Финансовая система и государственный бюджет. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая система и государственный бюджет. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга в РФ.



Финансы – денежные взаимосвязи по поводу образования, распределения и перераспределения денежных средств и фондов. Это кровеносная система.

Финансовая система – совокупность финансовых явлений и институтов, или система финансовых учреждений.

Выделяют: а) государственные финансы – бюджетная система, внебюджетные фонды, финансы госпредприятий, государственный кредит;

б) финансы хозяйствующих субъектов; в) страхование.

Главным средством перераспределения ВВП служат государствен­ные финансы, которые состоят из государственного бюджета и вне­бюджетных фондов. Через государственные финансы перераспре­деляется значительная часть ВВП.

Структура государственного бюджета. Бюджет и внебюджетные фонды.

Государственный бюджет это годовой план государственных расходов и источников их фи­нансового покрытия. Проект бюджета ежегод­но обсуждается и принимается законодатель­ным органом - парламентом страны, штата или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные предста­вители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различ­ных социально-экономических интересов в стране. Каждый такой компро­мисс сопровождается политической борьбой, предвыборной и в сте­нах парламента, фракционной внутри партий и на страницах печати.

Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджет центрального пра­вительства и местных властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого -центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого -центральное правительство; прави­тельства республик, краев, областей, земель, провинций, штатов; местные органы власти) бюджеты соответственно бывают централь­ными; областными, земельными, провинциальными и т.д.; местными.

В России бюджетная система устроена по принципу фискального федерализма: бюджета относительно независимы, т.е. имеют собственную налоговую базу, бюджеты могут взаимодействовать на договорной основе, за федеральным бюджетом финансирование общенациональных программ.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды (средства) — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Внебюджетные средства на­ходятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых пред­назначен для определенных нужд. Примером может быть Пенсион­ный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

Внебюджетные фонды расширяют возможности вмешательства го­сударства в экономику, минуя бюджет, и, следовательно, парламент­ский контроль. Кроме того, создается видимость уменьшения дефи­цитности бюджета.

Бюджет государства состоит из доходов и расходов. Доходная часть формируется за счет налоговых поступлений - 80%, неналоговые поступления – 6-7% и целевые бюджетные фонды – 8-7%. Расходы подразделяются на функциональные и по экономическому образованию (капитальные и текущие затраты).

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюд­жетного дефицита, который покрывается государственными зай­мами — внутренними и внешними. Они осуществляются в виде про­дажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фон­дов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков (эта форма финан­сирования бюджетного дефицита часто практикуется местными вла­стями).

Государственные займы — не единственный путь покрытия дефи­цита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению на­коплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государствен­ный долг. Его приходится выплачивать с про­центами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются вла­дельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и кредитов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко все новым займам покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устой­чивого денежного обращения.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основ­ную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.004 с.)