Опросник для направляемого на профобучение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник для направляемого на профобучение



Выбранный вариант ответа отмечается знаком "+" в соответствующем столбце.

1. Диагностика намерения обучаться Намерение

Согласны ли Вы обучиться новой профессии?

а) Да. Есть Нет

б) Нет­­­. а) б)

2. Диагностика готовности к обучению

1) Приходилось ли Вам проходить повышение Готовность

квалификации? реаль- услов-

а) Да. ная ная

б) Нет. а) б), в)

 

2) Если да, то как давно?

а) Не больше 7 лет назад.

б) Больше 7 лет назад.

 

3) Приходилось ли Вам обращаться по роду своей

специальности к профессиональной литературе?

а) Да.

б) Нет.

 

4) Приходилось ли Вам прежде менять профессию?

а) Да, но не более 3 раз.

б) Да, 3 раза и более.

в) Нет.

 

5) Вы хотели бы освоить новую профессию?

а) Такую, которая позволила бы Вам исполь­­-

зовать свой прошлый профессиональный опыт.

б) Принципиально отличающуюся от той, которая

у Вас имеется.

3. Диагностика уровня познавательной активности Уровень 1) В состоянии ли Вы завершить начатую работу, высо- сред- низ-

которая Вам интересна, независимо от того, что время кий ний кий

и обстоятельства позволяют оторваться от нее а) б) в)

и потом снова вернуться к ней?

а) Да.

б) Чаще да, чем нет.

в) Нет.

 
 

2) Преодолеваете ли Вы без особых усилий внут- Уровень

реннее сопротивление, когда нужно сделать что-то высо- сред- низ-

неприятное Вам (например, пойти на дежурство кий ний кий

в выходной день)? а) б) в)

а) Да.

б) Чаще да, чем нет.

в) Нет.

 

3) Сможете ли Вы легко приспособиться на но-

вом месте работы к новым правилам, новому стилю,

существенно отличающимся от привычных Вам?

а) Да.

б) Чаще да, чем нет.

в) Нет.

 

4) Всегда ли Вы выполняете данные Вами

обещания?

а) Да.

б) Чаще да, чем нет.

в) Нет.

 

5) Считаете ли Вы, что усилия, затраченные на

составление планов:

а) никогда не лишние;

б) не стоят этого.

 

4. Диагностика выбора варианта трудоустройства и уровня обучения

Рассмотрите предложенные варианты трудоустройства и пронумеруйте их по степени привлекательности для Вас. В графе “ранг” поставьте цифру “1” напротив наиболее подходящего для Вас варианта, цифру “2” ¾ напротив менее подходящего, цифру “3” ¾ напротив наименее подходящего варианта (табл. 22).

Таблица 22

Вариант трудоустройства Ранг
Дополнить новыми знаниями свой профессиональный опыт и получить работу, родственную основной специальности  
Освоить новую специальность, позволяющую получить работу  
Получить дополнительные знания, необходимые предпринимателю, и заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью  

 

       
 
 
   
Рис. 9. Технология взаимодействия специалиста по профобучению с клиентом  

По результатам собеседования и диагностики специалист по профобучению совместно с клиентом составляют профессиональный план, форма которого приводится ниже в табл. 23.


Таблица 23

Профессиональный план клиента

Ф.И.О. клиента______________________________________________

 

Время Планируемые действия Ожидаемый результат Возможные трудности и пути их преодоления
Через 1–2 месяца        
Через 6 месяцев        
Через 1 год        
Через 2 года        

 

Рекомендуемая литература

Занятость. Трудоустройство. Профессиональное обучение. Сб. науч. тр./Под общ. ред. В.А. Похвощева, С.В. Андреева, Д.Г. Щипановой. М.,1996. Вып.2.

Клуб ищущих работу: Организация и деятельность. М.,1993.

 

 

4.3. Практические задания

Задание 1

Провести индивидуальную первичную профконсультацию c человеком, оказавшимся в ситуации потери и поиска работы, при поддержке специалиста по профориентации службы занятости. Место консультирования – районные отделы занятости населения. Оформить результаты консультирования в виде протокола. Использовать следующий примерный алгоритм консультации:

· установление контакта с клиентом;

· выяснение проблемы клиента;

· определение его профессиональных интересов и склонностей;

· ориентация в состоянии здоровья клиента;

· информирование о ситуации на рынке труда;

· информирование о профессиях, вакансиях;

· проведение экспресс-диагностики;

· информирование о возможном профобучении.

 

Задание 2

1. Провести интервью с профконсультантом отдела профориентации районного отдела занятости населения. Цель интервью ¾ выявить типичные профконсультационные ситуации и типичные затруднения в оказании психологической поддержки незанятому населению.

2. Составить классификацию профконсультационных ситуаций.

3. Составить классификацию типичных затруднений в оказании психологической поддержки.

4. Сформулировать возможные рекомендации по снятию выявленных затруднений.

5. Разработать инструментарий профконсультанта отдела занятости в соответствии со следующим перечнем: библиографический список необходимой литературы, список рекомендуемых профдиагностических методик, описание психотехник психологической поддержки, описание социальных технологий и методик работы с клиентом, список необходимой документации и инструкций, описание работы профконсультанта.

Задание 3

Подготовить и провести с группой 3-4 занятия по выбору из программы клуба ищущих работу. Проанализировать следующие особенности занятия:

1. Что дает это занятие его участникам?

2. Какие могут возникнуть затруднения при его проведении?

3. Что позволяет сделать занятие как можно более эффективным?

4. Каким должно быть оптимальное поведение профконсультанта, ведущего занятие? Какие ошибки могут быть им допущены?

Предлагаемые темы программы клуба ищущих работу для занятий со студентами:

1. Составление автобиографии.

2. Поиск работы по объявлениям.

3. Подготовка писем работодателям.

4. Разговор по телефону о вакансиях.

5. Подготовка и участие в собеседовании при приеме на работу.

6. Начало работы.

7. Как сохранить свою работу.

 


Литература

1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймек-Дунинг Л. Консультирование и психотерапия: Сочетание методов, теории и практики: Пер. с агл. / БНТИ СО АН СССР. Новосибирск, 1990.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

4. Асеев В.Г. Мотивационные механизмы нравственного поведения личности и нравственное развитие личности. М., 1988.

5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996.

6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

7. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.1980, № 2.

8. Бубнова С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации //Психол. журн. 1990. Т. 11, № 1.

9. Вопросы практической психодиагностики и консультирования/Под ред. Н.Н. Обозова. Л.,1989.

10.Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.,, 1991.

11.Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В 2 т. /МНИИПУ. М., 1997. Т 1.

12.Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В 2 т. / МНИИПУ. М., 1997. Т. 2.

13.Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.,1970.

14.Дегтярева Т.П. Антропов В.А. Найм и отбор персонала: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1994.

15.Забродин Ю.М. Управление человеческими ресурсами как психологическая проблема //Прикл. психология. 1997. № 1.

16.Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.,1993.

17.Исаенко А.Н. Новое в теории и практике управления персоналом //США- ЭПИ. 1991. № 3.

18.Кандо М. Ф. Навыки проведения собеседования: Конспект лекций. М.,1993.

19.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань,1971.

20.Климов Е.А. Общая типология ситуаций и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Вопросы теории и методики индивидуальной профконсультации учащихся / ВНИИ ПТО. Л., 1976.

21.Клуб ищущих работу: Организация и деятельность. М., 1993.

22.Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопр. психологии.1989. № 5.

23.Лакосина Н.Д. Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. М., 1976.

24.Леана К.,Фельдман Д. Как справиться с потерей работы. М.,1995.

25.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.,1977.

26.Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избр. психол. тр. М.; Воронеж, 1996.

27.Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1996.

28.Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб., 1997.

29.Методика индивидуальной профконсультации / Сост. Н. Ф. Гейжан. М., 1982.

30.Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по соц. психологии / Под ред. Г. М. Андреевой, В. С. Агеева. М., 1984.

31.Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М.,1987.

32.Организация, содержание и методика профориентационной работы в службе занятости: Сб. инструкт.-метод. материалов. М.,1994.

33.Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психол. журн., 1992. Т. 13, № 1.

34.Платонов К.К. Проблемы способностей. М.,1972.

35.Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи: Методика для преподавателя и профконсультанта. М.,1993.

36.Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б.А. Федоришина. Киев,1989.

37.Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе: Метод. разработки и сценарии занятий соц. - психол. тренингов. М., 1995.

38.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.,1996.

39.Пряжников Н.С. Схема организации консультаций как процесс взаимодействия // Вестн. МГУ. Сер. Психология. 1989. № 2.

40.Психологические аспекты собеседования с безработными: Метод. пособие / Сост. В.Е. Сигачев. Саратов,1995.

41.Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. М.,1983.

42.Рикка Р. Служба занятости: природа, назначение, функционирование: Пер. с фр. М., 1993.

43.Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

44.Содержание и организация профессиональной ориентации незанятого населения: Науч.-метод. пособие. Калуга, 1996.

45.Теория и практика профориентации и профконсультирования. Вып.1: Психодиагностические методики в профориентационной работе / Под ред. В.В. Спасенникова. Калуга,1994.

46.Теория и практика профориентации и профконсультирования. Вып.2: Профессиональная диагностика. Составление психограмм деятельности специалистов / Под ред. В.В. Спасенникова. Калуга,1996.

47.Технология профессионального консультирования молодежи в службе занятости/ Под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, М.С. Славиной. М.,1995.

48.Управление персоналом организации: Учеб./ Под ред. А.Я. Кибанова. М.,1997.

49.Фанч Ф. Преобразующие диалоги: Пер. с англ. Киев, 1997 (Сер. “Новейшая психология”; Вып.1, 2).

50.Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация: организация и управление. М.,1987.

51.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Наука. М.,1982.

52.Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учеб.-практ. пособие. М.,1997.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример практического задания (кейс-стадис)

Задание для анализа. Используя данный опыт, продумайте и разработайте пакет рекомендаций руководителю организации, решающему проблему разработки системы внутрифирменной подготовки своего персонала

 

Система обучения, способствующая развитию инноваций на французских предприятиях *

В рамках компании НЕС MANAGMENT уже с 1989 г. функционирует несколько отличающаяся от прочих система обучения “Challennge+”, имеющая целью развитие и создание в стране новых предприятий инновационного направления. Критерием отбора кандидатов на обучение является научно-техническая ценность разработок в рамках представленных ими проектов. Данная система обучения объединяет предпринимателей, которые находятся на разных стадиях разработки своих проектов: одни уже начали собственное дело, другие только что получили авторское свидетельство, третьи пока являются служащими различных фирм, но хотели бы открыть свое предприятие. В большинстве своем это дипломированные специалисты в возрасте от 30 до 50 лет. Одни из них интересуются проблемами, ответы на которые уже известны, другие задают вопросы, которые ранее еще не обсуждались, что как бы предвосхищает ситуации, с которыми могут столкнуться в будущем другие обучающиеся.

Продолжительность курса обучения составляет 6 месяцев, его стоимость 30 тыс.франков. Занятия проводятся один раз в неделю. Программа обучения включает следующие аспекты:

· диагностику проектов и краткосрочных планов действий;

· заключение коммерческих контрактов по инновациям;

· выбор юридической организации и изучение налоговой системы;

· конъюнктурный анализ и выбор стратегии;

· организацию бухгалтерского учета и информационной системы управления;

· финансовую политику и финансовое планирование;

· среднесрочное планирование развития.

Среди ассоциированных партнеров по организации курса обучения “Challenge +” можно назвать крупные промышленные и финансовые компании: France Telecom, Credit Lyonnais, Bull, UAP и др., участвующие в финансировании обучения (ежегодный взнос каждой составляет 80 тыс.франков), а также такие государственные научные организации, как ANVAR (национальное агентство по внедрению изобретений), ANCE (национальная ассоциация внешней торговли) и министерство исследований Франции. Государственные организации используются для проведения технических экспертиз предлагаемых нововведений и поиска для них потенциальных потребителей.

В процессе обучения предприниматели совместно с опытными экспертами составляют бизнес-планы, детально рассматривают все функции существующего или организуемого в будущем предприятия с точки зрения реализации нововведений. Досье каждого обучающегося получает оценку технических и финансовых экспертов, а также руководителей предприятий. Затем происходит защита авторского проекта перед членами жюри, в состав которого входят вышеперечисленные ассоциированные партнеры.

Однако основная ценность такого курса обучения состоит не столько в приобретении каких-либо знаний (большинство обучающихся обладают достаточно высокой научно-технической подготовкой), сколько в получении возможности найти свое место в бизнесе благодаря новой информации и возникающим контактам. Кроме того, это позволяет выиграть время целого этапа в развитии инновационного проекта, на котором просчитываются и конкретизируются такие ключевые моменты, как защита интеллектуальной и промышленной собственности, организация технического сотрудничества, финансового регулирования, набора персонала, сбыта продукта или услуги и т.д.

Благодаря системе обучения “Challenge +” в период с 1989 по 1992 гг. 70% из 37 отобранных проектов легли в основу создания нового или способствовали укреплению только что созданного предприятия и 16% проектов вступили в стадию реализации. В течение полугода после прохождения обучения организаторы курсов продолжают держать в поле зрения бывших подопечных, проводя с ними регулярные консультации. Кроме того, руководители курса планируют организацию второго этапа обучения для ранее прошедших данный курс.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Опросник “ Ваш профессиональный опыт “

 

Убедительно просим Вас ответить на предложенные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в проведении научного анализа структуры и содержания профессионального опыта специалистов. Благодарим за Ваше согласие принять участие в научном исследовании.

1. Ваша профессия _____________________________________________

 

2. Ваша специальность __________________________________________

 

3. Ваша должность ______________________________________________

 

4. Перечислите профессии, по которым Вам приходилось работать: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Стаж Вашей трудовой деятельности ___________________________

 

6. Стаж Вашей деятельности по данной специальности ______________

 

7. Перечислите основные события Вашего профессионального опыта:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________

8. Как Вы считаете, чему в первую очередь Вас научил Ваш профессиональный опыт?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Всем известны пушкинские строки “И опыт, сын ошибок трудных...“, не менее известна фраза “ На ошибках учатся“. На каких собственных ошибках Вам довелось учиться в Вашей профессиональной деятельности? Приведите их и прокомментируйте самые значимые для Вас.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. В чем Вы чувствуете себя более уверенно: в оценке собственных профессиональных ограничений или собственных профессиональных возможностей? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Как повлияла Ваша профессия на Вашу жизнь? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Как повлияла Ваша профессия на Вашу личность? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Если бы Вы занимались другой работой, то как это изменило бы Вашу личность? Можете Вы сказать, что профессия наложила на Вас вполне определенный отпечаток? Если да, то какой?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Какие стороны профессионального опыта Вы перенесли в свой жизненный опыт?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Какие стороны жизненного опыта Вы перенесли в свой профессиональный опыт?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Укажите, пожалуйста, Ваши имя, отчество, фамилию и возраст:___________________________________________________________

Дата заполнения анкеты: ________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.094 с.)