Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.



Конкретные результаты эмпирического и теоретич уровня воплощаются в формах научного познания, к их числу можно отнести:

ПРОБЛЕМА – это знание о незнании, комплекс вопросов, к-е относятся к какой-либо области познания.

ГИПОТЕЗА - это научно обоснованное предположение, исходящее из фактов и имеющая своей целью решение научных проблем. Гипотеза – это начальная стадия формирования научн знания, его предпосылка, а не окончательный результат.

ТЕОРИЯ – это система знаний, описывающая определенную совокупность явлений и сводящая все открытые в данной области законы к единому основанию.

В процессе познания теоретический уровень, связанный со всесторонним исследованием действительности в ее существенных связях и закономерностях надстраивается над эмпирическим уровнем. При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. В соврем науке они рассматриваются как два необходимых взаимосвязанных компонента любого исследования.

 

31. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Анализ- процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части(признаки, свойства, отношения) и изучение их по отдельности. Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез- это соединение выделенных в ходе анализа отдельных сторон ( частей) предмета в единое целое.

Индукция - способ рассуждения или метод получения знаний, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок.

Дедукция– способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, от абстрактного - к конкретному.

Аналогия – прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предложить их сходство и в других признаках. Аналогия - незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления.

Метод моделирования основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно

 

32.Эмпирические методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.

Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений, свойств и состояния объектов наблюдения с обязательной фиксацией результата. Фиксация результатов наблюдения осуществляется по количественным и качественным параметрам.

Важное место в процессе наблюдения занимает операция измерения. Измерение - есть процесс определения отношения одной величины к другой, принятой за эталон.

Эксперимент в отличие от наблюдения- это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Виды эксперимента:

1. качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предполагаемых теории явлений.

2. измерительный или количественный, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства предмета, процесса.

3. особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент

4. социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.

Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов. Факты – фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.

33. Теоретические методы познания: абстрагирование и идеализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.

Абстрагирование- отвлечение в процессе познания от второстепенных свойств объекта с целью более глубокого изучения его сущности. Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого мышления вообще. Абстрагирование- это движение мысли в глубь предмета, выделение его существенных моментов.

Важным примером научного познания мира является идеализация как специфический вид абстрагирования. Идеализация - мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Идеализация – это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, могут быть: точка, окружность, линия.

Аксиоматический- метод не требующий доказательства.

Гипотетико-дедуктивный, когда при помощи дедукции (от общего к частному) из множества гипотез выдвигается, выбирается один факт, одна гипотеза.

35.Категории диалектики, отражающие универсальные связи бытия: единичное и общее, сущность и явление. Единичное, особенное, общее: Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Из сказанного становится ясной ошибочность иногда встречающегося в учебной литературе отождествления единичного и отдельного, рассмотрение единичного как предмета, вещи, если она одна. Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное - это-вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое.

Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности, единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах. особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего, и на различие, когда оно проявляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное - есть и особенное, но всеобщее не может быть особенным.

Сущность и явление: Категории "сущность" и "явление" необходимы для выработки правильного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется явлением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное, индивидуальное.

Сущность и явление - разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущности, нет сущности без ее проявлений. Сущность является, а явление существенно. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и не может обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через него.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.183 (0.007 с.)