Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и задачи организационной культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
7.2. Основное содержание организационной культуры По мнению одного из крупнейших американских исследователей Э.Шейна, «Корпоративная культура – это комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции» В связи с тем, что корпоративная культура относительно недавно стала объектом усиленного внимания, существуют различные подходы к определению ее понятия и содержания. В целом, культура (cultura — облагораживание) выступает как качественное состояние социальных явлений (духовных и материальных), возникающих в обществе, которое не встречается в природе и регулируется биологическими инстинктами. Российский исследователь А.И. Кочеткова считает, считает, что «Корпоративная культура – это система общепринятых в организации культурно-этических, моральных и других постулатов в отношении целей, дела и общения, которые отличают данную организацию от других». В этих и других определениях можно выделить три взаимосвязанных и взаимозависимых структурных направлений корпоративной культуры: во-первых, это базовые постулаты о мире, реальности, взаимоотношениях, человеческой природе и т.п., которых придерживаются члены данной организации, создавая определенный микроклимат. Во-вторых, это ценности, поведенческие нормы, культурно-этические, моральные и другие взаимоотношения, которые, формируются руководством, осознаются и разделяются всеми членами коллектива. Они базируются на разработанных в организации философии, миссии, кодексе поведения, правилах внутреннего распорядка, различных инструкциях и положениях; ориентируют сотрудников в том, что можно считать допустимым или недопустимым. В-третьих, это внешние атрибуты, определяющие уровень корпоративной культуры: символика, брэнды, фирменный стиль одежды, определенные ритуалы и церемонии и т.п. При этом система культурных взаимодействий может строиться: а) добровольно, б) вынужденно, в) навязываться принудительно. Культура и экономика являются взаимосвязанными: культура как бы создает единый язык, универсальные способы общения в производственной организации, закрепляет формы организационных структур и системы управления, делая их более восприимчивыми к культурным традициям, ментальности и общим «правилам игры» в рыночной экономике. высокого массового потребления, наилучшим образом отвечающего основным человеческим потребностям. Новая корпоративная философия основана на морально-этических ценностях солидарности, самоконтроля и культуре качества. Она порождает новый стиль управления, который приносит удовлетворение и служащим, и обслуживаемым. При этом акцент переносится с производственных процессов на мотивации, стимулы и коммуникации работников: успеха добиваются те организации, философия которых очевидна как их персоналу, так и общественности (потребителям). Поэтому в корпоративной философии должны иметь место: · декларация о миссии — краткое описание целей, стратегий, ценностей, являющихся для корпорации приоритетными; · определение социальной ответственности — значимость деятельности корпорации в социальном аспекте; · приоритет принципов работы над доходами; · политика удержания кадров и раскрытия их профессионального потенциала; · приоритет принципа правды, знания и полной информированности в отношениях с общественностью (внутри и вне) корпорации. На основе корпоративной философии в процессе совместного труда между работниками (персоналом) складываются корпоративные отношения, которые характеризуются единством ценностей, норм, правил, ритуалов поведения и общения. Они предстают как внутри и внеорганизационные отношения управляющих и управляемых по вертикали (субординация, подчинение и т.п.), взаимодействия между работниками по горизонтали (коллеги, различные должности вне команды и т.п.) и взаимоотношения работников с общественностью (общественное мнение). Данные отношения базируются на доктрине «человеческих отношений», Философия организации. Основатель или руководитель свои принципиальные представления о том, какой должна быть организация и как она должна работать, оформляет в виде ее философии. Философия организации – это не что иное, как концентрированное выражение ключевых ценностей, определяющих характер и принципы деятельности предприятия. Так, философия компании «ИМБ», основанной Т.Уотсоном, проста и лаконична [7]. 1. Личность заслуживает уважения; 2. Покупателю самое лучшее обслуживание; 3. Следует непрерывно стремиться к совершенству и высшим показателям. Отношение к этим принципам компании исполнено такого благоговения, что оно непосредственно сказывается на любых начинаниях «ИМБ». Как отмечает Бак Роджерс, бывший вице-президент «ИМБ» по маркетингу: «Думаю, что каждый, кому доведется познакомиться с историей «ИБМ», согласится с тем, что философия Уотсона делает для успеха компании больше, чем ее технологические новшества, искусство маркетинга и финансовые ресурсы». Философия становится жизненной, когда она пронизывает корпорацию сверху донизу и разделяется персоналом на всех уровнях. Тогда она имеет преимущества в эффективности, качестве и конкурентоспособности, так как работники той организации, где принята корпоративная философия: 1. Понимают проблемы корпорации; 2. Чувствуют себя принадлежащими к ней; 3. Уверены, что их личные интересы неразрывно связаны с успехом фирмы и других лиц; 4. Готовы принять более широкую ответственность, помогая преодолевать препятствия; 5. Быстро откликаются на предоставляющиеся возможности. В результате, каждодневной приверженности корпоративной философии, когда она становится частью мировоззрения и культуры всех работников, формируется фирменный стиль, позитивная репутация и имидж корпорации.
Корпоративная культура становится атрибутом современной корпорации, обретает функциональную направленность, которая предопределяет, совпадение ценностей ее и работника, качественное улучшение их совместной жизнедеятельности. Корпоративная культура, обеспечивает: 1. Формирование морально-этических ценностей корпорации, побуждающих потенциал интеллектуальной и духовной энергии человеческих ресурсов на эффективную реализацию ее миссии. 2. Упрочение связей работников с руководством корпорации, чувства общности всех уровней работников вокруг ценностей, норм, традиций и повышение их ответственности за качество деятельности. 3. Организацию работы и распоряжение человеческими ресурсами таким образом, чтобы деятельность корпорации обеспечивала высокую мобильность, обогащение, социальную защиту тех, кто в ней работает. 4. Создание фирменного стиля, направленного на развитие культуры качества, процветание корпорации, стимулирования удовлетворенности трудом работников и повышение социального вклада в общество. 5. Завоевание благожелательного отношения со стороны общественности, находящейся вовне корпорации. Очень многие практики и теоретики, говоря о корпоративной культуре, делают упор на ее внешнюю сторону — на порядки, традиции, на организационную символику. При этом недооценивается тот факт, что носителями корпоративной культуры являются люди, работающие в организации.
Рис.1 Составляющие корпоративной культуры
Ядром корпоративной культуры являются ценности, в большей или меньшей степени, разделяемые всеми членами организации. Ценности могут быть как позитивными, ориентирующими людей на такие образцы поведения, которые поддерживают достижение организационных целей, так и негативными, которые отрицательно влияют на организационную эффективность (табл. 2). Таблица 3. Позитивные и негативные ценности
Система отношений, лежащая в основе корпоративной культуры, — это те важнейшие отношения, которые формируют и определяют поведенческие нормы и рабочее поведение членов организации. Это, например, такие отношения, как отношение руководства к работникам, отношение работников к руководству, отношение персонала к работе, отношение работников к клиентам и т.п. Поведенческой нормы — это те требования (как зафиксированные в документах, так и негласные) к поведению работников, которые воспринимаются ими как некий свод правил, определяющих, каким должно быть "правильное", "должное" поведение членов организации в тех или иных стандартных ситуациях. Например, безоговорочное исполнение приказов и распоряжений руководства, помощь и сотрудничество в командной работе и т.п. Для построения корпоративной культуры, которая поддерживала бы стратегию организационного развития, руководство должно предпринять ряд шагов. Можно выделить следующие основные этапы работы по формированию корпоративной культуры (рис. 2).
Рис. 2 Этапы формирования корпоративной (организационной) культуры
Повышенный интерес деловых кругов и управленческой науки к вопросам корпоративной культуры не случаен и вызван отнюдь не данью моде. Пронизывая все уровни организации, культура влияет как на ее внутреннюю жизнь, так и на положение во внешнем экономическом пространстве. Она может играть решающую роль в мобилизации всех возможностей компании, но может выступать и мощным тормозом на пути к достижению целей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.250 (0.007 с.) |