Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская.

Поиск

Конечной целью любого познания явл-ся достижение истины. Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание, Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах. Это знание может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, истина – это соответствие знания объекту, действительности.

 

Свойства истинности:

1.Объективность - независимость от познающего субъекта. 2.Относительность - неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания. 3.Абсолютность – знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровержен при дальнейшем познании. 4.Конкретность.

Концепции:

Корреспондентская, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности.

Прагматистская – свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (Джеймс)

Когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивостью.(Кант, Гегель) т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.

 

27.Характерные черты истинного знания: соотношение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретность. Критерии истинного знания. Знание – сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина- это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, в движении от незнания к знанию. Процесс постижения истины идет через относительные истины, относительно верные отражения объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта.

В то же время истина конкретна, поскольку истина сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.

Познание развивается между истиной и заблуждением. Заблуждение- это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо.

Критерии:

· ясность, но критерий этот субъективен, поэтому ненадежен.

· истинно то, что признается большинством. Критерий абсолютно ненадежен, в науке проблемы истины не могут решаться большинством голосов.

· истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина- несостоятельно.

· основным критерием истины является практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей.

· согласованность, или формально-логическая непротиворечивость знания

· простота – хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов - внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие предполагаемых гипотез.

29. Понятие и специфика науки. наука - это и итог познания мира. Система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.

Свойства: - У науки свой, особый набор объектов познания. Наука ориентирована в конечном счете на познание сущности предметов и процессов. - наука вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования. - Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования.

Роль и место науки как социального института отчетливо видны в ее социальных функциях. Главные из них - культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.

Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.

Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.

Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т. д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.43.27 (0.006 с.)