Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материализм и идеализм как направления в философии, их разновидности. Рационализм и иррационализм как направления в философии.↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени) Формы материализма и идеализма 1. Стихийный (Наивный) материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит). Все учения были основаны не на научной теории, экспериментах, а на догадках и интуиции. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.) 2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Ламетри, Гельвецкий. 3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс) Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь. Разновидности Идеализма: 1. Объективный – провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель) 2. Субъективный идеализм (Беркли). Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли). крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений. В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и тд, а само бытие рассматривается как иррациональное. 4.Досократовский период развития античной философии. Философия начиналась с поиска ответа на вопрос - о происхождения мира. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром Гераклитом. Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа рассматривается ими как причина всего сущего. Фалес таким началом считал воду, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла были символами всеобщего. Они были не просто вещественными, но также и разумными, даже божественными. Натурфилософское представление о первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым ходом развития мысли. Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев. Они объясняли всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала. Они считала, что числовые отношения составляют самую сущность природы, и именно в этом смысле пифагорейцы говорили, что все есть число. Поэтому познание природы для них было возможно только через познание числа и числовых отношений. Труды философов Элейской школы, основателем к-рой был Ксенофан. Представители: Парменид и Зенон. Парменид первым ввел понятие бытие. На вопрос о соотношении бытия и небытия он отвечал: бытие есть, небытия нет. В своем атомистическом учении Демокрит исходил, что сущ-ют не только бытие, но и небытие. Он представлял бытие в виде атомов, а небытие-как пустоту. Переход к новому видению человека и общества подготавливался деятельностью софистов. Софисты-«учителя мудрости»-первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе. Они сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству полит. деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Благодаря софистам философская мысль перешла от субъективного изучения природы к рассмотрению субъективной стороны познавательного процесса - к самому человеку и его сознанию. 5. Философские учения Сократа. Сократ родился в небогатой афинской семье. Его отец – скульптор, мать – акушерка. В юности принимал участие в войне и был награжден лавр листом за храбрость. Он был бродячим и нищим философом, часто критиковал городские власти. Поэтому по ложному обвинению был осужден на смертельную казнь. Сократ не интер-ся, все внимание уделял познанию мира. Он полагал, что каждый чел-к добрый, а злые поступки он совершает по незнанию. Он считал, что в душе чел-ка сещ-ет врожденный голос совести, к к-му челк должен прислушиваться. Его девиз “Познай самого себя”, Своей задачей он считал оказание помощи человеку в познании самого себя. Другое его достижение – это метд познания, суть метода в том, что сократ не убеждал и не доказывал что-либо, а задавал точные вопросы собеседнику, отвечая на которые тот сам приходил к правил ответу, самостоятельно посягая истину. Он говорил «я знаю, что я ничего не знаю»
6. Платона и Аристотеля. Платон настящ имя Платон Аристокл – широкоплечий. Родился в богатой и знатной семье, получил хорошее образ-е и воспит-епосле смерти Сократа он много путешествовал и после возвращения открыл собствен школу –Академию, к-я просущ-ла более 600 лет. Платон явл-ся создателем оригинальной фил-ой системы объективного идеализма. В своей ф-фии описал идеальную схему окр мира. Он считал материальный мир иллюзией, т.к. все вещи изменчивы и непостоянны.он говорил, что идеи более простых вещей подчиняются идеям более сложных. Все идее связаны друг с другом. В основе процесса познания у Платона лежит теория воспоминаний. Он считает, что в процессе познания происходит не открытие нового, а воспоминание того знания, к-е было в мире идей. Платон явл-ся автором учения о гос-ве, в котором он создал идеальную модель общ-ва. В этом общ-ве все люди делились на 3 класса 1)философы, 2)воины, 3)работники. В этой модели каждый выполнял свою функцию. 2) Аристотель. Родился в семье придворного врача. 20 лет пробыл в академии Платона. После смерти Платона открыл свою школу «ликей» Он был воспитателем Александра Македонского. Аристотель критиковал Платона и выдвигал идею о первичности и существовании материального мира. Разделил по наукам и систематизировал все знания. После его смерти его ученики собрали его фолосовский труд «Метафизика», куда вошли 11 разделов разной науки. Ар-ль разработал и собственное учение о гос-ве. Он создал модель, которая была построена не на идеях, а на экономических принципах. В этом гос-ве было3 класса – богатые, средние и бедные. Главным из них был средний класс.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.009 с.) |