Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционных и терапевтических процедурСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рис. 8. Классификация различных видов профконсультационных бесед* Первичная ознакомительная беседа Примерный алгоритм проведения профинформационной первичной ознакомительной беседы содержит следующий порядок действий: · установление контакта с клиентом; · выяснение проблемы клиента; · выявление профессиональной квалификации клиента; · определение профессиональных интересов и склонностей клиента; · ориентация в состоянии здоровья клиента; · информирование о ситуации на рынке труда; · информирование об имеющихся вакансиях; · информирование о возможном профобучении; · проведение экспресс-диагностики; · составление совместно с клиентом первичного профессионального плана; · в случае необходимости принятие решения о проведении углубленной профдиагностики; · подготовка заключения по результатам консультации, заполнение регистрационной карточки персонального учета гражданина, ищущего работу. Эффективность профконсультации определяется не только глубиной проработанности поставленных профконсультационных задач, но и характером взаимодействия профконсультанта с клиентом. Чем выше активность клиента, его самостоятельность и инициативность, чем больше усилий он вкладывает в решение своей проблемы, тем выше его идентификация с выработанным профессиональным планом и принятыми решениями и, как следствие, выше вероятность того, что принятые решения действительно будут реализованы.
Классификация задач профконсультации Все задачи, которые решаются в ходе профконсультации, могут быть условно объединены в 4 группы: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (задачи самопознания); 3) психологическая (морально-эмоциональная) поддержка; 4) помощь в выборе, принятии решения относительно профессионального самоопределения. По глубине проработанности условно выделяют три уровня решения задач: 1) пассивная позиция клиента (проблема решается вместо него, а не вместе с ним); 2) совместное с клиентом решение проблемы (степень активности клиента в процессе профконсультации достаточно высока); 3) самостоятельные и осознанные действия клиента по решению своей проблемы, когда он решает ее сам, опираясь лишь на информационную и ориентирующую поддержку профконсультанта. Типичные ситуации, при которых обязательна профконсультация Наиболее типичны следующие ситуации, при которых профконсультация для безработного является обязательной: 1. У безработного гражданина нет профессии. 2. Безработный относится к категории выпускников школ-интернатов и подростков, имеющих низкий образовательный уровень. 3. Для безработного нет вакансии. 4. Безработный желает сменить профессию и стоит перед проблемой выбора новой специальности. 5. Безработный взволнован, сильно подавлен, расстроен, находится в стрессовом состоянии. 6. Поведение безработного во время приема является конфликтным. 7. У безработного неадекватная самооценка (завышенная или заниженная). 8. У безработного есть потребность в более полном обсуждении своих проблем (“выслушайте меня”, “смогу ли я”). 9. Безработный не имеет четкого и надежного плана поиска работы. 10.Безработный не умеет вести себя с работодателем при найме на работу. 11.Безработный плохо разбирается в информации о профессиях и рынке труда. 12.У безработного заканчивается срок выдачи пособия. 13.Безработный – это лицо, демобилизовавшееся из армии. 14.Безработный –лицо, вернувшееся из мест лишения свободы. 15.Безработный длительное время проработал на одном месте и попал под сокращение штатов. 16.Безработный отказался от предлагаемой ему подходящей работы. 17.При формировании групп на переобучение. 18.При организации молодежной практики. Рекомендуемая литература Содержание и организация профессиональной ориентации незанятого населения: Науч.-метод. пособие. М., 1996.
4.2.2. Социально-адаптационные программы в службе занятости Социально-адаптационная программа В практике социальной работы за рубежом довольно широко распространены разработка и использование социально-адаптационных программ, позволяющих вовлечь в социальную и профессиональную среду людей, которым по каким-либо причинам сложно включиться в деятельность или сообщество. Такие программы помогают, в частности, женщинам после длительного перерыва в связи с рождением ребенка и уходом за ним быстрее вернуться к прежней деятельности, адаптироваться к ней. Подобные программы созданы для поддержки лиц, долгое время страдавших алкоголизмом или наркоманией, прошедших курс лечения и теперь заново возвращающихся в общество. Социально-адаптационные программы сегодня прочно вошли в практику работы службы занятости. Они имеют скорее профессионально-адаптационное содержание и направлены на достижение следующих целей: · помочь безработному справиться со своими переживаниями в связи с потерей работы; · включить его в социальную группу; · сформировать у безработного необходимые навыки поиска работы; · всемерно поддерживать его активность и инициативу, направленные на преодоление сложившейся ситуации безработицы; · предупредить возможные негативные следствия пребывания в статусе безработного (“заученная беспомощность”, свыкание с ситуацией, агрессивность, снижение самооценки и т.п.) [21]. Среди программ, получивших распространение в центрах занятости, наиболее популярны такие, как “Клуб ищущих работу”, “Новый старт”, “Технологическая сессия”. Клубы ищущих работу в течение многих лет успешно функционируют в Великобритании, Канаде, Австралии, Швеции, Франции, Нидерландах. Цель программы “Новый старт” – помочь человеку, лишившемуся работы, сделать новые для него шаги, которые позволили бы ему изменить свою жизненную ситуацию. Такие программы в принципе направлены на то, чтобы поощрять участников к самостоятельным шагам. Руководитель здесь не исполняет роль сотрудника службы занятости, представляющего интересы клиента при подборе вакансий и осуществляющего маркетинг своих клиентов применительно к запросам работодателей. Подготовка и проведение группового профконсультирования Социально-адаптационные программы обычно проводятся профконсультантом либо психологом центра занятости. По своей сути работа в качестве ведущего этих программ сходна с деятельностью руководителя психологического тренинга. Поэтому для ведения таких программ требуются навыки организации групповой работы. Основным отличием социально-адаптационных программ от психологического тренинга является то, что в программе идет интенсивное обучение приемам и навыкам эффективного социального поведения, тогда как тренинг преимущественно направлен на активизацию глубокой внутренней работы участников, побуждает их к рефлексивному осмыслению себя. По этой причине работа в программах ближе к методу группового консультирования, когда на руководителя программы возлагаются функции соблюдения стандартных рекомендаций, осуществления обучения пошаговым методом, поэтапно и подчинения всего рабочего процесса решению конкретной социальной задачи.
Клуб ищущих работу Основная установка клуба ищущих работу заключается в том, что для каждого из его участников, желающих получить работу, существует возможность трудоустройства. На любом этапе работы клуба сохраняется конструктивный подход к проблеме обеспечения занятости. Философия клуба построена на нескольких достаточно простых, но очень эффективных установках: 1. Некоторым людям не удалось найти работу только потому, что они не смогли обнаружить имеющиеся вакансии или представить себя в нужном свете. 2. Поиск рабочего места – это тоже работа, занятие, которому можно и следует научиться. 3. Люди приходят в клуб, чтобы работать, и их работа заключается в поиске рабочего места. 4. Следует ежедневно самостоятельно находить и пытаться использовать максимальное количество потенциальных возможностей для трудоустройства (рекомендуемая норма – 10 таких возможностей). 5. Работа в конечном итоге найдется для всех, кто будет настойчиво стремиться к поставленной цели. Клуб показывает участникам, где и как нужно искать работу (включая предоставление информации о большом числе вакансий, которые никогда нигде не рекламируются), укрепляя их уверенность в себе и прививая практические навыки презентации, т. е. умения преподнести себя. Каждая новая группа участников клуба первоначально работает по типовой программе: · определение целей трудоустройства; · самооценка; · подача заявлений о трудоустройстве на рекламируемые вакантные места; · “свободный” поиск работы; · техника собеседования с работодателем. Учебный курс может состоять из 9 занятий и длиться около месяца. Каждое занятие обычно продолжается около трех часов с 10¾15-минутными перерывами. Результаты действий участников клуба заносятся на специальный стенд. Клуб ищущих работу выполняет свою задачу в том случае, если ему удается добиться изменений к лучшему в деятельности его участников, связанной с различными аспектами трудоустройства: · способами поиска вакансий; · определением общего числа вакансий, на получение которых претендуют участники клуба; · формированием их представлений относительно того, что они могут предложить потенциальному работодателю; · формами письменного и телефонного обращения к работодателям; · способами поведения в ходе собеседования с работодателем. Подход, предлагаемый клубом, заключается в том, что вся деятельность, связанная с поиском работы, разбивается на отдельные составляющие, а затем идет последовательное обучение необходимым навыкам. Соответственно занятия в клубе проводятся по следующим темам: 1. Составление автобиографии. 2. Поиск возможностей для трудоустройства. 3. Техника разговоров по телефону. 4. Подготовка писем и посещение фирмы-нанимателя. 5. Собеседование с работодателем. 6. Начало работы. 7. Как сохранить работу. Обучение осуществляется по следующей схеме: 1) демонстрация необходимых приемов; 2) практическая отработка этих приемов; 3) осуществление реальных контактов с работодателями. Задача клуба – помочь его участникам получить подходящую работу в самое короткое время. Задача руководителя – обучение участников навыкам поиска работы и формирование у них установки на собственные активные действия по поиску работы. По завершении обучения участники клуба должны проводить все время в ресурсном центре. Ресурсный центр – спланированный по современным стандартам офис, в котором есть все необходимое для самостоятельного поиска работы. С каждым участником клуба согласовывается план его действий, в котором должно быть отражено, на какие возможности трудоустройства следует ориентироваться безработному, из каких источников он будет черпать информацию и какие подходы применять к поиску работы, устранению и предупреждению возможных ошибок. Безработным оказывается поддержка в течение всего времени работы в ресурсном центре. В процессе работы в клубе становится очевидным, что некоторые из его участников должны поработать над своими профессиональными возможностями особо, чтобы получить ту работу, на которую они рассчитывают. Эти безработные должны быть включены в другие специальные программы (возможно, в программу “Новый старт”), или для них необходимо организовать собеседование со специалистом по профобучению [21].
Общая характеристика психологической поддержки в профобучении Когда зритель приходит в театр, то для того чтобы он настроился на спектакль, обязательно звучит увертюра. Она создает у человека такое душевное состояние, пребывая в котором он сможет адекватно воспринимать тот поток информации, который польется на него со сцены. Все восприятие человека, его эмоциональный настрой, внимание организуются увертюрой в единое целое. Своя особая увертюра, настраивающая на определенное мировосприятие, и желательна, и необходима в ситуации включения взрослого в не совсем привычное для него профессиональное обучение. Но кто же будет исполнителем этой увертюры, каким должно быть ее содержание и разве нет необходимости в дальнейшем сопровождении взрослого, включившегося в учебный процесс в новой для себя роли учащегося? Преподаватели подобными проблемами не занимаются, не считая это своей профессиональной задачей. Если специалист помогает включению человека в обучение, то настрой на обучение становится его задачей. Психологическая поддержка в профобучении и есть та самая увертюра, которая призвана настроить все психические системы человека на целенаправленную активность в процессе профобучения. Но помощь людям, которым предстоит сесть за парту остается актуальной. У многих из них обостряются трудности с произвольной организацией внимания, подбором приемов переработки информации, поиском способов запоминания и пр. Для решения этих проблем можно расширить тематику и арсенал средств групповых занятий в клубах ищущих работу, организовать специальное групповое консультирование или диагностирующий семинар-тренинг. По аналогии с тем, как профконсультант помогает безработному достичь успеха в поиске работы, специалист по профобучению помогает безработному добиться хороших результатов в профобучении. Усилия при этом направлены на эмоционально-волевую и познавательную сферы личности. Помочь человеку вспомнить, как быстрее и точнее заучить, понять, освоить, запомнить конспект, чтобы сразу увидеть главное и второстепенное, – эти и другие подобные занятия могут быть объединены в специальный цикл. Если мы хотим сделать обучение эффективным, надо обеспечить встречную активность обучаемого, которая предстает как система умений учиться. Эта система у взрослых построена иначе, чем у детей, у многих взрослых она утеряна в силу того, что у них не было необходимости обучаться прежде. Вместе с тем есть взрослые, которым подобная поддержка не нужна, поскольку умение учиться у них не только сохранено, но и успешно адаптировано к их возрасту. Определим ключевые понятия, на которые мы будем опираться в дальнейшем. Намерение обучаться – субъективно переживаемое и осознаваемое желание овладеть новой профессиональной деятельностью; сознательное стремление выполнить намеченную программу трудоустройства, основным средством которой выступает переобучение. Готовность к обучению – комплекс психологических и социальных характеристик личности, описывающих ее мотивацию и когнитивную сферу.
Формирование готовности к профессиональному переобучению В широком смысле готовность к обучению – это актуальная способность усваивать новые профессиональные знания, умения и навыки, позволяющая овладеть новой профессиональной деятельностью в соответствии с образовательным стандартом (т.е. в установленные сроки и в установленном объеме). В основе готовности к обучению лежит уровень развития познавательной активности: познавательных процессов, а также мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. Готовность к обучению определяется не только уровнем развития активного познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно, но и уровнем развития “рецептивного” познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, уже владеющего соответствующими знаниями и умениями. Ситуативное снижение умения учиться – подавление способности усваивать новые профессиональные знания, умения и навыки под воздействием прошлого профессионального опыта и возрастных изменений. Отсутствие умения учиться – резкое снижение способности усваивать новые профессиональные знания, умения и навыки под воздействием прошлого профессионального опыта и возрастных изменений. Условная готовность к обучению – рассогласованность профессионального плана и профессионального опыта. Реальная готовность к обучению – согласованность мотивационной и когнитивной сфер; согласованность профессионального плана и профессионального опыта, подтвержденная наличием необходимых навыков самоорганизации умственной деятельности. Содержание психологической поддержки в профобучении взрослых определяется прежде всего профессиональными функциями специалиста по профобучению. Психологическая поддержка должна быть направлена на повышение эффективности процесса профессионального обучения. Обучение– это целенаправленное активное взаимодействие обучающего и обучаемого, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки. Поэтому обеспечить эффективность обучения можно, оптимизировав не только деятельность педагога, но и учебную деятельность обучаемого. Чем выше его готовность к обучению, тем лучше, качественнее его умение учиться, тем эффективнее обучение. Хорошо известно, что в первые школьные годы очень важно сформировать у школьника именно умение учиться. В профессиональном обучении тот, кто обучает, не будет формировать это умение, он связан своей учебной программой и у него другая задача: научить конкретным приемам профессиональной деятельности. Умение учиться связано с универсальными действиями: умственными, мнемоническими, перцептивными, волевыми.
Почему умение учиться нужно восстанавливать или формировать? Для ответа на этот вопрос можно сопоставить профессиональную и учебную деятельность и попытаться выявить их различия. То, что стало привычным и бесполезным в профессиональном опыте, в учебной деятельности может выступать препятствием к эффективному обучению. В свою очередь то, что оставалось невостребованным в профессиональной деятельности, может оказаться непременным условием усвоения новых знаний. Различия между учебной и профессиональной деятельностью представлены в табл. 20. Таблица 20
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.123 (0.011 с.) |