Размышлять над божьими делами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размышлять над божьими делами



 

Ключевой аспект библейской истории состоит в том, что Бог открывает Себя - Свои качества - в делах. Он всегда действует согласно Своей природе. Поэтому от размышлений о Его свойствах легко перейти к мыслям о Его делах. Один из примеров подобного перехода есть в Псалме 35:5-9:

Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!

Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая!

Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Как драгоценна милость Твоя, Боже!

Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны!

Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,

Ибо у тебя источники жизни; во свете Твоем мы видим свет.

 

В первых четырех строках псалмопевец восхищается величием Бога. Он сравнивает Его праведность, верность и милость с высокими горами. Его справедливые суды – с бездной моря. Иными словами, Бог обладает несравненными совершенствами. С восторгом псалмопевец говорит о том, что Божья слава наполняет вселенную.

Почему он так восхищается Богом? Что вызвает у него подобные чувства? Ответ мы находим в следующих строках. От созерцания свойств Бога псалмопевец обращается к размышлению о Его делах. Он думает о том, как Господь в Своем провидении заботится о всех формах жизни, как Он оберегает Свой народ, словно птица - птенцов своих, и всем дарует свет и пищу, и питие. Псалмопевец не просто рисует статичный портрет, он описывает Божьи дела.

В первые годы существования кинематографа движущиеся картины были неодолимо притягательны для людей. Даже сегодня в развлечении, общении и обучении ведущую роль играют разные виды движущихся картин. Это средство коммуникации привлекательно прежде всего своей способностью давать реальное изображение жизни. Портреты и картины бывают изумительно красивы, но они не способны передать движение, которое играет в нашем мире главную роль.

Движение занимает значительное место и в литературе. Читая эпизод книги, мы видим и слышим, как в вымышленных обстоятельствах его герои говорят и действуют. И это движение захватывает и увлекает наше внимание в мир литературного произведения.

Писание говорит, что Бог непосредственно участвует в истории мира и в жизни людей. Библия изображает великие деяния Бога, в которых ярче сиет Его слава. Поэтому минуты, посвященные размышлениям о Божьих делах, способны разбудить наши дремлющие души. Представляя себе живые озвученные картины дел Божьих, даже человек с усталым и безразличным сердцем ощутит изумление и восторг. Именно поэтому мы поговорим о методах, которые во время молитвы помогут сосредоточить внимание на Божьих делах.

Но сначала нужно определить, что это значит - «дела Божьи». Говоря о делах Бога, верующие обычно подразумевают определенные ключевые события библейской истории. Мы вспоминаем о сотворении мира, избавлении Израиля из Египта, о служении, смерти и воскресении Христа. Эти и подобные им драматические события мы называем деяниями Бога. Но Бог действует и другими путями. Писание учит, что не только «события религиозного значения» можно называть делами Бога. Все мироздание – место Его труда. Нам не перечислить и малой толики Его свершений. По сути, все, что есть в мире доброго, исходит от Него.

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов (Иак.1:17а)

 

Даже зло Бог сдерживает и непостижимым образом использует в этом мире ради Своих святых целей:

Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей (Бытие 50:20)

 

Глаза веры способны видеть Божью руку во всем. Размышляя о том, как действует в мире Бог, христиане должны вместе с псалмопевцем признать:

Много соделал Ты, Господи, Боже мой:

о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе! – хотел бы я проповедывать и говорить: но они превышают число (Пс. 39:5)

 

Поэтому, обращаясь к теме дел Божьих, нужно стремиться увидеть все их многообразие.

Рассказывают, как один человек, чтобы познакомиться с новыми соседями, решил пройтись пешком по своему кварталу. Во дворе одного из домов он заметил мальчика лет пяти. «Как тебя зовут, малыш?» - спросил он. «Меня зовут Билли,» - прозвучало в ответ. Чтобы продолжить беседу, новый сосед задал мальчику еще один вопрос: «А чем занимается твой папа, Билли?» Малыш встал, задумался и произнес: «Мой папа каждое утро бреется». Взрослый не смог удержаться от смеха. Билли сказал правду, однако его представление о жизни и работе отца едва ли можно назвать полным.

Христиане - подобно малышу Билли - нередко представляют деятельность своего Небесного Отца слишком упрощенно. Мы низводим свое понимание дел Божьих до нескольких излюбленных тем. Одни христиане обращают свой взгляд в прошлое. Другие рассуждают лишь о событиях современности. Нередко мы вообще замечаем только проиходящее в собственной жизни. Чтобы расширить свое понимание дел Божьих, нужно осознать, как же действует в этом мире Господь. В Его делах можно выделить две основные категории: действия Бога в истории спасения и дела провидения (см. рис. 4.1).

 

ДЕЛА БОЖЬИ

 

ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ ПРОВИДЕНИЕ

 

Рис. 4.1 Две категории дел Божьих

 

 

Бог в истории спасения

Писание повествует о том, как Бог действовал непосредственно в истории, изменяя обычный ход событий могущественными делами спасения. Составляющих историю спасения событий слишком много, чтобы все их здесь перечислять. Назовем лишь некоторые: Ноев потоп, переселение патриархов, переход через Красное море, дарованный на Синае закон, овладение землей Обетованной, земное служение Христа, излияние Святого Духа и второе пришествие Христа. Эти и другие библейские события составляют историю спасения в мире, осужденном за грех на смерть. Очевидно, что история спасения разворачивается на протяжении длительного времени. И, совершая спасение в этом мире, Бог действовал в прошлом, действует сейчас и будет действовать далее. Поэтому в молитве мы можем размышлять о спасительных деяниях Бога в прошлом, настоящем и будущем времени (см. рис. 4.2)

 

 

ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ

История спасения

 

Рис. 4.2 Аспекты истории спасения

 

События древности стали темой многочисленных библейских молитв. Хорошим примером такой молитвы послужит нам Псалом 76:12-21:

 

Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних.

Буду вникать во все дела Твои, размышлять в великих Твоих деяниях.

Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог наш!

Ты Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов;

Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.

Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды, и убоялись, и вострепетали бездны.

Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали.

Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную;

Земля содрогалась и тряслась.

Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.

Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона.

 

В этом отрывке псалмопевец ясно указывает, что будет размышлять о деяниях Бога в минувшие времена. Эти размышления вызывают у него чувство преклонения перед Творцом. Он знает, что никто и ничто не сравнится со Всемогущим Владыкой. Он восхищается великой силой, которую Бог явил в избавлении Израиля, а затем обращается к одному из ключевых событий всей ветхозаветной истории – переходу через Красное море. Подробно и красочно рисует он картину этого свершения, заставляя читателей проникнуться своими чувствами. Прошлое оживает перед нашими глазами, когда мы слышим о бушующих водах, бурных порывах ветра, о сотрясающих землю раскатах грома, об открывшемся пути через море... Описывая события прошлого, псалмопевец испытывает благоговейный страх перед Творцом, подобный тому, который испытали сами участники этого грандиозного события.

Такие сознательные размышления позволили ему заново пережить чудо Божьего избавления много веков спустя.

Подобные переживания доступны и современным верующим. В Библии подробно описаны многие события минувших дней. Любая из этих историй может стать предметом молитвенного созерцания. Печально, что в молитве мы редко уделяем время размышлениям о древних делах Божьих.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему в Библии нет книги, целиком и полностью посвященной учению Иисуса? Вместо этого нам даны Евангелия, где Его учение перемежается рассказами о множестве Его дел. Причина проста - Бог желает, чтобы мы узнали не только учение Иисуса; Ему угодно, чтобы мы в подробностях помнили Его дела. Мы часто упускаем это из виду. Например, христиане постоянно упоминают в молитве о смерти Христа, но мало кто глубоко задумывается о ней. Обычно мы лишь благодарим Бога за смерть Его Сына за наши грехи. Однако, если мы вспомним это событие в подробностях, в нашем сердце возродится живая благодарность Богу за Его жертвенную любовь к нам.

Подумайте о кресте. Библия живописует страдания и унижение Иисуса, чтобы мы не смогли ничего забыть. Мы видим Его истерзанную плетьми спину, колючий терновый венец, кровь, струящуюся по рукам и ногам. Мы слышим насмешки толпы, стук молотка, плач Его близких и крик боли. Он перенес это, чтобы освободить нас от греха. Поэтому не будем жалеть времени, чтобы сердцем ощутить, увидеть и услышать эти события.

Молитва о смерти и воскресении Иисуса или других событиях Его земного служения – одно из самых дорогих для меня молитвенных упражнений. Вести в такой молитве группу - всегда волнующее переживание. Мы размышляем о боли, которую перенес Спаситель, и страх и печаль пронизывают наши сердца. Но молитва о Его воскресении и пустой гробнице снимает с плеч этот тяжкий груз и наполняет душу радостью.

Мой друг однажды рассказывал мне, что встречи их молитвенной группы постепенно стали скучными и сухими, и тогда он решил провести молитву-размышление о смерти и воскресении Христа. Он писал мне потом, как это упражение преобразило их молитвенную встречу в необычайное благословение от Бога. Подробные молитвы об этих и других событиях прошлого всегда пробуждают в наших сердцах благоговение и преклонение перед Богом.

Однако псалмы рассказывают не только о спасительных деяниях Бога в прошлом. Их авторы уделяют внимание и настоящему. Например, в псалме 17:36-43 говорится:

Ты дал мне щит спасения Твоего,

и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.

Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.

Я преследую врагов моих и настигают их,

и не возвращаюсь, доколе не истреблю их.

Поражаю их, и они не могут встать; падают под ноги мои.

Ибо Ты препоясал меня силою для войны

и низложил под ноги мои восставших на меня;

Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня;

они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, - но Он не внемлет им.

Я рассеивают их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их.

Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников;

народ, которого я не знал, служит мне.

 

Этот псалом – молитвенное раздумье Давида о том, как Бог избавил его от руки Саула. Автор подробно описывает происходящее. Мы слышим и видим его преследователей. Мы ощущаем разочарование Саула и его воинов, и радуемся, что враги Давида посрамлены. Когда псалмопевец размышляет об этих событиях, его сердце наполняется радостью и желанием славить Бога:

Жив Господь и благословен защитник мой!

Да будет превознесен Бог спасения моего (Пс. 17:46)

 

Христиане и сегодня становятся свидетелями спасительных деяний Бога. Мы видим многочисленные примеры того, как Бог избавляет Свой народ. Он по-прежнему ведет к Себе заблудших и страждущих и спасает их. Когда неверующий обращается к Богу или христианин получает помощь в трудной ситуации – это непосредственное деяние Господа.

Часто мы ограничиваемся лишь одним-двумя словами благодарности, но нам надлежит идти дальше и рассказать Ему подробную историю о том, что произошло; и это вновь пробудит в нашей душе признательность и восхищение. Как это замечательно показано в псалмах, размышления о спасительных делах Бога в современности составляют необходимый аспект молитвы.

И, наконец, молитвы псалмопевца содержат раздумья о Божьих свершениях в будущем. Псалом 45:8-10 рисует впечатляющую картину грядущего:

Приидите и видите дела Господа, - какие произвел Он опустошения на земле:

Прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье,

колесницы сожег огнем. Остановитесь и познайте, что Я – Бог;

буду превознесен в народах, превознесен на земле.

 

Этими словами псалмопевец возвещает славу мира грядущего, когда Бог в полной мере явит Свое владычество. Это будет время суда для одних и мира для других. И снова отметим, насколько детально описаны события. Мы воочию видим сломанные луки и копья, сожженные колесницы, - все войны закончены... Слова псалмопевца создают живое ощущение будущих великих дел Божьих.

События грядущего могут стать темой и наших сегодняшних молитв. Мы с вами ожидаем, когда Бог установит на земле мир и справедливость. Мы мечтаем о том времени, когда Царство Божие откроется во всей полноте. Писание дает чудесные картины этих событий. Второе пришествие Христа, трубный глас и воскресение человечества в судный день могут стать темой наших молитвенных раздумий о грядущих делах Господа. Если мы будем уделять время подобным молитвам-описаниям, наши сердца наполнит благоговейная любовь к Богу.

Итак, нужно размышлять о трех аспектах спасительных деяний Бога: о событиях прошлого, настоящего и будущего. Мысленно углубляясь в них, мы движемся вперед в познании Господа.

 

 

Промысел Божий

 

Участие Бога в делах этого мира не ограничивается делами спасения. Каждую секунду Он сохраняет и направляет вселенную Своим провидением. Бог сотворил мироздание, содержит Его Своим могуществом, и все доброе в этом мире исходит из Его руки.

Могущество Божьего провидения с радостью воспевают авторы псалмов. Например, в псалме 103 читаем:

Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой!

Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием.

 

Что исполнило душу псалмопевца таким благоговейным восторгом? Он повествует об этом далее:

Ты послал источники в долины: между горами текут, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

Ты напояешь горы с высот Твоих,

плодами дел Твоих насыщается земля.

Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека,

чтобы произвесть из земли пищу и вино,

которое веселит сердце человека,

и елей, от которого блистает лице его,

и хлеб, который укрепляет сердце человека.

Насыщаются дерева Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил.

На них гнездятся птицы: ели – жилище аисту, высокие горы – сернам;

каменные утесы – убежище зайцам (Пс. 103:10-18)

.

Из этого отрывка ясно, что восторженные слова автора проистекают из его размышлений о Божьем провидении. Не жалея времени, псалмопевец подробно описывает деяния Бога в природе.

Когда я учил в церкви маленьких детей, мы каждый год готовили особые уроки на День матери и День отца. В течение урока мы перечисляли и записывали все, что родители делают для детей. Сначала малышам трудно что-то вспомнить. Большинство из них не задумываются о том, как родители заботятся о них. Но через некоторое время дети начинали говорить так быстро, что я едва успевал записывать. Им становилось ясно, что забота мамы и папы проявляется во множестве незаметных, но жизненно необходимых дел. Это касается и Божьего промыслительного попечения о нас. В повседневности мы замечаем лишь малую толику Его заботы, но если вдуматься, то список будет становиться все длиннее и длиннее.

Промысел Божий простирается на все существующее. Благословений Его не перечесть. Иногда они особенно впечатляющие – избавление от денежных затруднений, исцеление от серьезной болезни, спасение в аварийной ситуации. В другое время Божья забота проявляется вещах в более обыденных– продукты в магазине, вода для питья, электричество в доме. Чтобы отыскать благую руку божественного провидения, далеко ходить не нужно!

На примере псалмов мы видим, сколь драгоценны внимательные размышления о делах провидения в нашей жизни. Яркие и убедительные детали пробуждают в сердцах растущее преклонение перед Богом.

В молитве-размышлении можно описать удивительное многообразие и сложность живых организмов, - жизнь даже одной единственной клетки являет величие Божьего промысла, - и задуматься о хрупком равновесии в природе и в этом увидеть руку Божью. Можно по-новому взглянуть и на события собственной жизни, - Бог направляет их к нашему наивысшему благу. Пристально вглядываясь в эти и другие свидетельства Божьего провидения, мы вновь ощутим восторг перед Милостивым и Могущественным Творцом (см. рис. 4.3).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.038 с.)