Особенности государственного регулирования экономики на региональном и муниципальном уровне. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности государственного регулирования экономики на региональном и муниципальном уровне.



При переходе к рыночной экономике происходят изменения в характере регионального развития страны, что обусловлено: ограничением вмешательства государства в экономическую деятельность, переносом центра тяжести в принятии решений на микроуровень. В этих условиях экономические отношения реализуются посредством сложной и многоуровневой структуры территориальной организации общества базирующейся на принципах федерализма.

Государственное территориальное регулирование строится с учетом признания природно-климатических, социально-экономических, национально-этнических и других различий между регионами. В настоящее время экономических потенциал регионов неодинаков, поэтому некоторые требуют расширения экономических полномочий в

ах: приватизации; использования ресурсов; проведения реформ; увеличения части оставляемой на данной территории доходов, налогов, таможенных, внешнеэкономических льгот, льготных кредитов; расширение бюджетных дотаций, субсидий; усиление мер государственного протекционизма, равных прав всех субъектов России.

Главной проблемой экономическое стимулирование развития регионов на основе максимального использования местных конкретных условий и потенциала региональных рынков.

Экономический механизм российского федерализма. Этот механизм находится в стадии становления. Основной функцией экономического механизма российского федерализма является разрешение противоречий общегосударственных интересов и интересов регионального развития с целью достижения социально-экономической интеграции между субъектами федерации.

Становление этого механизма по времени совпало с временем дезинтеграции и ломки. Современные условия, определяющие целевые установки ЭМРФ: ломка всех атрибутов советской хозяйственной системы обусловившая потерю управляемости экономики;

- реализация на практике доктрины детерминизма и саморегулирования экономики, приведшие к потери федеральным центром целеполагающих функций в новой федеративной структуре,;

- общие заявления о передаче власти из центра на места, усилившие дальнейшую социально-экономическую дезинтеграцию экономики России.

Экономический российского федерализма в современных условиях должен решать одну задачу – учитывая современные политические реалии всемерно способствовать развитию процессов между субъектами федерации, создавая реальную вертикаль федеративных отношений. Главное – достижение баланса федеральных и региональных интересов и их оформление в соответствующих нормативных актах.

Для этого нужно решить две проблемы: разграничить властные полномочия в сфере экономики между центром и субъектами РФ, обеспечить каждый уровень власти достаточно стабильными материальными и в первую очередь финансовыми ресурсами.

Дифференциация регионов:

- регионы по своему социокультурному менталитету заинтересованные в создании сильной российской государственности (48 регионов центра);

- русскоязычные регионы Сибири и Дальнего Востока;

- регионы по национально-территориальному признаку.

Главные рычаги ЭМ – госрегулирование, организационно-хозяйственные формы в условиях двухсекторной экономики, система стимулирования субъектов хозяйствования.

Государственное прогнозирование, программирование и планирование в условиях рыночной экономики.

Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономикой является разработка прогнозов.

Государственное прогнозирование – система научно-обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В переходной период Прогнозирование приобретает большое значение и становится начальной стадией, основой свей системы управления, так как:

- в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор вариантов экономического развития и выходов из нежелательны ситуаций;

- в рыночной экономике увеличивается число субъектов самостоятельно принимающих решения.

Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах и включают в себя количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации. Основа прогнозов:

- система демографических, социальных, научно-технических, экологических и внешнеэкономических прогнозов;

- отраслевые, региональные и др. прогнозы отдельных сфер деятельности.

Результатом прогнозирования являются документы, необходимые для регулирования развития экономики и для разработки концепции развития страны.

Элементы такой концепции освещаются в одном из разделов Послания Президента РФ Федеральному Собранию.

Государственное программирование – система ГРЭ осуществляемая на основе комплексных макроэкономических программ, отражающих предпочтительный вариант развития. Виды целевых программ: долгосрочные, среднесрочные. Программа СЭР РФ – это комплексная система целевых ориентиров СЭР и планирование государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Состав программы: оценка и характеристика состояния, концепция программы, макроэкономическая политика, институциональные преобразования, инвестиционная и структурная политика аграрная, экологическая, социальная и внешнеэкономическая политика.

Государственное планирование – осуществляется путемразработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства.

Планы – документы, в форме заданий, показателей, где отражены основные цели намеченных преобразований по развитию страны. План – надлежаще оформленное управленческое решение.

Планирование – функция управления, обеспечивает целенаправление, динамичное развитие объекта управления. В условиях рынка превалирует индикативное планирование.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.184.7 (0.008 с.)