Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шаг 4. Выработка альтернативных решенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На этом этапе вырабатываются и прорабатываются самые разные варианты решения данной проблемы. Это самая длительная фаза профконсультирования. Иногда профконсультанту не стоит стремиться разрешить проблему за один раз и возбуждать у клиента неоправданные ожидания по поводу легкости решения. Пример. Клиент, оставшийся без работы, как правило, возлагает на профконсультанта очень большие надежды, основанные на иллюзии, что консультант владеет неограниченным банком вакансий. Ситуация же на рынке труда может складываться так, что профессия клиента на нем не востребована при переизбытке специалистов этого профиля. Выработка альтернативных решений требует, чтобы профконсультант совместно с клиентом выполнил следующее: 1) генерирование альтернативных форм поведения, позволяющих так или иначе решить проблему; 2) работу с нерациональными идеями подхода к проблеме (например, в случае выбора оптантом профессии, не имеющей спроса на рынке труда, при необходимости возможно скорейшего трудоустройства оптанта); 3) сравнение новых форм поведения между собой; 4) введение стимулов для нового поведения; 5) выбор. В психологическом консультировании рекомендуется обычно следовать правилу: консультант должен избегать давать советы. В практике профессионального консультирования совет, т. е. информация, важная для окончательного принятия решения клиентом, часто оказывается не только не лишним или полезным, но даже необходимой частью этого шага. Совет необходим, например, при обсуждении результатов профдиагностики и окончательном выборе профессий в соответствии с профессиональной пригодностью клиента. Совет может оказаться более чем уместным и при консультировании руководителей по результатам аттестации персонала. В принципе выработать и представить рекомендации – это и есть одна из основных задач профконсультанта. Все возможные решения проблемы, по существу, могут быть объединены в два подхода: 1) изменение ситуации; 2) изменение отношения клиента к ситуации и, как следствие, изменение самого клиента. Если помочь человеку несколько изменить свою позицию или взгляд на ситуацию, то затем он станет поступать и вести себя уже по-иному, чем прежде, т. е. в соответствии с новым взглядом. Это позволит ему влиять на окружающую его реальность и конкретную ситуацию. К тому, что окажется невозможным изменить, можно выработать новое отношение, с тем чтобы чувствовать себя при этом благополучно. Эти идеи четко сформулированы в следующих тезисах, на которые ориентированы психологи-консультанты: “Если ты не можешь изменить ситуацию, то ты можешь изменить отношение к ней”; “Если ты не являешься частью решения, то ты являешься частью проблемы”.
Шаг 5. Обобщение Это этап перехода от обсуждения к действию. Обобщение – это не только подведение итогов консультации, но и критерий эффективности проведенной совместной работы и, кроме того, возможность повлиять на дальнейшее поведение клиента. Обобщение обязательно должно содержать план, программу дальнейших действий клиента. Чем детальнее будет проработана программа, чем больше в ней будет учтено факторов, от которых зависит ее успешность, тем вероятнее, что клиент реализует в своей жизни задачи, поставленные перед ним в ходе консультации. Обобщение должно содержать следующее: 1) проигрывание или детальное обсуждение нового поведения; 2) уточнение деталей; 3) предупреждение возможных рецидивов; 4) изложение клиентом программы своего нового поведения; 5) договор о следующей встрече, если она требуется. На этом этапе обязательно надо предусмотреть: 1. Итоговые вопросы клиенту. (Что Вы собираетесь делать теперь? Какие шаги намерены предпринять завтра, чтобы реализовать то, что мы с Вами наметили? Что может помешать Вам в этом?) 2. Вопросы для обратной связи. (Все ли Вы поняли из нашей встречи? Не хотите ли добавить что-то? Не требуется ли что-то уточнить, прояснить?) 3. Обсуждение повторной встречи. (Понадобится ли Вам следующая встреча? В чем Вам нужна моя поддержка? Когда и с какой целью мы встретимся в следующий раз?) Фокус-анализ в психологическом интервью Фокус-анализом называют специальную технику, которую профконсультант использует для понимания того, на каких именно аспектах проблемы клиента был сделан акцент в психологическом интервью. Фокус-анализ позволяет консультанту убедиться, что он действительно рассмотрел все значимые аспекты поставленной проблемы. Фокус-анализ проводится по итогам консультации во время профессиональной рефлексии консультантом результатов своей деятельности. Это эффективное средство профессиональной рефлексии, которое позволяет своевременно предупреждать формирование определенной профессиональной установки консультанта, замыкающей его на ограниченном, постоянно повторяющемся наборе подходов к проблеме [1]. Важно, чтобы профконсультант осознавал, на каком именно аспекте проблемы он вместе с клиентом сфокусировал внимание, какие аспекты остались нерассмотренными. В поле фокуса во время профессиональной консультации могут находиться, в частности, следующие аспекты: * личность клиента; * профессиональные способности; * профессиональная направленность; * профессиональные перспективы; * профессиональный опыт; * профессиональные возможности; * профессиональная компетентность; * профессиональное поведение; * сотрудники клиента и его руководство; * проблема (выбора, времени, должностного роста, лидерства и т.д.); * социальный контекст: взаимодействие проблемы с реальной экономической и социальной ситуацией; * профессиональный контекст: связь проблемы со спецификой профессии.
Рекомендуемая литература Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.,1994. Бубнова С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации //Психол. журн. 1990. Т.11, № 1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.М.,1991. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.,1994. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.,1990. Фанч Ф. Преобразующие диалоги. Киев,1997. Вып.1,2.
1. 6. Практические задания Задание 1 1. Заполнить табл. 5. 2. Провести сравнительный анализ возможностей и ограничений каждого вида психологической помощи. 3. Дать определение понятия “психологическая поддержка”, привести примеры оказания психологической поддержки. Определить, как связаны понятия психологической поддержки и психологической помощи.
Задание 2 1. Дать определение следующих понятий и сравнить их между собой: личностный смысл и значение, мотивы и стимулы, деятельность и поведение, “Я-концепция” и “Я-образ”, действия и операции, мотивы и потребности, ценности инструментальные и терминальные, профессиональный и жизненный опыт, способности и склонности, формирование и развитие. 2. Сформулировать основные характеристики системы. 3. Перечислить и охарактеризовать основные виды системного анализа. 4. Подобрать примеры системных образований. Охарактеризовать как систему жизненный опыт человека, профессиональную деятельность, поведение человека в организации, малую социальную группу. Таблица 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.124 (0.011 с.) |