Производительность труда на предприятиях ргб, ее понятие, значение, специфика и методы расчета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производительность труда на предприятиях ргб, ее понятие, значение, специфика и методы расчета.



Производительность труда представляет собой затраты времени на производство единицы продукции или производство продукции в единицу времени или на 1-го работника.

При рассмотрении производительности труда следует различать производительность общественного труда и индивидуальную производительность труда.

Производительность общественного труда характеризуется величиной затрат общественно необходимого рабочего времени на изготовление единицы продукции.

Индивидуальная производительность труда характеризуется количеством продукции, выработанной в единицу времени или одним работником, а также затратами рабочего времени на выработку единицы продукции.

Первый показатель называется выработкой (или уровнем производительности), второй - трудоемкостью производства продукции.

Рост производительности труда способствует увеличению объема производства, росту благосостояния и увеличению потребления продукции и услуг населением; способствует снижению себестоимости продукции, увеличению накопления, сокращению доли заработной платы в себестоимости продукции при одновременном увеличении размера заработной платы, получаемой работником; создает предпосылки для сокращения длительности рабочего периода, и увеличения свободного времени работающих.

В ОП производительность труда исчисляется в натуральных, стоимостных и трудовых показателях.

Натуральный показатель производительности труда – это количество произведенной продукции в натуральном выражении:

,где

— производительность труда в натуральном выражении (в блюдах, в килограммах, штуках); - количество произведенной продукции в натуральном выражении (в блюдах, килограммах, штуках); — среднесписочная численность работников, создающих данную продукцию, (чел.).

Однако натуральные показатели имеют ограниченное применение, так как могут рассчитываться только в тех предприятиях, где существует учет производственной программы по элементам или существуют нормы выработки для работников производства (количество изделий, вырабатываемых одним работником в единицу времени).

Наибольшее распространение в предприятиях общественного питания имеет стоимостной показатель. Он характеризует размер товарооборота, приходящегося на одного работника предприятия за определенный период времени, или размер оборота по продукции собственного производства, приходящегося на одного работника производства.

Стоимостной показатель рассчитывается по формуле:

, где

- производительность труда в стоимостном выражении (в руб.); Т/об - товарооборот предприятия за определенный период времени (в руб.); R - среднесписочная численность работников, участвующих в создании продукции и ее реализации (чел.).

Трудовой показатель производительности труда (трудоемкость) характеризует затраты рабочего времени на производство и реализацию единицы продукции (в секундах, часах, днях).

Трудоемкость рассчитывается по формуле:

, где

Т - трудоемкость продукции, (сек./ед.); t - время, затраченное на производство данной продукции (часы, секунды); Q - количество произведенной продукции (кг., штуки, блюда).

Как, натуральный так и стоимостной показатель имеют один существенный недостаток, проявляющийся в том, что эти показатели не учитывают трудоемкость составных частей товарооборота и производимой продукции.

Для устранения данного недостатка рассчитывается условно-стоимостной и условно-натуральный товарооборот и соответственно производительность труда в условно-стоимостном и условно-натуральном выражении, как отношение рассчитанного товарооборота на среднесписочную численность работников.

Условно-стоимостной товарооборот рассчитывается путем умножения данных о расходе сырья по розничным ценам плюс наценка на специальные разработанные коэффициенты трудоемкости, соизмеряющие затраты труда на переработку различных групп сырья.

Условно-стоимостной товарооборот может рассчитываться также путем суммирования оборота по продукции собственного производства с одной третьей оборота по покупным товарам, (при этом считается, что затраты труда на производство и реализацию кулинарной продукции в три раза выше, чем на реализацию покупных товаров на ту же сумму - что, разумеется, достаточно условно). Условно-натуральный товарооборот рассчитывается путем умножения данных о выпуске блюд по видам на коэффициенты трудоемкости по блюдам.

В гостиницах методически можно рассчитывать производительность, но там существуют нормы обслуживания для определённых категорий работников, которые выступают в качестве показателя производительности труда. Нормы обслуживания в гостиницах применяются по отношению к таким работникам как: горничные, уборщики, механики, гардеробщики и некоторые другие. Они разрабатываются вышестоящими организациями.

 

17. Расходы предприятий РГБ: понятие, значение, классификация и состав. Факторы влияющие на расходы и их учет при принятии решений об оптимизации расхода.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников капитала).

По учетному принципу расходы классифицируются на:

Расходы по обычным видам деятельности — это расходы, связан­нее с изготовлением и продажей продукции, приобретением и про­дажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Сюда же относятся управлен­ческие и коммерческие расходы.

К операционным относятся расходы:

• связанные с предоставлением за плату во временное пользо­вание (временное владение и пользование) активов пред­приятия;• связанные с предоставлением за плату прав на патенты на изобретения, промышленные образцы и другие виды интел­лектуальной собственности; • на участие в уставных капиталах других предприятий; • связанные с продажей, выбытием и прочим списанием ос­новных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; • на проценты, уплачиваемые предприятием за предоставление ему в пользование денежных средств (кредитов, займов); • на оплату услуг, оказываемых кредитными организациями; • прочие операционные расходы.

К внереализационным расходам относятся:

• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; • возмещение причиненных предприятием убытков; • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

• курсовые разницы; • сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов); • прочие внереализационные расходы.

В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возни­кающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйствен­ной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национа­лизации имущества и т.п.).

На основе этой классификации составляется Отчет о прибылях и убытках.

Затраты по основной деятельности группируются по элементам:

• материальные затраты; • затраты на оплату труда; • отчисления на социальные нужды (социальный налог); • амортизация; • прочие затраты.

На основании этой классификации составляется смета затрат на производство и реализацию продукции.

Затраты на производство и реализацию продукции включают в себя:

• материальные затраты, т.е. стоимость потребленных в процессе производства товарной продукции, работ, услуг материальных ресурсов; • затраты на оплату труда и отчисления на социальное страхо­вание; • расходы, связанные с управлением производственным про­цессом; • стоимость использованных в процессе производства внеобо­ротных активов (основных фондов, нематериальных активов), возмещаемая в форме амортизации

Все денежные затраты предприятия группируются по трем при­знакам: • расходы, связанные с извлечением прибыли; • расходы, не связанные с извлечением прибыли; • принудительные расходы.

Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают в себя:

• затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг); • инвестиции.

Расходы, не связанные с извлечением прибыли, — расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотвори­тельность и другие гуманитарные цели. Такие расходы поддер­живают общественную репутацию предприятия, способствуют созданию благоприятного социального климата в коллективе и в конечном итоге способствуют повышению производительности и качества труда.

Принудительные расходы — это налоги и налоговые платежи, от­числения на социальное страхование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательных резервов, экономические санкции.

Все факторы, влияющие на расходы, могут быть разделены на две группы: - факторы внешней среды или объективные; - факторы внутренней среды или субъективные;

Факторы внешней среды не подвластны воле предприятия и находятся за пределами возможности. К ним относятся:

- экономическая ситуация в стране, уровень инфляции, характер и острота конкурентной борьбы в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса; - конъюнктура рынка или соотношение между спросом и предложением на продукцию и услуги предприятий; - налоговая и кредитная политика государства и коммерческих банков; - тарифы на товары и услуги, оказываемые другими предприятиями; - цены на сырье и товары.

Одни из этих факторов прямо влияют на прибыль, другие опосредованно через товарооборот (оборот) или издержки производства и обращения.

К внутренним факторам, зависящим от деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса, относятся: - тип и категория предприятия и соответственно размер наценки на сырье, продукты и услуги, устанавливаемые предприятиями; -уровень технической оснащенности предприятия, уровень механизации труда, прогрессивность техники и оборудования, применяемых на предприятиях; - характер технологических процессов и их прогрессивность; - уровень производительности труда; -объем и состав производимой продукции, услуг и товарооборота; -сумма и уровень издержек производства и обращения, в т.ч соотношение между переменными и постоянными издержками; -объем активов предприятия, их структура, отдача и другие факторы.

 

18. Рентабельность предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса. Понятие,значение,методы расчета,факторы влияния

Рентабельность – это конечный фин. показатель деятельности предприятия, может выступать в форме прибыли, которая явл. абс. стоимостным показателем и в форме уровня рентабельности.

Уровень рентабельности может рассчитываться как отношение суммы прибыли какой-либо базе, выраж. в % (процентах).

Повышение рентабельности обеспечивает эк-ую стабильность предприятия, характеризует его фин. устойчивость предприятия.

Уровень рентабельности опр. Возможность накопления капитала предп-ий; увеличение доходов работника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.021 с.)