Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неприемлемые просьбы уместные просьбыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
АЛЧНОСТЬ НУЖДЫ ПРОШЕНИЯ Рис. 9.1 Прошения и их мотивы
Стремление к переменам
Всякий раз, когда мы просим Бога о милости, мы, по сути, просим Его определенным образом направить события в мире. В связи с этим возникает несколько важных вопросов. Пытаемся ли мы через молитву изменить Бога? Хотим ли мы заставить Его поступать вопреки Его воле? А если Бог неизменен, то зачем вообще молиться? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно взглянуть на наши молитвы с двух сторон. С одной стороны, наши прошения действительно не могут изменить Бога. Но с другой стороны, молитвы – установленный Творцом путь к воплощению Его замысла. К сожалению, многие христианские церкви подчеркивают лишь одну грань молитвы, и практически не замечают другую. Писание ясно учит, что у Бога есть всеобъемлющий и неизменный замысел для вселенной. Им определяется ход истории, и он не может быть нарушен. В послании к Эфесянам 1:11 мы читаем, что этот план Божий объемлет все творение:
В Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей (Эф. 1:11)
Так и в Притчах 16:4 сказано, что Бог полновластно направляет каждое событие в истории:
Все сделал Господь ради Себя; даже нечестивого блюдет на день бедствия.
Творец не просто определил ход истории этого мира, Он определил его окончательно и непреложно. Пророчество Исайи гласит:
Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещают от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю.
Замыслы и цели Божьи не подлежат обсуждению. Его предначертания нерушимы:
Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его. Так, Он выполнит положенное мне; и подобного этому много у Него (Иов 23:13-14)
Итак, стремиться молитвой изменить Бога – неверно. С тем же успехом можно пытаться допрыгнуть до луны при помощи трамплина. Предвечные установления Бога исправлению не подлежат. Наши просьбы не изменят Божий план для вселенной, как и прыгун с трамплина не преодолеет земного притяжения. Это должно служить нам огромным утешением. Поскольку уставы Божьи являют Его благость и мудрость. Когда все в нашей жизни, казалось бы, разваливается под ударами зла, нас может утешить мысль о том, что святой и любящий Бог определил все события в истории. Как Господь и Владыка творения, Он способен обратить зло в добро: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28).
Действительно, ничто в этом мире выходит из под власти Творца. В этом смысле молитва не изменит Бога. Вместе с тем Писание учит нас, что Бог избрал молитву как средство осуществить Свой замысел. Этот аспект молитвы нужно тщательно обдумать, чтобы верно понять его. План Божий объемлет все и определяет не только конечные цели, но и вторичные тварные причины, посредством которых Он Своих целей достигает. Например, Бог не просто повелел свету сиять на земле; Он использует для этого солнце, луну, звезды и множество других элементов творения. Бог не просто определил чье-то выздоровление от болезни; Он совершает это через врачей и лекарства. Как драматург и автор истории, Он написал не только окончание пьесы, но и каждое слово на каждой странице, чтобы все завершить Своим великим триумфом.
На страницах Своей книги Бог предусмотрел роль и для Себя. Он не стоит в стороне от событий, наблюдая, как мир движется сам собой. Тем или иным образом Он взаимодействует со Своими созданиями. Он вовлечен во все происходящее и направляет ход истории. Он допускает определенные модели развития в течение некоторого времени, а затем меняет их на противоположные, чтобы достичь иной цели. Замысел Бога точен и ясен, хотя человеку с его ограниченным видением невозможно понять его во всей полноте. Однако возникает неизбежный вопрос. Зачем же молиться, если Бог и так обо всем знает и всем управляет? Но этот же вопрос можно задать и в других сферах жизни. Зачем благовествовать? Зачем лечиться? Для чего ходить на работу? Все эти действия Бог определил в качестве вторичных тварных причин, посредством которых Он осуществляет Свой замысел. Это относится и к молитве. Молитва – одна из таких вторичных причин, используя которые, Бог достигает своих целей. К сожалению, многие христиане считают молитву занятием непродуктивным. «Если хочешь чего-то добиться, не трать время на молитву, иди и действуй.» Но молитва и действие должны друг друга дополнять. Безусловно, нельзя рассматривать молитву как простые мечтания. Общение с Богом – это возможность укрепиться силой Царя вселенной. Заручившись Его поддержкой, мы способны более действенно и плодотворно вершить историю. Всевышнему Богу угодно было избрать молитву в качестве могущественного средства взаимодействия человека с Творцом, используя которое, мы способны влиять на ход событий. Когда мы обращаемся к Богу, мы говорим с Ним на уровне Его взаимодействия с вторичными причинами. Мы стремимся изменить мир, призывая на помощь Того, кто непосредственно управляет им день за днем (рис. 9.2)
БОГ ПЕРВОПРИЧИНА ВСЕГО ТВОРЕНИЕ -ВТОРИЧНЫЕ ПРИЧИНЫ Всевозможные действия, Включая молитву
Рис. 9.2 Молитва как орудие перемен
Во время исхода из Египта Моисей столкнулся с отчаянными обстоятельствами. Народ Израильский взбунтовался против Бога и настолько разгневал Его, что Творец готов был стереть их с лица земли. И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный; Итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя (Исх. 32:9-10).
Если бы на месте Моисея был кто-нибудь из нас, мы, скорее всего, отошли бы в сторонку и не вмешивались. «В конце концов, что здесь можно изменить молитвой,» - подумал бы каждый из нас. Но Моисей обладал великим мужеством и верой. Он обратился к Богу с горячей мольбой и попытался убедить Творца не уничтожать Свой народ.
Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: «на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горях и истребить их с лица земли.» Отврати пламенный гнев Твой, и отмени погубление народа Твоего; Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, которым клялся Ты Собою, говоря: «Умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно» (Исх. 32:11-13).
В ответ на молитву Своего слуги, Бог сменил гнев на милость и сохранил Израильский народ. И отметил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой (Исх. 32:14).
Нужно помнить, что Моисей не внес перемены в предвечный Божий замысел. Его молитва не застала Бога врасплох и не принудила Его сделать нечто непредвиденное. Писание учит, что Творец использует молитву как действенное средство для воплощения Своего замысла. Ему угодно совершать изменения в ответ на прошения Своего народа. Молитва – это могущественное орудие в руках человека, способное влиять не только на жизнь отдельных людей, но и на ход мировой истории.
Ожидание и смирение
Чего мы ожидаем, обращаясь с молитвами к Богу? Даст ли Он просимое или нет? Христиане отвечают на этот вопрос по-разному. Некоторые заявляют: «Богу угодно, чтобы у вас было все, чего вашей душе угодно! Просто всем сердцем веруйте, и Бог осыплет вас благословениями». Другие утверждают: «Доверяйте воле Божией. Просите исполнить не свою волю, но Его, и верьте, что Он сделает все как лучше». Такие противоположные мнения многих сбивают с толку. Стоит ли ожидать, что Бог ответит на наши молитвы, или лучше смириться и оставить все идти своим чередом? Как мы увидим, с обеих сторон существуют убедительные доводы. Обе точки зрения отражают часть библейской истины. Вместе с тем обе они имеют серьезные недостатки. С одной стороны, не следует забывать, что вера требует смиренного доверия Богу. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6).
Умение отказаться от своих планов и принять святые замыслы Творца –неотъемлемая часть служения Христу. Противодействуя Богу, мы разрушаем свою жизнь, а доверяясь Ему, вступаем в жизнь вечную. Писание учит: Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум Твой. Во всех путях своих познавай Его, и Он направит стези твои (Притчи 3:5, 6).
Маленькие дети иногда любят давать родителям советы: «Папа, лучше пойди этой дорогой», «Мама, нам нужно купить вот это». Обычно, мы молча усмехаемся, зная, что дети едва ли имеют представление о том, что действительно нужно. Им лучше пока довериться родительскому опыту. Так и нам стоит довериться Божьей воле, поскольку Его мудрость далеко превосходит пределы человеческого разумения. Наши собственные надежды и планы часто приносят нам разочарования и неприятности, но замыслы Бога надежны и обязательно исполнятся. Поэтому не стоит удивляться, что Иисус дал Своим ученикам такой образец молитвы: Да придет Царство Твое, Да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Матф. 6:10).
Видеть, что воля Божья исполняется в делах человеческих как на небесах, должно быть нашим глубочайшим желанием. Показательна также молитва Иисуса в Гефсиманском саду: Еще, отошед в другой раз, молился, говоря: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Матф. 26:42).
Иисус знал, что в Божьем замысле Ему предначертана смерть и воскресение. Он много раз предрекал это в течение Своей жизни. Следовательно, Иисус принял волю Отца до некоторой степени вопреки Своему личному желанию. Мы ученики Христа и тоже должны быть готовы подчинить свои личные желания воле Божьей. Тем не менее, за полным отказом от своих желаний таится серьезная опасность. Такая вера в провидение Божье легко может обернуться пассивностью и фатализмом. Если мы всегда делаем упор на том, что любые наши обстоятельства свидетельствуют о Божьем благословении, очень скоро мы перестанем видеть основания обращаться к Нему с молитвой. Так мыслит ребенок, который перед сном молится такими словами: «Господи, Ты и так все знаешь. Зачем еще просить Тебя о чем-то позаботиться. Аминь». По сути, и мы нередко молимся подобным образом. Когда кто-то заболел, мы просто вручаем все воле Божьей, и не пытаемся изменить ситуацию через молитву. Когда распадается семья, мы воздеваем руки к небу и смиряемся с неизбежным, вместо того, чтобы просить Бога исцелить сердечные раны и восстановить согласие. Несмотря на видимое благочестие подобного смирения, оно нередко свидетельствует о фатализме, а не о вере. Чем пышнее разрастается в нашей душе фатализм, тем меньше места остается у нас для молитвы. Чрезмерный акцент на смиренное согласие с Божьей волей может стать серьезной помехой нашим молитвам. Зачем просить чего-то еще, если Бог и так уже дал нам самое лучшее? Нужно проявлять осмотрительность, чтобы не позволить здравой вере в Божье провидение увести нас от активной молитвы. В противовес фатализму, Иисус учил молиться и ожидать благословения от Бога: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Иоанна 14:13-14)
Такой же смысл несет и стих из Евангелия от Иоанна 16:23:
И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам; о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
К сожалению, христиане зачастую неверно толкуют эти и другие отрывки (см. Иак. 1:5; 1 Иоан.3:22). Они считают, что достаточно лишь повторить как заклинание «во имя Иисуса», и Бог автоматически удовлетворит любую просьбу. Они отказываются от медицинской помощи, потому что молились во «имя Иисуса». Они решаются на необдуманные поступки, потому что ожидают от Бога положительного ответа на свои молитвы. Однако из контекста названных стихов ясно, что молиться во имя Иисуса – не означает повторять эти слова как магическую формулу. Это означает сердечное общение с Ним, через которое мы уподобляемся Христу и Его цели становятся нашими целями. Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Иоанна 15:17).
Молиться во имя Иисуса - значит молиться в согласии с Ним, искать Его ходатайства и повиноваться Ему как Господу. Христос не уверял нас, что все наши просьбы будут исполнены, если мы повторяем «во имя Иисуса». Он обещал, что молитвы, которые согласуются с Его именем – с Его святой волей нашего Ходатая, - будут исполнены Отцом. Не смотря на наши добрые побуждения и большие ожидания, многое из того, о чем мы молимся, не осуществляется. Нам хочется продвинуться по службе; нам хочется передышки в череде личных проблем; мы ищем исцеления от недугов. Возможно, мы и в сердце своем твердо верим, что Бог выполнит просьбу. Однако наши надежды не сбываются. Бог отвечает отказом. Как в таком случае избежать разочарования и уныния? Стоит ли нам верить в молитву? Чего мы можем ожидать от нее? Вера в молитву существует на двух уровнях. С одной стороны, следует всегда помнить о благости Бога и доверять Ему. Бог есть свет, и в Нем нет места злу. В святости Своей Он любит творить добро. Как сказал псалмопевец: Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него (Пс. 33:9).
Более того, Писание учит, что Своему народу Бог оказывает особую милость: Как благ Господь к Израилю, к чистым сердцем (Пс. 72:1)
Ожидая ответа в молитве, нам следует опираться на свойства Бога. Поскольку Господь благ, мы всегда можем быть уверены, что Его ответ несет нам благо. В Библии часто встречаются конкретные просьбы, обоснованные благостью Бога. Например, в псалме 24:7 читаем: Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай, по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!
Именно на благость Божью ссылался Иисус, когда наставлял учеников непрестанно молиться: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Матф. 7:7-11)
Если люди стремятся дать своим детям наилучшее, то насколько более мы можем доверять нашему Небесному Отцу в том, что Он даст нам доброе! Любящие родители никогда не отказывают своим детям в том, что им во благо, если это в пределах их возможностей. Для нашего Небесного Отца нет невозможного, и Он творит лишь добро для Своих детей. Как сказано у апостола Иакова: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иакова 1:17)
Помня об этом, мы можем с верой нести свои прошения к престолу Бога. Нам не нужно бояться, что Он подаст нам камень, когда мы просим хлеба. Он не обманет нас и не направит нас ко злу. Мы всегда можем быть уверены, что Он ответит на молитву по Своей благости. Однако следует добавить слово предостережения. Уверенность в Божьей благости не означает, что Его ответ нам понравится. Нередко совершенные деяния Бога человеку вовсе не кажутся благими. Возможно, семья молилась за исцеление близкого человека, но этого не произошло. Христиане на библейских занятиях молились о настоящем руководителе для своей группы, а потом обнаружили, что новый руководитель далеко не оправдывает их ожиданий. Народ может молиться о мире, и оказаться ввергнутым в войну. Такие случаи ставят нас в тупик. «Мы молили о добром, почему же Бог нам этого не дал?» В подобных ситуациях нужно вспоминать об ограниченности человеческого разума и предубеждениях, которые искажают наше видение реальности. Я знал одну семью, которая стремилась поселиться в определенном районе и поначалу была очень разочарована тем, что Господь дал им жилье в другом месте. И лишь через несколько лет выяснилось, что их первоначальный выбор был неудачным. Нередко Божья благость видна сразу. Но иногда требуется время, чтобы осознать и увидеть святые цели Божьи в том, как Он ответил на нашу молитву. По сути, чтобы действительно оценить Его мудрость, нам придется ждать, когда мы увидим Его лицом к лицу. Но мы можем быть уверены, что Бог всегда дает благой ответ на наши молитвы. Кроме того, уверенность в молитве иногда обретает форму твердого убеждения, что Бог исполнит просимое. Большинству христиан знаком подобный опыт. Чувство уверенности может происходить из разных источников. Иногда Божье обетование в Библии полностью согласуется с тем, о чем мы просим; и это дает нам веру, что Бог ответит положительно. В другом случае, уверенность основывается на понимании окружающего мира. Мы полагаем, что Бог исполнит просимое, поскольку результат будет особенно позитивный. Иногда мы просто интуитивно чувствуем, что Бог благосклонно принимает нашу просьбу. Святой Дух глубоко в сердце вселяет надежду на утвердительный ответ. Любой из этих факторов или их сочетание временами питает нашу уверенность в молитвенных прошениях к Богу. Писание указывает, что подобные ожидания в молитве вполне приемлемы. В псалмах неоднократно встречается обоснование для них. В псалмах мы видим, что их авторы приходили к Богу с твердым убеждением, что Он ответит на их молитвы: К Тебе взывают я, ибо Ты услышишь меня, Боже, приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои (Псалом 16:6). В глубине своего сердца псалмопевец уверен, что Бог выслушает его просьбу и ответит ему. Подобная уверенность звучит и в псалме 37: 15: Ибо на Тебя, Господи, уповаю я, Ты услышишь, Господи, Боже мой
Автор псалма 26 проявляет веру в самом отчаянном положении, когда его отвергли даже близкие люди: ...отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня (26:10)
Это лишь несколько примеров уверенности в молитве, которая вновь и вновь встречается в книге Псалмов. Итак, Писание свидетельствует, что иногда христиане ощущают глубокую убежденность в том, что Бог ответит на их молитвы утвердительно. Это прекрасное чувство, однако его могут сопровождать два негативных фактора. Во-первых, некоторые христиане воспринимают молитву скорее как магический ритуал, а не как общение с Божественной Личностью. Такая вера в магическую силу молитвы подразумевает, что твердая вера и нужные слова побудят силы вселенной действовать в согласии с человеческой волей. Подобным образом многие христиане убеждены, что их горячая вера может направлять действия Бога. Ничто не может быть дальше от истины. Писание не оставляет сомнений в том, что Бог сообразуется лишь со Свой волей: Бог наш на небесах, творит все, что хочет (Пс. 113:11). Молитва не обладает никакой магической силой принудить Бога исполнить наши ожидания. Напротив, в ходе истории Бог не раз являл Свою способность действовать как угодно Ему, вопреки ожиданиям людей. В молитве нам не следует забывать о почтении к Богу и Его свободе. Вторая проблема возникает из-за самомнения людей. Нередко мы полагаем, что наше понимание Библии и окружающего мира, наши внутренние убеждения - абсолютная истина, в то время как это далеко не так. Возможно, мы ждем от Бога определенных действий, в то время как нужно быть готовыми пересмотреть свои взгляды в свете того, как действует Творец на самом деле. Это касается и наших внутренних убеждений. Они могут происходить от Святого Духа, но могут и просто быть вашими собственными желаниями. Иными словами нужно соотносить ожидания с реальностью. Если деяния Божьи не согласуются с тем, чего мы ожидали, проблема не в Божьей верности, а в ненадежности человеческих суждений (см. рис. 9.3).
ОЖИДАНИЯ БОЖЬЕ В СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА ПРОВИДЕНИЕ
Рис. 9.3
Молитва дана нам как средство рассказать Богу о своих нуждах. Приходя к Нему в молитве, следует избегать эгоизма и алчности. В то же время, нам надлежит стремиться через молитву изменить мир. В молитве также необходимо уравновешивать смирение перед Божьей волей и кроткое ожидание ответа, с уверенностью, основанной на благости Бога. Таким образом, молитва станет продуктивной беседой с Творецом и откроет Ему наши истинные нужды.
Вопросы для обсуждения:
Упражнения:
О Господь, (используйте один из вариантов обращения к Богу) мы приходим к Тебе не из алчности, но с истинной нуждой_____________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Просим, даруй нам_____________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Мы верим в Твою благость и надеемся получить от Тебя это благословение, потому что (обоснуйте свою просьбу Писанием, пониманием окружающего мира или своего сердца)_____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Пожалуйста, даруй то, о чем мы просим, ради славы Твоей. Мы надеемся на Твою бесконечную милость_______________________________________________ _____________________________________________________________________________ Аминь.
Дополнительное задание:
Трижды на этой неделе просите Бога изменить то, что раньше вы обреченно принимали как данность. Говорите с Ним реально о том, насколько вы надеетесь на Его ответ.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ _______________________________________________________________ НАШЕ ОБЩЕНИЕ _______________________________________________________________ Свобода и форма в молитве
_____________________________________________________________________________ Учи меня, мой Царь и Бог лишь на Тебя взирать, любя, чтоб с радостью трудиться мог Во всем и всюду для Тебя. Джордж Герберт 1593-1632 ____________________________________________________________________________
В предыдущих главах мы рассмотрели первые две составляющие нашего определения молитвы: Бог и верующий. Мы выяснили, что ключ к плодотворной молитве – это осознание себя и Бога. Однако необходимо исследовать и третий ее аспект. Нам следует учиться выражать себя в молитве. Мы рассмотрим эту грань молитвы далее и ответим на следующие вопросы: «Как плодотворно беседовать с Богом?», «Есть ли средство более полно открыть Ему свои мысли и чувства?» Один из основных елементов полноценного молитвенного общения – правильное соотношение между свободой и образцом. К сожалению, этот предмет вызывает горячие споры между верующими. «Я считаю, что читать написанную молитву – значит быть неискренним,» - говорит один христианин, - «молитва должна идти от сердца, а не с листа бумаги». Другой возражает: «Когда я выделяю время для того, чтобы продумать и записать свои молитвы, они получаются значительно лучше, чем ваша бессмысленная болтовня». Такие разногласия поднимают важный вопрос. Насколько необходимо продумывать содержание и форму молитвы? Нужно ли говорить лишь то, что приходит на ум? Или следует прежде обдумать и, возможно, записать, что мы собираемся сказать? Разные люди в различных ситуациях неодинаково ответят на эти вопросы, но есть один универсальный принцип: крайности в любом случае серьезно вредят нашим молитвам. В нашем общении с Богом необходимо искать равновесие формы и содержания.
Свобода в молитве
Значимость свободы в молитве подчеркивают многие христиане. Хотя они и не отвергают полезность общих рекомендаций, однако стремятся по возможности избегать формулировок и заранее определенных моделей. В беседе с Богом они делают упор на непосредственность и неофициальность. У этого взгляда есть свои положительные стороны. Во-первых, Бог явил Себя нам как Отец наш и тем самым сделал уместной непринужденую беседу. Образ Отца играет решающую роль в образце молитвы, который нам оставил Иисус: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое (Матф. 6:9) Обращение «Отец наш» подразумевает почтение, власть, авторитет, но вместе с тем и личное внимание Бога к нам, его детям. Как сказал об этом апостол Павел: А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Более того, Писание также учит, что Господь – наш друг. Иаков так говорит об Аврааме, которого мы называем отцом всех верующих: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иакова 2:23)
Воплощение Христа стало наиболее впечатляющим свидетельством того, что Бог желает пребывать со Своим народом. Об этом напоминают и слова Самого Иисуса: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Иоанн.15:15) Поскольку Бог открыл нам, как внимательно Он вникает во все дела наши, иногда в наших молитвах уместны непосредственность и неофициальный тон. Однако даже дети в определенных случаях обдумывают, что им хотелось бы сказать родителям. Они могут уйти к себе и отрепетировать особую просьбу или необычное заявление. Табель с оценками, например, нередко вручают родителям с предварительно продуманными пояснениями. Такое случается, но в здоровых семьях подобная практика – явление редкое. Когда в семье сильны узы любви и привязанности, дети не боятся родителей и не чувствуют скованности в разговоре с мамой и папой. Нам дарована такая свобода в общении с Богом. Наш Небесный Отец открыл нам Свою нежную любовь и заботу. И благодаря этому мы можем говорить с Ним свободно и непринужденно. Когда мы говорим с тем, кто нам близок, официальность заранее спланированной речи может быть излишней. Именно близость к Богу составляет твердое основание нашей свободы в молитве. Кроме того, свобода в молитве не только проистекает из наших близких отношений с Богом, но и делает их еще ближе. Слишком часто официальный язык традиционной молитвы воздвигает барьер между верующим и Богом. Используя старинные формы слов и читая заученные молитвы, мы можем утратить простоту общения. Для многих тяжелый груз формализма создает препятствия в развитии живых отношений с Богом. К счастью мы избавлены от оков и можем радоваться свежести общения с Богом в непринужденной молитве. Некоторые из моих знакомых воспитывались в официальной церковной традиции. Постоянно пребывая в той среде, они утратили видение многих преимуществ традиционного Богослужения и во время учебы колледже стали посещать церковь с очень свободным стилем поклонения Богу. Как и следовало ожидать, в новой церкви они заново открыли для себя молитвы и радость совместного Богослужения. Неофициальные молитвы-беседы вскоре стали их излюбленным занятием. Для многих людей однообразная пища из формальных молитв может стать духовной отравой. В таких случаях свобода в молитве способна возродить наши души, она позволяет нам заново осознать, что Бог наш Отец и друг. Свобода в молитве имеет многие преимущества, однако она способна создать и серьезные трудности. Две проблемы возникают здесь особенно часто. Во-первых, упор на свободу в молитве нередко ведет к лишь другой разновидности мертвого формализма. Когда мы уделяем мало внимания содержанию молитвы, мы просто в силу привычки скатываемся к повторениям. Неосознанно мы используем одни и те же фразы снова и снова. Даже в самой неформальной обстановке порой можно слово в слово предсказать, что люди будут говорить в молитве. Такая предсказуемость происходит не из желания соблюдать предписанные правила, а из неосознанной привычки. В ранние годы автомобилестроения узкие колеса первых машин прокладывали глубокие колеи в дорожной грязи. Часто эти колеи оставались незаметными, но только до тех пор пока водитель не делал попытки свернуть направо или налево. Глубокие канавы, прорезанные колесами многих других машин, этого ему не позволяли. В своей религиозной практике христиане склонны во многих сферах идти по проторенной дороге. К несчастью, от подобных привычек - особенно в молитве - трудно избавляться. Вспомните обычное начало: «Отец Небесный, спасибо Тебе за этот день...» Подобные фразы мы слышим повсюду. Однако часто ли мы действительно задумываемся над этими словами и вкладываем в них истинные чувства? В категорию таких бессознательных повторений попадают многие из основных элементов нашей молитвы. Если мы не даем себе труда подумать над тем, что собираемся сказать, мы просто заученно повторяем одни и те же фразы. В сущности, свобода в молитве способна сделать нас рабами привычек, которые лишают нас удивительного дара общения с Богом. Поэтому нужно остерегаться подобной непосредственности, которая ведет к сухому формализму, просто иного рода. Вторая опасность чрезмерного упора на непринужденность ярко высвечивается, если сравнить неподготовленные молитвы христиан с библейскими образцами. Хотя Библия и содержит примеры непосредственных молитв (см. Неем. 2:4-5), отличительную черту библейских образцов составляет иное качество. Книга псалмов, например, свидетельствует о серьезном внимании авторов и к структуре, и к содержанию молитвы. Большая часть псалмов построены по определенным моделям. Например, псалмы 4 и 5 имеют по сути одинаковую структуру (см. рис. 10.1). Оба псалма начинаются с призыва к Богу, далее следуют: плач, прошение, изъявление доверия к Богу. Эти два псалма представляют большую группу «псалмов плача». Такую форму молитвы верующие времен Ветхого Завета использовали, чтобы рассказать Богу о своем страдании. Образец молитвы составляли заранее и применяли к конкретным обстоятельствам. Сравнивая псалмы 29 и 31, можно распознать еще одну модель молитвы (см. рис. 10.2)
Жалоба Прошение Изъявление уверенности Рис. 10.1 Общие элементы молитвы плача
Обобщение Призыв восхвалять Бога Повествование Мысли о будущем Рис. 10.2 Общие элементы молитвы славословия
Эти псалмы начинаются с обобщения, за которым следует призыв хвалить Бога, повествование и размышления о будущем. Это тоже известный образец. Книга Псалмов свидетельствует о том, что молитву можно продумать практически до буквы. Слова из псалмов верующие часто использовали в конкретных жизненных ситуациях. Например, царь Давид, закончив приготовления к строительству храма, молился так (1 Пар. 29:10-13): Благословен Ты, Господи, Боже Израиля, отца нашего от века и до века! Твое, Господи, величие и могущество, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего как Владычествующий. И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя, и хвалим величественное имя Твое.
Эта молитва представляет собой комбинацию из нескольких псалмов. Также и Соломон, его сын, заканчивая молитву при освящении храма, использует в ней отрывок из псалма 131: И ныне, Господи Боже, стань на место покоя Твоего; Ты и ковчег могущества Твоего. Священники Твои, Господи Боже, да облекутся во спасение, и преподобные Твои да насладятся благами. Господи Боже! не отврати лица помазанника Твоего, помяни милость к Давиду, рабу Твоему (2 Пар. 6:41-42)
Новый Завет рассказывает, что на кресте Иисус произнес слова из Псалма 21: Боже Мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? (Матф. 27:46)
Слова из псалмов давали направление молитве. Молящиеся были, несомненно, честны и искренни. Они просто использовали уже известные им слова псалмов в нужное время в своих жизненных ситуациях. Следовательно, нам не стоит переоценивать свободу и непосредственность в молитве. В сущности, она не позволяет избавиться от неосознанных словестных штампов и мешает использовать библейские образцы молитвы. Стремление к свободе играет позитивную роль лишь в том случае, когда такая свобода уравновешивается должным вниманием к форме и образцу.
Образец в молитве
Одни христиане подчеркивают значение свободы в молитве, а другие уверены, что их общение с Богом углубляет продуманная молитва. Они основаются на убеждении, что Бог достоин того, чтобы тщательно готовиться к встрече с Ним. Как наш Творец и Искупитель, Он заслуживает высочайшего почтения. Каждый христианин знает, что легкомысленное отношение к Богу недопустимо. Его могущество и милость должны вызывать в душе каждого благоговейный трепет: Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, и исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостями и щедротами; Насыщает благами желание твое, обновляется, подобно орлу, юность твоя (Пс. 102:1-5) Даже безгрешные небесные творения восхваляют Его святость: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! (Ис. 6:3)
Бог не только наш Искупитель и друг, Он еще и наш Царь. Он Владыка вселенной. Поэтому вполне уместно заранее готовиться к встрече с Ним. Однажы мне пришлось выступать перед правительственной комиссией штата Вирджиния. Обсуждался вопрос о том, следует ли выделять из социальных фондов средства на аборты. Члены комиссии пользовались большим влиянием в правительстве штата, и вот мне предоставилась возможность с ними говорить. Нет надобности объяснять, что я тщательно подготовился к этой встрече, а не просто говорил, что на ум придет. Я продумал свое выступление и выбрал наиболее точные слова. Я стремился высказывать свои мысли с максимальной точностью и красноречием. Все мы бывали в ситуациях, когда требовалось готовить свою речь заранее. И если мы так относимся к выступлению перед людьми, насколько же более уместно предварительно обдумать свои слова, прежде чем обратиться к Всемогущему Богу. Безусловно, нет необходимости все свои молитвы записывать, но, когда обстоятельства позволяют, свои беседы с Богом нужно планировать. У подготовленной молитвы много преимуществ. Во-первых, следуя плану, легче уделить должное внимание всем элементам молитвы. Молитва Господня (Матф. 6:9-13) дает нам именно такой образец, где уравновешены все необходимые элементы. Когда нас одолевает искушение посвятить всю молитву своим нуждам, мы вспоминаем, с чего начинается молитва Господа Иисуса: Отче наш, сущий на небесах!< |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.49.59 (0.017 с.) |