Средневековая философия: период патристики. Философия Августина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средневековая философия: период патристики. Философия Августина.



Хронологическими рамками этапа патристики считать 1-7 вв. на этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона. Крупнейшим философом периода патристики был Августин Аврелий, пречисленный католической церковью за свои заслуги перед нею к лику святых. Августин родился в семье мелкого собственника. Родители дали ему достаточно солидное образование. Долгое время он работал преподавателем в своем городе, а затем в Милане. Христианство он принял уже в зрелом возрасте. Вскоре он стал священником, а затем епископом. Гл заслуга Августина в том, что он разработал теологию христианства. Два труда «исповедь» и «О граде Божьем». В центре его внимания – проблемы бытия, исторического прогресса и человеческой личности. Разрабатывая проблемы онтологии, Августин прежде всего обосновывал один из гл догматов христианства о сотворении мира Богом из ничего. По его мнению, Бог не только упорядочил, организовал мир, как это представлялось Платону, из уже имевшейся вечной, первичной материи, но и создал саму субстанцию, из которой мир состоит. Бог сотворил не только мир, но и его свойства, в том числе и такое, каким явл время, кот не было до создания мира.

Большое место в философии Августина заняли и проблемы антропологии, природы человеческой личности. Природа чел, по его мнению, двойственна. Гл способность человеческого духа – его способность верить в Бога. Это высшая из всех человеческих способностей. Но она не явл единственной. Другая духовная ценность – разум, мышление, с помощью которого чел способен познавать природу и общество. Однако разум лишь подкрепляет положения веры, но сам истины найти не может.

Ценность антропологической концепции Августина состоит в том, что в ней впервые было четко сказано о равенстве людей, об уникальных способностях и возможностях чел и о его ответственности перед Богом и др людьми за свои дела.

9. Средневековая философия: период схоластики. Номинализм и реализм. Философия Ф.Аквинского. Схоластика – 9 – 15 вв. на этапе схоластики осуществляется разработка и систематизация осн понятий христианской философии под решающим влиянием философского наследия Аристотеля.

Наиб ярким представителем этого периода явл Фома Аквинский. Он родился в Италии в аристократической семье. Нач образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал преподавателем философии.

Гл положения созданной им философской системы составляют основу католической философии – неотомизма. Важнейшая его заслуга – разработка одной из центр проблем средневек философии – проблемы соотношения религии и науки, веры и разума. Учения Фомы о возможности гармонического сочетания разума и веры включало в себя след положения:

Сходства м/у методами познания с помощью веры и с пом разума:

1. и вера и разум познают один и тот же предмет – Бога и созданный им мир;

2. оба метода познания – вера и разум – не исключают, а дополняют друг друга;

3. оба источника наших знаний созданы Богом и потому имеют один право на существование

Различия:

1. вера принимает истину о существовании Бога-творца, основываясь на желании, воле, эмоцион переживании;

2. разум постоянно колеблется, сомневается в правильности добытых истин.

Вера выше разума. Гл внимание Аквинский уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств бытия Бога. Они были основаны на разработанных еще Аристотелем положениях об источнике движения; понятиях причины и следствия; необходимого и случайного; категориях совершенства и одухотворенности мира.

Особенность периода – спор об универсалиях. Спор привел к формированию 2-х позиций: 1) номинализм - позиция, полагающая, что универсалии существуют только в уме человека, т.е. имена, которые человек дает вещам и ничего более. Всеобщие понятия не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только формы мысли. Хотя номинализм по своему осн содержанию оставался еще религиозным учением, тем не менее его появление уже предвещало новый этап противостояния религиозной и науч философии, идеализма и материализма, эмпиризма и рационализма. Номинализм – предвестник философии Нового времени. Впервые идеи номинализма изложил Иоганн Росцелин. 2) реализм - позиция, считающая, что наиб значимыми явл не индивидуальные, а общие понятия, обозначающие род, класс, вид, к которым относятся те или иные отдельные предметы, а также понятия сущности. Представитель: Фома Аквинский (1225-1274гг.) – привел 5 доказательств существования Бога.

 

10. Рационализм как философское направление эпохи Нового времени. Р.Декарт, Г.Лейбниц. представители рационализма отдавали преимущество абстрактно-логическому мышлению, которое по их мнению есть единственный способ подлинно-научного познания.

У истоков рационализма – философия французского ученого Р.Декарта (1596-1650). Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, кот сможет помочь в практических делах людей. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненно одно: «Мыслю, следовательно, существую». Это и есть основа философии Декарта. Декарт считает, что основные разумные идеи души, гл из кот идея Бога, врожденные, а не приобретенные. Философия Декарта получила название дуалистической. В работе «рассуждение о методе» Декарт сформулировал основные правила, кот нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»:

1. принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению

2. каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие

3. в познании надо идти от простых вещей к более сложным

4. требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого.

Т.о., интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это осн путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиб общих философских положений к более частным положениям конкретных наук.

Лейбниц отверг дуалистическую трактовку бытия Декарта. Он противоставил ей плюаристическую концепцию бытия – монад. Монада, по Лейбницу, - не что иное, как простая субстанция, кот входит в состав сложных: простая, значит, не имеющая частей. Т.о., субстанция должна обладать абсолютной простотой и неделимостью. Лейбниц приходит к выводу о существовании множества простых субстанций. Каждая монада представляет собой некий замкнутый мир, отражая в себе при этом весь мировой порядок. Монады как субстанции вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Лейбниц различает три вида монад:

1. монады низшей степени развития, которые обладают пассивной способностью восприятия, образуют физические тела, т.е. предметы неживой природы.

2. монады-души, обладающие ощущениями и представлениями, составляют растительный и животный мир

3. монады-духи, наделенные сознанием, находятся на высшей ступени развития. Определяют природу человека.

Рационализм в учении Лейбница о монадах в том, что постичь их можно только разумом. Теория познания Лейбница – в ней он предпринял попытку сочетания эмпиризма и рационализма. Два рода истин: «истины разума» и «истины факта».

1. «Истины разума» представляют собой врожденные идеи. Особенность – их всеобщность и необходимость.

2. «Истины факта» не обладают необходимостью и всеобщностью. Они явл эмпирическими и случайными в том плане, что не могут быть выведены дедуктивным путем. Методом отыскания «истин факта» явл индукция. Это законы природы.

Рационалистическая система Лейбница стала завершением рационалистической тенденции в философии 17 в.

11. Эмпиризм как философское направление эпохи Нового времени. Ф.Бэкон, Дж.Беркли. Философское направление - эмпиризм (от греч. empiria опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений.

Родоначальником эмпиризма был англ философ Бэкон (1561-1626), кот был убежден, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. «Знание - сила». «Мы столько можем, сколько знаем».

Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история, на воображении – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии.

Гл затруднение в познании природы – в уме человека. Для Бэкона правильный метод – наилучшее руководство на пути к открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. По Бэкону существует 4 препятствия для объективного познания мира: «призраки рода (несовершенство органов чувств), «призраки пещеры» (Происходит от воспитания и бесед с другими). «призраки рынка» (От особенностей соц жизни человека), «призраки театра». Связаны с верой в авторитеты).

Очистив разум от призраков, нужно выбрать метод познания. Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Путь пчелы – состоит в умственной переработке опытных данных.

Дж. Беркли (1685-1753). Он считает ошибочным взгляд, согласно которому первичные качества объективны, а вторичные субъективны. По Беркли, все качества вторичны. Между первичными и вторичными качествами нет различия, и те и другие явл ощущениями. Ощущений же вне разума нет. Поэтому вне сознания ничего нет.

Существование вещей означает, что они «должны быть воспринимаемыми». Отсюда центральный принцип его философии: «существовать значит быть воспринимаемым». Данное утверждение приводит Беркли к солипсизму – учение, признающее существование только данного субъекта. Беркли с позиции субъективной гносеологии переходит на позиции объективного идеализма.

12. Вопросы теории познания и этики в учениях Канта. Родился и жил в Калининграде (Кенигсберг). Закончил университет, потом работал там профессором и ректором.

Кант создал фундаментальное фил-ое учение. Суть этого учения в том, что истинную сущность всех матер-ых предметов он считал непознаваемой, наделял идеальной природой и называл «вещь в себе». Кант считал доступным познанию чел-ка лишь внешний мир с помощью органов чувств. он считал, что у человека три познавательные способности: чувственность, рассудок и разум. Чувственность – познание мира с помощью ощущений. Рассудок – способность логического мышления. Рассудок с внешним миром не связан, он опирается на мысли чувства. Но когда мы разбираем качества предметов по показаниям органов чувств, остаются две характеристики, которые нельзя отнести ни к какому ощущению – пространство и время. Кант называет их априорными (т.е. знания сущности вещей является для нас врожденным). Существуют вещи, научное знание о кот невозможно. Это Бог, душа, свобода и тд. Это область третьей познавательной способности чел – разум. Разум ведет себя так, как будто он познаваем. Например: чел понимает, что явл существом смертным, но ведет себя так, как будто это не так, и поэтому не мучается, а живет. Но как только разум начинает истолковывать свои идеи, он запутывается в противоречиях. По Канту, это не ошибки, а следствие того, что разум выходит за пределы познавательных возможностей человека.

Другая область науки, прославившая имя Канта – этика и мораль. Он сформировал свой вариант нравственного закона. В основе этого закона лежит суждение «относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Кант говорит, что нужно поступать так, чтобы ты всегда относился к человечеству, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Это объективный принцип нравственности. Субъективным принципом нравственности, т.е. мотивом нравственного поведения явл долг. Долгом Кант считает необходимость действия исключительно из уважения к нравственному закону.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.015 с.)