ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В молитве можно говорить о многом



 

Рис. 1.4 Разнообразие в молитве

 

Разнообразие – неотъемлемый элемент плодотворного общения с Богом. Я помню, как подростком я путешествовал на автобусе. Всю дорогу мне пришлось сидеть рядом с малознакомой девушкой. Плохо было уже то, что меня разлучили с друзьями, но моя соседка сделала поездку просто невыносимой. Она рассказывала только о своих хороших оценках. Всякий раз, когда я пытался сменить тему, она снова возвращала разговор к своим успехам. Нет нужды говорить, как мне было скучно. Штампы и повторы разрушают молитву, как и обычный земной разговор. Одни и те же слова, произносимые тем же тоном, снова и снова, обедняют наше общение с Богом. Однако, если мы учимся у псалмопевцев и других библейских героев свободе и творчеству в молитве, мы в праве ожидать, что это общение будет становится богаче и вдохновеннее с каждым днем.

В следующих главах мы обратим пристальный взгляд на участников молитвы и ее главный элемент – общение. Мы внимательно исследуем сказанное в Библии о Боге, о нас самих и нашем общении, чтобы преодолеть стереотипы и проблемы в молитве и более полно ощутить благословенный дар общения с Богом.

 

Обзорные вопросы:

1. Что такое молитва? Какое определение дано в этой главе, и есть ли ему обоснование в Библии? Назовите необходимые и дополнительные элементы молитвы, поясните.

2. Почему мы можем сказать, что Бог слушает молитву? Как то, что Бог слушает нас, может влиять на то, как мы молимся? Почему нам следует возрастать в познании Бога?

3. Какую роль играет в молитве верующий? Почему нам необходимо исследовать себя? Встречается ли у людей излишнее внимание к себе?

4. Какую роль играют в молитве слова? Почему они важны? Почему необходимо разнообразить стиль молитвы?

 

Практическое задание:

1. Внимательно прочтите Псалом 55:1-13. а) Назовите три свойства Бога, о которых размышляет псалмопевец. б) Обратите внимание на то, в чем проявляется самосознание псалмопевца. в) Назовите три признака, по которым эта молитва отличается от вашей обычной молитвы.

2. Прочтите следующие молитвы. Обдумайте, где внимание сосредоточено на Боге, а где – на верующем, сопоставьте их стили.

 

О Великий Творец, создавший и устроивший этот дивный мир, исполни душу мою доверием к Тебе на все времена. Да буду я слугою преданным Тебе и Царству Твоему в мире сем и грядущем. Аминь.

 

Милостивый и святой Господь, сотвори в нас сердце чистое. Помоги нам ежедневно познавать Тебя, открывай Себя через нас другим людям. Сделай нас смиренными и любящими, чтобы мы готовы были служить Тебе. Храни нас и укрепляй в вере. Аминь

 

3. Используя следующую форму, напишите молитву, в которой уделите внимание Богу, исследованию себя и общению. Обязательно отметьте, почему вам это необходимо. Затем прочитайте эту молитву перед Господом.

 

О Господь, начиная изучать молитву, мы просим Твоего руководства и Твоей благодати. Помоги нам познавать Тебя и стремиться к Тебе всем сердцем, потому что (обоснуйте свою просьбу)_________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Помоги нам внимательно исследовать себя, потому что (обоснуйте эту просьбу)

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Помоги нам быть внимательными к словам, потому что (назовите причину своей просьбы)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благослови наши усилия, и мы (дайте Богу обещание)_______________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Аминь.

 

Дополнительное задание:

 

Каждый день в течение недели, садясь к столу, выделите несколько минут для молитвы. Напишите четыре-пять предложений и прочтите эту молитву перед едой. Обязательно уделите внимание Богу, осознанию себя и стилю самой молитвы. Сохраните свои молитвы и в конце недели сравните их. Спросите себя: «Как я возрастаю в познании Бога, себя и своей молитвы?»

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

______________________________________________________________

ПОЗНАНИЕ БОГА

________________________________________________


 

Смотреть глазами слуги

 

Отец Небесный, одари

смиренных благодатью.

И милостью благослови

Ты твоего слугу.

Григорий Назианзин

325-390

Глаза человека способны выразить различные чувства. Пронизывающий пристальный взгляд прокурора совершенно не похож на восхищенный взор влюбленного. Безразличный осмотр врача едва ли сравнится с нежным вниманием матери к своему больному ребенку. Даже глаза одного и того же человека постоянно меняют выражение. Теплый взгляд бабушки приобретает совершенно иное качество, если внучек неуверенно заковылял к ее драгоценной хрустальной вазе. Неловкое замечание друга быстро превращает приветливую улыбку в обиженную гримасу.

Как и в отношениях с людьми, наш взгляд на Бога меняется. Иногда мы смотрим на него глазами любящего ребенка; а в другое время наше сердце переполняют трепет и благоговение. В предыдущей главе мы упоминали о том, что в молитве жизненно необходимо обращать взор к Богу. Но как мы смотрим на Него? Какие чувства должны выражать наши глаза? Писание предоставляет нам широкий выбор, но главный акцент оно делает на умении смотреть на Творца глазами слуги.

 

 

Мы зависим от Бога

 

Мы стоим пред Богом в положении неимущего слуги. Это станет яснее, если задуматься о том, насколько мы зависимы от Него. Христиане большей частью признают, что зависят от Бога, но легко забывают, до какой степени. О степени этой зависимости и напоминает нам псалмопевец, описывая Творца мироздания:

 

Ты одеваешься светом, как ризою, пристираешь небеса, как шатер;

Устрояешь над водами горние чертоги Твои, ...

Ты поставил землю на твердых основах:

не поколеблется она во веки и веки (псалом 103 ст.2-3а, 5)

 

Все многообразие живых существ на земле свидетельствует о Божьем могуществе:

Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

Даешь им – принимают; отверзаешь руку Твою – насыщаются благом.

Сокроешь лице Твое – мятутся; отнимешь дух их – умирают,

и в персть свою возвращаются (ст. 27-29)

 

Бог хранит вселенную Своею рукой. Без Его попечения творение обратилось бы в ничто.

И Он есть прежде всего, и все Им стоит - однозначно утверждает в послании к Колоссянам 1:17 апостол Павел.

.

 

Все аспекты творения – великие и малые, живые и неодушевленные – постоянно зависят от содержащего все Своим могуществом Бога. Ничто во вселенной не выходит за пределы Его промысла; ни одно творение не способно существовать без Него (см. рис. 2:1).

 

Бог

Самобытен

(не имеет внешней причины

Своего бытия)

 

Люди

полностью

зависимы от Бога

 

Рис. 2.1 Мы зависим от Бога

 

Осознавая свою всеобъемлющую потребность в Боге, мы лучше поймем, с какими чувствами обращаться к Нему в молитве. Псалом 122 говорит:

Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе помилует нас (Пс. 122:2)

 

В этом отрывке молитва сравнивается с отношениями господина и слуги. Сегодня подобный образ создает ощущение вопиющей несправедливости. Однако во времена Ветхого Завета хозяева и слуги далеко не всегда были недругами. По сути, нанимая своих неимущих соседей в слуги, состоятельные израильтяне проявляли великодушие. В подобных случаях щедрость одних спасала других от голодной смерти. И мы нуждаемся в Божьей помощи и заботе, как Его слуги. Лишь Его рука оберегает нас и спасает от вечной смерти. Он достоин нашего послушания за Свои благодеяния. Можно видеть в Боге и любящего отца, и могущественного правителя, и праведного судью... Однако строить свое представление о Нем нужно на понимании того, что мы - Его неимущие слуги. Только сознавая свою полную зависимость от Создателя, мы будем обращаться к Нему с должным почтением.

Наше положение неимущего слуги открывает нам глаза и на то, как важно выделять для молитвы время. Многие христиане жалуются на чрезмерную занятость. Беседовать с Богом нам некогда. Мы все делаем в спешке – работаем сверхурочно, водим детей в школу и на всевозможные занятия, торопимся в церковь и принимаем гостей. К несчастью мы постепенно начинаем жить так, словно Бог нам и не нужен.

Многие, в конце концов, понимают бессмысленность такого образа жизни. Но нередко это происходит лишь тогда, когда неподвластные человеку обстоятельства все их усилия сводят к нулю. Те, кто упорно трудился, устремляясь к вершинам профессии, узнают, что неизлечимо больны. Родители, положившие все силы на воспитание детей, видят, что их чада пренебрегли всем, чему их учили. Пережив подобные трагедии, христиане, наконец, осознают, как нуждаются в Боге, и начинают последовательно выделять время для молитвы. К несчастью, такое понимание нередко приходит лишь после больших страданий.

Однажды я беседовал с пожилой женщиной, которую люди в церкви часто просили помолиться за их нужды. Этому служению она отдавала большую часть времени. Когда я спросил ее, как она обрела такую преданность молитве, со слезами на глазах женщина поведала мне свою историю. Рано оставшись вдовой с маленьким сыном на руках, она всю свою жизнь положила на то, чтобы воспитать его прекрасным христианином. Она читала книги по воспитанию; определила его в лучшую школу; не жалела для него ни времени, ни сил. «Однако,» - признала она, - «я почти за него не молилась». Ее история закончилась трагически. Измученный постоянными неудачами, ее двадцатипятилетний сын покончил с собой. «Только тогда,» - сказала она, - «я поняла, что слишком надеялась на себя и не полагалась на Бога». Именно поэтому она теперь посвящает себя молитвенному служению. Осознав беспомощность всякого творения, эта женщина обратилась к Всемогущему Творцу.

Подобные трагические истории свидетельствуют о том, как важно полагаться не на свои слабые силы, а обращаться к Богу. Он наш Владыка; наши судьбы - в Его руках. Вот почему приходить к Богу в молитве – насущная необходимость для каждого христианина.

Когда мы сознаем свою зависимость от Бога, это помогает нам не воспринимать молитву как просто религиозный обряд. Нередко пасторы и наставники пытаются побудить верующих к молитве, представляя ее актом послушания Богу. Безусловно, молитва – наш христианский долг. Апостол Павел учит молиться непрестанно (1 Фесс. 5:17). Но чрезмерный акцент на обязанность молиться иногда приводит к тому, что христиане молятся меньше.

Этот принцип действует и в человеческих отношениях. Во время отпуска мы встречаемся со старым другом и обещаем в течение года регулярно ему писать. Но незаметно проходит несколько месяцев, а мы так и не написали. И чем дальше мы откладываем, тем труднее становится сесть за письмо. Год почти миновал, а нам уже и ручку брать не хочется. Так и с молитвой: видя в ней только долг, мы начинаем испытывать чувство вины за то, что не молились. А это чувство делает беседу с Богом еще более затруднительной.

Чтобы выбраться из замкнутого круга, нужно перестать видеть в молитве только обязанность, и рассматривать ее как жизненно важную потребность и привилегию. В конечном итоге, любая молитва зиждется на доверии к Богу и отражает зависимость от Него. В прошении мы рассказываем Ему о своих нуждах. Молитвы покаяния свидетельствуют о вере в Его милость и прощение. В ходатайственных молитвах мы открываем Ему нужды других людей. Благодарственные молитвы показывают, что Господь даровал нам благословение. Если мы размышляем о своей безмерной зависимости от Бога, то молитва перестает быть просто обязанностью; она становится знаком доверия к Тому, кто печется о наших нуждах, и благодарности за Его желание слушать нас.

Изменив свое понимание молитвы, мы вычеркнем ее из списка нудных повседневных дел и оценим ее по достоинству – как привилегию беседовать с Творцом вселенной и насущный аспект продуктивной жизни. Мы находимся в положении неимущего слуги, и осознание своей зависимости от Владыки Вселенной - есть твердое основание плодотворной молитвы.

 

Внимательный взгляд

 

Как-то в старших классах мне впервые пришлось выступать перед аудиторией. Я долго готовился и собирал для своей речи нужную информацию – что, где, когда, почему... Я написал план-конспект и упорно практиковался в ораторском искусстве. Я репетировал до тех пор, пока не убедился, что заработаю отличную оценку. И вот наступил великий день. Я произнес свою речь точно по плану. Но к моему огорчению, учительница не разделяла моего восторга. Ее замечание задело меня за живое: «Материал интересный, но ты ни разу даже не взглянул на нас. Непонятно, что тебя больше интересовало – мы, или твои записи». В тот день я усвоил важный урок: глядя собесенику в глаза во время разговора, мы проявляем к нему уважение.

Пс 122:2 говорит, что это правило действует и в молитве. Разговаривая с хозяином, слуга не отрывает от него глаз.

Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе помилует нас (Пс. 122:2)

 

Глаза слуг ловят каждый взгляд хозяина. Они не сводят с него глаз, их внимание поглощено им, «доколе помилует» их. В такую молитву не вкрадываются посторонние мысли. Взгляды слуг прикованы к лицу господина.

Но многие наши молитвы разительно отличаются от этой картины. Некоторые христиане лишь изредка поглядывают на Бога, в центре их внимания - вовсе не Он. Обычно к Нему обращаются вначале молитвы: «Отец Небесный», «Господь Иисус», «Великий Боже». Его имя проскальзывает и в ее тексте: «Господь, ... Господь, ... Господь....» И завершается молитва общепринятым: «Во имя Иисуса Христа, Аминь». Вот, как правило, и все внимание, которое мы уделяем Богу. В молитве, которая длится десять минут, Ему отводится менее шестидесяти секунд нашего времени. Если убрать одну две фразы, эту речь можно с тем же успехом обращать к падающей звезде.

Пренебрегая Своим Творцом, мы выказываем непонимание сущности молитвы. Мы относимся к ней как к списку духовных покупок - приходим в Божий универмаг и, небрежно кивнув в сторону «Продавца», следуем дальше, к своей цели – полкам с товарами. Большую часть времени мы посвящаем чтению списка, а Богу отводим второстепенное место. В сущности, привычка пренебрегать Создателем показывает, что мы предпочли бы «магазин самообслуживания», чтобы не отвлекаться. Как нам легко забыть, что мы имеем дело с Личностью, а не с небесным «посылторгом» ! Слишком пристальное внимание уделяя тому, что нам нужно, мы склонны забывать о том, Кто нам нужен (рис. 2.2).

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.32 (0.013 с.)