Анализ культуры взаимоотношений работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ культуры взаимоотношений работников



Исследование культуры межличностных отношений (коммуникации), т. е. социально-психологического климата, наличие чувства коллективизма, взаимопонимания, наличия и разделения всеми работниками ценностей и убеждений компании и др.

Культура межличностных отношений:

- исследование социально-психологического климата (экспресс-диагностика);

- исследование психологической атмосферы в группе (по Фидлеру).

2.3.1. Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе

Коммуникативное единство организации проявляется, прежде всего, в присутствии организационного климата как общего ощу­щения единства и взаимопонимания, создающегося и физической организацией пространства, способствующей беспрепятственным коммуникативным потокам, и восприятием информации, влия­ющим на последующее поведение работника, и формами передачи информации, зависящими, в том числе и от стиля руководства ор­ганизации. Неблагоприятный организационный климат часто яв­ляется следствием социальной или коммуникативной некомпе­тентности руководителя либо существования в группе неформаль­ного лидера, дезориентирующего работников и разрушающего единство.

(Экспресс-диагностика)

Инструкция по проведению исследования

Студентами проводится опрос сотрудников предприятия для исследования социально-психологического климата в организации. Необходимо раздать каждому сотруднику изучаемого предприятия/отдела анкету (см. приложение 7).

Обработка полученных результатов стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отно­шений к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; 0; – 1. Следовательно, для целостной характеристики компонента, полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

- положительная оценка (к этой категории относятся те сочета­ния, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой знак);

- отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два отрицательных ответа (третий может иметь любой знак);

- неопределенная, противоречивая оценка (на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные данные сводятся в общую таблицу 1.6, в каждой клетке которой должен находиться один из трех знаков: +; –; 0.

Таблица 1.6. Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношений

Участники опроса Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент
       
       
       
     
     
n      

 

На следующем этапе обработки для каждого компонента выво­дится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционально­го компонента

,

где – количество положительных ответов, содержащихся в столбце;

– количество отрицательных ответов;

– количество членов коллектива, принявших участие в исследовании.

Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от – 1 до + 1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для это­го континуум возможных оценок (от – 1 до +1) делится на три рав­ные части: от – 1 до 0,33; от – 0,33 до + 0,33; от + 0,33 до + 1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем счи­тать отрицательными, попадающие во второй – противоречивыми, попадающие в третий – положительными.

Произведенные вычисления позволяют определить структуру отношений к коллективу. Тип отношения выводится аналогично описанной процедуре. С учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

1) полностью положительное;

2) положительное;

3) полностью от­рицательное;

4) отрицательное;

5) противоречивое, неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором – как в целом благоприятный; в третьем – как совершенно неудовлетворительный; в четвертом – как в целом неудовлетворительный; в пятом случае счи­тается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

Вопросы 1, 4 и 7 опросного листа относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5 и 8 – к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.

Обследование по данной методике может проводиться как ин­дивидуально, так и в группе. Время тестирования – 5 – 10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф.И.О.

ДАТА

 

Таблица 1.7.

Участники опроса Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

Заключение:

Обработка результатов анкетирования и вывод.

 

2.3.2. Исследование психологического климата в организации

Данное исследование представлено в двух вариантах и предлагается студентам на выбор

Вариант № 1 по Фидлеру

Инструкция по проведению исследования

Студентами проводится опрос сотрудников предприятия для исследования психологической атмосферы в группе по Фидлеру. Необходимо раздать каждому сотруднику изучаемого предприятия/отдела анкету (см. приложение 8), через 10 минут заполненные анкеты должны быть собраны, обработаны, и, как результат, сделаны выводы о путях улучшения атмосферы в коллективе.

В основе исследования лежит метод семантического дифференциала. При этом методе измеряемые объекты (понятия, персонажи и т. п.) оцениваются с помощью биполярных (двухполюсных) шкал. Полюсы шкал задаются в форме слов (например, «хороший – плохой»). Шкала проградуирована, разделена на отрезки, которым присвоены баллы. Таких отрезков может быть 3, 5, 7 или более. Субъект отражает свое мнение или полученные научные результаты путем проставления точки на шкале, показывая, таким образом, к какому полюсу ближе качество объекта: он скорее хороший, чем плохой, или наоборот. Ниже представлен бланк, который нужно заполнить. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо в пределах от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «V», тем ниже балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей или мнений создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе (рассчитывается среднее арифметическое по каждому элементу дифференциала, а затем они складываются). Можно также сложить все полученные оценки по всем элементам и бланкам и разделить на количество опрашиваемых. Методика допускает анонимное обследование, а это повышает надежность ее результатов. Надежность увеличивается и при сочетании данной методики с социометрией и другими методами исследования социально-психологического климата в коллективе.

Обработайте анкеты и предложите мероприятия по улучшению психологической атмосферы в группе.

Вариант № 2 тест «Определение психологического климата в организации»

Инструкция по проведению исследования

Студентами проводится опрос сотрудников предприятия для исследования психологического климата в организации. Необходимо раздать каждому сотруднику изучаемого предприятия/отдела анкету (см. приложение 9), заполненные анкеты должны быть собраны, обработаны, и, как результат, сделаны выводы о путях улучшения атмосферы в коллективе.

После проведения опроса данные обрабатываются исследователем. Все суждения, кроме контрольных 10, 18, 29, 37, показывают степень развития коллектива, а, следовательно, и социально-психологического климата в нем. Эти характеристики таковы:

- ответственность (1, 11, 13, 19, 33, 38);

- коллективизм (5, 14, 24, 30, 34);

- сплоченность (6, 15, 20, 39, 43);

- контактность (2, 7, 21, 26, 31, 40, 45);

- открытость (3, 8, 22, 27, 35);

- организованность (9, 12, 16, 28, 36, 41);

- информированность (4, 17, 23, 32, 42,44).

Приведенные выше данные суммируются (по каждому показателю) и заносятся на график, который наглядно демонстрирует социально-психологический климат избранного для изучения коллектива:

6 баллов 5 баллов оптимальный
4 баллов 3 баллов средний
2 балла 1 балла низкий

КУЛЬТУРА РАБОТНИКА

Культура работника:

- исследование тенденций поведения личности в коллективе (тест Томаса);

- методика оценки личностных ценностей;

- исследование этики корпоративного поведения (внутренней этики).

2.4.1. «Исследование тенденций поведения личности в коллективе» (тест Томаса)

Люди не ведут себя одинаково во всех ситуациях – напротив они постоянно изменяются и адаптируются. Например, поведение работников может изменяться в зависимости от ситуации, в которую они поставлены. Даже опыт повседневной работы может изменить людей.

Проводится исследование тенденций поведения личности в коллективе.

Инструкция по проведению исследования:

Студентами проводится опрос сотрудников предприятия для исследования тенденций поведения личности в коллективе. Необходимо раздать каждому сотруднику изучаемого предприятия/отдела анкету (см. приложение 10), в конце дня заполненные анкеты должны быть собраны и обработаны. Результаты ответов надо занести в таблицу в графу «Ответ» в таблице 8 «Ключ к тесту» и произвести разброс ответов по пяти позициям. Подсчитать количество баллов (каждый ответ принимается за один балл) и построить профиль соотношения стилей поведения. Количество баллов, набранных каждым индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в различных, в том числе конфликтных, ситуациях.

Ключ к тесту

Таблица 1.8.

Ключ к ответам № Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
        А Б
    Б А    
  А       Б
      А   Б
    А   Б  
  Б     А  
      Б А  
  А Б      
  Б     А  
  А   Б    
    А     Б
      Б А  
  Б   А    
  Б А      
        Б А
  Б       А
  А     Б  
      Б   А
    А Б    
    А Б    
    Б     А
  Б   А    
    А   Б  
    А   Б  
  А       Б
      А Б  
        А Б
  А Б      
      А Б  
    Б     А
Сумма          

 

Согласно проведенному исследованию, в изучаемой организации тот стиль поведения, в том числе в конфликтной ситуации, по которому набрано наибольшее количество баллов.

Студентами должны быть сделаны выводы о путях корректировки тенденций поведения отдельных личностей в коллективе.

2.4.2. Методика оценки личностных ценностей

Ценности составляют сердцевину личности человека; они достаточно устойчивы во времени, и их не так много. Кроме того, ценности оказывают значительное влияние на поведение человека в коллективе, на принимаемые им решения.

Ценности – это относительно устойчивое и социально обусловленное избирательное восприятие личностью материальных, социальных и духовных благ, набор стандартов и критериев, которым она следует в жизни.

Инструкция по проведению исследования

Студентами проводится опрос сотрудников предприятия для выяснения их личностных ценностей. Необходимо раздать каждому сотруднику изучаемого предприятия/ отдела анкеты (см. приложение 11), через 20 минут заполненные анкеты должны быть собраны и обработаны.

Для того чтобы произвести оценку результатов необходимо:

1. Умножить балл на коэффициент и записать полученное число в правую колонку «вес» по каждой категории.

2. Суммировать счет по категориям 1 – 13. Это будет итоговый счет сотрудника по личностным ценностям. Далее – ЛЦ.

3. Суммировать счет по категориям 14 – 18. Это будет итоговый счет сотрудника по социальным ценностям. Далее – СЦ.

4. Для определения базовых ценностей сотрудника следует вычесть СЦ – счет из ЛЦ – счета. Положительное число явля­ется индикатором личностной ориентации, а отрицатель­ное число – индикатором социальной ориентации.

ЛЦ – СЦ = Доминирующая базовая ценностная ориентация

Для того чтобы произвести оценку результатов необходимо:

1. Умножить балл на коэффициент и записать полученное число в правую колонку «вес» по каждой категории.

2. Суммировать счет по категориям 1 – 9. Это будет итоговый счет сотрудника по профессиональным ценностям. Далее – ПЦ.

3. Суммировать счет по категориям 10 – 18. Это будет итоговый счет сотрудника по моральным ценностям. Далее – МЦ.

4. Для определения базовых ценностей сотрудника следует вычесть МЦ – счет из ПЦ – счета. Положительное число является индикатором ориентации на компетентность, а отрицательное число – индикатором ориентации на мораль.

ПЦ – МЦ = Доминирующая инструментальная ценностная ориентация.

На основе полученных результатов можно определить индивидуальные ценностные предпочтения. Для этого надо отметить соответствующий полученным базовым и ценностным ориентациям квадрант (см. таблицу 1.9) и сделать соответствующие выводы, а при необходимости – предложения в главе 6.

Таблица 1.9. Типология индивидуальных ценностей

Ценности Базовые
личностные социальные
Инструментальные Компетентность Предпочтение личностно-компетентных ценностей Предпочтение социально-компетентных ценностей
Мораль Предпочтение личностно-моральных ценностей Предпочтение социально-моральных ценностей

Обработка результатов анкетирования и вывод.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.44.223 (0.027 с.)