ТОП 10:

Материализм и идеализм как направления в философии, их разновидности. Рационализм и иррационализм как направления в философии.



Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)

Формы материализма и идеализма

1. Стихийный (Наивный) материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит). Все учения были основаны не на научной теории, экспериментах, а на догадках и интуиции. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Ламетри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм ( Маркс и Энгельс) Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный – провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)

2. Субъективный идеализм (Беркли). Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли). крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и тд, а само бытие рассматривается как иррациональное.

4.Досократовский период развития античной философии. Философия начиналась с поиска ответа на вопрос - о происхождения мира. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром Гераклитом. Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа рассматривается ими как причина всего сущего. Фалес таким началом считал воду, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла были символами всеобщего. Они были не просто вещественными, но также и разумными, даже божественными. Натурфилософское представление о первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым ходом развития мысли.

Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев. Они объясняли всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала. Они считала, что числовые отношения составляют самую сущность природы, и именно в этом смысле пифагорейцы говорили, что все есть число. Поэтому познание природы для них было возможно только через познание числа и числовых отношений.

Труды философов Элейской школы, основателем к-рой был Ксенофан. Представители: Парменид и Зенон. Парменид первым ввел понятие бытие. На вопрос о соотношении бытия и небытия он отвечал: бытие есть, небытия нет.

В своем атомистическом учении Демокрит исходил, что сущ-ют не только бытие, но и небытие. Он представлял бытие в виде атомов, а небытие-как пустоту.

Переход к новому видению человека и общества подготавливался деятельностью софистов. Софисты-«учителя мудрости»-первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе. Они сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству полит. деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Благодаря софистам философская мысль перешла от субъективного изучения природы к рассмотрению субъективной стороны познавательного процесса - к самому человеку и его сознанию.

5. Философские учения Сократа.Сократ родился в небогатой афинской семье. Его отец – скульптор, мать – акушерка. В юности принимал участие в войне и был награжден лавр листом за храбрость. Он был бродячим и нищим философом, часто критиковал городские власти. Поэтому по ложному обвинению был осужден на смертельную казнь.

Сократ не интер-ся , все внимание уделял познанию мира. Он полагал, что каждый чел-к добрый, а злые поступки он совершает по незнанию. Он считал, что в душе чел-ка сещ-ет врожденный голос совести, к к-му челк должен прислушиваться. Его девиз “Познай самого себя”, Своей задачей он считал оказание помощи человеку в познании самого себя.

Другое его достижение – это метд познания, суть метода в том, что сократ не убеждал и не доказывал что-либо, а задавал точные вопросы собеседнику, отвечая на которые тот сам приходил к правил ответу, самостоятельно посягая истину. Он говорил « я знаю, что я ничего не знаю»

 

6. Платона и Аристотеля. Платоннастящ имя Платон Аристокл – широкоплечий. Родился в богатой и знатной семье, получил хорошее образ-е и воспит-епосле смерти Сократа он много путешествовал и после возвращения открыл собствен школу –Академию, к-я просущ-ла более 600 лет.

Платон явл-ся создателем оригинальной фил-ой системы объективного идеализма. В своей ф-фии описал идеальную схему окр мира. Он считал материальный мир иллюзией, т.к. все вещи изменчивы и непостоянны.он говорил, что идеи более простых вещей подчиняются идеям более сложных. Все идее связаны друг с другом.

В основе процесса познания у Платона лежит теория воспоминаний. Он считает, что в процессе познания происходит не открытие нового, а воспоминание того знания, к-е было в мире идей.

Платон явл-ся автором учения о гос-ве, в котором он создал идеальную модель общ-ва. В этом общ-ве все люди делились на 3 класса 1)философы, 2)воины, 3)работники. В этой модели каждый выполнял свою функцию.

2)Аристотель. Родился в семье придворного врача. 20 лет пробыл в академии Платона. После смерти Платона открыл свою школу «ликей» Он был воспитателем Александра Македонского.

Аристотель критиковал Платона и выдвигал идею о первичности и существовании материального мира. Разделил по наукам и систематизировал все знания. После его смерти его ученики собрали его фолосовский труд «Метафизика», куда вошли 11 разделов разной науки.

Ар-ль разработал и собственное учение о гос-ве. Он создал модель, которая была построена не на идеях, а на экономических принципах. В этом гос-ве было3 класса – богатые, средние и бедные. Главным из них был средний класс.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.007 с.)