Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Механизмы психологической защиты.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие механизмов психологической защиты: история развития, современная ситуация. Психоэволюционная теория эмоций и эго-защит Плутчика, Келлермана и Конте. Иерархическая классификация защит и способов их коррекции (по Дж. Вейланту). Методика «Индекс жизненного стиля» (Плутчик, Келлерман, Конте, адаптация О.Ф.Ерышева и Е.Б.Клубовой). Тема 3. Копинг-поведение. Понятие копинг-поведения, копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Теория когнитивной оценки Р.Лазаруса и С.Фолкман. Опросник «Копинг-стратегии» (Р.Лазарус, С.Фолкман, адаптация Т.Л.Крюковой) (WCQ). Многоосевая модель «поведения преодоления» С.Хобфолла. Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С.Хобфолл, адаптация Н.Водопьяновой и Е.Старченковой) (SACS) Теория проактивного преодоления Аспинвалла, Шварцера и Грингаласса. Опросник «Проактивное совладающее поведение» (PCI) (Аспинвалл, Шварцер и Тауберт, адаптация Е.Старченковой). Исследования совладающего поведения в клинической психологии. Тема 4. Антиципационная состоятельность. Антиципационная концепция неврозогенеза В.Д.Менделевича. Тест антиципационной состоятельности (В.Д.Менделевич).
V. Тематический план занятий.
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
VI. Краткий курс лекций. Тема 1. Понятие стресса. Начало созданию концепции стресса положил Г.Селье в 1936 г. в эксперименте случайно обнаруживший, что самые разные факторы: холод, жара, рентгеновчкие лучи, инъекция адреналина, инсулина, боль – вызывают одинаковый ответ организма (увеличение активности коркового слоя надпочечников, уменьшение вилочковой железы и лимфатических желёз, точечные кровоизлияния в слизистой оболочке желудка и кишечника). В результате этот феномен был назван «общим адаптационным синдромом». В последствии Г.Селье даст определение стресса, как неспецифической реакции организма в ответ на изменение среды. Он выделил 3 стадии стресса: 1) стадию тревоги (аларм-стадия); 2) стадию резистентности и 3) стадию истощения. Стадия тревоги состоит из 2 фаз: шока и противошока. Сначала происходит снижение физиологических и биохимических параметров, одновременно включаются защитные гормональные механизмы: надпочечники обильно выделяют адреналин, гипофиз выбрасывает адренокортикотропный и тиреотропный гормоны. Затем усиливается выработка и поступление в кровь гормонов коры надпочечников. На первой стадии сопротивляемость организма снижается и, если воздействие раздражителя чрезмерно (выходит за пределы компенсаторных возможностей организма), наступает смерть. На второй стадии человек адаптируется к воздействию стрессора, ресурсы расходуются экономно. На стадии резистентности функциональные возможности организма повышаются (организм при физической нагрузке может противостоять целому ряду инфекций). После длительного воздействия сильного раздражителя возможности организма исчерпываются, вновь появляются признаки тревоги уже необратимые – наступает стадия истощения. Г.селье выдвинул гипотезу о том, что старение – это итог всех стрессов. Перенесённых организмом (старость соответствует стадии истощения). Накопление необратимых химических изменений в тканях под действием стрессов обусловливает старение. Р.Лазарус разделил стресс на физиологический (вегетативный, первосигнальный) и психологический (эмоциональный, второсигнальный). Эмоциональный стресс – состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его потребностей. В.А. Бодров рассматривает психологический стресс как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из её ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реагировании на стресс. Компоненты психологического стресса: 1. эмоциональная напряжённость, выражается физиологически в эндокринных изменениях; 2. тревога, беспокойство, ощущение угрозы (Ф.Б. Березин выделяет следующие стадии формирования тревоги: а) ощущение внутренней напряжённости – тягостный внутренний дискомфорт; б) гиперстезические реакции – повышенная чувствительность, раздражительность; в) собственно тревога – ощущение неопределённой угрозы с невозможностью определить её характер и время возникновения; г) страх – имеет объект; д) ощущение неотвратимости катастрофы; е) тревожно-боязливое возбуждение – максимум психической дезорганизации, отсутствие способности к целенаправленной деятельности); 3. мотивационный компонент – мобилизация сил или капитуляция; 4. поведенческий компонент – изменение активности, темпов деятельности, появление «зажатости» в движениях. Условия, при которых стресс становится вредоносным: 1. чрезмерное по силе или продолжительности воздействие стрессогенного фактора; 2. недостаточность ресурсов, попадание в «слабую точку». О.Миншин выделяет 3 типа личности в соответствии с реагированием на стрессовую ситуацию: 1. «распадается» на физическом уровне (от переутомления погружается в сон, впадает в оцепенение); 2. «ломается» на психологическом уровне (теряет волю, способность принимать решения); 3. «распадается» на социально-психологическом уровне (изменяет своим принципам и ценностям). К развитию вредоносного (патологического) стресса располагают: эмоциональная неустойчивость (нейротизм), эгоцентризм, слабость волевой регуляции и самоконтроля, замкнутость, сосредоточенность на внутренних переживаниях (интровертированность), внешний локус контроля, высокая тревожность, неадекватно завышенная и заниженная самооценка. Ещё одним важным качеством является выносливость (hardiness), включающая комплексную систему систему убеждений по поводу самого себя и окружающего мира, которая поддерживает человека в стрессовых событиях. В неё входят: принятие обязательств (тенденция полностью отдаваться делу, связано со смысловой и целевой ориентацией); контроль (тенденция думать и поступать так, будто можешь влиять на ситуацию); способность принять вызов (основано на убеждённости в том, что изменения – это часть жизни и в них содержится возможность роста). Другими личностными факторами стрессоустойчивости являются: экстравертированность, ассертивность, эмоциональная устойчивость, внутренний локус контроля, завышенная самооценку, оптимизм, наличие цели в жизни.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.69 (0.008 с.) |