Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шаг 3. Формулирование желаемого результатаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По мере того как появляется четкое определение проблемы, усиливается соблазн тотчас же приняться за ее решение. Однако, как подчеркивают авторы известного американского учебника по психологическому консультированию А.Е. Айви и М.Б. Айви, ваши соображения относительно идеального выхода из положения могут совершенно не совпадать с мыслями клиента. И далее они резонно замечают, что если вы с клиентом не знаете, куда идете, то вы придете неизвестно куда [1]. Итак, совместно с клиентом проводится работа по такому определению цели, при котором клиент принял бы ее как свою и она была бы достаточно ясна для него. Изменение цели может привести к изменению хода обсуждения и даже к переосмыслению проблемы. Иногда достаточно ясно сформулировать цель, конкретно ее поставить и выработать надежные критерии, которые позволили бы легко оценить, когда она достигнута, чтобы оказалось необязательным выделение самой проблемы. Тогда все усилия будут направлены на то, чтобы выработать пути достижения цели. Это достаточно распространенная ситуация в практике профконсультирования, когда профконсультант работает не над личностными проблемами клиента, а над усовершенствованием его профессиональной сферы. Поэтому иногда возможно, что шаги 2 и 3 меняются местами. Можно оговорить результат с клиентом до начала процесса консультирования или вырабатывать результат по ходу его. Чтобы результат был эффективным, он должен, с одной стороны, представлять собой нечто целостное, а с другой – быть вписанным в жизнь человека. Чтобы желаемый результат был описан клиентом, ему можно задать следующие вопросы: 1. Чего Вы хотите добиться? 2. Что должно произойти, когда проблема будет решена? Следует отметить очень важную особенность, отличающую данный этап профконсультирования от такого же этапа психологической консультации. Профконсультант, как правило, всегда представляет интересы определенной организации. В то же время клиент обращается за консультацией именно тогда, когда его личные профессиональные интересы вступают в противоречие с той профессиональной средой, в которую он включен. Такой средой может служить организация в целом, один их руководителей (менеджеров), ситуация на рынке труда и т.д. Задача профконсультанта ¾ найти решение, которое позволило бы согласовать интересы профессиональной среды и клиента. Если консультант работает в службе управления персоналом, то он может выступить представителем интересов своего клиента и предложить менеджеру принять решения, которые позволили бы удовлетворить потребности клиента или компенсировать их неудовлетворенность (разумеется, это станет возможным лишь в том случае, если не противоречит интересам организации). Если же консультант работает в службе занятости или центре профориентации, то воздействие на профессиональную среду (точнее, на рынок труда) становится для него, по существу, невозможным. В круг его полномочий входит выработка только таких решений, которые изменяют или регулируют поведение и отношения самого клиента. Основные требования, которым должен соответствовать желаемый результат, в целом таковы: 1) конкретность; 2) контекстуализация; 3) экологичность; 4) эгоответственность; 5) позитивность; 6) побочные выгоды. Рассмотрим каждое из требований в отдельности более подробно. 1. Конкретность. Это требование заключается в том, что формулируемый результат должен обязательно иметь критерии для оценки того, достигнут он или нет, и если достигнут, то в какой степени. В бихевиористской практике результат должен быть сформулирован в терминах “вижу”, “слышу”, “чувствую”. Только в таком случае можно реально обнаружить изменения в поведении клиента. Это не такое уж некорректное требование, и если консультант действительно работает с профессиональным или организационным поведением, то вполне может следовать этому требованию. В остальных случаях очень важно обговорить с клиентом те признаки, по которым он собирается оценить, что цель достигнута. Примеры. К подобным признакам можно отнести такие изменения в отношении со стороны руководителей, как увеличение частоты обращений с разными поручениями или уменьшение числа контролирующих замечаний. Таким признаком может быть получение на аттестации определенного количества баллов. 2. Контекстуализация. Суть этого требования в том, что всякий результат может быть желателен в одном контексте и нежелателен в другом. В связи с этим очень важно четко обозначать контекст, в который должен быть включен желаемый результат. Если есть конкретное представление относительно того, в каких случаях или ситуациях поставленная цель неэффективна, то имеет смысл обговорить это особо. 3. Экологичность. Стремясь к изменениям, следует предварительно убедиться в том, что желанные изменения и все возможные последствия результата действительно полезны или, по крайней мере, не несут в себе вреда для конкретного клиента. То, что подходит и полезно одному, вполне может спровоцировать неблагополучие другого клиента. 4. Эгоответственность. Это требование может быть представлено в виде фразы, широко известной в психологическом консультировании: “Все ресурсы во мне”. Все, что необходимо для достижения желаемого результата, имеется в самом клиенте, именно от него и только от него зависит, будет ли достигнута цель. Не на консультанта, а на клиента прежде всего возлагается ответственность за реализацию намеченного плана, за осуществление всех действий, направленных на достижение поставленной цели. Пример. Иногда консультанту приходится выслушивать формулировки желаемого результата типа: “ Нужно, чтобы мой руководитель (сотрудники) изменил отношение ко мне”; “Помогите мне избавиться от неуверенности в моей компетентности”; “Хочу, чтобы меня включили в эту временную творческую группу (приняли в команду)”; “ Научите меня разговаривать с работодателем”. В таких формулировках открыто проявляется готовность клиента переложить ответственность за осуществление всех действий на консультанта, что недопустимо. 5. Позитивность. Требование позитивной формулировки желаемого результата основано на том, что отрицательная формулировка указывает лишь на то, чего хотел бы избежать клиент, от чего он стремится избавиться, но не несет никакой информации о том, что же следовало бы представить взамен. Соответственно тезису “Природа не терпит пустоты” появляется угроза, что на место одной проблемы тут же придет другая. Формулировка желаемого результата должна быть представлена в терминах “достигнуть”, а не “избежать". В таком случае вся совместная работа консультанта с клиентом будет направлена на конструктивные изменения. 6. Побочные (вторичные) выгоды. Это требование исходит из предположения, что все, что происходит в психической жизни человека, выполняет для него какую-нибудь функцию. Так, описанные З. Фрейдом моменты забывания определенных лиц или событий несут в себе важную задачу защиты человека от травмировавшей его когда-то информации, позволяя справиться с внутренним конфликтом. Слова Ф. Ницше это раскрывают предельно точно: “Память мне подсказывает, что я сделал это, гордость мне говорит, что я не мог этого сделать. И память уступает”. Чтобы чего-то достичь, надо измениться, но, меняясь, клиент что-то теряет. Что может потерять клиент, достигая желаемого результата? Как управлять изменениями без потери вторичных выгод? Пример. Стремясь развивать привычку мыслить рационально, клиент может утратить способность к интуитивным решениям. Достигая каких-либо желаемых им изменений, человек может утратить вместе с этими изменениями полезную для себя функцию. Поэтому особого внимания требует анализ ряда вопросов. (Почему это происходило со мной? В чем была для меня выгода от этого? Как сохранить эту выгоду в ситуации ожидаемого изменения? Если ее нельзя сохранить, то чем можно заменить?) Одной из эффективных техник является техника перемещения в будущее. Клиенту предлагают переместиться в будущее и посмотреть на вещи так, как будто результат уже достигнут. Пусть клиент воспримет то, что он видит, слышит и ощущает, и перенесет это знание в настоящее, чтобы результат подталкивал его вперед. Суть обратного прослеживания состоит в том, что мы движемся назад от результата, выясняя поэтапно, что клиенту нужно сделать, пока не перейдем к тому, что клиент уже начал делать прямо сейчас.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.007 с.) |