Понятие информационно-коммуникационных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие информационно-коммуникационных технологий



 

Отличительной чертой современного периода мирового развития является перенос центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область получения, переработки, хранения, представления и использования информации.

Информированность становится важным звеном в развитии информационного сознания человека, она способствует профессиональной и общественной ориентации человека, становлению его как всесторонне, гармонично развитой личности, помогает наиболее полному раскрытию его природных сил и дарований. Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах образования.

Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д. В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

Принято выделять следующие основные направления внедрения информационных технологий в образование, рассмотренные на рисунке 1:

- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

- использование средств НИТ в качестве средства творческого развития обучаемого;

- использование компьютерной техники в качестве средства автоматизации процесса контроля, коррекции, тестирования;

 

Рис.1. Основные направления внедрения НИТ в образование

 

- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

- использование средств НИТ для организации интеллектуального досуга;

- интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы НИТ.

Введение в процесс обучения такой современной техники, как персональный компьютер, требует изменения технологии обучения. Требуется по-новому организовать учебный процесс, что, в свою очередь, ставит очень важный вопрос: какой должна быть программа обучения?; какими в этих условиях должны быть учебные пособия?

Тем более в настоящее время в учебном процессе используются гипертекстовые технологии, которые обеспечивают принципиально новые возможности работы с текстовыми документами. Использование технологии мультимедиа позволяет видеть компьютер в качестве полноценного собеседника, и позволяет студентам, не выходя из учебного класса (дома) присутствовать на лекциях выдающихся ученых педагогов, быть свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посещать самые значительные музеи и культурные центры мира и т.д.

Но, несмотря на это, главная задача образования в условиях информатизации – информационное обеспечение учебного процесса учебно-методической, научно-педагогической литературой, средствами обучения, различными дидактическими материалами, программно-методическими комплексами и т.д.

Наиболее активное внедрение средств информационных технологий наблюдается в сфере проведения лабораторно-практических занятий. Это объясняется целым рядом факторов:

- большой объем рутинной работы преподавателей по формированию и проверке индивидуальных практических заданий создает потребность в автоматизации подобной деятельности;

- при использовании удаленного доступа к информации существенно расширяется материальная база, доступная для лабораторных занятий.

Современные средства информационных технологий и созданные на их основе средства обучения предоставляют обучаемому возможность в удобном для него индивидуальном темпе изучать теорию, приобретать практические навыки и умения путем тренировочных действий, осуществлять самоконтроль.

Таким образом, использование ИКТ в образовании делают необходимым более глубокое и более конкретное понимание сути самого учебного процесса. В результате чего представляется важным его рациональное структурирование, осмысление места каждой его составляющей и изменение традиционных методов и форм обучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.005 с.)