Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Под редакцией д.т.н., проф. Арунянца Г.Г.↑ Стр 1 из 47Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
БАЗОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ (Практикум, Часть 1) Учебное пособие для студентов экономических Специальностей вузов
Калининград - 2008 Издательство КГТУ
ББК УДК 681.3.06
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра систем управления и вычислительной техники Калининградского государственного технического университета (КГТУ) Рудинский И.Д., доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры систем управления и вычислительной техники КГТУ Балтийский институт экономики и финансов (БИЭФ) Мнацаканян А.Г., доктор экономических наук, профессор, ректор БИЭФ
Арунянц Г.Г., Калинина С.А., Ломакина Г.В., Петрикина Г.К. Информационные технологии в экономике: практикум (Часть 1)/ Под редакцией Арунянца Г.Г.– Калининград: КГТУ. 2008.– 433 с.
Настоящее издание является первой частью Практического курса по использованию информационных технологий (ИТ) для решения широкого круга экономических задач. Книга состоит из двух разделов: 1. ИТ обработки текстовой информации на базе MS Word. 2. ИТ обработки табличной информации на базе MS Excel Материал в каждом разделе представляется в форме занятий, оснащенных теоретической частью в объеме, необходимом для легкого понимания представленных проблем, примеров решения задач в рассматриваемой предметной области, контрольных вопросов для самоконтроля глубины проработки теоретического материала и вариантов контрольных заданий. Каждый раздел книги оснащен расширенным списком литературы для более глубокого изучения рассмотренных вопросов и контрольными тестами для проверки полученных знаний и навыков при работе с определенными информационными технологиями. В книге освещены наиболее типичные ситуации, с которыми приходится сталкиваться пользователю-экономисту ежедневно, и варианты их решения с помощью базовых информационных технологий и, в частности, с помощью самой популярной программы электронных таблиц – Microsoft Excel. Книга имеет выраженную учебную направленность, поэтому она будет полезна не только для студентов и преподавателей вузов по специальностям: 080801.65 – Прикладная информатика (по областям экономики), 080105.65 – Финансы и кредит, 080109.65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080301.65 – Коммерция (торговое дело), 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям), 080507.65 – Менеджмент организации и другим экономическим специальностям, связанным с информатикой. Она может быть полезной для специалистов-практиков в области экономики (бухгалтеров, экономистов, менеджеров, руководителей и др.), а также для всех интересующихся эффективными методами использования информационных технологий в экономике и желающих повысить свой уровень компьютерной грамотности.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Главные трудности при решении различных задач в экономике, помимо дефицита ресурсов, определяются недостатком времени и информации. В настоящее время скорость и качество получения и обработки информации стали условием существования и прогресса различных отраслей народного хозяйства. Эту проблему нельзя решить без использования компьютеров и компьютерных технологий. Развитие компьютерных технологий, прежде всего в области персональных компьютеров (ПК), связанное с существенным повышением производительности вычислительных средств при одновременном снижении их стоимости, повышении надежности, уменьшении габаритных размеров, привело к революционным изменениям в области обработки экономической информации. Этот процесс сопровождается изменением информационной культуры общества и содержания профессиональной деятельности для многих профессий. Компьютерные технологии являются относительно новыми вообще и для экономистов, в частности. Многие из ныне работающих специалистов – экономистов не имели возможности получить соответствующую современным требованиям подготовку в области информационных технологий. На сегодняшний день на рынке книжной продукции появилась масса изданий, представляющих собой сборники «надерганных» из разных источников «рецептов» правильной работы с компьютером. Сориентироваться в этой информационной лавине разнородной литературы неспециалисту в области компьютерных технологий чрезвычайно сложно. Не смотря на то, что изучение информационных технологий (ИТ) подразумевает необходимость изучения пакетов прикладных программ, таких как Word, Excel, Access и др., – это не должно превращаться в набор инструкций типа «как и куда нажимать», «куда выходить» и «что делать» (ошибка традиционного изложения материала). Более правильным представляется взгляд на информационные технологии как на совокупность знаний и практических навыков обработки самой различной информации безотносительно к используемым программным пакетам, т.к. различные программные пакеты, предназначенные для решения сходных задач, в целом реализуют одни и те же информационные технологии. Таким образом, необходимо целостное, системное изложение материала по информационным технологиям с точки зрения технологического подходак обработке информации. Основным условием повсеместного развертывания процесса информатизации является повышение качества интеллектуальной среды через систему образования и переподготовки специалистов в области экономики. Одним из направлений усилий, вытекающих из поставленной задачи, является создание учебной литературы по применению информационных технологий в экономике. Решению этой задачи и служит настоящий практический курс. В целом принято считать, что экономическая информатика – это прикладная, практическая наука, очень близкая к технологии, поэтому ее предмет нередко называют информационной технологией. В отличие от таких наук, как, например, история, которые можно изучить путем чтения литературы, информационные технологии можно освоить только в ходе практической деятельности. Здесь, скорее, просматривается сходство с изучением иностранного языка, когда, прежде всего, необходимо учиться говорить на языке. Так и при освоении информационных технологий необходимо учиться решать конкретные задачи с помощью соответствующих прикладных программ, решать задачи с помощью соответствующих инструментов, а не изучать программы. И так же как в изучении иностранного языка невозможно выучить все возможные фразы, так и при изучении информационных технологий невозможно решить заранее все задачи. Еще одной проблемой, с которой сталкиваются при изучении информационных технологий, является большой объем информации по всем используемым в настоящее время компьютерным технологиям. Поэтому приходится идти на сознательное ограничение изучаемого материала, определяемого минимально необходимыми знаниями для решения конкретных экономических задач. Пособие «Информационные технологии в экономике (Практикум)» состоит из двух частей. Первая часть, представленная в настоящей книге включает два раздела: 1. Информационные технологии обработки текстовой информации на базе MS Word. 2. Информационные технологии обработки табличной информации на базе MS Excel. Во вторую часть Пособия, планируемую к изданию в 2009 году, будут включены разделы: 1. Информационные технологии создания и использования баз данных. 2. Информационные технологии презентационной графики. 3. Информационные технологии представления информации в Интернет. В целом учебно-практический материал в книге представляется в форме отдельных занятий, последовательность расположения которых определяет строгую очередность их выполнения, что обеспечивает реализацию заложенных принципов: «от простого – к сложному»; «от начальных знаний – к более глубоким». В книге освещены наиболее типичные ситуации, с которыми приходится сталкиваться пользователю-экономисту ежедневно, и варианты их решения с помощью базовых информационных технологий. Наибольшее внимание уделено представлению основных эффективных приемов решения распространенных задач, а также разбору типичных ошибок при использовании информационных технологий, что в большинстве случаев является достаточным для решения большого класса задач по аналогии с рассмотренными примерами. Для более глубокого изучения информационных технологий, а также при возникновении специальных сугубо экономических задач, не охваченных настоящим пособием, рекомендуется ознакомление с дополнительной литературой, перечни которой приводятся в соответствующих разделах книги. Пособие рассчитано на лиц, владеющих элементарными знаниями общей информатики и основами экономики предприятий. Оно поможет овладеть большинством важнейших навыков, необходимых пользователю-экономисту для эффективного использования базовых информационных технологий при решении достаточно широкого круга экономических задач с использованием современных компьютерных средств. Оно написано таким образом, чтобы не имеющие опыта пользователи могли быстро освоить интересующие их технологии и приемы их использования и приступить к самостоятельной работе по решению предлагаемых вариантов заданий. Рассмотрение информационных технологий проводится на конкретных примерах, понятных студенту или специалисту-экономисту. В каждом примере последовательно, от постановки задачи до получения конкретного результата, продемонстрированы все промежуточные шаги с пояснениями и аргументацией моментов осуществления выбора. При этом основное внимание сосредоточено на практических операциях, которые необходимо выполнить в ходе решения примеров. Для лучшего восприятия материала все названия клавиш, кнопок, диалоговых окон и их полей, команд меню в тексте пособия выделены различными способами. Текстовый материал сопровождается множеством экранных рисунков, что позволит обучаемому не только более наглядно представлять суть выполняемых операций, но и эффективно использовать возможности зрительной памяти для более эффективного освоения представляемого материала. Для закрепления материала и отработки практических навыков при решении различных задач предлагаются контрольные вопросы, структурированные по отдельным темам по ходу их рассмотрения, и множество вариантов заданий для самостоятельного решения. К наиболее сложным заданиям даются образцы их решения. В конце каждого раздела приводятся контрольные тесты для проверки полученных знаний по рассмотренным в разделе вопросам. Конечные результаты (правильные ответы) решения поставленных задач и правильные ответы на тестовые вопросы сведены в отдельные части в конце каждого тематического раздела. Однако, при самостоятельном обучении с применением настоящего пособия, для эффективного развития навыков работы на компьютере с использованием информационных технологий при решении поставленных задач имеет смысл пытаться выполнять задания самостоятельно и лишь в крайних случаях прибегать к помощи решений. В конце каждого раздела приводится расширенный перечень дополнительной литературы. Книга имеет выраженную учебную направленность, поэтому её авторы полагают, что она будет необходима не только для студентов и преподавателей вузов по специальности «информационные системы в экономике», «прикладная информатика (по областям экономики)» и других экономических специальностей, связанных с информатикой. Она может быть полезной для специалистов-практиков в области экономики (бухгалтеров, экономистов, менеджеров, руководителей и др.), а также для всех интересующихся эффективными методами использования информационных технологий в экономике и желающих повысить свой уровень компьютерной грамотности. Авторы выражают большую благодарность рецензентам – доктору педагогических наук, кандидату технических наук, профессору кафедры систем управления и вычислительной техники Калининградского государственного технического университета Рудинскому И.Д. и Ректору Балтийского института экономики и финансов, доктору экономических наук, профессору Мнацаканяну А.Г., взявшим на себя труд прочесть рукопись и сделавшим ряд конструктивных замечаний, которые позволили улучшить как методику изложения, так и содержание пособия. Авторы выражают надежду на получение от читателей полезных замечаний, советов и рекомендаций по улучшению содержания и стиля представления материала в последующих изданиях (е-mail для контактов: Suro99@mail.ru.
РАЗДЕЛ 1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ НА БАЗЕ MS WORD
ПРЕДИСЛОВИЕ К РАЗДЕЛУ
Практически каждый экономист встречается с необходимостью Автоматизированные информационные технологии (АИТ) обработки текстовой информации – одна из базовых информационных технологий в экономике. От правильности составления документов и их оформления во многом зависит деятельность любой современной организации. Внешний облик и оформление наряду с содержанием документов могут многое рассказать об организации. Они являются своего рода показателем информационной культуры компании, составляющими ее имиджа. Поэтому чрезвычайно важно в полной мере владеть технологией обработки текстовой информации. Умение правильно оформить документ в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями является одним из критериев оценки специалиста в области информационных технологий. В настоящем разделе будут рассмотрены понятия, методы и основные технологические приемы, относящиеся к созданию текстовых документов на персональном компьютере с использованием текстового редактора Microsoft Word 2000. Настоящий раздел представляет собой курс практических занятий, предназначенный для студентов и специалистов экономических специальностей, изучающих вопросы использования современных информационных технологий обработки текстовой информации в практической профессиональной деятельности. Назначение курса - закрепление знаний в области информационных технологий обработки текстовой информации и развитие практических навыков использования компьютера для решения задач, связанных с обработкой текстовой информации. Материал настоящего раздела представлен по принципу " от простого – к сложному ". Если в изложении материала взыскательный читатель заметит повторы, то, просим обратить на это внимание, это сделано намерено с целью подчеркнуть особую значимость определенной части материала для освоения конкретной технологии. Методические пособия по всем приведенным работам имеют в своем составе контрольные вопросы для самоконтроля обучаемых своих знаний в решении рассматриваемых вопросов, охватывающие все разделы приведенного теоретического материала. В конце раздела приведены тестовые задания. На каждый вопрос теста предлагается несколько вариантов ответов. Правильным из них может быть один. Правильные ответы к теоретическим вопросам тестов помещены в конце настоящего раздела. Завершает раздел список литературы, рекомендованный для самостоятельного дополнительного изучения. В конце раздела приводится список литературы. В отдельных работах имеются ссылки на дополнительные литературные источники для более глубокой проработки затронутых вопросов.
Закрепить и развить основные навыки использования технологии обработки текстов.
Перед рассмотрением имеющихся технологий обработки текстовой информации необходимо разобрать что собственно из себя представляет текстовая информация. В наиболее общем смысле текстовая информация – это некоторый набор символов. Единицей текстовой информации является символ. В различных текстах могут встречаться самые различные символы, которые можно подразделить на следующие группы: 1. Символы букв алфавита различных языков (русский, английский, немецкий и т.п.). 2. Разделители символов (пробел, табуляция). 3. Знаки пунктуации (запятая, точка, двоеточие, точка с запятой и т.п.). 4. Цифры (от 0 до 9). 5. Знаки математических операций («+», «-», «*», «/»). 6. Специальные символы – различного рода значки, используемые в специальных текстах (например, математические символы). 7. Служебные символы – символы, которые используются для разделения различных блоков текстовой информации. Текстовая информация в основном состоит из символов языка, знаков пунктуации и цифр. Строго определенные последовательности символов образуют слова. Слова поставленные в определенном порядке, разделенные пробелами и знаками пунктуации, в свою очередь образуют предложения языка – законченные смысловые конструкции. Предложения, разделенные знаками пунктуации («.», «!», «?») образуют абзацы – совокупность предложений языка, излагающих определенную мысль, идею, положение. Совокупность абзацев составляет основной текст документа – тело документа. Структура текстовой информации приведена на рисунке
Рис. Структура текстовой информации (пунктирной линией обозначены необязательные элементы).
Из приведенного рисунка видно, что в качестве разделителя между словами всегда используется пробел, разделителями между группами слов являются знаки препинания. Каждое предложение заканчивается знаком препинания («.», «!», «?»), за которым в обязательном порядке следует пробел. Можно также представить следующую структуру текстовой информации по уровням вложенности
Рис. Альтернативное представление текстовой информации
Таким образом, процесс создания текста – это в некотором роде процесс создания подобной структуры. Для обработки текстовой информации мы будем использовать текстовый редактор Microsoft Word. Рассмотрим основные элементы его интерфейса.
Рис. Основное окно программы Microsoft Word 2000.
Меню – интерфейсный элемент, предназначенный для организации доступа к функциям, возможностям и технологиям программы. В меню программы все функции системы имеют определенные имена. Каждая функция располагается в строго определенном месте. Панель инструментов «Стандартная» -размещает в себе наиболее часто используемые общие функции системы, оформленные в виде инструментов (мелких квадратных кнопок, в которых размещено изображение-пиктограмма). Каждая функция имеет строго определенную пиктограмму. Наличие панелей инструментов существенно упрощает работу с программой, т.к. кнопки панели инструментов позволяют получить быстрый доступ к часто используемым функциям системы. Однако, следует отметить, что доступ к функциям системы через горячие клавиши и сочетания клавиш является часто гораздо более быстрым способом. Панель инструментов «Форматирование» размещает в себе инструменты для форматирования (оформления внешнего вида) текстовой информации. Масштабные линейки предназначены для визуального сопоставления текстовой информации на экране с ее фактическими размерами на листе бумаги после вывода документа на печать. Масштабные линейки используются для форматирования абзацев (задания отступа, выступа, левой и правой границы), а также точек табуляции (табулстопов) для возможности размещения текста в строго определенных местах от левого и правого краев бумаги. Курсор ввода (или клавиатурный курсор) предназначен для индикации текущей точки вставки текста, т.е. места документа, куда в данный момент при нажатии клавиш будет вводится текст. Существуют методы перемещения курсора, о которых будет сказано позднее. Текстовый курсор мыши предназначен для быстрого перемещения курсора ввода по документу (для перемещения курсора ввода текста необходимо переместить курсор мыши двигая манипулятор мышь к нужной точке и нажать левую кнопку мыши). Текстовый курсор мыши также используется для выделения блоков текстовой информации, их перемещения и копирования. Графический курсор мыши (или указатель). Текстовый курсор мыши при попадании в область панелей инструментов или меню принимает вид белой наклонной стрелки (см. рис.). Это означает, что при нажатии левой кнопки мыши будет выполнено какое-либо действие.
Рабочая область – область окна, предназначенная для ввода информации. Рабочая область текстового редактора представляет собой своего рода виртуальный лист бумаги, на котором пользователь может размещать информацию, редактировать ее, сохранить в виде отдельного файла, отправить документ на печать (распечатать) и многое другое. Статусная строка предназначена для отображения информации о документе, такой как текущая страница, текущий раздел, текущая раскладка клавиатуры (русский или английский), индикация режима ввода текста (вставка или замена) и т.п. Полосы прокрутки предназначены для прокрутки документа (перемещение по документу вперед и назад). Кнопки Свернуть, Развернуть, Закрыть предназначены соответственно для свертывания (скрытия), развертывания во весь экран и закрытия окна программы Microsoft Word. Вся информация, введенная в рабочую область составляет документ. Введенную информацию можно сохранить в виде отдельного файла на диске, загрузить (открыть), если данная информация ранее уже была введена и существует в отдельном файле, и распечатать (вывести информацию на принтер). Документ Word – файл с расширением.doc, в котором хранится информация, введенная в редакторе Word.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.30 (0.01 с.) |