ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СПОКОЙНАЯ УВЕРЕННОСТЬ ВОСТОРГ И ЛИКОВАНИЕ



 

Рис. 8.1. Христианская радость

 

Большинству верующих знакомо чувство тихой радости во Христе, но истинное ликование посещает нас гораздо реже. Повседневная жизнь многим христианам кажется, в лучшем случае, бесцветной, если не откровенно несчастной. Даже когда к ним приходят значительные благословения, они видят в них лишь дополнительные заботы и опасаются неприятностей, которые обязательно за этим последуют. Что бы ни происходило, жизнь приносит им мало радости.

Помню одного пастора, который придерживался подобного взгляда на жизнь. Он учил свою общину, что христинам нельзя надеяться быть счастливее неверующих. По его словам, жизнь в этом мире полна скорби, и чем скорее мы это признаем, тем лучше. Однако речь его отразила ужасное состояние его собственного сердца, а не возможности, открытые нам во Христе. Он был угрюмым человеком, и богословие было слабым ему утешением. Никакой радости он от жизни не ждал, и, конечно, ее не получал. К сожалению, многие христиане закрывают глаза на радости, дарованные Богом. Но такое неумение радоваться ведет к всепоглощающему пессимизму. Пессимизм быстро переходит в равнодушие к вопросам веры, и, в конечном итоге, к полной апатии к делу Христову. В подобном состоянии некоторые впадают даже в полное отступничество. Умение радоваться – это не роскошь. Это насущная потребность христианской жизни, поскольку подобный опыт укрепляет и поддерживает в нас стремление идти вперед и служить Богу.

Итак, христианская радость имеет две грани: это и тихая уверенность в том, что Бог заботится о нас, и восторженное ликование о Его удивительных благословениях. Обе грани радости равно драгоценны для нас и неотъемлемы от христианской жизни.

 

 

Путь к радости

 

Немало препятствий стоит на пути к истинной христианской радости. Болезненные разочарования порой мешают нам в полной мере радоваться Божьей благодати. Чувство вины за грех не дает по достоинству ценить Божъи благословения. Иногда и жизненные обстоятельства приносят столько горя, что, кажется, мы навечно погребены под их грузом. Хотя многие христианские группы утверждают, что нашли секрет неизменного счастья, на самом деле они предлагают близорукие и примитивные рецепты. Несмотря их на искреннее стремление помочь, их методы не приносят желаемого результата. Тяготы жизни по-прежнему ложатся на наши плечи. Мы по-прежнему боремся с обстоятельствами. И полностью освободиться от них можно лишь разорвав все узы, связывающие нас с реальностью. Но как тогда обрести радость жизни? Есть ли выход? Есть ли ведущий к радости путь?

Книга псалмов содержит немало примеров того, как через молитву верующие находили путь к радости. В предыдущих главах мы видели, как псалмопевцы скорбели и плакали пред лицом Божьим, но, откровенно поведав Богу о своих горестях и переживаниях, они нередко вновь обретали радость. Например, псалом 58 начинается словами глубокого отчаяния:

Ибо вот, они подстерегают душу мою;

собираются на меня сильные, не за преступление мое и не за грех мой, Господи.

Без вины моей сбегаются и вооружаются;

подвигнись на помощь мне, и воззри (58:3-4)

Однако совсем иное чувство звучит в конце:

Сила моя! Тебя буду воспевать я;

ибо Бог – заступник мой, Бог мой, милующий меня (ст.17)

 

Так и в псалме 12 сначала слышны ноты тревоги:

Доколе мне слагать советы в душе моей,

скорбь в сердце моем день и ночь?

Доколе врагу моему возноситься надо мною?

 

Но завершается эта молитва радостным славословием:

Я же уповаю на милость Твою;

сердце мое возрадуется о спасении Твоем;

воспою Господу, облагодетельствовавшему меня (ст. 5-6)

 

Мы находим в псалмах бесчисленные примеры подобных перемен. Большая часть псалмов плача завершается словами радости.

 

Однако есть и исключения. Псалом 87 начинается с горестной ноты:

Господи, Боже спасения моего!

днем вопию и ночью пред Тобою (ст. 1),

- и оканчивается словами печали:

Ты удалил от меня друга и искреннего;

знакомых моих не видно (ст. 18).

 

Этот псалом свидетельствует, что молитва – не волшебная палочка, один взмах которой обращает в радость любую печаль. Нельзя считать, что беседа с Богом автоматически устраняет все невзгоды. Порой испытания длятся достаточно долго. Писание говорит, что апостолу Павлу пришлось научиться жить с таким «жалом во плоти»:

Трижды молил я Господа, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:8-9).

Некоторые трудности не оставляют нас до самой смерти.

 

Тем не менее, большинство псалмов плача завершаются на позитивной ноте, и это доказывает, что молитва дана нам как один из путей к обретению радости жизни. Пример псалмопевцев учит нас, что радость – достойная цель молитвы. И молитва действительно способна помочь нам справиться с грузом проблем.

 

Автор псалма 72 рассказывает, как он искал мудрости. Он видел, что неверующие живут благополучно, несмотря на свои грехи:

 

Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых.

Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их.

На работе человеческой нет их,

и с прочими людьми не подвергаются ударам.

Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их. Выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце.

Над всем издеваются злобно разглашают клевету; говорят свысока;

Поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,

И говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»

(Пс. 72:3-11).

И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем,

умножают богатство (ст.12).

 

Наблюдения псалмопевца вызвали у него горечь и недоумение:

И думал я, как бы уразуметь это;

но это трудно было в глазах моих (ст. 16).

 

Однако он нашел ответ на свои вопросы:

Доколе не вошел я во святилище Божие

и не уразумел конца их (ст. 17).

 

Он не пытался решить проблему самостоятельно. Он обратился не к друзьям, как это нередко делаем мы. Прежде всего он пришел со своим вопросом к Богу. Он пришел во святилище, молился и обрел понимание. Богослужение и молитва открыли ему глаза на истинное положение дел. Господь напомнил ему о неотвратимом конце всех нечестивых, и недоумение псалмопевца сменилось пониманием и покоем.

И сегодня молитва приносит верующим мир и радость. Апостол Павел говорит в послании к Филиппийцам: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4).

Однако обратите внимание, как он учит радоваться:

 

Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши во Христе Иисусе (Флп. 4:6-7)

 

Когда мы встревожены и обеспокоены, нужно искать Божьей помощи и нести свои тревоги к Нему. И тогда, прислушиваясь к внутреннему свидетельству Святого Духа, сосредоточив мысли на Слове Божьем и устремившись к Нему сердцем, мы обретем в молитве удивительный путь к радости.

 

 

Выразить радость

 

Молитва не только ведет нас к радости; она дает нам возможность выразить свои радостные чувства. В библейских молитвах есть примеры и тихой радости, и бурного ликования. Книга псалмов содержит не только молитвы плача, но и словестные выражения счастья. К сожалению, в молитвах современных христиан радостным чувствам уделяется мало внимания. Несколько человек могут в течение длительного времени молиться вместе, вовсе не упоминая о радости. В лучшем случае мы наскоро выражаем свою признательность Богу, ограничиваясь одним-двумя предложениями. Однако эти попытки славословить часто настолько сдержанные, что едва ли сравнятся с библейскими образцами.

Весомая причина, почему мы пренебрегаем этим аспектом молитвы, заключается в том, что в беседе с Богом мы чрезмерно озабочены своими горестями и нуждами.

В течение некоторого времени мне довелось служить помощником больничного капеллана. Одной из моих обязанностей было находиться в больничной часовне и предлагать приходившим туда свою помощь. Нередко я встречал там людей опечаленных, моливших Бога исцелить близкого человека. Если положение больного было особенно тяжелым, они проводили там долгие часы. Однако ни разу не встретил я того, кто ликовал бы пред Господом и благодарил Его за исцеление. Когда больной друг выздоровел, мы довольствуемся кратким - «слава Богу», - и возвращаемся к обыденным делам. Это печальный факт: в молитве мы отдаем предпочтение нуждам, а не проявлениям радости. Но нельзя позволять прошениям - невзирая на их огромную важность - полностью вытеснить из молитвы радость.

Когда мы говорим с Богом о Его благословениях, наши молитвы могут быть исполнены и тихой радостью, и бурным ликованием.

С одной стороны, тихая радость в Боге - неотъемлемая часть наших молитв. Именно это чувство отражает псалом 130:

 

Господи! Не надмевалось сердце мое, и не возносились очи мои,

и я не входил в великое и для меня недосягаемое.

Не смирял ли я и не успокоивал ли души моей,

как дитяти, отнятого от груди матери?

Душа мая была во мне, как дитя, отнятое от груди.

Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.

Псалмопевец благодарен за поддержку и говорит Господу о своем доверии к Нему. Обратите внимание, как он обдумывает свои чувства. Он не просто называет их, а рисует запоминающуюся мирную картинку. Как накормленное дитя утихает в материнских объятиях, так псалмопевец покоится в руках Господа. В этот момент он ни о чем не просит. Он успокоен сознанием любви и верности Своего Творца и Спасителя.

У нас тоже есть возможность выразить чувство внутреннего покоя и мира во Христе, описать в молитве, какие события напоминают нам о нежной заботе Небесного Отца. Мы также способны рассказать Ему, какое чувство безопасности и тепла Он дает нам в холодном и враждебном мире. В любом случае, в деталях обдумывая перед Богом события своей жизни, мы получим огромную пользу. Как родители наслаждаются словами благодарности детей, так Господь любит слышать о тихой радости, которую мы обретаем в Нем.

С другой стороны, в молитве уместно и бурное ликование. Псалмопевцы дают неоднократные примеры открытого проявления чувств. Во время молитвы они использовали музыкальные инструменты. Призывали слушателей петь, танцевать, восклицать и хлопать. Их восторг очевиден каждому. Как говорит псалом 8:1:

Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим...

 

Слишком часто христиане рассказывают Богу о хорошем скучными монотонными голосами. Но подумайте, как мы умеем проявлять свою радость в других обстоятельствах. Описывая друзьям своего малыша, молодой отец вкладывает в слова все чувства своего сердца. Победители соревнований уходят со спортивной арены, триумфально воздевая руки. Однако подобное восхищение в вопросах религиозных нам выражать неловко. Мы привыкли к проявлениям радости в обычной жизни, а сильные позитивные эмоции, связанные с верой и Христом, нас нередко смущают. Но если мы так ликуем из-за событий повседневных, насколько больше можно ликовать, когда мы делимся своей радостью с Богом!

Возникает вопрос: что вызывало у псалмопевцев столь восторженные проявления чувств в молитве? - Читая псалмы, понимаешь: они находили радость в Боге, в творении и в обстоятельствах своей жизни. Во-первых, их радость проистекала из размышлений о Боге. Автор одного из псалмов воспевает Его могущество:

Благослови, душа моя, Господа!

Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием (Пс. 104:1)

В другом псалме говорится о Его милосердии:

Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена;

Ибо велика милость Его к нам, и истина Господня вовек. Аллилуия. (Пс. 116)

Размышления о Боге, о Его чудесных свойствах, наполняют душу подлинным счастьем, когда мы понимаем, что Он избрал нас ко спасению лишь по Своей милости.

 

Во-вторых, псалмопевцы находили радость в созерцании Божьего мира и Его благословений в природе. В псалме 103:24-25 сказано:

 

Как многочисленны дела Твои, Господи!

Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.

Это море – великое и пространное:

там пресмыкающиеся, которым нет числа,

животные малые с большими.

 

Молитвенные раздумья о Божьем провидении, о том, как Господь заботится о мире, тоже могут стать источником радостных чувств.

 

В-третьих, псалмопевцы радовались, перечисляя благословения Божьи в своей жизни. Один из них замечает:

 

Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?

Чашу спасения приму, и имя Господне призову.

Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его ( Пс. 115: 3-5)

 

Мы тоже радуемся, вспоминая все многочисленные Божьи благословения и милости к нам и нашим близким. Его забота обо всех мелочах нашей жизни трогает сердце и наполняет его теплом.

Мы можем в молитве поведать Богу об этой радости. Он призывает нас открывать перед Ним свои чувства.

Беседуя с Богом об удивительных свойствах Его личности, о чудесах этого мира и о своей жизни, мы обретаем возможность ощутить радость и выразить ее в молитве(см. рис. 8.3).

 

В этой главе мы говорили о радости в молитве. Тихая радость и бурное ликование составляют неотъемлемый аспект христианского опыта. И молитва неразрывно связана с ним. С одной стороны, она может помочь нам обрести покой посреди невзгод. С другой стороны, она позволяет нам полнее ощутить радость во Христе. Таким образом, проявление радости в молитве – ценная грань христианской жизни.

 

 

ИСТОЧНИКИ РАДОСТИ

МОЛИТВЕННОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

САМ ТВОРЕНИЕ БОЖЬИ

БОГ БОЖЬЕ ДЕЛА

В НАШЕЙ ЖИЗНИ

 

Рис. 8.3 Источники радости в молитве

 

Обзорные вопросы:

 

  1. В каком смысле мы можем говорить о христианской радости? Почему неумение радоваться вредит христианам?
  2. Каким образом молитва может стать источником радости? Как молитва преобразует тревогу в радость? Всегда ли молитва позволяет обрести радость в трудной ситуации?
  3. Почему христиане часто неспособны выразить радость в молитве? Какой пример ликования дают библейские молитвы?

 

Упражнения:

 

  1. Назовите два благословения, которые наполняют ваше сердце тихой радостью. Назовите Божьи благословения, которые вызвали у вас восторг и ликование.
  2. Вспомните о том благословении, которое пробудило в вашей душе бурную радость. Подробно опишите, как Бог даровал вам это благословение, а также свои эмоции – что вы чувствовали, и почему.
  3. Напишите молитву – шесть-восемь предложений о великом событии, которое важно для большинства христиан (Рождество, Воскресение, попечение Божье о наших нуждах (пище, одежде), и т.п.). Используйте следующую форму:

 

Благословен Ты, Господи (описание Бога) ________________________________ __________________________________________________________________________

Мы ликуем и радуемся пред Тобою, ибо Ты сотворил чудо. Мы размышляем о (назовите благословение)__________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

и наши сердца (опишите свои чувства)__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы помним (опишите благословение подробно)_________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И это пробуждает в нас (опишите свои эмоции)__________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы радуемся пред Лицем Твоим. Благословен Ты, Господи. Аминь.

 

 

Дополнительное упражнение:

По меньшей мере трижды на этой неделе помолитесь и выразите радость за благословения, которыми Господь одарил вас. Вам может быть полезной форма упражнения 3.

 

 

Молитва в нужде

 

В тебе нуждаюсь всякий час,

О как Ты нужен мне!

Спаситель Мой, благослови,

и помоги, прошу!

Роберт Лоури

1826 -1899

 

В детстве я страдал астмой. Большую часть времени я мог с удовольствием бегать и играть как другие дети, не задумываясь о здоровье. Но иногда, в самый неподходящий момент, я вдруг начинал задыхаться. Часами, кашляя и хрипя, я пытался набрать в грудь воздуха. Почти все силы уходили на то, чтобы не задохнуться.

В подобные минуты особенно остро ощущаешь свои нужды. Иногда это потребности жизненно важные; а инода – довольно незначительные. Едва ли мы способны прожить мгновение, не чувствуя ни в чем нужды. Неудивительно поэтому, что большую часть беседы с Богом мы посвящаем просьбам. Но каковы наши мотивы? Нужно внимательно исследовать свои намерения - с каким отношением мы приходим к Господу? Что мы пытаемся изменить, когда просим у Него что-либо? Почему мы ожидаем, что Он даст нам просимое?

 

Нужда или жадность?

 

«Да когда же ты, наконец, успокоишься?» - говорил сосед своему вечно недовольному соседу, - «Все тебе мало. Пора бы уже понять, что тебе и так отлично живется!» Эти слова многим из нас знакомы. Если такого не говорили нам лично, то мы слышали подобное о ком-то другом. Это общая проблема людей. Нам трудно довольствоваться тем, что мы имеем. Глядя на шикарные машины, мы думаем: «Вот здорово на такой ездить!» Навещая друзей, мы вздыхаем: «Нам бы такую просторную квартиру!» Люди неоступно стремятся ко все большей роскоши, особенно в богатых странах мира.

Сейчас входит в жизнь поколение, которое называют поколением эгоистов. Во многих отношениях это определение верное. Человеку приходится непрестанно бороться со своим эгоизмом с тех пор, как грех вошел в мир. Но в последние годы алчность просочилась во все сферы нашей жизни. Главной заботой людей стало собственное благополучие, и мы просто поглощены мыслями о себе: «Что хорошо для меня, то и есть благо».

С сожалению, это повлияло и на наши молитвы. Нередко мы обращаемся к Богу с чудовищно эгоистичными просьбами. Учитывая Его щедрость к нам, молитвы наши зачастую звучат как нытье неблагодарного ребенка в магазине игрушек: «Купи, ну купи, и вот это еще купи, и вот это! А почему нет?!» Бог дал нам так много, а мы просим у Него все больше и больше.

Чтобы избежать ловушки жадности, нужно, приходя к Богу, исследовать себя и свои мотивы. Писание учит, что просить о насущном – хорошо и правильно. Иисус молился так:

Хлеб наш насущный дай нам на сей день (Мтф. 6:11)

 

Но просить нужно не из корыстных побуждений. Апостол Иаков убедительно предостерегает нас от алчности:

 

Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4:3).

 

Нам позволено идти к Богу с любыми прошениями, но в молитве особенно неуместны жадность и эгоизм. Прежде чем молиться, нужно обдумывать свои мотивы и удостовериться, что мы исходим из истинных потребностей, а не из корыстолюбия.

 

Один из способов избавиться от алчности – научиться глубокой и постоянной признательности за Божью заботу. Умение довольствоваться тем, что Он дал, гасит жадность, как огнетушитель – пламя. Совершенно точно определил апостол Павел:

 

Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6:6-10).

 

Умение довольствоваться тем, что есть, противодействует всепоглощающей жажде благ этого мира. Те, кто научился быть довольными, умеют ценить то, что им дано. А те, кто этого не ценит, стремятся иметь все больше и больше. Поэтому следует думать не только о своих желаниях, но и ежедневно благодарить за то, чем Господь нас уже наделил. Когда мы посвящаем время молитвенным раздумьям о Божьей щедрости к нам, мы удаляемся от себялюбия и учимся его избегать.

 

Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом (Фил. 4:6)

 

Апостол учит нас не просто говорить: «спасибо,» - прежде чем о чем-то снова попросить. Его мысль гораздо глубже. Он напоминает нам о том, что Бог уже благословил нас. Размышляя о Его доброте, мы сможем отличить истинные нужды от алчности (см. рис. 9).

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.02 с.)