ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преклонив колени и воздевая руки



 

В последние годы язык тела и жестов стал объектом пристального внимания науки. Исследования показывают, что люди общаются друг другом не только словами, важную роль в нашем общении играет выражение лица, жесты, положение тела и других движения. Консультантов и психологов учат замечать сигналы, которые посылает тело человека. Нередко поза сидящего, то, как сложены его руки и куда направлен взгляд, сообщает информацию, которую человек никогда не высказал бы словами. Язык тела играет важную роль и в общении с Богом. Обратим внимание на еще два значительных его аспекта: коленопреклоненная молитва и молитва с воздеванием рук.

В древнем мире коленопреклоненная поза не вызывала удивления. Люди низкого звания должны были склоняться в присутствии вельмож и царей. Преклонить колено и склонить голову было принято в знак смирения и почтения к человеку более высокого звания. Все знали, что отказ соблюсти эту традицию означал бунт и высшую степень неповиновения.

Склоняться перед вышестоящими было в древности широко распространенным обычаем, и совсем неудивительно, что Библия подчеркивает, насколько важно подобное положение тела в молитве и поклонении Богу. Он – наш Верховный Правитель и Творец, а мы – Его смиренные создания и слуги. Нам не подобает приходить пред лице Его горделиво и с вызывающим видом. Нам следует помнить о благоговении и смирении. Вот почему мы читаем в церкви знакомый призыв:

Приидите, поклонимся, и припадем, преклоним колена пред лицем Господа,

Творца нашего (Пс. 94:6)

Богослужение в этом отрывке непосредственно связано с преклонением колен перед Богом. Почему? Потому что вовремя богослужения мы стремимся почтить Бога.ъ

Обратите внимание, как молится Соломон при освящении храма:

Ибо Соломон сделал медный амвон, длиною в пять локтей, а вышиною в три локтя, и поставил его среди двора; и стал на нем, и преклонил колена впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу (2 Пар. 6:13)

Ясное упоминание о коленопреклоненной позе молящегося находим мы и в псалме 43:2б:

Ибо душа наша унижена до празха, утроба наша прильнула к земле.

 

В древности верующие сознавали свое истинное положение и обращались к Богу в коленопреклоненной молитве. Они помнили, что Он их Творец, что они грешники, и приносили свои прошения к Его престолу, смиренно склоняясь перед своим Владыкой.

Пример пророка Даниила яркое свидетельство тому, как важно преклонять колени перед Богом. Политические враги пророка убедили царя Дария подписать указ, объявлявший, что молиться можно только самому царю (см. Дан. 6:1-9). Пророк легко мог скрыть от людей, что он по-прежнему молиться Богу. Он мог молиться молча, в сердце своем, идя по улице или сидя дома. Но пророк поступил иначе. По своему обыкновению он молился коленопреклоненно.

Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того (Дан. 6:10)

Пророк был настолько убежден в том, что пред Богом нужно в смирении склоняться, что продолжал молиться коленопреклоненно даже с риском для жизни.

Примеры из Писания обнажают ошибочность современной практики. Во многих христианских церквах и организациях крайне редко, - если вообще когда-либо, - призывают преклонить в молитве колена. Такое пренебрежение к библейской практике часто лишь негативный отклик на литургические формы, которые требуют коленопреклоненной молитвы. Однако нужно быть осторожным в оценке традиции, в которой многие видят лишь пустой ритуал. Преклонять колени и склонять голову в молитве указывает нам Библия. Это напоминает нам о смирении и почтении к Всевластному Владыке, производит в наших сердцах эти чувства и помогает выразить их Ему.

Однажды я поехал навестить пастора, которого считали прекрасным наставником и проповедником. Некоторое время мы провели в беседе о том, как я обратился ко Христу, и как это изменило мою жизнь. Затем, когда наш разговор подошел к концу, он пригласил меня вместе помолиться. К моему великому изумлению он поднялся с кресла, подошел к моему стулу и стал возле него на колени, склонившись лицом к полу. В первую минуту я растерялся, но потом присоединился к нему. У этого человека было немало причин для самоуверенности, однако он являл смирение и почтение, преклонив перед Богом колена. Его пример навсегда запечатлелся в моей памяти. И всякий раз, когда возникает искушение легкомысленно отнестись к молитве, я вспоминаю этого пастора. Склоняя в молитве колени, мы являем Богу почтение и преданность, невыразимые никакими словами. Христианам необходимо использовать этот библейский образец молитвы постоянно.

Еще один важный элемент молитвенного общения - воздевание рук. Мы уже видели, что Соломон в коленопреклоненной молитве воздевал руки к небу (2 Пар. 6:13). Не только Ветхий, но и Новый Завет велит верующим прибегать к такой молитве:

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1Тим. 2:8).

 

Для многих христиан эта молитвенная практика совершенно непонятна. Что хотели верующие прошлого передать в молитве, воздевая руки?

С одной стороны, псалмы указывают, что воздевая руки к Богу, можно выразить особую радость. В Пс. 62:4-5 читаем:

Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя,

Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.

 

Обратите внимание, сколько волнения и счастья в этих строках. Благословение Божье безмерно обрадовало псалмопевца, - милость Творца лучше самой жизни, - говорит он, объявляет, выражая свою радость, что восхвалит Бога (ст. 4), прославит Его (ст. 5) и вознесет руки во имя Его (ст. 5). Такие примеры повсюду встречаются в псалмах. Вот псалом 134:2:

Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа.

 

Псалмопевец выражал Творцу свою радость и хвалу, воздевая к Нему руки. Словно благодарение – это дар Богу, который он возносит к небесам. Признательность за благословение побуждает нас к молитве и дает нам слова, но мы можем проявить ее и при помощи тела, воздевая к Богу руки.

С другой сторону, такая форма молитвенного общения помогает выразить и острую нужду. Как сказал псалмопевец:

К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня,

чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.

Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе,

когда я поднимаю руки мои к святому храму Твоему (Пс. 27:1-2).

 

Эти строки свидетельствуют о том, что их автор особенно нуждается в Божьей помощи. Если Бог не ответит на его мольбу, он вскоре уподобится умершему (ст. 1). Вот поэтому он молит о милости и взывает к Богу, поднимая руки к месту присутствия Божьего (ст.2).

Сходную картину рисует и псалом 142:6-7:

Простираю к Тебе руки мои; душа моя к Тебе, как жаждущая земля.

Скоро услышь меня, Господи; дух мой изнемогает.

 

Душа псалмопевца жаждет милости, как иссохшая земля ждет воды. Как проявляет он свои чувства? Не только словами. Он взывает о сострадании, поднимая руки к Богу. Воздетые к небу руки могут быть не только символом радости, но и призывом о помощи. Мы простираем руки к небесам в надежде, что Бог снова наполнит их обильными благословениями.

Зная о том, что коленопреклоненная молитва и воздевание рук – библейские формы молитвы, необходимо переосмыслить нашу молитвенную жизнь. Поскольку многие церкви и христианские организации пренебрегли этими формами молитвы, нужно способствовать их возвращению в молитвенную практику. Однако делать это следует с осторожностью. Когда во время общего собрания небольшая группа верующих с энтузиазмом поднимает руки и опускается на колени, это может вызвать у остальных смущение и разногласия. Так можно, имея благие намерения, нарушить порядок богослужения и создать в церкви проблемы.

Если, преклоняя колена и поднимая руки на богослужении, мы нарушаем его ход, то эти формы общения с Богом стоит ограничить временем личной молитвы. Но в личной молитве следует использовать их без колебаний. На богослужении мы призваны заботиться не только о своем назидании, но и о нуждах всего Тела Христова. Не следует практиковать публично те духовные упражения, которые приносят пользу лишь немногим. Так же не следует употреблять свою свободу во зло и мешать другим верующим поклоняться Богу. Из уважения к своим братьсям и сестрам во Христе нужно помнить слова апостола Павла:

Все сие да будет к назиданию (церкви) (1 Кор. 14:26)

 

В любом случае, верующим не должно пренебрегать этими формами общения с Господом. Бог определил, что иногда необходимо преклонять колени и воздевать в молитве руки. Когда мы склоняемся перед Богом – мы выражаем смирение и почтение к Нему. А поднимая руки, мы выказываем свою радость или острую нужду в помощи. Это важные аспекты молитвы. Сделав их частью своей молитвенной практики, вы обнаружите, что ваше общение с Богом стало более плодотворным (см. рис. 13.2)

 

 

РАЗЛИЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА

СПОСОБНЫ ВЫРАЗИТЬ

РАЗНЫЕ ЧУВСТВА

 

Рис. 13.2 Язык тела в молитве

 

Пост и молитва

 

Во время учебы в колледже я подрабатывал сиделкой. Ночи напролет я просиживал у постели старика, страдавшего раком мозга. За шесть месяцев работы с ним я полюбил и больного, и его жену. У них не было детей, и вскоре я стал для них как сын. Однажды зимней ночью больной вдруг почувствовал страшную слабость. Его дыхание стало неровным, а потом и совсем прекратилось. Он умер около трех часов ночи. Я впервые стал свидетелем смерти. Я помню охватившие меня чувства страха, ужаса и горя, когда я пошел сказать его жене, что ее супруг ушел из жизни. Я остро ощущал утрату. «Жизнь такая хрупкая, такая короткая», - думал я. На следующий день я всеми силами старался ей помочь. Однако в день похорон я вдруг почувствовал себя очень плохо. Пытаясь понять, в чем дело, я вспомнил, что ничего не ел с той ужасной ночи. Я так горевал и мысли мои были настолько заняты происшедшим, что было не до еды. Заботы о пище не вязались с такой потерей.

Этот обычный пример показывает, с чем связан библейский пост. В современном мире люди постятся по разным причинам. Некоторые заявляют, что временное воздержание от пищи помогает сохранить ясность ума. Другие пытаются при помощи поста быстрее сбросить вес. Однако истинно библейский пост – это религиозный обряд. Это добровольный отказ от пищи или питья с целью выразить перед Богом особенно глубокое беспокойство или тревогу.

Библейский пост использовался в разнообразных обстоятельствах. Смерть близкого человека – одна из причи поста.

 

Тогда схватил Давид одежды свои, и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча (2 Цар. 1:11-12).

 

Смерть друга или члена семьи побуждала библейских верующих выразить свое горе и потребность в утешении Божьем через пост.

 

Во-вторых, пост был свидетельством сердечного раскаяния в грехе или горячее стремление получить прощение. Услышав проповедь пророка Ионы, ниневитяне объявили пост:

И поверили Ниневитяне Богу; и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого (Иона 3:5).

 

Удрученный грехами Израиля священник Ездра также постился:

 

И встал Ездра и пошел от дома Божия в жилище Иоханана, сына Елиашивова; и пришел туда. Хлеба он не ел, и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев (Ездра 10:6).

 

В-третьих, люди Божьи постились, когда в тяжелых обстоятельствах им требовалась сверхъестесвенная помощь Бога и Его непосредственное вмешательство. Когда Иерусалим осаждали враги, царь Иосафат объявил пост по всей стране:

 

И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее (2 Пар. 20:3)

 

Так постилась и царица Эсфирь, когда ради спасения своего народа ей пришлось рисковать жизнью:

 

Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими тоже буду поститься, и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну (Эсфирь 4:16).

 

В подобных обстоятельствах пост дает возможность особенно горячо молиться.

 

В-четвертых, пост помогает нам исследовать себя и приготовляет к встрече с Богом:

И в десятый день сего седьмого месяца пусть будет у вас священное собрание; смиряйте тогда души ваши, и никакого дела не делайте (Чис. 29:7).

 

Встреча с Богом была огромным событием, которое требовало глубокого исследования себя и подразумевало страстное ожидание Божьего благословения.

Во всех этих ситуациях пост выражал особую нужду в Боге и стремление обрести Его помощь в тяжелые времена.

Сегодняшняя церковь должна признать ужасный факт. Мы совершенно утратили искусство поста. Лишь в некоторые деноминациях его иногда практикуют. Немногие верующие используют периоды поста как один из аспектов своего духовного развития.

Подобное пренебрежительное отношение к посту имеет страшные последствия. Мы лишили себя чудесного опыта глубокого молитвенного общения с Богом. Пренебрегая постом, мы страдаем от неумения выразить свое горе пред Богом. Мы значительно дольше, чем требуется, носим бремя печали и утраты. Без поста мы склонны выражать раскаяние в поверхностных кратких молитвах. Как можно без поста выказать сердечное раскаяние и сожаление за вопиющее отступничество и нарушения Божьего закона? Кроме того, у современных христиан нет средства, которое помогло бы им отложить все дела и сосредоточиться на самых насущных нуждах. Пост предназначен именно для этого. Итак, христианская жизнь лишилась ценной грани, потому что мы забыли о посте.

За годы после моего обращения я служил во многих христианских организациях. Каждая из них время от времени сталкивалась с очень серьезными проблемами. И руководству иногда было просто не под силу их разрешить. Мы создавали комитеты и проводили долгие часы за столом, обсуждая возникшие вопросы. Но крайне редко кто-нибудь предлагал поститься. По сути, из всех организаций, в которых я служил, лишь в одной было принято серьезные проблемы решать с молитвой и постом. Если верующие библейских времен считали пост необходимым, то как могут современные христиане пренебрегать им? Я убежден, что во многом разочарование и неудовлетворенность, которую мы испытываем в христианской жизни, объясняется тем, что мы не практикуем посты.

Когда в нашей жизни происходят критические события, мы должны быть готовы поститься. Ученики Иоанна Крестителя однажды спросили Иисуса о поведении Его учеников, и Он ответил:

 

Могут ли печалиться сына чертога брачного, пока с нима жених? Но придут дни, когда отнимается у них жених, и тогда будут поститься (Матф. 9:15)

 

Иисус высказался вполне определенно, что после Его вознесения на небеса Его ученики будут поститься. И если мы действительно стремимся обнажить пред Богом нашу душевную тоску и потребность в Нем, нам следует сделать пост частью своей жизни. В посте мы обретаем чудесную возможность высказать Богу глубочайшую преданность и веру (см. рис. 13.3)

 

БОГ

ВЫРАЗИТЬ ПРИ ПОМОЩИ ПОСТА

СМЕРТЬ И СТРАДАНИЯ

РАСКАЯНИЕ

МОЛЬБА О ПОМОЩИ

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕБЯ

Рис. 13.3

 

В этой главе мы говорили, что молитвенное общение включает в себя не только слова. Полнее высказать свои чувства нам помогают пение и плач. Мы можем открыть Богу свои переживания, преклонив колени и воздевая руки в молитве. А практика поста углубит наши молитвы. Используя перечисленные элементы в молитве, мы сделаем общение с Богом значительно богаче и плодотворнее.

 

 

Обзорные вопросы:

1. Почему нам неловко петь или плакать во время молитвы? Как можно преодолеть свои предрассудки в этом отношении?

2. Почему язык тела составляет важную грань молитвы? О каком положении тела во время молитвы говорит Писание? Как можно использовать язык тела в молитве?

3. Зачем нужно практиковать посты? Как пост обогащает наше общение с Богом?

 

 

Упражнения:

 

  1. Назовите событие в своей жизни, которое вызвало у вас слезы. Вспомните также, когда вы пели от радости. Почему в тех обстоятельствах слов было недостаточно? Как это относится к молитвам?
  2. Обсудите положительные и отрицательные стороны различных положений тела в молитве (коленопреклонная молитва, молитва стоя или сидя, поднимая руки). В какой ситуации можно их использовать?
  3. Напишите молитву в четыре-пять предложений, которую можно произнести, преклонив колени или воздевая руки. Попробуйте прочесть свою молитву в этом положении. Вам может быть полезна следующая форма:

 

О Господь (имя или свойство Бога)_________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Мы поклоняемся Тебе (склонив колени/ воздевая руки). Этим положением тела мы стремимся выказать свои чувства. Ты достоин поклонения, потому что (опишите свойства или дела Бога, которые вызывают чувство преклонения перед Ним)____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мы смиряемся пред Тобою и сознаем, как нуждаемся в Тебе, ибо Ты один способен_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________опишите вашу просьбу и поясните, почему один Бог может вам помочь)_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Услышь нашу молитву и яви Свое милосердие, потому что мы на Тебя уповаем_____________________________________________________________________

Аминь.

 

 

Дополнительное упражнение:

 

Трижды на этой неделе молитесь склонив колени и высказывайте просьбу, которая предполагает смирение. Завершайте свою молитву пением гимна, воздевая руки к Богу. Вы можете подготовиться к такой молитве постом, воздержавшись от одной или двух трапез.

 

Молитвенная практика

 

 

Маленький Джимми очень хотел играть в футбол. Всем сердцем он жаждал стать профессиональным спортсменом. «Ума мне на это хватит,»- думал он. В сущности, Джимми был книжным червем. Все свое время он проводил за книгами и поэтому совершенно точно знал, как стать настоящей звездой футбола. Или, во всяком случае, ему казалось, что знал. «Я возьму в библиотеке нужные книжки и все выясню про эту игру,»- говорил он младшей сестре по пути из школы. Несколько недель спустя он пришел на отборочную тренировку. После разминки тренер скомандовал: «Блокировка!» Джим подбежал к первой линии и бросился к мальчику с мячом, но безуспешно. Одна, вторая, третья попытка, но бегущий игрок легко увертывался от отчаянных попыток Джимми свалить его. Наконец тренер подозвал мальчика к себе. «Джим,» - тихонько сказал он, - «я думаю, футбол - не твое призвание». «Нет, что вы! Спросите меня что угодно об этой игре. Я выучил ответы на все вопросы,» - парировал Джим. Тренер опустился на колено и положил руку на слишком большой для мальчика наплечник. «Джим, в футболе важно не то, что ты знаешь, а то, что ты делаешь.»

Теперь, когда мы подошли к концу нашего исследования, я хотел бы дать несколько советов о том, как использовать этот материал на практике. Джимми всем сердцем стремился играть в футбол. И вы, - я уверен, - стремитесь сделать свою молитвенную жизнь богатой и плодотворной. Многие страницы мы посвятили молитве в свете познания Бога, себя самих и нашего общения. Возможно, вы узнали для себя что-то новое. Но этого недостаточно. В молитве имеет значение не то, что вы знаете. А то, что вы делаете. Глубина общения с Богом зависит не только от того, что вы узнали. Можно прочесть сотни книг на эту тему и ничуть не улучшить свою молитвенную жизнь. В молитве – как и в футболе или в игре на фортепиано – важно практиковаться. Наша молитвенная жизнь развивается лишь в том случае, если мы уделяем ей время и воплощаем свои благие намерения в практику.

Путей молитвенной практики существует немало. Мне самому особенно полезны оказались два из них.

 

 

Наедине с Богом

С особым вниманием следует относиться к личной молитве. Мало что в жизни обладает такой ценностью, как время наедине с Богом. Но именно этим временем легче всего пренебречь.

Пример Даниила убедительно показывает, что верующим ежедневно следует выделять время для молитвы (Дан. 6:10). Однако многие христианае с большим трудом находят возможность регулярно молиться. Кому захочется выкраивать время в загруженном расписании для такого скучного занятия, как наши повседневные личные молитвы? Именно поэтому стоит попытаться оживить и наполнить свои молитвы новым содержанием.

Иногда это удается сделать при помощи одного-двух рассмотренных ранее методов. Попробуйте посвятить большую часть одной молитвы свойствам Бога, а на следующий день размышляйте о Его деяниях. Вместо того чтобы каждый день использовать один список или образец молитвы, попробуйте утро посвятить благодарению. Другое время дня - молитве плача. В любом случае, разнообразив свои молитвы, можно значительно обогатить ежедневное общение с Богом.

Регулярно и ежедневно молиться очень важно, однако иногда следует выделять для общения с Отцом Небесным более длительные промежутки времени. Иисус удалился в пустыню, чтобы приготовиться к служению, и периодически уединялся, чтобы побыть с Богом (Матф. 4:1)

Когда вы в последний раз выделяли день или два, чтобы уединиться – не ради отдыха и развлечения, а ради того, чтобы побыть наедине с Богом? Многим христианам подобное и вообразить трудно. Но что может быть более естественным, когда нам предстоит принять трудное решение? Что может быть важнее, если в жизни все разладилось? Что принесет нам большую пользу, когда мы впадаем в уныние? Периоды уединения, отданные молитвенному общению с Богом, должны стать частью жизненного опыта каждого христианина.

Но как посвятить молитве целый день? Что делать все это время? Если тщательно спланировать свое время, то проведенный с Богом день станет отрадой для души. Полезно бывает составить для этого примерное расписание. Один из вариантов – разбить день на получасовые периоды. Первые полчаса посвятите одному или двум элементам молитвы (хвала, плач, свойства Бога, Его деяния и т.д.). Следующие полчаса уделите псалмам и пению гимнов. Третий получасовой отрезок можно провести за чтением Библии. И, наконец, последние полчаса – отдохните или погуляйте в тишине. Затем этот цикл можно повторить (см. рис. 14.1).

Какое бы расписание вы ни избрали, по собственному опыту скажу, что главное – его составить. Расписание занятий сделает этот день необычайным благословением, и вы удивитесь, как быстро пролетело время.

Это лишь идеи, которые дают вам пищу для размышлений. Ежедневное уединение с Богом и особые периоды для общения с Ним - прекрасная возможность для детей Божьих побыть со Своим Небесным Отцом. Я надеюсь, что пребывая с Богом ежедневно и посвящая молитве более длительные отрезки времени, вы восстановите и обновите свои жизненные силы.

 

 

ПЛАН ДВУХЧАСОВОГО МОЛИТВЕННОГО УЕДИНЕНИЯ

МОЛИТВА НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ(30 МИН)

ПЕНИЕ ГИМНОВ И ПСАЛМЫ (30 МИН)

ЧТЕНИЕ БИБЛИИ (30 МИН)

ОТДЫХ В ТИШИНЕ (30 МИН)

 

Рис. 14.1 План молитвенного уединения

 

 

Совместная молитва

Конечно, молитва – занятие очень личное. Однако важна и совместная молитва. Бог призывает нас общаться с Ним не только в уединении, но и когда мы собираемся вместе. Как Божьи дети, мы состоим во многих сообществах. У нас есть семьи и круг друзей, работа и служение, мы входим в общины поместных церквей, организации, деноминации и видимую церковь по всему миру. Примеров совместной молитвы верующих в Библии немало. Такая молитва – и в малых группах, и в церковном собрании – всегда была насущной обязанностью народа Божьего. Сегодня многие христиане – без злого умысла – считают, что молитва – дело настолько личное, что в общих молитвах участвовать не стоит. Подобный подход лишает многих из нас богатейшего источника вдохновения и сил.

Регулярные совместные моления жизненно необходимы верующим, однако очень легко превратить их в пустой ритуал. Я бывал в бесчисленных церквах, где на молитвенном собрании неделя за неделей следуют неизменному распорядку. Неудивительно, что большая часть членов церкви его не посещают. Величие совместного молитвенного общения с Богом свелось к испытанию выдержки и унылым повторениям одного образца.

Хотите ли вы оживить совместные молитвы? Наиболее полезно в таком случае обдумать главный акцент подобных собраний. Его темой могут стать, например, существующая в церкви проблема, или особая молитвенная просьба. В другой раз можно уделить большую часть времени и благодарственным и хвалебным молитвам или радостному событию, празднику. В этой книге представлены несколько моделей, которые можно использовать как для личной, так и для совместной молитвы.

Еще один аспект жизни церкви и христианской организации, над который требует усиленной работы – это длительные периоды молитвы. Насколько я знаю, молитвенные встречи и собрания руководства только называются «молитвенными», а по сути обычно заполнены обсуждением дел и планированием. Откровенно говоря, я иногда задумываюсь, не лучше ли нам меньше планировать, и побольше молиться. Нам нужно прийти к тому, чтобы пасторы, старейшины и работники христианских организаций ежегодно посвящали день или два молитве. Только так любая группа христиан способна обрести внутреннюю силу. Именно так мы призываем Божьи благословения на свой труд.

И снова подчеркну: важно составить расписание молитвенной встречи. Если группа не привыкла к длительным периодам молитвы, необходимо их разнообразить. Единого плана для всех организаций нет, главное – сделать эти встречи живыми. Можно собрать всю группу и выделить сороки пять минут на краткое пастырское наставление, пение, совместную молитву и размышления в тишине. Затем разделиться на малые группы с конктретным заданием для каждой и провести в молитве еще сорок пять минут. Следующий отрезок времени можно посвятить совместному пению, свидетельствам, и отдыху в тишине. Этот цикл можно повторять, насколько позволяет время (см. рис. 14:2)

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.190.82 (0.024 с.)