процессе познания теоретический уровень, связанный со всесторонним исследованием действительности в ее существенных связях и закономерностях надстраивается над эмпирическим уровнем. При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. В соврем науке они рассматриваются как два необходимых взаимосвязанных компонента любого исследования.
31. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части(признаки, свойства, отношения) и изучение их по отдельности. Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа отдельных сторон (частей) предмета в единое целое. Индукция - способ рассуждения или метод получения знаний, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Дедукция – способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, от абстрактного - к конкретному. Аналогия – прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предложить их сходство и в других признаках. Аналогия - незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления. Метод моделирования основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно
32.Эмпирические методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов. Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений, свойств и состояния объектов наблюдения с обязательной фиксацией результата. Фиксация результатов наблюдения осуществляется по количественным и качественным параметрам. Важное место в процессе наблюдения занимает операция измерения. Измерение - есть процесс определения отношения одной величины к другой, принятой за эталон. Эксперимент в отличие от наблюдения- это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. В иды эксперимента: 1. качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предполагаемых теории явлений. 2. измерительный или количественный, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства предмета, процесса. 3. особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент 4. социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами. Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов. Факты – фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий. 33. Теоретические методы познания: абстрагирование и идеализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный. Абстрагирование- отвлечение в процессе познания от второстепенных свойств объекта с целью более глубокого изучения его сущности. Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого мышления вообще. Абстрагирование- это движение мысли в глубь предмета, выделение его существенных моментов. Важным примером научного познания мира является идеализация как специфический вид абстрагирования. Идеализация - мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Идеализация – это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, могут быть: точка, окружность, линия. Аксиоматический- метод не требующий доказательства. Гипотетико-дедуктивный, когда при помощи дедукции (от общего к частному) из множества гипотез выдвигается, выбирается один факт, одна гипотеза. 35.Категории диалектики, отражающие универсальные связи бытия: единичное и общее, сущность и явление. Единичное, особенное, общее: Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Из сказанного становится ясной ошибочность иногда встречающегося в учебной литературе отождествления единичного и отдельного, рассмотрение единичного как предмета, вещи, если она одна. Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное - это-вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое. Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности, единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах. особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего, и на различие, когда оно проявляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное - есть и особенное, но всеобщее не может быть особенным. Сущность и явление: Категории "сущность" и "явление" необходимы для выработки правильного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется явлением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное, индивидуальное. Сущность и явление - разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущности, нет сущности без ее проявлений. Сущность является, а явление существенно. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и не может обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через него.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.45.169 (0.007 с.) |