III. Форма итогового контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Форма итогового контроля.



ЧОУ ВПО АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

И.Р.Абитов

 

 

Психология стресса.

Учебно-методическое пособие

Казань-2011

Рекомендовано к изданию учёным советом

Академии социального образования

 

Рецензенты:

Т.В.Рябова, кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета;

А.Н.Грязнов, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии Академии социального образования

 

 

Абитов И.Р.

Психология стресса: учебно-методическое пособие/ И.Р.Абитов. – Казань, 2011.

 

 

Учебно-методическое пособие «Психология стресса» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030300 «Психология». Дисциплина входит в базовый компонент профессионального цикла дисциплин и является обязательной для изучения.

 

 

I.Введение.

Дисциплина предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Психология» и направлена на ознакомление их с основами психологии семьи.

Основная цель дисциплины «Психология стресса» - ознакомить студентов с понятием стресса, психологическими закономерностями формирования и развития стресса, механизмами совладания со стрессом, а также с методами диагностики механизмов совладания со стрессом.

В рамках курса «Психология стресса» студенты смогут познакомиться с категориями «стресс» и «психологический стресс», с этапами развития стресса, с категориями «механизмы психологической защиты», «копинг-поведение» и «антиципационная состоятельность», с современными методами диагностики механизмов психологической защиты и копинг-поведения, а также освоить навыки диагностики данных феноменов.

Согласно учебному плану на преподавание дисциплины «Психология стресса» отведено 72 часа.

Цель курса

Дать студентам представление о закономерностях и этапах развития стресса, о классификациях типов психологических защит и копинг-стратегий, об антиципационной состоятельности, методах диагностики типов психологических защит, особенностей копинг-поведения и антиципационной состоятельности.

Задачи курса

- дать определение стресса;

- ознакомиться с закономерностями и этапами развития стресса;

- ознакомиться с категорией «механизмы психологической защиты» и классификациями типов психологических защит;

- ознакомиться с категорией «копинг-поведение» (совладающее поведение), основными теориями и классификациями копинг-поведения;

- ознакомиться с категорией «антиципационная состоятельность»;

- ознакомиться с методами диагностики типов психологических защит, особенностей копинг-поведения и антиципационной состоятельности.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Настоящий курс развивает содержание таких дисциплин, как «Социальная психология», «Психология личности», «Консультативная психология», «Клиническая психология» и др.

Требования к уровню освоения содержания курса

Выпускник обязан:

- знать определение «стресса» и «психологического стресса», закономерности и этапы развития стресса;

- знать основные классификации типов психологических защит;

- знать основные теории и классификации копинг-поведения;

- знать основные методы диагностики типов психологических защит, особенностей копинг-поведения и антиципационной состоятельности;

 

II.Объём дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Объем часов по формам обучения
очная форма заочная форма
Всего часов    
Лекции    
Практические и семинарские занятия   -
Самостоятельная работа    
Форма итогового контроля зачёт зачёт

IV. Рабочая программа.

Тема 1. Понятие стресса.

Понятия стресса и психологического стресса. Закономерности и этапы развития стресса. Факторы, влияющие на развитие патологического стресса.

Тема 3. Копинг-поведение.

Понятие копинг-поведения, копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Теория когнитивной оценки Р.Лазаруса и С.Фолкман. Опросник «Копинг-стратегии» (Р.Лазарус, С.Фолкман, адаптация Т.Л.Крюковой) (WCQ). Многоосевая модель «поведения преодоления» С.Хобфолла. Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С.Хобфолл, адаптация Н.Водопьяновой и Е.Старченковой) (SACS) Теория проактивного преодоления Аспинвалла, Шварцера и Грингаласса. Опросник «Проактивное совладающее поведение» (PCI) (Аспинвалл, Шварцер и Тауберт, адаптация Е.Старченковой). Исследования совладающего поведения в клинической психологии.

Очная форма обучения

 

Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия (час) в том числе Самостоятельная работа в часах
лекции семинары
1. Понятие стресса        
2. Механизмы психологической защиты        
3. Копинг-поведение (совладающее поведение)        
4. Антиципационная состоятельность        
Итого          

Заочная форма обучения

Наименование тем   Лекции   Самостоятельная работа в часах
1. Понятие стресса    
2. Механизмы психологической защиты    
3. Копинг-поведение (совладающее поведение)    
4. Антиципационная состоятельность    
Итого      

 

VI. Краткий курс лекций.

Тема 1. Понятие стресса.

Начало созданию концепции стресса положил Г.Селье в 1936 г. в эксперименте случайно обнаруживший, что самые разные факторы: холод, жара, рентгеновчкие лучи, инъекция адреналина, инсулина, боль – вызывают одинаковый ответ организма (увеличение активности коркового слоя надпочечников, уменьшение вилочковой железы и лимфатических желёз, точечные кровоизлияния в слизистой оболочке желудка и кишечника). В результате этот феномен был назван «общим адаптационным синдромом».

В последствии Г.Селье даст определение стресса, как неспецифической реакции организма в ответ на изменение среды. Он выделил 3 стадии стресса: 1) стадию тревоги (аларм-стадия); 2) стадию резистентности и 3) стадию истощения. Стадия тревоги состоит из 2 фаз: шока и противошока. Сначала происходит снижение физиологических и биохимических параметров, одновременно включаются защитные гормональные механизмы: надпочечники обильно выделяют адреналин, гипофиз выбрасывает адренокортикотропный и тиреотропный гормоны. Затем усиливается выработка и поступление в кровь гормонов коры надпочечников. На первой стадии сопротивляемость организма снижается и, если воздействие раздражителя чрезмерно (выходит за пределы компенсаторных возможностей организма), наступает смерть. На второй стадии человек адаптируется к воздействию стрессора, ресурсы расходуются экономно. На стадии резистентности функциональные возможности организма повышаются (организм при физической нагрузке может противостоять целому ряду инфекций). После длительного воздействия сильного раздражителя возможности организма исчерпываются, вновь появляются признаки тревоги уже необратимые – наступает стадия истощения. Г.селье выдвинул гипотезу о том, что старение – это итог всех стрессов. Перенесённых организмом (старость соответствует стадии истощения). Накопление необратимых химических изменений в тканях под действием стрессов обусловливает старение.

Р.Лазарус разделил стресс на физиологический (вегетативный, первосигнальный) и психологический (эмоциональный, второсигнальный). Эмоциональный стресс – состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его потребностей. В.А. Бодров рассматривает психологический стресс как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из её ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реагировании на стресс.

Компоненты психологического стресса:

1. эмоциональная напряжённость, выражается физиологически в эндокринных изменениях;

2. тревога, беспокойство, ощущение угрозы (Ф.Б. Березин выделяет следующие стадии формирования тревоги: а) ощущение внутренней напряжённости – тягостный внутренний дискомфорт; б) гиперстезические реакции – повышенная чувствительность, раздражительность; в) собственно тревога – ощущение неопределённой угрозы с невозможностью определить её характер и время возникновения; г) страх – имеет объект; д) ощущение неотвратимости катастрофы; е) тревожно-боязливое возбуждение – максимум психической дезорганизации, отсутствие способности к целенаправленной деятельности);

3. мотивационный компонент – мобилизация сил или капитуляция;

4. поведенческий компонент – изменение активности, темпов деятельности, появление «зажатости» в движениях.

Условия, при которых стресс становится вредоносным:

1. чрезмерное по силе или продолжительности воздействие стрессогенного фактора;

2. недостаточность ресурсов, попадание в «слабую точку».

О.Миншин выделяет 3 типа личности в соответствии с реагированием на стрессовую ситуацию:

1. «распадается» на физическом уровне (от переутомления погружается в сон, впадает в оцепенение);

2. «ломается» на психологическом уровне (теряет волю, способность принимать решения);

3. «распадается» на социально-психологическом уровне (изменяет своим принципам и ценностям).

К развитию вредоносного (патологического) стресса располагают: эмоциональная неустойчивость (нейротизм), эгоцентризм, слабость волевой регуляции и самоконтроля, замкнутость, сосредоточенность на внутренних переживаниях (интровертированность), внешний локус контроля, высокая тревожность, неадекватно завышенная и заниженная самооценка.

Ещё одним важным качеством является выносливость (hardiness), включающая комплексную систему систему убеждений по поводу самого себя и окружающего мира, которая поддерживает человека в стрессовых событиях. В неё входят: принятие обязательств (тенденция полностью отдаваться делу, связано со смысловой и целевой ориентацией); контроль (тенденция думать и поступать так, будто можешь влиять на ситуацию); способность принять вызов (основано на убеждённости в том, что изменения – это часть жизни и в них содержится возможность роста). Другими личностными факторами стрессоустойчивости являются: экстравертированность, ассертивность, эмоциональная устойчивость, внутренний локус контроля, завышенная самооценку, оптимизм, наличие цели в жизни.

 

 

Таблица соответствия эмоций, механизмов психологической защиты и личностных диспозиций

Эмоция Механизм психологической защиты Личностная диспозиция
принятие отрицание истерическая
отвержение проекция параноидальная
страх вытеснение пассивная
гнев замещение агрессивная
удивление регрессия психопатическая
ожидание рационализация (интеллектуализация) обсессивная
печаль компенсация депрессивная
радость реактивные образования (гиперкомпенсация) маниакальная

 

По мнению Р.Плутчика, одним из основных факторов образования пси­хологических защит являются "экзистенциальные кризисы" ("универсальные проблемы адаптации"). Конфликт эмоций, связанный с решением проблем дан­ных кризисов, - это то противоречие, которое разрешается благодаря механиз­мам психологической защиты. Р.Плутчик выделил четыре основные "универ­сальные проблемы адаптации": проблемы иерархии, территориальности, иден­тичности и временности.

Первый экзистенциальный кризис. Проблемы иерархии возникают в связи с многоуровневым строением социума, в котором один его член имеет большие права, привилегии и возможности для удовлетворения своих потребностей по сравнению с другим. Иерархия основана на изначальном неравенстве участников социальной структуры (половом, возрастном, классовом и др.). Именно неравенство порождает такие базисные эмоции, как гнев (стремление разрушить существующую иерархию) и страх (избегание бунта против уже имеющейся социальной структуры), для сдерживания которых предназначены защитные механизмы замещения и вытеснения.

Второй экзистенциальный кризис обуславливается проблемой террито­риальности. У каждого индивида имеется представление о территории, которая ему принадлежит, что выражается в чувстве собственности, коммуникативной дистанции и т.п. Когда индивид познает окружающую среду, он начинает опре­деленным образом ее контролировать, обозначать границы и блюсти их. По­этому в качестве базисных эмоций, выражающих кризис территориальности, можно определить ожидание (контроль территории) и удивление (потеря кон­троля). Для сдерживания эмоции предвидения возникает защитный механизм рационализации, стремление объяснять возможные неудачи. Полярная эмоция - удивление - сдерживается регрессией, обращением к онтогенетически более ранним формам поведения, вызывающим жалость противника.

Третий экзистенциальный кризис связан с решением проблем идентично­сти. Любой индивид стремится быть частью какой-либо общности, принадле­жать к числу ее участников. Это необходимо для удовлетворения потребностей в безопасности, признании, физиологических потребностей. Можно сказать, что групповое объединение является основой выживания биологического вида и отдельного индивида. При этом индивид должен уметь распознавать тех, с кем он может контактировать, т.е. тех, кто принадлежит к его группе, и прини­мать их, а непринадлежащих - отвергать. Очевидно, что здесь базисными эмо­циями для решения данного кризиса выступают принятие и отвержение. Проявления этой пары эмоций контролируются защитными механизмами отрица­ния и проекции.

Четвертый экзистенциальный кризис, по мнению Р.Плутчика, составля­ет временность. Жизнь любого индивида ограничена двумя временными рам­ками: рождением и смертью. Уход, смерть одного существа означает неизбеж­ность потери и отдаления для тех, кто живет, что, естественно, вызывает по­требность социального решения проблемы утраты. Одно из возможных реше­ний этой проблемы - это развитие печали, дистрессовых сигналов, исходящих от индивида, испытывающего потерю. Функция этой эмоции заключается в прямом или косвенном призыве на помощь для того, чтобы добиться реинте­грации индивида стем, кого он потерял, или его заменителем. Для сдерживания депрессивных дистрессовых состояний формируется защитный механизм ком­пенсации. Противоположной эмоциональной реакцией на кризис оказывается радость, выражающая воссоединение и удовлетворение. Однако обществом часто порицается открытое выражение данной эмоции, и для ее контроля воз­никает защитный механизм гиперкомпенсации.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Психологическая защита – система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я.

Система психоло­гической защиты характеризуется следующими свойствами:

1. Функционирует бессознательно, не поддается контролю.

2. Срабатывает непосредственно сразу после стрессового события.

3. Временно снижает уровень тревоги, позволяя что-то предпринять.

4. Формируется на ранних этапах онтогенеза (в раннем детстве).

5. Практически не поддается коррекции у взрослого человека.

Кроме психологической защиты, в систему стабилизации личности входят: прогностическая компетент­ность, позволяющая личности не попадать или предвидеть стрессовые ситуации, и совладающее (копинг) поведение, представляющее собой целенаправленную сознательную активность по преобразова­нию ситуации.

К основным механизмам психологической защиты относятся:

1. Шкала А. ОТРИЦАНИЕ. Диапазон оптимальных значений 3-7.

Игнорирование потенциально тревожной, неприятной информации за счет временного отвлече­ния внимания. Защита работает по принципу «все плохое - не для меня», «это не Я». Отрицание позво­ляет поддерживать самооценку на высоком уровне, поскольку в сознание поступает только позитивная информация, которую человек хочет видеть или слышать.

2. Шкала В. ВЫТЕСНЕНИЕ. Диапазон оптимальных значений 2-7.

Забывание, активное «выключение» из сознания тревожной, неприятной информации, истинного мотива, причины поведения. Истинный мотив поведения заменяется ложным. Например, страх смерти может «заменяться» в сознании каким-либо другим страхом (темноты, болезней, потери близких). Люди с высоким вытеснением, как правило, плохо помнят свое детство и склонны «забывать» те поручения или дела, которые они не хотят выполнять.

3. Шкала С. РЕГРЕССИЯ. Диапазон оптимальных значений 3-7.

Возвращение к более ранним, детским (инфантильным) формам поведения. К проявлениям рег­рессии относятся: плаксивость, раздражительность, импульсивность, обидчивость, привычки и дейст­вия, связанные с оральной зоной (ртом) - курение, тяга к алкоголю, изменения пищевого поведения в периоды стресса (снижение либо возрастание аппетита, обжорство), изысканность в еде (гурманство). Регрессивные проявления можно заметить у любого человека, когда он устал, эмоционально истощен, голоден, когда предъявляемая нагрузка слишком велика, в ситуациях острого или хронического стресса. Регрессия относится к наиболее ранним формам защиты: она возникает одной из первых в онтогенезе уже в младенческом возрасте и разрушается последней из всех защит. «Это последний забор, охраняю­щий психологическую стабильность человека». В своих крайних проявлениях регрессия может прояв­ляться в виде соматических заболеваний (частых ОРЗ, расстройств ЖКТ, по некоторым исследованиям онкологические больные имеют инфантильные черты характера и поведения на момент возникновения заболевания).

4. Шкала D. КОМПЕНСАЦИЯ. Диапазон оптимальных значений 2-5.

Неосознаваемое восполнение дефицита в одной области душевного дискомфорта повышенной, часто чрезмерной активностью в другой области. Как правило, зона компенсации противоположна так называемой зоне дефекта. Например, обладая непривлекательной внешностью и страдая от этого, чело­век достигает больших успехов в интеллектуальной сфере, либо наоборот, не отличаясь умом, человек особо пристрастно относится к своему внешнему виду - одежде, прическе, фигуре и т.д. В отличие от компенсации, гиперкомпенсаторное поведение располагается в области, совпадающей с областью де­фекта. Так, в случае внешней «некрасивости» человек может выбрать карьеру топ-модели, а в случае плохого физического здоровья - заняться спортом или военным делом. Компенсаторные функции в на­шей жизни часто выполняют хобби, профессиональная деятельность, одежда, стремление к высоким до­ходам и модным аксессуарам (дорогие мобильные телефоны, «крутые» автомобили и т.п.), позволяя че­ловеку «быть на высоте» и не так сильно страдать от чувства собственной неполноценности.

5. Шкала Е. ПРОЕКЦИЯ. Диапазон оптимальных значений 4-8.

Неосознаваемый перенос собственных неприемлемых или неприятных чувств, мотивов, желаний на другого человека - приписывание другим людям собственных побуждений, в которых сам себе чело­век признаться не может или не хочет. Как правило, проективных характер имеет следующее поведение: обвинение других в агрессии, злонамеренности, сексуальной распущенности, нечестности, тупости, не­состоятельности и т.п. По механизму проекции устроено наше восприятие художественных произведе­ний, книг, фильмов, мультфильмов, сказок. Те герои, которые нам симпатичны, как правило обладают привлекательными и ценными для нас чертами, а «отрицательным» героям приписываются черты и по­ведение, которые мы осуждаем. Хороший пример - мультфильм «Том и Джерри», который очень любят дети и ненавидят взрослые, поскольку его основной сюжет - безнаказанное и ничем неограниченное проявление агрессии ребенка ко взрослой, родительской фигуре. Высокая проекция сильно искажает восприятие нами другого человека. О проекции хорошо сказал Ф. Перлз: «Мы сидим в комнате, стенами которой являются зеркала и думаем, что смотрим наружу». Именно положительные проекции преобла­дают в том момент когда человек влюбился, и именно они разрушаются, когда мы понимаем, что наш возлюбленный вовсе не тот человек, которого мы так сильно надеялись увидеть.

6. Шкала F. ЗАМЕЩЕНИЕ. Диапазон оптимальных значений 3-6.

Неосознаваемое смещение труднопереносимого переживания, эмоции на другой, более доступ­ный и менее угрожающий объект, переадресация чувства другому человеку, животному, предмету. За­мещаться могут не только негативные чувства (например, разозлившись на кого-то, стукнуть дверью или накричать на близких), но и позитивные переживания, которые по каким-то причинам нельзя сейчас предъявить реальному человеку. Самым доступным и безопасным объектом чаще всего оказываемся мы сами, поэтому многие эмоции, вызванные другими людьми, человек предъявляет себе: замещающими агрессию и раздражение симптомами являются расчесывание, выдергивание волос; а замещение недос­татка любви проявляется в виде покачивания корпуса, поглаживания себя по голове или рукам, переби-рание волос. Ярким примером симптома, построенного по механизму замещения, является псориаз, объ­единяя в действии расчесывания дефицит любви и одновременно злость к тем людям, которые ее «не давали». По механизму замещения образована суицидальная активность: ненавижу весь мир, но при этом убиваю себя.

7. Шкала G. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ. Диапазон оптимальных значений 4-8.

Замена реального переживания или побуждения, которое некомфортно осознавать в данный мо­мент, его вербальным, «словесным», рациональным эквивалентом. Так, человек с высокой интеллектуа­лизацией может много говорить о чувствах, при этом не испытывая их. Такие люди часто выглядят внешне очень спокойными, «непробиваемыми», невозмутимыми, которых трудно вывести из себя. Они часто подменяют свои реальные чувства разговором о них, избегая собственно процесса переживания горя, любви, злости, обиды и т.д. А свои действия - разговорам о планах; например, старый холостяк предоставит очень стройное и логически верное объяснение того, почему он до сих пор не женился, но действительной причиной такого положения дел будет являться страх вступать в близкие отношения с другим человеком и переживание собственной неполноценности по этому поводу.

8. Шкала Н. РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Диапазон оптимальных значений 2-5.

Это убеждения, действия, ритуалы, правила «хорошего» поведения, возникающие как реакция (ответное действие) на ту или иную область душевного дискомфорта. Таким образом, человек путем оп­ределенных предписаний или действий избегает столкновения с собственной тревогой. На житейском языке реактивные образования называются «бзиками» или «пунктиками». Самые распространенные из них - это правила и действия, связанные с чистоплотностью, парфюмерные пристрастия, чрезмерная любовь к порядку и т.п. Например, любимым делом взрослой женщины, пережившей в детстве сексу­альные домогательства отца, может стать мытье полов в доме, как проявление оставшегося желания «отмыть основу отношений». По реактивному механизму часто образовано желание сделать ремонт в квартире, маскирующее неудовлетворенность и потребность изменить отношения с партнером в луч­шую сторону.

Тема 3. Копинг-поведение.

Впервые термин «coping» был использован Л.Мерфи в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. Копинг при этом понимается, как стремление индивида решить определенную проблему, которое, с одной стороны, следует понимать как врожденную манеру поведения, а с другой – приобретенную, дифференцированную форму поведения (владения собой, сдержанность, склонность к чему-либо). “To cope” переводится с английского как «преодолевать», «перерабатывать нагрузки».

В последующем понимание копинг-механизмов было связано с исследованиями психологического стресса. Р.С.Лазарус (1966, 1984) определял копинг (совладание) продолжающиеся усилия личности, отражающиеся в мыслях и действиях и направленные на разрешение специфических требований среды, оцениваемых в качестве чрезмерных или подавляющих.

J. Coyne определяет копинг, как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Копинг-поведение – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к более или менее успешной адаптации.

Л.И.Вассерман (2000), рассматривая основные подходы в исследовании копинг-поведения, выделяет три подхода к пониманию его определения.

Первый подход характерен для психоаналитической школы. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, в своей основе направленные на продуктивную адаптацию личности в затруднительных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение моральных, социальных и мотивационных структур личности для совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы, включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Защитные механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальности. Копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессов, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем (N.Haan, 1977).

Второй подход – определяет копинг как качества личности, которые предполагают использование относительно постоянных вариантов ответа на стрессовые ситуации (R.H.Moos, 1984).

Третий подход – копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации. R.S.Lazarus, S.Folkman (1984) обозначили психологическое преодоление, как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Авторы выделили активное и пассивное копинг-поведение.

Активная форма копинг-поведения (активное преодоление) является целенаправленным устранением или изменением влияния стрессовой ситуации, ослаблением стрессовой связи личности с окружающей средой.

Пассивное копинг-поведение (пассивное преодоление) – интрапсихические способы совладания со стрессом, с использованием различных техник психологической защиты, которые направлены на редукцию эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

Р.Лазарус рассматривает психологическую защиту как пассивное копинг-поведение. Автор выделяет параметры дифференциации между защитными механизмами и механизмами совладания:

1. Временная направленность. Защита, как правило, пытается раз­решить ситуацию «сейчас», не связывая эту актуальную ситуацию с буду­щими ситуациями. В этом смысле психологическая защита обслуживает актуальный психологический комфорт.

2. Инструментальная направленность. Защита «думает» только о себе, если она и учитывает интересы окружения, то только для того, чтобы они, в свою очередь, обслужили ее интересы.

3. Функционально-целевая значимость. Имеют ли механизмы регу­ляции функцию восстановления нарушенных отношений между окруже­нием и личностью (механизмы совладания) или скорее функцию только регуляции эмоциональных состояний (защитные механизмы).

4. Модальность регуляции. Имеют ли место поиск информации, не­посредственные действия, рефлексия (характерно скорее для совлада­ния) или подавление, уход и т. д.

Различия междумеханизмами психологической защиты и копинг-стратегиями.

Параметр сравнения Копинг-стратегии Защитные механизмы
Цель Достижение адаптации к изменяющимся условиям Сохранение комфортного состояния, снижение эмоционального напряжения
Характер приспособления Активное приспособление Пассивное приспособление
Степень осознанности Сознательное изменение ситуации Бессознательное реагирование на угрозу
Основные виды Поведенческие Когнитивные Эмоциональные Примитивные Высшие
Коррекция феномена Возможность обучения совладанию, т.е. применению осознанных стратегий за счет овладения определенной последовательностью действий Осознание бессознательных защитных механизмов, что снижает степень их активизации

Ричард Лазарус и Сюзан Фолкман сохдали теорию «когнитивной оценки». Они выделяют первичную и вторичную когнитивную оценку.

1) Первичная оценка связана с оценкой ситуации. Она может быть:

- безразличной;

- слегка позитивной

- стрессовой: а) вред-потеря (потеря уже произошла),

б) угроза (потенциальная потеря),

в) потенциальный рост.

2) Вторичная оценка – что можно предпринять в данной ситуации, какие для этого есть ресурсы. Принятие решения об использовании копинг стратегий. Р.Лазарус и С.Фолькман (1980) выделяют два основных типа копинга:

· копинг сфокусированный на проблеме;

· копинг сфокусированной на эмоциях.

Структура копинг процесса:

 

Восприятие ситуации – её оценка – копинг-действия – новая оценка ситуации

 

Копинговые действия могут быть: ситуационно-ориентированными (активное влияние на ситуацию; уклонение/уход; пассивность); репрезентативно-ориентированными (поиск информа­ции; «подавление» информации); оценочно-ориентированными (из­менение намерений/целей; переоценка ситуации) (В.А.Абабков, М.Перре, 2004).

 

Шкала SACS

Инструкция. «Вам предлагаются 54 утверждения относительно поведения в напряженных (стрессовых) ситуациях. Оцените, пожалуйста, как вы обычно поступаете в данных случаях.

Для этого на листе ответов поставьте цифру от 1 до 5, которая наиболее соответствует вашим действиям. Если утверждение полностью описывает ваши действия или переживания, то рядом с номером вопроса поставьте 5 (ответ – да, совершенно верно). Если утверждение совсем не подходит к вам, тогда поставьте 1 (ответ – нет, это совсем не так)».

1 - нет, это совсем не так

2 - скорее нет, чем да

3 - затрудняюсь ответить

4 - скорее да, чем нет

5 - да, совершенно верно

 

1. В любых сложных ситуациях вы не сдаетесь.

2. Объединяетесь с другими людьми, чтобы вместе разрешить ситуацию.

3. Советуетесь с друзьями или близкими о том, что бы они сделали, оказавшись в вашем положении,

4. Вы всегда очень тщательно взвешиваете возможные варианты решений (лучше быть осторожным, чем подвергать себя риску).

5. Вы полагаетесь на свою интуицию.

6. Как правило, вы откладываете решение возникшей проблемы в надежде, что она разрешится сама.

7. Стараетесь держать все под контролем, хотя и не показываете этого другим.

8. Вы полагаете, что иногда необходимо действовать столь быстро и решительно, чтобы застать других врасплох.

9. Решая неприятные проблемы, выходите из себя и можете «наломать немало дров».

10. Когда кто-либо из близких поступает с вами несправедливо, Вы пытаетесь вести себя так, чтобы они не почувствовали, что вы расстроены или обижены,

11. Стараетесь помочь другим при решении ваших общих проблем.

12. Не стесняетесь при необходимости обращаться к другим людям за помощью или поддержкой.

13. Без необходимости не «выкладываетесь» полностью, предпочитая экономить свои силы.

14. Вы часто удивляетесь, что наиболее правильным является то решение, которое первым пришло в голову.

15. Иногда предпочитаете заняться чем угодно, лишь бы забыть о неприятном деле, которое нужно делать.

16. Для достижения своих целей вам часто приходится «подыгрывать» другим или подстраиваться под других людей (несколько «кривить душой»),

17. В определенных ситуациях вы ставите свои личные интересы превыше всего, даже если это пойдет во вред другим.

18. Как правило, препятствия для решения ваших проблем или достижения желаемого сильно выводят вас из себя, можно сказать, что они просто бесят вас.

19. Вы считаете, что в сложной ситуации лучше действовать самому, чем ждать, когда ее будут решать другие.

20. Находясь в трудной ситуации, вы раздумываете о том, как поступили бы в этом случае другие люди.

21. В трудные минуты для вас очень важна эмоциональная поддержка близких людей.

22. Считаете, что во всех случаях лучше «семь и более раз отмерить, прежде чем отрезать».

23. Вы часто проигрываете из-за того, что не полагаетесь на свои предчувствия.

24. Вы не тратите свою энергию на разрешение того, что, возможно, само по себе рассеется.

25. Позволяете другим людям думать, что они могут повлиять на вас, но на самом деле вы - крепкий орешек и никому не позволяете манипулировать собой.

26. Считаете, что полезно демонстрировать свою власть и превосходство для укрепления собственного авторитета.

27. Вас можно назвать вспыльчивым человеком.

28. Вам бывает достаточно трудно ответить отказом на чьи-либо требования или просьбы.

29. Вы полагаете, что в критических ситуациях лучше действовать сообща с другими.

30. Вы считаете, что на душе может стать легче, если поделиться с другими своими переживаниями.

31. Ничего не принимаете на веру, так как полагаете, что в любой ситуации могут быть «подводные камни».

32. Ваша интуиция вас никогда не подводит.

33. В конфликтной ситуации убеждаете себя и других, что проблема «не стоит и выеденного яйца».

34. Иногда вам приходится немного манипулировать людьми (решать свои проблемы, невзирая на интересы других).

35. Бывает очень выгодно поставить другого человека в неловкое и зависимое положение.

36. Вы считаете, что лучше решительно и быстро дать отпор тем, кто не согласен с вашим мнением, чем «тянуть кота за хвост».

37. Вы легко и спокойно можете защитить себя от несправедливых действий со стороны других, в случае необходимости сказать «нет» в ситуации эмоционального давления.

38. Вы считаете, что общение с другими людьми обогатит ваш жизненный опыт.

39. Вы полагаете, что поддержка других людей очень помогает Вам в трудных ситуациях.

40. В трудных ситуациях вы долго готовитесь и предпочитаете сначала успокоиться, а потом уже действовать.

41. В сложных ситуациях лучше следовать первому импульсу, чем долго взвешивать возможные варианты.

42. По возможности избегаете решительных действий, требующих большой напряженности и ответственно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.208.25.215 (0.135 с.)