Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
Содержание книги
- Тема 1. Понятие, природа и сущность государственного управления, науки управления, менеджмента, их основные законы.
- Тема 1. Понятие, природа и сущность государственного управления, науки управления, менеджмента, их основные законы
- Основные законы, закономерности и принципы государственного и муниципального управления.
- Тема 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления, Системные принципы организации государственного и муниципального управления
- Прогнозирование в управлении.
- Тема 5. Органы государственной власти
- Тема 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
- Тема 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
- Ответственность государственных и муниципальных служащих.
- Тема 10. Современная государственная кадровая политика: сущность, принципы, приоритетные направления развития.
- Экономический рост, его типы и факторы. Стратегия экономического развития современной России.
- Финансовая система и государственный бюджет. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга в РФ.
- Тема 12. Особенности государственного регулирования экономики на региональном и муниципальном уровне.
- Особенности государственного регулирования экономики на региональном и муниципальном уровне.
- Тема 13. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
- Государственное регулирование в отраслях культуры
- Тема 14. Социальная политика и социальная защита населения: сущность, формы, методы механизмы.
- Социальная защита населения: сущность, формы, методы механизмы.
- Список федеральных округов России
Похожие статьи вашей тематики
1. К онституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
Рассмотрим основные особенности Российской Федерации с точки зрения организации государственного управления. Федерация является территориально-национальной, т. е. относится к смешанному типу: в ее основу положены и территориальный, и национальный принципы формирования субъектов федерации. В составе РФ 85 субъектов Федерации, в том числе 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 4 автономных округов. Конституцией признается (ст. 65), что субъекты РФ равноправны. В ведении Федерации находятся: 1) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; 2) федеративное устройство и территория РФ, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств; 3) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государства; 4) федеральная государственная собственность и управление ею; 5) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ; 6) установление правовых основ единого рынка; 7) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; 8) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; 9) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе; 10) внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира; 11) внешнеэкономические отношения РФ; 12) оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; 13) определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; 14) судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности; 15) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет; 16) государственные награды и почетные звания РФ; 17) федеральная государственная служба. К совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся: 1) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; 2) защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; 3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; 4) разграничения государственной собственности; 5) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры; 6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; 7) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; 8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; 9) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; 10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; 11) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат; 12) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; 13) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; 14) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. Все приведенные выше положения Конституции РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между центром и субъектами РФ в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Кроме вышеуказанных разграничений предметов ведения, во всем остальном субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Таким образом, в современной Конституции РФ существует мягкий характер разграничения предметов ведения и властных полномочий Федерации и ее субъектов. Так, согласно ст. 78 Конституции РФ те и другие органы власти по согласованию между собой могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
Систему органов исполнительной власти образуют три основные группы органов: 1) органы, составляющие аппарат главы администрации; 2) управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации; 3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность. Кроме того, в субъектах РФ действуют различные коммерческие предприятия, созданные на базе бывших подразделений краевых, областных органов и подведомственные администрации, а также различные общественные советы при соответствующих администрациях и их главах Администрация состоит из главы администрации, часто именуемого губернатором, а в Москве – мэром, и его заместителей, руководителей многочисленных управленческих структур. Следует отметить, что в ряде областей (Ленинградской, Курганской), в краях (Ставропольском), городе федерального значения Москве термин “администрация” заменен на термин “правительство”, что отражает стремление этих субъектов РФ к уравнению своих государственно-правовых форм с республиканскими.
3. Органы законодательной власти субъектов РФ
Законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа также устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Федеральным законом установлено, что не менее 50 % депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать 5 лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), представительным органам местного самоуправления.
4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
До 2005 г. высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) избиралось гражданами, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Однако в конце 2004 г. положение претерпело существенные изменения. Принятый 11 декабря 2004 г. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” установил, что гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) по представлению Президента РФ законодательным органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта РФ.
Высшим должностным лицом может стать гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, в возрасте не менее 30 лет. Это лицо не может быть одновременно депутатом законодательного органа, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Высшее должностное лицо обретает полномочия на срок не более 5 лет и не может занимать указанную должность более двух сроков подряд. Высшее должностное лицо: 1) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправлении и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; 2) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом с последующим возвратом их на новое рассмотрение с мотивированным обоснованием или с предложением об изменениях и дополнениях; 3) формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ; 4) имеет право участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса; 5) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей полномочия высшего должностного лица могут быть прекращены досрочно. Решение об этом принимается законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ. В случае вынесения законодательным органом недоверия высшему должностному лицу решение об этом направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица от должности. Решение об отрешении от должности либо о временном отстранении от исполнения обязанностей высшего должностного лица доводится до сведения законодательного органа. При этом высшее должностное лицо вправе обжаловать в Верховный Суд РФ соответствующий указ Президента в течение 10 дней со дня его официального опубликования.
Тема 9. Государственная служба как социальный институт: сущность, принципы и функции государственной службы.
Как социальный институт госслужба - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства. Своими истоками госслужба уходит в социальную природу.
Выступая элементом общественной структуры ГС имеет ряд особенностей присущих ей как социальному институту.
Во-первых, она представляет только свойственную ей сферу профессиональной деятельности со всем своим содержанием, формами и методами.
Во-вторых, ГС как связующее звено между государством м гражданином, призвана защищать права и интересы граждан.
В-третьих, ГС это своеобразная форма отражения общественных связей и отношений, показатель степени гуманности.
В-четвертых, ГС имеет социальную ориентацию, направленную на приближение конституционного идеала правового, демократического государства.
Социальная природа, смысл и назначение ГС предопределяют соответствующие функции:
- функция социальной организации (как образец организации);
- ф-я социальной коммуникации – через каналы ГС изучается общественное мнение, отношение граждан к различным государственным правовым актам;
- ф-я социальной информации – аппарат носитель информации;
- ф-я контроля – управленческий контроль за деятельностью органов госаппарата;
- ф-я регулирования – от имени государства ГС регулирует отношения в сфере труда, собственности, жилья;
- воспитательная функция – утверждает в сознании граждан мир и согласие, добро и справедливость.
Госслужба - это профессиональная сфера деятельности госслужащих как особой социальной группы общества. Она является важным социальным институтом и обладает рядом свойств, позволяющих ей быть стержнем обеспечения полномочий госорганов.
Принципы ГС Они изложены в ст. 5 ФЗ от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы РФ». Госслужба основана на принципах:
1. Верховенства Конституции РФ и ФЗ над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении госслужащими должностных обязанностей и обеспечении их права. Этот принцип является всеобщий и не имеет каких либо исключений. Это ранг конституционного принципа ч.2 ст.4 Конституции РФ.
2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности госслужащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Человек, его права и свободы, их непосредственное действие признается Конституцией РФ (ст. 2,12)
3. Единства системы госвласти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ. Этот принцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны, которое основывается на государственной целостности, единстве системы госвласти.
4. Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти.
5. Равного доступа граждан к госслужбе в соответствии с о способностями и профессиональной подготовкой. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении ГС запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
6. Обязательности для ГС решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ.
7. Единства основных требований, предъявляемых к ГС. Эти требования едины для всех госслужащих независимо от уровня власти, в том числе квалификационные разряды и т. д.
8. Профессионализма и компетентности госслужащих. Этот принцип обязывает госслужащих владеть процедурой деятельности органы государственной власти, знать свои права и обязанности.
9. Гласности в осуществлении госслужбы. Впервые закон обязывает госслужащих предоставлять информацию. То есть каждый имеет право ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
10. ответственности госслужащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
11. внепартийности ГС; отделения религиозных объединений от государства. Закон объявляет «политику вне госслужбы», не допускает создания партийных организаций в органы государственной власти, защищает госслужащих от влияния и контроля со стороны политических партий.
12. Стабильности кадров госслужащих в государственных органах. Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения является необходимым в интересах аппарата и самого госслужащего.
Функции ГС как социальной организации; социальной коммуникации; социальной информации; контроля; регулирования; воспитательная;
Функции ГС как социального института:
1. производство государственных социальных услуг: образование, воспитание, правовая защита, безопасность;
2. реализация прав интересов и свобод граждан;
3. эффективное решение социальных задач государства;
4. регулирование и разрешение социальных конфликтов;
5. регулирование социального статуса госслужащих.
|