Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оборачиваемость оборотных средств предприятий РГБ: понятие, значение и пути ускорения. Показатели оборачиваемости оборотных средств, их расчет.

Поиск

Оборотные средства находятся в постоянном движении последовательно проходят все стадии Показатель оборачиваемости оборотных средств показатель, характеризующий эффективность использования оборотных средств. К показателю относятся скорость оборота оборотных средств, то есть время, в течение которого авансированные средства совершают полный оборот, и длительность оборота. Оборачиваемость оборотных средств - характеризует число оборотов, совершенных оборотными средствами за отчетный период (год) и представляет собой отношение объема реализованной продукции к нормативу оборотных средств. Чем больше скорость обращения оборотных средств, тем меньше потребность в них и тем лучше они используются. Большое влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств (рост числа оборотов) оказывают внедрение достижений научно-технического прогресса и организация материально-технического снабжения и сбыта, которая предопределяет величину реализованной продукции. Фактором замедления оборачиваемости оборотных средств (сокращение числа оборотов) является рост удельного веса комплектных поставок оборудования.

Оборачиваемость оборотных средств, постоянно возобновляемое движение оборотных средств в сфере производства и обращения. О. о. с. обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса хозрасчётного предприятия, объединения, хозяйственной организации. Под О. о. с. понимается длительность одного оборота оборотных средств. Оборачиваемость является важным показателем эффективности использования оборотных средств, поскольку характеризует скорость их оборота от момента оплаты материальных ценностей до возвращения денежных сумм за реализованную продукцию на банковский счёт.

Основными факторами ускорения О. о. с. являются: сокращение общей длительности технологического цикла; совершенствование технологии и организации производства; улучшение условий снабжения предприятий и сбыта продукции; чёткая организация платёжно-расчётных отношений.

Оборотные средства - это совокупность денежных средств, авансированных в оборотные фонды и фонды обращения, обеспечивающие непрерывный кругооборот денежных средств.

Оборотные фонды однократно в неизменной натурально-вещественной форме участвуют в процессе производства продукции и услуг и полностью за один производственный цикл переносят свою стоимость на производственный продукт или услугу.

Оборотные фонды обслуживают, в основном, процесс производства.

Фонды обращения обслуживают, в основном, процесс обращения товаров и услуг, и включает произведенную, но не реализованную продукцию, а также денежные средства, находящиеся в каналах обращения (в банках, в расчетах с поставщиками и покупателями, в кассах и т.д.).

Оборотные средства подразделяются по различным признакам:

- по их месту в процессе производства и реализации продукции и услуг;

- по характеру организации (или нормирования);

-по источникам финансирования.

По их месту в процессе производства и реализации продукции и услуг оборотные средства делятся на средства, находящиеся непосредственно в процессе производства продукции и услуг и средства, находящиеся в процессе реализации или обслуживающие процесс обращения товаров и услуг.

По характеру организации оборотные средства могут делиться на нормируемые и ненормируемые. Это зависит от отраслевой и видовой принадлежности и специфики предприятия, потребности и необходимости в нормировании оборотных средств. В процессе нормирования разрабатываются норма и нормативооборотных средств. Норма - это относительный показатель, рассчитывается в днях или числе оборотов и характеризует плановые сроки обязательного наличия или скорость обращения оборотных средств на предприятии.

Норматив оборотных средств - это рассчитанная не снижающая сумма оборотных средств, необходимых для обеспечения бесперебойности или непрерывности процесса производства и реализации продукции и услуг.

К нормируемым оборотным средствам относятся: сырье, товары, полуфабрикаты, топливо, тара, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, материалы для хозяйственных нужд, санспецодежда и некоторые другие позиции.

К ненормируемым оборотным средствам относятся средства, порядок образования и функционирования которых исключает возможность их нормирования. К ним относятся: денежные средства на расчетных счетах предприятий в банке; средства, вложенные в отгруженную продукцию; средства в расчетах, дебиторская задолженность и прочие активы.

По источникам образования оборотные средства делятся на: собственные, заемные и привлеченные.

Собственные средства предприятия — это средства, находящиеся в постоянном пользовании предприятия (например, прибыль) и часть их направляется на образование оборотные средств.

Однако часть оборотных средств может пополняться за счет заемных средств (кредитов и ссуд банков), а часть за счет привлеченных средств выпуск акций, облигаций и других ценных бумаг).

Оборотные средства находятся в постоянном движении последовательно проходят все стадии производственно-торгового процесса, связанного с производством продукции и услуг, их реализацией организацией потребления.

Время и скорость движения оборотных средств на всех стадиях процесса производства, реализации и организации потребления товаров и услуг, называется оборачиваемостью оборотных средств.

Один цикл оборачиваемости оборотных средств или кругооборот оборотных средств начинается с момента авансирования денежных средств и материальных ценностей в производственный или торговый процесс и заканчивается возвращением денежных средств в результате реализации произведенной продукции, товаров и услуг.

Количественно оборачиваемость оборотных средств можно выразить несколькими показателями:

1. Оборачиваемость в днях, которая характеризует продолжительность одного оборота и рассчитывается как частное от деления средней суммы оборотных средств за определенный период времени на однодневный оборот за тот же период. Расчет можно осуществлять по следующим формулам:

Об = Sобд/Од или Обд = Sоб*Д/О,где

Обд - оборачиваемость оборотных средств (в днях); Sоб - средняя сумма оборотных средств за период (руб); Од - однодневный оборот (по себестоимости) за тот же период времени (руб);

Д - количество дней в периоде (да.);

О - товарооборот (оборот) по себестоимости за период (руб).

Sоб - рассчитывается как средняя хронологическая по формуле:

Sоб = ½ Sоб1 + Sоб2 + Sоб3 +...+½Sобn, где

Sоб - сумма оборотных средств на определенную дату.

N – число дат в периоде (дни, месяца).

2. Оборачиваемость в числе оборотов за период (месяц, квартал, год), рассчитывается по формуле:

Обо = О/S, где

Обо - число оборотов за период (в разах).

О - товарооборот (оборот) по себестоимости за период (руб.);

S - средняя сумма оборотных средств за тот период.

Зная число оборотов, совершаемых оборотными средствами за период (ОБо), и длительность периода (Д), можно определить продолжительность одного оборота в днях по формуле:

Обд =Д/Обо, где по себестоимости.

Достаточность оборотных средств или степень обеспеченности оборота предприятия оборотными средствами может характеризоваться размерами оборотных средств, приходящихся на один рубль товарооборота (оборота). Расчет может осуществляться по формуле:

Кд = Sоб /О (руб.%),где

Кд - коэффициент достаточности или обеспеченности оборота оборотными средствами (в рублях или процентах).

Показатель оборачиваемости средств имеет огромное значение для предприятия. Ускорение оборачиваемости высвобождает средства из оборота и тем самым сокращает потребность в дополнительных оборотных средствах.

Замедление оборачиваемости оборотных средств вызывает дополнительную потребность в оборотных средствах, что может отрицательно сказаться на финансовом положении предприятия.

К числу показателей характеризующих эффективность использования оборотных средств относятся также: прибыль на один рубль оборотных средств или оборот (выручка) на один рубль оборотных средств, рассчитываемые как отношение соответственно прибыли или оборота (выручки) за определенный период времени к средней стоимости оборотных средств за тот же период. В эту же группу включаются: коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (число оборотов за период), рассчитываемый как отношение оборота (по себестоимости) за определенный период к средней сумме дебиторской задолженности за тот же период и срок погашения дебиторской задолженности (в днях), рассчитываемый как отношение числа дней в определенном периоде (длительность периода - Д) на коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности за тот же период.

 

10. Оборот предприятий РГБ – основной функциональный показатель производственно-коммерческой деятельности, его сущность, состав и значение в рыночных условиях. Факторы, влияющие на оборот предприятий РГБ.

общественного питания. Оборот - количественный показатель, характеризующий объем продаж услуг РГБ. Розничный оборот представляет собой стадию движения потребительских услуг РГБ из сферы обращения в потребление путем их обмена на денежные доходы.

Оборот предприятия РГБ состоит из трех основных частей:

- оборот услуг размещения;

- реализации продукции собственного производства;

- продажи покупных товаров.

Оборот услуг размещения состоит в продаже номеров на время проживания в них и продаже услуг питания. К продукции питания собственного производства относятся пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях пи­тания либо подвергшиеся здесь какой-либо обработке. Она вклю­чает в себя блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кон­дитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д.

Продукция собственного производства по степени готовнос­ти подразделяется на готовые блюда и кулинарные изделия и по­луфабрикаты, которые требуют в дальнейшем дополнительной до­работки.

В зависимости от форм потребления, назначения в питании человека продукцию собственного производства можно подразде­лить на обеденную и прочую продукцию.

Обеденная продукция - это блюда, реализуемые и потребляе­мые в залах, а также отпускаемые на дом. Блюдо - порция пищи, изготовленная из определенного набора сырья, прошедшего пол­ную или частичную тепловую или первичную обработку, и гото­вая к потреблению. Все блюда в зависимости от назначения под­разделяются на первые, вторые, третьи, горячие и холодные закус­ки.

В состав розничного оборота предприятия РГБ входят:

- продажа за наличный расчет услуг размещения, готовых изделий и полуфабрика­тов собственной выработки (блюд, кулинарных, мучных, конди­терских и хлебобулочных изделий) и покупных товаров, включая отпуск обедов на дом, а также через магазины, отделы кулинарии, палатки, киоски, развозную, разносную и другую торговую сеть, принадлежащую данному предприятию общественного питания;

- продажа по безналичному расчету услуг размещения, готовых изделий и полуфаб­рикатов собственной выработки юридическим лицам социального назначения и их обособленным подразделениям;

- продажа горячего питания работающим с последующим удер­жанием его стоимости из заработной платы;

- продажа цветов, сувениров и других непродовольственных то­варов.

Роль и значение оборота как эк-го показате­ля в след:

- оборот является объемным показателем, характ-м масштабы деятельности предпр РГБ;

- по удельному весу оборота предприятия в обороте региона, отрасли можно судить о доле предприятия на рынке;

- оборот в расчете на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;

- по отношению к обороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятель­ности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уро­вень издержек и др.).

На объем оборота, его изменение оказывают влияние факторы внутреннего характера, которые можно сгруппировать следующим образом. Первая группа факторов - обеспеченность товарными ресурсами, их правильное использование. Вторая - обеспеченность трудовыми ресурсами, эффективность их использования. Третья группа факторов - состояние, эффективность использования основных фондов и материально-технической базы предприятия.

При обосновании и анализе оборота учитывают факто­ры повышения его объема. Важнейшими из них являются:

- изучение спроса потребителей;

- расширение и обновление ассортимента услуг;

- проведение рекламных мероприятий;

- проведение маркетинговых исследований;

- увеличение продажи продукции собственного производства;

- организация дополнительных мест для обслуживания посети­телей в летний период;

- полная и ритмичная обеспеченность сырьем, товарами;

- динамика запасов сырья и товаров;

- увеличение пропускной способности номерного фонда и обеденных залов за счет прогрессивных форм обслуживания, совершенствования режима работы;

- обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами, повышение квалификации работников;

- обеспеченность оборудованием и эффективное его использо­вание;

- повышение культуры обслуживания;

- внедрение новых технологий приготовления продукции об­щественного питания;

- внедрение индустриальных методов производства полуфабри­катов и повышение степени обеспеченности ими предприятий об­щественного питания и др.

 

11.Основные и оборотные средства предприятий РГБ, их сущность, классификация и роль в производственно-коммерческой деятельности предприятий.

Все средства, функционирующие в процессе хоз-ой деят-ти, делятся на основные и оборотные средства.

 

Основные средства – это все денежные средства, авансированные в основные фонды.

Общая хар-ка ОС по б/у – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказания услуг, либо для управ-их целей орг-ции. Срок эксплуатации ОС должен привышать 12 месяцев.

 

В качестве ОС выступает имущество пр-ия, которое одновременно отвечает след. условиям:

1. использ-ся в произ-ве продукции;

2. используются в течение длит-го времени, т.е. срока полезного использования, более 12 месяцев;

3. не предназн-но для последующей перепродажи;

4. способно приносить орг-ции эк-ие выгоды в будущем.

 

Правила бухг-го учета подразделяют объекты ОС на амортизируемое и не амортизируемое имущество.

В амортизируемого имущества не вкл:

-объекты жилищного фонда;

-объекты внешнего благоустр-ва и др. аналогичные объекты (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и т.п.);

- продуктивный скот, буйволы, волы и олени;

-многолетние насаждения, не достигшие экспл-го возраста;

- земельные участки и объекты природопользования;

-имущество, первонач-я стоим. которого до 10 000 руб.

 

ОС могут поступать в орг-цию различными способами:

1. приобретение ОС за плату;

2. сооружение ОС;

3. поступление ОС от учредителей в счет их вклада в Уст. Капитал орг-ции

4. безвозмездное получение ОС от других орг-ций и физ. Лиц;

5. поступление ОС в обмен на др. имущество.

 

ОС могут оцениваться:

1. в первоначальной ст-ти (складыв-ся из суммы фактич-х затрат на приоб-ие, соорж-ие или изгот-ие объекта, за искл. НДС)

2. в восстановительной и остаточной ст-ти ( вост. и ост. ст-ть ОС приобретают в результате переоценки и износа).

 

Классификация ОС:

1. по характеру или способу участия в пр-ве и реализации пр-ции тов. и услуг; (делятся на: производственные(возмещ-я за счет амортизации) и непроизв-ые (возм-ся за счет прибыли пр-ия) произв-ые дел-ся на: - активные (непоср-о участв-т в пр-ве и обслуж-ие (оборуд.,ТС) – пассивные (создают условия для осущ-ия процесса пр-ва и обсл-ия (здания).

2. по матер – вещественному признаку( дел-ся на группы, отражен. в бух-й форме отчетности: - здания и сооружения; - рабочие машины и оборуд-е; - измерительные и регулир-ие приборы; - вычислительная техника; - ТС)

3. по формам собственности( дел-ся: - госуд-ые; - частные; - смешанные)

4. по принадлежности (- собственные; - арендованные; - безвозмездно предоставленные)

5. по функциям, выпол. предприятием.

Оборотные средства – это совокупность денежных средств авансированных в оборотные фонды и фонды обращения.

 

ОС подразделяются по различным признакам:

1. по их месту в процессе пр-ва и реализ-ции продукции и услуг; (дел-ся на: - ср-ва, наход-ся непосредственно в процессе пр-ва пр-ции и услуг; - сред-ва, нах-ся в процессе реализации тов-в и услуг)

2. по хар-ру орг-ции (- нормируемые (к ним отн-ся: сырье, товары, топливо, тара, материалы для хоз. нужд и т,д.); - ненормируемые (ден. ср-ва на расчетных счетах пр-ий в банке; ср-ва, вложенные в отгруженную пр-цию; ср-ва в расчетах; дебит. задолжность и прочие активы)

3. по источникам финансирования

 

По источникам образования ОС делятся на:

1. Собственные ср-ва (это ср-ва, наход-ся в постоянном пользовании пр-ия (прибыль) и часть их направ-ся на образование ОС.)

2. Заемные ср-ва (кредиты, ссуда банков)

3. Привлеченные ср-ва (выпуск акций, облигаций, и др. ценные бумани)

18. Рентабельность предприятий РГБ: понятие, значение и методы расчета. Факторы, влияющие на рентабельность предприятий РГБ.

Для хара-ки эк. эфф-ти деят-ти и сравнит-го анализа уровня хозяйствования пр-ий и орг-ций прим-ся система показателей уровня прибыли. Относительный показатель прибыли отражает рентабельность деятельности предприятия.

Рентабельность как один из показателей эффективности деятельности фирм широко используется при проведении сравнительного анализа. Рентабельность показывает какой ценой достигается эффект (прибыль).

Значение:

- выступает в кач-ве важнейш. пок-ля оценки эф-ти и кач-ва работы при-ия,

-повыш-е рент-ти обесп-ет эк.стабильность при-ия, хар-ет его фин. уст-ть и платежеспос-ть,

- уровень рент-ти хар-ет конкурентоспос-ть пр-ия, определяет цену при-ия и обесп-ет привлекать-ть для инвестора,

- уровень рент-ти опред-ет возможности накопления кап-ла и опред-ет перспективу пр-ия.

Для оценки рентабельности при решении различных экономических задач применяется система взаимосвязанных показателей, характеризующих конечный финансовый результат деятельности. Система показателей рентабельности позволяет достаточно точно охарактеризовать эффективность хозяйственной деятельности конкретного предприятия, раскрыть факторы изменения прибыли. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.

1. Уровень рент-ти объема произведенной и реализованной прод-ии или рент-ть оборота.

Прибыль чистая

Rпр = ---------------------------------- * 100%

Выручка от реализации

Показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

2. Уровень рент-ти производственных фондов пр-ия

Прибыль чистая

Rпр = ------------------------------------------------------ * 100%

производственные фонды

Показывает долю чистой прибыли, приходящейся на единицу производственных фондов предприятия.

3. Уровень рент-ти собственного кап-ла

Прибыль

Rck = ----------------------------------------------- * 100%

Собственный капитал

Показывает долю прибыли, приходящейся на единицу собственного капитала.

Факторы

Внешние - пр-е не может на них влиять.

- общее состояние экономики государства;

- уровень развития внешнеэкономических связей;

- степень развитости хозяйственных связей;

- состояние конъюнктуры потребительского рынка;

- экономическо-географические и природно-климатические условия;

- транспортные условия;

- уровень денежных доходов населения;

- цены на производственные ресурсы и др.

К внутренним факторам, зависящим от деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса, относятся:

-тип и категория предприятия и соответственно размер наценки на сырье, продукты и услуги, устанавливаемые предприятиями;

-уровень технической оснащенности предприятия, уровень механизации труда, прогрессивность техники и оборудования, применяемых на предприятиях;

- характер технологических процессов и их прогрессивность;

- уровень производительности труда;

-объем и состав производимой продукции, услуг и товарооборота;

-сумма и уровень издержек производства и обращения, в т.ч соотношение между переменными и постоянными издержками;

-объем активов предприятия, их структура, отдача и другие факторы.

 

Все факторы действуют в комплексе.

1.Формула Дюпона

Прибыль/Акционерный кап-л(собственный) = Прибыль/Выручка * Выручка/Активы * Активы/Акционерный кап-л(собст.)

Рент-ть кап-ла зависит одноврем-но от рент-ти оборота пр-ия или объема произвед. И реализов. прод-ии, от отдачи активов, от структуры капитала,кот.зависит от внеш. и внут ф-ов.

2. Совокупное влияние различ.факторов на ур. рент-ти с пом. Метода корреляционно-регрессионного анализа

У = а0 + а1х1 + а2х2+…+аnхn

х – факторы, влияющие на ур.рент-ти.

Повышение рент-ти

Направления:

- проведение маркетингов.исслед-ий ранка,

- прогноз конъюнктуры рынка,

- определение ниши и доли пр-ия на рынке,

- увеличение выпуска прод-ии и оборота при-ия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.90 (0.013 с.)