ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использовать в молитве доводы



 

В обычных разговорах мы пытаемся убедить собеседника, приводим доводы в пользу высказанной просьбы. Иногда мы даже просим, чтобы друзья подсказали нам, нужные аргументы и заранее планируем свою речь.

Я слышал, как два мальчика использовали такой стиль убеждения. Они хотели отправиться в горы по тропе, что проходила неподалеку от дома. Однако они справедливо опасались, что у родителей их идея востога не вызовет. Поэтому все утро они составляли список причин, почему им можно позволить взобраться на гору. Позднее они зачитали родителям все двадцать пять аргументов в пользу своего плана. Горячо, но почтительно изложив их, они растопили родительские сердца и получили разрешение идти в поход. Ребята очень хотели взобраться на гору; они знали, как это сделать; и подкрепили свою просьбу тщательно продуманными доводами.

Бог побуждает нас использовать доводы и в молитве. Библейские герои нередко уделяли значительное время тому, чтобы красноречиво и подробно аргументировать свою просьбу. Так поступал, например, Авраам. Когда патриарх узнал о том, что Бог намерен разрушить Содом и Гоморру, он не просто молил: «Господи, пожалуйста, не уничтожай эти города». Он дополнил свое прошение весомыми аргументами:

 

Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил та, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? (Бытие 18:24:24б-25)

 

Авраам подчеркнул в своей молитве, что Бог – Судия всей земли, - не погубит праведного вместе с нечестивым. Он привел убедительные доводы, и Господь услышал его. Патриарх молился смиренно, и, вместе с тем, старался как можно лучше обосновать свое прошение. Его молитва образцом служит для всех нас.

Подобные примеры можно найти и в книге Псалмов. Например, в псалме 68 названа не только просьба, но и основания этой просьбы. В стихах 17-19 представлено несколько взаимосвязанных просьб, каждую из которых псалмопевец обосновал.

 

Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя;

по множеству щедрот Твоих призри на меня.

Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня.

Приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня.

 

Во-первых, он просит Бога ответить «по благой милости» Его. Он основывает свое прошение на известном ему свойстве Бога. Он просит ответить скорее, «ибо скорбит». Его бедственное положение – еще одно основание его просьбы. Он также молит Бога о помощи, потому что его одолевают «враги». Подобные молитвы с убедительными доводами неоднократно встречаются в Псалмах. В действительности, псалмопевцы практически всегда используют в поддержку своей молитвы хотя бы один довод.

Даже в пространных молитвах плача, автор, по сути перечисляет причины, почему он ждет помощи от Бога. В Псалме 22:6-8 читаем:

 

Я же червь, а не человек,

Поношение у людей и презрение в народе.

Все, видящие меня, ругаются надо мною,

Говорят устами, кивая головою:

«Он уповал на Господа, - пусть избавит его;

пусть спасет, если он угоден ему».

 

В этих словах не просто изливает свою скорбь встревоженная душа; это еще и обоснование, почему псалмопевец просит Бога прийти ему на помощь. В сущности, он говорит: «Позволишь ли Ты нечестивым насмехаться над чадом Твоим и Словом Твоим?» Псалмопевец плачет перед Богом, и всякий раз подкрепляет свою прошение убедительными доводами.

Однако следует остерегаться превратить дозволенные в молитве аргументы в повод возгордиться перед Богом. Обосновывая свою просьбу, мы не сообщаем Богу ничего нового. И не пытаемся заставить Его поступить против Его воли. Обращаясь к Богу в молитве, нужно помнить, что мы – Его создания, говорим с Творцом вселенной. Перечисляя доводы в поддержку своего прошения, мы не ставим под сомнение Его мудрость или полновластие; мы высказываем Ему почтение.

Более того, когда Бог ответил на нашу молитву, следует в смирении принять Его святую и мудрую волю. Давид усердно молился за сына Вирсавии. Однако ребенок умер. И Давид сказал своим слугам:

 

Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возратится ко мне? (2 Цар. 12:22-23)

 

Даже в минуты горя и скорби Давид смиренно склонился перед Божьей верховной волей. Так апостол Павел молился об избавлении от «жала во плоти» до тех пор, пока Бог не открыл ему Свою волю.

 

Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила моя совершается и в немощи.» И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор. 12:8, 9).

 

Как Давиду и Павлу, нам следует признавать, что убедительные доводы в молитве нужно уравновешивать почтением к Всевышнему Владыке.

Тем не менее, нельзя недооценивать умение обосновать свою молитвенную просьбу. Особенно важно это по двум причинам.

Во-первых, это помогает нам говорить с Богом в тех случаях, когда мы не знаем, что сказать. Однажды мне сообщили, что дочери моих добрых друзей поставили страшный диагноз - менингит. Доктора не оставили ей надежды. Наша община сразу стала создавать молитвенные собрания по всему городу. Когда вечером собралась наша группа, все были настолько потрясены, что лишь смотрели друг на друга в молчании. Бог знал, что мы желаем ее выздоровления. Но как нам молиться, если ничего не приходит в голову, кроме слов: «Смилуйся, смилуйся, смилуйся...» Как передать свои чувства? И тогда кто-то предложил назвать перед Богом все причины помиловать девочку. Идею поддержали, и один за другим вся группа стала приводить довод за доводом. К концу первого часа молитвы мы ощутили некоторое облегчение, зная, что обосновали свою просьбу, насколько могли. Мы пытались молиться настойчиво и неотступно – это единственное, что можно было сделать для ребенка. К нашей радости через несколько недель Господь исцелил девочку, и сегодня она живет совершенно нормальной жизнью. Это событие убедило меня в том, как важно уметь настойчиво молиться. Упорная убедительная молитва позволяет нам лучше выразить свои мысли и чувства, когда обычной просьбы недостаточно.

Кроме того, обосновывая свое прошение и перечисляя доводы, мы получаем возможность продуктивно провести время в молитве. Многие христиане хотели бы посвящать молитве больше времени, но вскоре обнаруживают, что уже через несколько минут их пыл исчезает и мысли начинают блуждать. В сущности, сколько времени можно одну за другой перечислять просьбы, не впадая при этом в бессмысленное повторение? Умение одних верующих молиться дольше объясняется многими причинами. Несомненно, некоторые христиане просто наделены таким даром, как другие наделены даром петь или учить. Тем не менее, научившись в молитве аргументировать свои прошения, можно значительно развить свою способность молиться и проводить в плодотворной молитве длительное время.

Когда я служил пастором в церкви, наш совет старейшин обычно раз в три месяца собирался по пятницам и субботам для продолжительной молитвы. Это время мы посвящали одной или двум нуждам церкви. Один, два и даже три часа мы молились, сосредоточив внимание на конкретных вопросах. Вспоминая об эти днях, я думаю, что это был лучший опыт молитвенного общения. Как же нам удавалось так долго молиться, не перечитывая бесконечный список прошений? Как могли мы часами молиться об одной или двух нуждах церкви, не впадая в бессмысленные повторения? Ответить несложно. Свои прошения мы подкрепляли подробными и убедительными рассуждениями. Один за другим, старейшины молились, приводя все новые и новые обоснования в пользу нашей просьбы. Никогда эти молитвенные собрания не были скучными или утомительными. Мы плодотворно общались с Богом, объясняя свои нужды и обосновывая их доводами.

 

Вот так христиане могут проявлять настойчивость в молитве. Приходя к Богу с молитвенными прошениями, не стоит забывать о рассуждениях и доводах. Если мы станем практиковать такую молитву постоянно, наше общение с Господом значительно обогатится (рис. 11.2).

 

БОЛЕЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ

И ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА В ПРОДУКТИВНОЙ МОЛИТВЕ

 

ПРЕИМУЩЕСТВА

 

ВЕСКИЕ ДОВОДЫ

Рис. 11.2 Достоинства убедительной молитвы

 

Какие использовать доводы?

 

Какие же доводы можно привести в молитве? От чего отталкиваться в своих рассуждениях? Как сделать свою просьбу угодной Богу? Во многих отношениях на эти вопросы нельзя дать однозначный ответ, все возможные ситуации не подгонишь под один образец. Однако есть некоторые полезные общие рекомендации.

Все молитвенные доводы в Писании делятся на три категории. Во-первых, молящиеся подкрепляют свои просьбы рассуждениями о народе Божьем. Во-вторых, они обосновывают их размышлениями о мире вокруг. В-третьих, обращаются к свойствам Бога и Его Слову. Вот эти три краеугольных камня – народ Божий, окружающий мир и Слово и свойства Бога служат основой для молитвенных прошений в Писании.

Все три названных элемента мы находим к молитве Моисея (Исход 33). Этот отрывок рассказывает, как Господь намеревался уничтожить Израиль за грех идолопоклонства, но Моисей горячо и настойчиво молил Бога отвратить Свой гнев. В его аргументах четко выделяются три темы. Во-первых, он говорит о народе Божьем:

Но Моисей ... сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою (Исх. 32: 11).

Ключевую роль играет словосочетание «Твой народ». Моисей знал, что Израильтяне были для Бога народом особенным. Они были зеницей ока Его, драгоценным Его наследием. Этот довод он и приводит в поддержку своего прошения.

Тема Божьего народа появляется в Библии постоянно. В Псалме 89 читаем:

Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое...

 

Почему псалмопевец просит у Бога способности видеть краткость жизни? – чтобы он и его народ обрели мудрость. Мольба о прощении в Псалме 68:18 также опирается на принадлежность псалмопевца к Божьему народу:

Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня.

 

Псалмопевец указывает на свое тяжелое положение, как на основание своей просьбы. Размышления о себе и о народе Божьем могут быть эффективным источником доводов в молитве.

Второй элемент размышлений Моисея в книге Исход 32 – это окружающий мир.

Чтобы Египтяне не говорили: «на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить с лица земли». Отврати пламенный гнев Твой, и отмени погубление народа Твоего (Исх. 32:12)

Довод Моисея ясен. Если Бог уничтожит Свой народ, это приведет к нежелательным последствиям в окружающем мире. Египтяне будут насмехаться над Господом и Его народом и богохульствовать. Моисей знал, что Бог вывел Израиль из Египта не для того, чтобы дать египтянам повод посмеяться. Напротив, Бог совершил это для славы Своей. Итак, Моисей в качестве веского обоснования своей просьбы приводит ситуацию в окружающем мире и то, как повлияет на нее уничтожение Израильского народа.

Псалмопевцы в своих прошениях нередко опираются на события в мире. В псалме 54 сказано:

Расстрой, Господи, и раздели языки их (Пс. 54:10а)

Но зачем Богу вносить разногласия в мир нечестивых?

...Ибо я вижу насилие и распри в городе; днем и ночью хотя они кругом по стенам его; злодеяние и бедствие посреди его (Пс. 54:1-11)

 

Псалмопевец описывает события в окружающем мире, чтобы подкрепить свою просьбу к Богу. В псалме 73:18 читаем:

Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое.

 

Автор молит Бога услышать его, потому что нечестивые враги его творят зло. И снова в просьбе своей он опирается на происходящее в мире. Такие размышления могут иметь разнообразную форму. В любом случае это значительная помощь в построении убедительной и настойчивой молитвы перед Богом.

В третьих, чтобы подкрепить свое прошение вескими доводами, Моисей обращается к свойствам Самого Бога и к Его Слову:

Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым Ты клялся Собою, говоря: «Умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно» (Исх. 32:13)

 

Моисей вспоминает обетования, которые дал Господь патриархам, и на этом основывает свою просьбу. Он знает, что Бог верен этим древним обетованиям и опирается в молитве на Божье Слов, как на самый надежный довод.

Подобные размышления мы находим и в Псалмах. Неоднократно их авторы просят Бога поступать с ними по заветной верности и милости. Мольбы псалмопевца не оставляют сомнений в том, что его опора – Божья заветная милость.

Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда. Призри на завет Твой (Пс. 73:19-20а).

В псалме 118: 149 читаем:

Услышь голос мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня.

И снова псалмопевец взывает:

Где прежние милости Твои, Господи?

Ты клялся Давиду истиною Твоею (Пс. 88:50).

 

Мы - дети Божьи, и в своих прошения можем опираться и на известные нам свойства Бога и Его Слово. Бог неизменен и верен Своим обетованиям. Размышляя о Нем и Его Слове, мы можем найти веские доводы в поддержку своей молитвы (рис. 11:3)

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.31.204 (0.01 с.)