Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индекс жизненного стиля (LSI)

Поиск

 

Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек ОБЫЧНО испытывает, или действия, которые он ОБЫЧНО совершает. Если утверждение Вам не соответствует, поставьте знак "х" в разделе, обозначенном "Нет". Если утверждение Вам соответствует, поставьте знак "х" в разделе "Да", в месте обозначенном круглыми скобками.

 

1. Я очень легкий человек и со мной легко ужиться.

2. Когда я хочу чего-нибудь, я никак не могу дождаться, когда это получу.

3. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить.

4. Люди не считают меня эмоциональным человеком.

5. Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания.

6. Я редко помню свои сны.

7. Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют.

8. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком.

9. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются.

10. В мечтах я всегда в центре внимания.

11. Я человек, который никогда не плачет.

12. Необходимость пользоваться общественным туалетом, заставляет меня совершать над собой усилие.

13. Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора.

14. Меня легко вывести из себя.

15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толкнуть его в ответ.

16. Многое во мне людей восхищает.

17. Я полагаю, что лучше хорошенько обдумать что-нибудь до конца, чем приходить в ярость.

18. Я много болею.

19. У меня плохая память на лица.

20. Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве.

21. Когда я слышу сальности, я очень смущаюсь.

22. Я всегда вижу светлую сторону вещей.

23. Я ненавижу злобных людей.

24. Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне.

25. Я с трудом запоминаю имена.

26. У меня склонность к излишней импульсивности.

27. Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение.

28. Я свободен от предрассудков.

29. Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной привлекательности.

30. Когда я собираюсь в поездку, я планирую каждую деталь заранее.

31. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир.

32. Порнография отвратительна.

33. Когда я чем-нибудь расстроен, я много ем.

34. Люди мне никогда не надоедают.

35. Многое из своего детства я не могу вспомнить.

36. Когда я собираюсь в отпуск, я обычно беру с собой работу.

37. В своих фантазиях я совершаю великие поступки.

38. В большинстве своем люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны.

39. Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому вызывает у меня отвращение.

40. Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю это ему, а стремлюсь выразить свое недовольство кому-нибудь другому.

41. Я полагаю, что люди обведут вас вокруг пальца, если вы не будете осторожны.

42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях.

43. Я никогда не волнуюсь, когда читаю или слышу о какой-либо трагедии.

44. В споре я обычно более логичен, чем другой человек.

45. Мне совершенно необходимо слышать комплименты.

46. Беспорядочность отвратительна.

47. Когда я веду машину, у меня иногда появляется сильное желание толкнуть другую машину.

48. Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь.

49. Когда я вижу кого-нибудь в крови, это меня почти не беспокоит.

50. У меня портится настроение, и я раздражаюсь, когда на меня не обращают внимание.

51. Люди говорят мне, что я всему верю.

52. Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки.

53. Мне очень трудно пользоваться неприличными словами.

54. Мне кажется, я много спорю с людьми.

55. Меня отталкивает от людей то, что они неискренни.

56. Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всем.

57. Я знаю, что мои моральные стандарты выше, чем у большинства других людей.

58. Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать.

59. Мне кажется, что я не могу выражать свои эмоции.

60. Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость.

61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы.

62. Я очень редко испытываю чувства привязанности.

63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.

64. Я многое коллекционирую.

65. Я работаю более упорно, чем большинство людей, для того, чтобы добиться результатов в области, которая меня интересует.

66. Звуки детского плача не беспокоят меня.

67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг.

68. Я всегда оптимистичен.

69. Я много лгу.

70. Я больше привязан к самому процессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг нее.

71. В основном люди несносны.

72. Я бы ни за что не пошел на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен.

73. Меня раздражает то, что людям нельзя доверять.

74. Я буду делать все, чтобы произвести хорошее впечатление.

75. Я не понимаю некоторых своих поступков.

76. Я через силу смотрю кинокартины, в которых много насилия.

77. Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем большинство людей думают.

78. Когда у меня неудача, я не могу сдержать плохого настроения.

79. То, как люди одеваются сейчас на пляже - неприлично.

80. Я не позволяю своим эмоциям захватывать меня.

81. Я всегда планирую наихудшее, с тем, чтобы не быть застигнутым врасплох.

82. Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы оказаться в моем положении.

83. Как-то я был так сердит, что сильно саданул по чему-то и случайно поранил себя.

84. Я испытываю отвращение, когда сталкиваюсь с людьми низкого морального уровня.

85. Я почти ничего не помню о своих первых годах в школе.

86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок.

87. Я предпочитаю больше говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.

88. Мне кажется, что я не могу закончить ничего из того, что начал.

89. Когда я слышу о жестокостях, это не трогает меня.

90. В моей семье почти никогда не противоречат друг другу.

91. Я много кричу на людей.

92. Ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперед.

93. Когда я расстроен, я часто напиваюсь.

94. Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей.

95. Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю более чем обычно.

96. Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут, для того, чтобы добиться успеха.

97. Я говорю много неприличных слов.

 

Регистрационный бланк к методике ИЖС

Ф.И.О. ________________________________________________ ВОЗРАСТ_______________

Пол _______ Число ________________

 

Нет Да Нет Да
А В С Д Е F G H А В С Д Е F G H
    ()                       ()          
        ()               ()              
          ()                   ()        
                ()                     ()
                  ()               ()    
      ()                         ()      
            ()                       ()  
              ()                       ()
            ()               ()          
          ()               ()            
      ()                           ()    
                  ()     ()              
                ()                   ()  
        ()                       ()      
              ()               ()        
    ()                         ()        
                ()         ()            
        ()                         ()    
      ()                 ()              
              ()             ()          
                  ()                 ()  
    ()                           ()      
            ()                         ()
          ()                     ()      
      ()                       ()        
        ()                 ()            
            ()                     ()    
    ()                   ()              
          ()                 ()          
                ()                     ()
              ()                     ()  
                  ()                 ()  
        ()               ()              
    ()                             ()    
      ()                         ()      
                ()         ()            
          ()                 ()          
            ()                       ()  
                  ()         ()          
              ()           ()            
            ()           ()              
    ()                             ()    
      ()                         ()      
                ()           ()          
          ()             ()              
                  ()         ()          
              ()                 ()      
        ()                         ()    
      ()                              

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Психологическая защита – система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я.

Система психоло­гической защиты характеризуется следующими свойствами:

1. Функционирует бессознательно, не поддается контролю.

2. Срабатывает непосредственно сразу после стрессового события.

3. Временно снижает уровень тревоги, позволяя что-то предпринять.

4. Формируется на ранних этапах онтогенеза (в раннем детстве).

5. Практически не поддается коррекции у взрослого человека.

Кроме психологической защиты, в систему стабилизации личности входят: прогностическая компетент­ность, позволяющая личности не попадать или предвидеть стрессовые ситуации, и совладающее (копинг) поведение, представляющее собой целенаправленную сознательную активность по преобразова­нию ситуации.

К основным механизмам психологической защиты относятся:

1. Шкала А. ОТРИЦАНИЕ. Диапазон оптимальных значений 3-7.

Игнорирование потенциально тревожной, неприятной информации за счет временного отвлече­ния внимания. Защита работает по принципу «все плохое - не для меня», «это не Я». Отрицание позво­ляет поддерживать самооценку на высоком уровне, поскольку в сознание поступает только позитивная информация, которую человек хочет видеть или слышать.

2. Шкала В. ВЫТЕСНЕНИЕ. Диапазон оптимальных значений 2-7.

Забывание, активное «выключение» из сознания тревожной, неприятной информации, истинного мотива, причины поведения. Истинный мотив поведения заменяется ложным. Например, страх смерти может «заменяться» в сознании каким-либо другим страхом (темноты, болезней, потери близких). Люди с высоким вытеснением, как правило, плохо помнят свое детство и склонны «забывать» те поручения или дела, которые они не хотят выполнять.

3. Шкала С. РЕГРЕССИЯ. Диапазон оптимальных значений 3-7.

Возвращение к более ранним, детским (инфантильным) формам поведения. К проявлениям рег­рессии относятся: плаксивость, раздражительность, импульсивность, обидчивость, привычки и дейст­вия, связанные с оральной зоной (ртом) - курение, тяга к алкоголю, изменения пищевого поведения в периоды стресса (снижение либо возрастание аппетита, обжорство), изысканность в еде (гурманство). Регрессивные проявления можно заметить у любого человека, когда он устал, эмоционально истощен, голоден, когда предъявляемая нагрузка слишком велика, в ситуациях острого или хронического стресса. Регрессия относится к наиболее ранним формам защиты: она возникает одной из первых в онтогенезе уже в младенческом возрасте и разрушается последней из всех защит. «Это последний забор, охраняю­щий психологическую стабильность человека». В своих крайних проявлениях регрессия может прояв­ляться в виде соматических заболеваний (частых ОРЗ, расстройств ЖКТ, по некоторым исследованиям онкологические больные имеют инфантильные черты характера и поведения на момент возникновения заболевания).

4. Шкала D. КОМПЕНСАЦИЯ. Диапазон оптимальных значений 2-5.

Неосознаваемое восполнение дефицита в одной области душевного дискомфорта повышенной, часто чрезмерной активностью в другой области. Как правило, зона компенсации противоположна так называемой зоне дефекта. Например, обладая непривлекательной внешностью и страдая от этого, чело­век достигает больших успехов в интеллектуальной сфере, либо наоборот, не отличаясь умом, человек особо пристрастно относится к своему внешнему виду - одежде, прическе, фигуре и т.д. В отличие от компенсации, гиперкомпенсаторное поведение располагается в области, совпадающей с областью де­фекта. Так, в случае внешней «некрасивости» человек может выбрать карьеру топ-модели, а в случае плохого физического здоровья - заняться спортом или военным делом. Компенсаторные функции в на­шей жизни часто выполняют хобби, профессиональная деятельность, одежда, стремление к высоким до­ходам и модным аксессуарам (дорогие мобильные телефоны, «крутые» автомобили и т.п.), позволяя че­ловеку «быть на высоте» и не так сильно страдать от чувства собственной неполноценности.

5. Шкала Е. ПРОЕКЦИЯ. Диапазон оптимальных значений 4-8.

Неосознаваемый перенос собственных неприемлемых или неприятных чувств, мотивов, желаний на другого человека - приписывание другим людям собственных побуждений, в которых сам себе чело­век признаться не может или не хочет. Как правило, проективных характер имеет следующее поведение: обвинение других в агрессии, злонамеренности, сексуальной распущенности, нечестности, тупости, не­состоятельности и т.п. По механизму проекции устроено наше восприятие художественных произведе­ний, книг, фильмов, мультфильмов, сказок. Те герои, которые нам симпатичны, как правило обладают привлекательными и ценными для нас чертами, а «отрицательным» героям приписываются черты и по­ведение, которые мы осуждаем. Хороший пример - мультфильм «Том и Джерри», который очень любят дети и ненавидят взрослые, поскольку его основной сюжет - безнаказанное и ничем неограниченное проявление агрессии ребенка ко взрослой, родительской фигуре. Высокая проекция сильно искажает восприятие нами другого человека. О проекции хорошо сказал Ф. Перлз: «Мы сидим в комнате, стенами которой являются зеркала и думаем, что смотрим наружу». Именно положительные проекции преобла­дают в том момент когда человек влюбился, и именно они разрушаются, когда мы понимаем, что наш возлюбленный вовсе не тот человек, которого мы так сильно надеялись увидеть.

6. Шкала F. ЗАМЕЩЕНИЕ. Диапазон оптимальных значений 3-6.

Неосознаваемое смещение труднопереносимого переживания, эмоции на другой, более доступ­ный и менее угрожающий объект, переадресация чувства другому человеку, животному, предмету. За­мещаться могут не только негативные чувства (например, разозлившись на кого-то, стукнуть дверью или накричать на близких), но и позитивные переживания, которые по каким-то причинам нельзя сейчас предъявить реальному человеку. Самым доступным и безопасным объектом чаще всего оказываемся мы сами, поэтому многие эмоции, вызванные другими людьми, человек предъявляет себе: замещающими агрессию и раздражение симптомами являются расчесывание, выдергивание волос; а замещение недос­татка любви проявляется в виде покачивания корпуса, поглаживания себя по голове или рукам, переби-рание волос. Ярким примером симптома, построенного по механизму замещения, является псориаз, объ­единяя в действии расчесывания дефицит любви и одновременно злость к тем людям, которые ее «не давали». По механизму замещения образована суицидальная активность: ненавижу весь мир, но при этом убиваю себя.

7. Шкала G. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ. Диапазон оптимальных значений 4-8.

Замена реального переживания или побуждения, которое некомфортно осознавать в данный мо­мент, его вербальным, «словесным», рациональным эквивалентом. Так, человек с высокой интеллектуа­лизацией может много говорить о чувствах, при этом не испытывая их. Такие люди часто выглядят внешне очень спокойными, «непробиваемыми», невозмутимыми, которых трудно вывести из себя. Они часто подменяют свои реальные чувства разговором о них, избегая собственно процесса переживания горя, любви, злости, обиды и т.д. А свои действия - разговорам о планах; например, старый холостяк предоставит очень стройное и логически верное объяснение того, почему он до сих пор не женился, но действительной причиной такого положения дел будет являться страх вступать в близкие отношения с другим человеком и переживание собственной неполноценности по этому поводу.

8. Шкала Н. РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Диапазон оптимальных значений 2-5.

Это убеждения, действия, ритуалы, правила «хорошего» поведения, возникающие как реакция (ответное действие) на ту или иную область душевного дискомфорта. Таким образом, человек путем оп­ределенных предписаний или действий избегает столкновения с собственной тревогой. На житейском языке реактивные образования называются «бзиками» или «пунктиками». Самые распространенные из них - это правила и действия, связанные с чистоплотностью, парфюмерные пристрастия, чрезмерная любовь к порядку и т.п. Например, любимым делом взрослой женщины, пережившей в детстве сексу­альные домогательства отца, может стать мытье полов в доме, как проявление оставшегося желания «отмыть основу отношений». По реактивному механизму часто образовано желание сделать ремонт в квартире, маскирующее неудовлетворенность и потребность изменить отношения с партнером в луч­шую сторону.

Тема 3. Копинг-поведение.

Впервые термин «coping» был использован Л.Мерфи в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. Копинг при этом понимается, как стремление индивида решить определенную проблему, которое, с одной стороны, следует понимать как врожденную манеру поведения, а с другой – приобретенную, дифференцированную форму поведения (владения собой, сдержанность, склонность к чему-либо). “To cope” переводится с английского как «преодолевать», «перерабатывать нагрузки».

В последующем понимание копинг-механизмов было связано с исследованиями психологического стресса. Р.С.Лазарус (1966, 1984) определял копинг (совладание) продолжающиеся усилия личности, отражающиеся в мыслях и действиях и направленные на разрешение специфических требований среды, оцениваемых в качестве чрезмерных или подавляющих.

J. Coyne определяет копинг, как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Копинг-поведение – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к более или менее успешной адаптации.

Л.И.Вассерман (2000), рассматривая основные подходы в исследовании копинг-поведения, выделяет три подхода к пониманию его определения.

Первый подход характерен для психоаналитической школы. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, в своей основе направленные на продуктивную адаптацию личности в затруднительных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение моральных, социальных и мотивационных структур личности для совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы, включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Защитные механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальности. Копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессов, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем (N.Haan, 1977).

Второй подход – определяет копинг как качества личности, которые предполагают использование относительно постоянных вариантов ответа на стрессовые ситуации (R.H.Moos, 1984).

Третий подход – копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации. R.S.Lazarus, S.Folkman (1984) обозначили психологическое преодоление, как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Авторы выделили активное и пассивное копинг-поведение.

Активная форма копинг-поведения (активное преодоление) является целенаправленным устранением или изменением влияния стрессовой ситуации, ослаблением стрессовой связи личности с окружающей средой.

Пассивное копинг-поведение (пассивное преодоление) – интрапсихические способы совладания со стрессом, с использованием различных техник психологической защиты, которые направлены на редукцию эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

Р.Лазарус рассматривает психологическую защиту как пассивное копинг-поведение. Автор выделяет параметры дифференциации между защитными механизмами и механизмами совладания:

1. Временная направленность. Защита, как правило, пытается раз­решить ситуацию «сейчас», не связывая эту актуальную ситуацию с буду­щими ситуациями. В этом смысле психологическая защита обслуживает актуальный психологический комфорт.

2. Инструментальная направленность. Защита «думает» только о себе, если она и учитывает интересы окружения, то только для того, чтобы они, в свою очередь, обслужили ее интересы.

3. Функционально-целевая значимость. Имеют ли механизмы регу­ляции функцию восстановления нарушенных отношений между окруже­нием и личностью (механизмы совладания) или скорее функцию только регуляции эмоциональных состояний (защитные механизмы).

4. Модальность регуляции. Имеют ли место поиск информации, не­посредственные действия, рефлексия (характерно скорее для совлада­ния) или подавление, уход и т. д.

Различия междумеханизмами психологической защиты и копинг-стратегиями.

Параметр сравнения Копинг-стратегии Защитные механизмы
Цель Достижение адаптации к изменяющимся условиям Сохранение комфортного состояния, снижение эмоционального напряжения
Характер приспособления Активное приспособление Пассивное приспособление
Степень осознанности Сознательное изменение ситуации Бессознательное реагирование на угрозу
Основные виды Поведенческие Когнитивные Эмоциональные Примитивные Высшие
Коррекция феномена Возможность обучения совладанию, т.е. применению осознанных стратегий за счет овладения определенной последовательностью действий Осознание бессознательных защитных механизмов, что снижает степень их активизации

Ричард Лазарус и Сюзан Фолкман сохдали теорию «когнитивной оценки». Они выделяют первичную и вторичную когнитивную оценку.

1) Первичная оценка связана с оценкой ситуации. Она может быть:

- безразличной;

- слегка позитивной

- стрессовой: а) вред-потеря (потеря уже произошла),

б) угроза (потенциальная потеря),

в) потенциальный рост.

2) Вторичная оценка – что можно предпринять в данной ситуации, какие для этого есть ресурсы. Принятие решения об использовании копинг стратегий. Р.Лазарус и С.Фолькман (1980) выделяют два основных типа копинга:

· копинг сфокусированный на проблеме;

· копинг сфокусированной на эмоциях.

Структура копинг процесса:

 

Восприятие ситуации – её оценка – копинг-действия – новая оценка ситуации

 

Копинговые действия могут быть: ситуационно-ориентированными (активное влияние на ситуацию; уклонение/уход; пассивность); репрезентативно-ориентированными (поиск информа­ции; «подавление» информации); оценочно-ориентированными (из­менение намерений/целей; переоценка ситуации) (В.А.Абабков, М.Перре, 2004).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.163 (0.01 с.)