Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фетальный период составляет фазу плацентарного развития плода

Поиск

Общая характеристика.

 

Педиатрия изучает человеческий организм от рождения, а в некоторых случаях и от последних месяцев внутриутробной жизни (недоношенные дети) до подросткового возрас

та включительно и является медициной растущего организма. Характерными особеннос-тями детского организма являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В зависи-мости от изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие периоды его жизни:

А. Внутриутробный (антенатальный) период;

C. Интранатальный период (период родов);

Б. Внеутробный (постнатальный) период:

1. период новорожденности (неонатальный период)- с рождения до 28 дня жизни;

2. период грудного возраста (период младенчества) – с 29 дня до 1 года (12 месяцев);

3. период молочных зубов:

а) преддошкольный возраст (ранний возраст) от 1 года до 3 лет;

б) дошкольный возраст (период посещения детского сада) – с 3 до 6 лет;

4. период отрочества (младший школьный возраст, препубертатный период) – с 7 до

11 лет;

5. период полового созревания (старший школьный период, пубертатный период) – с

12 до 17-18 лет).

 

В каждом периоде развития ребенок имеет характерные анатомо-физиологические особенности органов и тканей, исходя из которых необходимо решать вопросы органи-зации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по профилактике инфекци-онных и других наиболее часто встречающихся заболеваний.

Это деление является условным, и провести четкие границы между указанными периодами довольно трудно. Однако им удобно пользоваться при изучении физиологичес-ких и патологических состояний ребенка.

 

АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

(период внутриутробного развития).

ПЕРИОД ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ продолжается от момента оплодот-ворения яйцеклетки до рождения ребенка и составляет 38-40-42 недели. Для нормального физиологического развития плода первостепенное значение имеют состояние здоровья матери и условия ее жизни. В первые 11-12 недель беременности происходит формирова-ние тканей и органов плода. При воздействии неблагоприятных факторов на формирую-щийся плод могут возникнуть пороки развития. Особенность этого периода заключается в быстром росте плода и питании его за счет материнского организма.

 

Различают несколько периодов внутриутробного развития:

1. ГЕРМИНАЛЬНЫЙ или СОБСТВЕННО ЗАРОДЫШЕВЫЙ ПЕРИОД.

Он начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается началом имп-

лантации образовавшейся бласты в слизистую оболочку матки. Его продолжитель-

ность – 1 неделя.

2. ПЕРИОД ИМПЛАНТАЦИИ.

Продолжается около 40 часов, то есть около 2 суток. В это время 50-70% оплодотво-

ренных яйцеклеток не развиваются, так как воздействуют вредные факторы. Они

делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Могут быть тератоген-

ные факторы, особенно сильные, вызывающие патологию, несовместимую с выжива-

нием эмбриона, или формируют тяжелые пороки развития.

 

К экзогенным факторам относятся:

- физические факторы – температурный, ионизирующая радиация (лейкоз);

- влияние питания беременной- содержание в пище матери белка (гипотрофия), гипо-витаминозы (А,Е,В1,В2,В1, В12 - пороки развития костной системы, глаз, сердца, кожи), кофе;

- химические факторы – лекарственные вещества, инсектициды, тяжелые металлы, все спирты;

- вредные привычки – курение (гипоксия плода и асфиксия новорожденного), алко-гольный синдром (микрофтальмия, гипоплазия верхней челюсти, уплощение затыл-ка, дефицит массы тела, пороки развития ССС, почек, отставание в психомоторном развитии и т.д.);

- экологические факторы;

К эндогенным факторам относятся:

- наследственность;

- торможение гестационной доминанты (при различных стрессах, при психической травме, снижением рО2 и повышение рСО2 в крови, снижением Т тела;

- нарушение иммунологических взаимоотношений матери и плода (гемолитическая болезнь);

- соматические заболевания матери – при которых возникают ацидоз, гипоксия, инток-сикация приводящие к выкидышу, недонашиванию, мертворождению, заболевания ССС, органов дыхания, расстройства мозгового кровообращения, гипотрофия.

- недостаточность активности эндокринных желез у матери – у ребенка гипогликеми-ческое состояние, синдром дыхательных расстройств;

- внутриутробные инфекции – микроцефалия, глаукома, катаракта, микрофтальмия, глухота.

 

3. ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

Продолжительность 9 недель. Происходит закладка и органогенез почти всех внутрен-

них органов будущего ребенка. Поэтому воздействие экзогенных и эндогенных факто-

ров вызывает эмбриопатии – грубые анатомические и диспластические пороки разви-

тия. Этот период является критическим.

4. НЕОФЕТАЛЬНЫЙ или ЭМБИОФЕТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

Продолжительность – 2 недели. В этом периоде формируется плацента и плацентарное

кровообращение, заканчивается формирование ЦНС и эндокринной системы. Этот пе-

риод имеет важное значение, так как правильное формирование плаценты и плацентар-

ного кровообращения определяет дальнейшую интенсивность роста плода.

 

Периоды- герминальный, имплантации, эмбриональный, неофетальный составляют ФАЗУ ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЛОДА (I триместр беременности- 12 недель).

5. ФЕТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

Продолжается с 13 недели беременности до рождения ребенка. Выделяется 2 периода –

ранний и поздний.

РАННИЙ фетальный период – с 13 недели до 28 недели беременности включительно – характеризуется интенсивным ростом и тканевой дифференцировкой органов плода. Воз-действие неблагоприятных факторов уже не приводит к формированию пороков, но может быть задержка роста и дифференцировки органов.

ПОЗДНИЙ фетальный период с 29 недели беременности до начала родов. Поражения пло-да в этом периоде уже не влияют на формирование органов и дифференцировку тканей, но может быть преждевременное рождение маловесного ребенка. В этом периоде обеспе-чивается подготовка ребенка к существованию вне материнского организма:

1) депонирование многих компонентов питания: белки, жиры, углеводы, соли, микро-

элементы, витамины;

2) происходит созревание сурфактанта – антиателектатическое высокомолекулярное вещество, основной частью которого является фосфолипид. У плода начинает выра-батываться с 20-24 недели внутриутробного развития на поверхности альвеол, где образует тонкую пленку. Особенно интенсивный выброс сурфактанта происходит во время родов, что способствует процессу первичного расправления легких. До 32-34 недели внутриутробного развития сурфактант считается не зрелым и легко истоща-ется при гипоксии, ацидозе, гипотермии. Полностью система сурфактанта созревает к 36 неделе внутриутробной жизни. Длительные роды (более 2 суток) стимулируют синтез сурфактанта, и у таких детей синдром дыхательных расстройств (СДР) раз-вивается редко. К развитию дефицита сурфактанта предрасполагают сахарный диа-бет у матери, рождение с помощью кесарева сечения, охлаждение, ацидоз, артери-альная гипотензия у ребенка.

3) передача пассивного иммунитета от матери- (естественный пассивный иммунитет)-обеспечивается антителами матери, которые проходят через плаценту и поступают в организм плода. После рождения, если ребенок находится на естественном вскарм-ливании, антитела передаются в составе грудного молока.

 

ИНТРАНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

(период родов).

Период родов начинается с момента родовой деятельности и заканчивается в момент перевязки пуповины. Так заканчивается период родов для ребенка, для женщины он завершается после отделения плаценты. Общая продолжительность физиологических родов у первородящих составляет в среднем 16-18 часов, у повторнородящих – от 10 до 12 часов.

Обычно роды наступают после 10 акушерских месяцев (280 дней, 39-40 недель бере-менности). К этому времени плод становится зрелым, способным к внеутробному суще-ствованию. Такие роды называются своевременными. Если роды происходят в сроки от 28-29 до 37-38 недель беременности, их называют преждевременными, а позже 41-42 недель – запоздалыми.

Благополучное течение родов обусловливает рождение здорового ребенка. Часто встречаются различные нарушения и патологии родового периода – родовые травмы, слабость родовой деятельности, короткая пуповина, обвитие пуповины, раннее излитие околоплодных вод. Все эти акушерские проблемы могут привести к тяжелой патологии новорожденного: внутричерепные травмы, внутриутробное инфицирование, асфиксия

(удушье) и т.д.

 

ВНЕУТРОБНЫЙ ПЕРИОД.

(период внеутробного развития - постнатальный период).

Этот этап начинается с момента перевязки пуповины и первого вдоха ребенка.

 

1. Период новорожденности – неонатальный период.

Наступает с момента рождения ребенка и длится 28 дней. В это время происходит адаптация организма ребенка к существованию вне материнского организма. Неонаталь-ный период делится на ранний неонатальный и поздний неонатальный периоды.

Ранний неонатальный период – начинается с перевязки пуповинного канатика (когда прекращается непосредственная связь ребенка с организмом матери) и первого вдоха и продолжается до окончания 7-х суток. Этот период самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию. В раннем неонатальном периоде наблюдаются существенные физиологические изменения при переходе к внеутробной жизни:

1. начало легочного дыхания.

2. функционирование малого круга кровообращения.

3. изменение энергетического обмена.

4. изменение терморегуляции.

5. энтеральное питание ребенка.

В этом периоде выявляются различные аномалии развития, наследственные заболевания, проявления родовой травмы, асфиксии. Закрываются овальное окно между предсердиями и боталлов проток между аортой и легочной артерией, заселяется микрофлорой пищевари-тельная система, перестраивается система кроветворения. Должны быть обеспечены асептические условия для максимальной защиты ребенка.

Поздний неонатальный период – с 8 –го по 28 день жизни. Здоровый новорожденный в этот период находится дома. Резистентность низкая, полной адаптации к внеутробной жизни еще не произошло, может быть инфицирование.

 

2. Период грудного возраста - период младенчества.

Охватывает период жизни ребенка от 29 дня до 1 года. Основная особенность – высо-кий уровень обменных процессов, быстрые темпы нарастания физического развития, ин-тенсивное нервно-психическое развитие. В первые 3-4 месяца жизни у ребенка сохраняет-ся пассивный иммунитет, полученный от матери, поэтому его организм устойчив к таким инфекционным заболеваниям, как корь, скарлатина, ветряная оспа. Вместе с тем, дети первого года жизни предрасположены к развитию анемии, рахита, гипотрофии, диатезы, нарушениям пищеварения в связи с легко возникающими нарушениями обмена веществ, относи-тельной незрелостью функций желудочно-кишечного тракта, высокой чувстви-тельностью к патогенным микроорганизмам. Для правильного развития ребенка в этот возрастной период особое значение имеют рациональное вскармливание и четкая органи-зация режима дня.

3. Период молочных зубов.

Длится от 1 года до 6-7 лет и подразделяется на преддошкольный возраст от 1 года до 3 лет и дошкольный – от 4 до 6 лет.

В преддошкольном возрасте идет быстрое созревание центральной нервной системы, закрепляются двигательные навыки, формируется речь и характер ребенка. Дети получа-ют большую свободу движений, чем раньше, они умеют ходить, способны выполнять многообразные движения. Двигательная активность огромная, а контроль за адекватно-стью движений и поступков минимальный – возрастает опасность травматизма (ожоги, отравления, электротравмы, инородные тела). Данный факт предъявляет особые требова-ния к воспитанию ребенка, организации его игр, прогулок. Основные требования родите-лям – постоянный контроль и организация атравматической обстановки. В этом возрасте пассивный иммунитет, полученный от матери исчезает, грудное вскармливание заканчи-вается, а приобретенный иммунитет еще очень слаб – возрастает заболеваемость детски-ми капельными инфекциями. Интенсивно увеличивается мышечная масса, завершается прорезывание молочных зубов. Это возраст быстрого совершенствования речи, период первого упрямства, проявления капризности, застенчивости, удивления и страха. Это период обучения навыкам трудовой деятельности, осуществляемого через игру.

Дошкольный возраст – характеризуется быстрым увеличением роста ребенка и, как следствие, изменением пропорций тела. Совершенствуются функции различных органов и систем, происходит дальнейшее развитие речи, нарастает мышечная масса туловища и конечностей, продолжает развиваться скелет, начинается смена молочных зубов на пос-тоянные. Характерно первое физиологическое вытяжение. У ребенка интенсивно разви-вается интеллект, осознается свое социальное «Я». Усложняется трудовая деятельность, значительно улучшается память. Совершенствуются тонкие координированные движе-ния (рисование). Появляются различия в поведении мальчиков и девочек: заботливость, подвижность, сила. Основная особенность – появление потребности общаться со сверст-никами, жить в коллективе, поэтому рекомендуется отдать ребенка в детский сад, что в свою очередь затем облегчит адаптацию ребенка в школе. Остается высоким уровень травматизма, в том числе переломы. Чаще встречаются капельные детские инфекции, возможно начало хронических заболеваний.

 

4. Младший школьный возраст –препубертатный (период отрочества).

Дети в возрасте от 7 до 11 лет. Период характеризуется стабильностью, завершением дифференцировки тканей и органов и совершенствованием функциональных возможнос-тей ребенка. Развивается интеллект, совершенствуется мелкая моторика, формируются привычки и характер. Основные этапы- поступление в школу и первый год обучения. Резкое увеличение физических и умственных нагрузок предъявляет особые требования к организации режима дня и питания ребенка. В этот период обращаемость к врачу мини-мальная, основная причина – травмы. Однако возможна хронизация имевшихся патологи-ческих процессов и развитие сколиоза.

 

5. Старший школьный возраст – пубертатный (период полового созревания).

Дети в возрасте с 11 до 18 лет. Основная особенность – фундаментальная перестройка эндокринной системы, развитие вторичных половых признаков (у мальчиков анатомичес-ки период полового созревания заканчивается к 20-22 годам). Вследствие нестабильности функций организма, подростки характеризуются повышенной возбудимостью, раздражи-тельностью, перепадами настроения и, как следствие, трудностью общения с окружающи-ми, конфликтностью. Для подростков характерны функциональные заболевания – юно- шеская гипертония, вегетососудистая дистония, дискинезия желчевыводящих путей и т.д. Вследствие интенсивной работы эндокринной системы, могут проявиться ранее скрытые заболевания желез внутренней секреции.

 

Таким образом, можно выделить следующие критические периоды детства:

1. Эмбриональная фаза – когда происходит закладка всех органов и систем;

2. период новорожденности – когда происходит адаптация ребенка к внеутробной жизни;

3. пубертатный период – когда происходит эндокринная перестройка и наступает нейро-вегетативная дисфункция.

 

ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

 

А. ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД В. ВНЕУТРОБНЫЙ ПЕРИОД

(АНТЕНАТАЛЬНЫЙ) (ПОСТНАТАЛЬНЫЙ)

38 – 42 недели беременности с рождения до 18 лет.

 

С. ИНТРАНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

(период родов)

с момента регулярных схваток

до рождения ребенка

 

а) фаза эмбрионального развития (эмбрион)

б) фаза плацентарного развития (плод)

1.Герминаль- 2. Период 3. Эбрио- 4. Неофе- 5. Феталь-

ный или соб- импланта- нальный тальный ный а) ранний фетальный период

ственно заро- ции период или период с 13 нед. до 28 недели

дышевый эмбрио- б) поздний фетальный период

период фетальный с 29 недели до рождения

период


1 неделя примерно до 9 2 недели с 13 недель

2 суток недель до рождения

или

40 часов

 

 

а) фаза эмбрионального развития б) фаза плацентарного развития

(12 недель) (28 недель)

 

В) ВНЕУТРОБНЫЙ ПЕРИОД.

 

1. Период новорожденности - до 28 дня

(неонатальный период)

а) ранний неонатальный период - до 7 дней жизни

б) поздний неонатальный период - с 8 дня по 28 день

2. Период грудного возраста

с 29 дня до 1 года

3. Период молочных зубов

а) преддошкольный период от 1 года до 3 лет

б) дошкольный период с 3 до 6 лет

4. Период отрочества – младший школьный возраст

с 7 до 11 лет (препубертатный период)

5. Период полового созревания – старший школьный возраст

с 12 до 18 лет (пубертатный период)

 

Особо выделяется перинатальный период (от 28 недели беременности до 7-го дня жизни ребенка), поскольку риск наступления гибели плода (ребенка) особо велик и, следовательно, этот период времени требует особого внимания медицинских работников.

 

 

Шкала Апгар.

Признак Оценка в баллах
     
Сердцебиение Отсутствует 100 и менее в 1 минуту Более 100 в минуту
Дыхание Отсутствует Крик слабый, редкие нерегулярные (арит мичные) вдохи Громкий крик, ритмичное дыхание 40-60 в минуту
Мышечный тонус Отсутствует Конечности слегка согнуты Активные движения, конечности согнуты в суставах
Рефлекторная воз-будимость (реакция на носовой катетер или пяточный рефлекс) Отсутствует Слабая гримаса Хорошо выражена (кашель, чихание)
Окраска кожи Синюшная или бледная Розовое тело, синюшные конечности (или акроцианоз) Розовая и тело и конечности.

Физиологический катар кожи.

(транзиторная эритема кожи).

Проявляется простой и токсической эритемой.

Простая эритема – реактивная краснота кожи (иногда с легким синюшным оттенком кистей и стоп). Причина – рефлекторное расширение сосудов кожи вследствие мощного воздействия факторов внешней среды (холод) на кожные рецепторы новорожденного. У зрелых доношенных новорожденных сохраняется несколько часов, реже 1-2 дня.

Токсическая эритема – является своеобразной аллергической реакцией кожи новорожден-ного. В отличие от простой эритемы возникает не сразу после рождения, а на 2-5-й день жизни. Проявляется в виде гиперемированных пятен, папул, везикул на всей коже, кроме ладоней и стоп. Сыпь угасает через 2-3 дня, после чего наблюдается мелкое шелушение.

Тактика:

- тщательный уход за кожей;

- гигиеническая ванна с раствором калия перманганата.

 

Транзиторная лихорадка.

Развивается в результате неустойчивого водного обмена и несовершенства терморегу-ляции. Проявляется на 3-5 день жизни в виде лихорадки с температурой 38-39 град.С, беспокойства, жажды, сухости кожи и слизистых. Через 1-2 дня температура нормализу-ется.

Причины:

- недостаточное количество поступления жидкости в организм;

- высокое содержание белка в молозиве;

- перегревание ребенка;

- попадание эндотоксинов кишечной палочки при первичном заселении кишечника микрофлорой.

Тактика:

- дополнительное питье кипяченной воды, 5% глюкозы.

 

Мочекислый инфаркт почек.

Это отложение мочевой кислоты в виде кристаллов в просвете мочевых канальцев.

Проявляется изменением мочи. Она становится мутной, желтовато-коричневого цвета. После высыхания такой мочи на пеленках остаются коричневые пятна и песок. Обнаружи-вается на 3-4-й день жизни на фоне физиологической олигурии (сниженного суточного объема мочи). По мере нарастания диуреза и вымывания кристаллов (в течение 7-10 дней) исчезает.

Причины:

- усиленный распад большого количества клеток;

- особенности белкового обмена.

Тактика:

- дополнительное питье кипяченной воды, 5% глюкозы.

-

 

 

Новорожденного ребенка.

Нервная система.

К моменту рождения наименее развита.

Масса головного мозга по отношению к массе тела составляет 1/8-1/9 часть (у взросло-го – 1/40 часть).

Борозды и извилины сформированы, но выражены недостаточно рельефно.

Мозжечок развит слабо, движения ребенка не скоординированы.

Миелиновые оболочки нервных волокон отсутствуют.

Ткань мозга богата водой; кровоснабжение ее более обильное, чем у взрослых, при этом артериальная сеть развита лучше, чем венозная.

Количество нервных клеток такое же, как у взрослых, но взаимосвязи между ними раз-виты слабо.

Спинной мозг к рождению развит лучше, чем головной мозг, поэтому у ребенка хорошо выражены безусловные рефлексы. Часть из них сохраняется пожизненно (глотательный, кашлевой, чихательный), а часть постепенно и неодновременно угасает, являясь функцио-нальной особенностью первых 3-х месяцев, жизни, например:

  1. Поисковый – при поглаживании угла рта (не касаясь губ), происходит опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя (если нижней губы, то откры-вается рот, опускается нижняя челюсть, наклоняется голова кпереди).
  2. Хоботковый - при быстрых коротких воздействий по губам, они вытягиваются в виде хоботка.
  3. Сосательный – при помещении в рот ребенка соски, он начинает совершать актив-ные, ритмичные сосательные движения.
  4. Хватательный (рефлекс Робинсона) – если поместить указательные пальцы на ла-дони новорожденного и слегка надавить на них, ребенок согнет свои пальцы и зах-ватит пальцы проверяющего так плотно, что его таким образом можно приподнять вверх.
  5. Защитный – при выкладывании ребенка на живот, он поворачивает голову в сторо-ну.
  6. Опоры – при поддержке под мышки и фиксации головки, если ребенка поставить на опору, он упирается в нее полной стопой и как бы стоит на полусогнутых ногах с выпрямленным туловищем.

 

КОСТНАЯ СИСТЕМА.

Начинает формироваться у плода на 5-м месяце внутриутробного развития. Костная ткань грудного возраста имеет волокнистое строение, содержит мало минеральных солей, богата водой и кровеносными сосудами. Вследствие этого кости у ребенка грудного воз-раста мягкие, податливые, легко деформируются при неправильном положении ребенка на руках, неправильном положении в кроватке, легко поддаются искривлению и приоб-ретают неправильную форму под влиянием давящей одежды, узкой обуви. У новорожден-ного большая часть скелета состоит из хрящевой ткани. К 2 годам жизни строение костей у ребенка приближается к таковому у взрослого человека, а к 12 годам они по своему составу уже не отличаются от них.

За счет обильного кровоснабжения наблюдается интенсивный рост костной ткани. Особенностью детского скелета является и относительно большая толщина и функцио-нальная активность надкостницы. Кости детей сравнительно ровные. Костные выступы оформляются и вытягиваются по мере того, как укрепляются и начинают функциониро-вать мышцы.

У новорожденного голова больших размеров и составляет ¼ длины его тела, имеет округлую форму. Череп образован парными – 2-мя височными и 2-мя теменными костями, и непарными костями- лобной и затылочной. Стреловидный, венечный, затылочный швы широкие, хорошо прощупываются. В строении черепа имеется ряд особенностей – нали-чие родничков – участков между костями черепа, лишенных костной ткани и затянутых соединительнотканной перепонкой. Всего имеется 4 родничка: большой, малый и 2 боко-вых. Большой родничок располагается между теменными и лобной костями, имеет форму ромба, размер его в поперечнике – примерно 2-2,5 см; закрывается он в 12-15 месяцев. Малый родничок находится между теменными и затылочной костями, он треугольной формы, закрывается до 3-го месяца жизни. Боковые роднички определяются только у недоношенных детей.

Позвоночник новорожденного почти прямой, без физиологических изгибов. С ростом ребенка и выполнением определенных нагрузок формируются физиологические его изги-бы. В возрасте 2 мес., после того как ребенок начнет держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди); в 6 мес., когда ребенок начинает сидеть – грудной кифоз (изгиб кзади). После года в связи с прямохождением у ребенка возникает поясничный лордоз. Только к 3-4 годам жизни появляется более или менее характерная для взрослого конфи-гурация позвоночника. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, пояс-ничной – к 12 годам. В течение всего детского возраста фиксация позвоночника несо-вершенна и под влиянием недостаточного мышечного развития, неадекватной позы, ме-бели, не соответствующей росту ребенка, легко возникают боковые искривления- сколи-оз, патологическая осанка. Рост позвоночника в длину происходит неравномерно, особенно интенсивно до половой зрелости (у девочек до 15 лет, у мальчиков –до 18 лет), после 19 лет очень медленно.

Грудная клетка ребенка бочкообразной формы или имеет вид усеченного конуса, как бы застыла в положении максимального вдоха. Ребра расположены горизонтально и почти под прямым углом к позвоночнику. Это ограничивает ее подвижность и участие в акте дыхания. С возрастом ребра опускаются и принимают более косое направление, грудная клетка как бы переходит по форме в положение максимального выдоха, увеличивается подвижность грудной клетки, создаются условия для оптимального расправления легких.

Кости таза относительно малы, форма таза напоминает воронку. Рост костей таза от-носительно интенсивно происходит до 6 лет. С 6 до 12 лет имеет место относительная ста-билизация размера таза, а в последующем у девочек – наиболее интенсивное его развитие, у юношей- умеренный рост.

В длинных костях в течение продолжительного времени остаются хрящевые прослой-ки между диафизом и эпифизом – эпифизарные хрящи, клетки которой способны к деле-нию, благодаря чему кость растет в длину. Полное замещение эпифизарных хрящей костной тканью заканчивается к 25 годам.

Развитие зубов.

 

ШКАЛА АПГАР

 

признак 0 баллов 1 балл 2 балла
ЧСС Отсутствует 100 и меньше в минуту Более 100 в минуту
Глубина дыхания То же Аритмичное, крик слабый Нормальное, крик громкий
Мышечный тонус То же Легкое сгибание рук и ног Активные движения
Состояние рефлексов То же Слабо выражено (гримаса) Чиханье, кашель
Окраска кожных покровов Синюшная или бледная Розовое туловище, цианоз рук и ног Розовая.

 

При выявлении у новорожденного состояния средней тяжести или тяжелого немедленно приступают к лечебным мероприятиям.

 

Перевязка пуповины.

Для предупреждения инфекции первичную обработку новорожденного производят с соблюдением асептики рук, перевязочного материала, инструментов. Перевязку пуповины осуществляют в 2 этапа.

Первый этап, или отделение ребенка от матери. Ребенок к этому времени обсушен и помещен на живот матери – обычно через 1 минуту, к моменту окончания пульсации пуповины (при отсутствии показаний к более раннему отделению ребенка - резус-конфликт, асфиксия). На пуповину на расстоянии 10-15 см от пупочного кольца накладывают 2 зажима Кохера с расстоянием между ними 2-3 см. поверхность между зажимами обрабатывают марлевым шариком, смоченным 95% спиртом или 5% спиртовым раствором йода. Пересекают пуповину стерильными ножницами.

Второй этап, или окончательная обработка остатка пуповины у новорожденного. Про-водится на специальном пеленальном столе с обогревом. На расстоянии 0,5-1 см от пупочного кольца на пуповину накладывают пластмассовую скобу Роговина, которая плотно фиксирует остаток пуповины. Скобу накладывают с помощью специального зажима, вследствие чего прекращается поступление крови в пуповинный остаток и обеспечиваются его высыхание и мумификация (сухая гангрена). Вместо скобы Роговина иногда применяют резиновое кольцо, шелковую или кетгутовую лигатуру, которую накладывают на остаток пуповины в 2-3 см, чтобы можно было его использовать для инъекций и проведения заменного переливания крови (ЗПК). Пуповинный остаток отрезают на расстоянии 1-2 см от скобы или лигатуры, вытирают кровь, место обреза обрабатывают йодом, а весь остаток пуповины – спиртом.

Пуповинный остаток отпадает в течение 1-й недели жизни.

 

Уход за кожей.

Кожа новорожденного покрыто естественным кремом – первородной смазкой, обеспе-чивающей дополнительную защиту от проникновения инфекционных агентов. Удалять первородную смазку с кожи новорожденного не следует. Для удаления с кожи ребенка крови и мекония используют стерильную марлевую салфетку, смоченную теплой водой.

Обмывать ребенка под краном в родильном зале не рекомендуется. В дальнейшем, уже в отделении, можно выкупать ребенка в ванночке с теплой (37 град. С) водой.

 

Осмотр новорожденного.

Только что родившегося ребенка внимательно осматривают с целью выявления воз-можных врожденных пороков развития.

Перед переводом в отделение новорожденных или через 2 часа после рождения ребенка взвешивают и измеряют длину его тела.

Профилактика заболеваний глаз. В конъюнктивальный мешок глаза закапывают 2% раствор нитрата серебра однократно или 20% раствор сульфацетамида (Сульфацил-нат-рия) по 2-3 капли сразу после рождения и еще 2 раза с интервалом 10-20 мин. Новорож-

денным девочкам капают по 1-2 капли 2% раствора нитрата серебра на вульву.

Профилактика гипотермии. Поддержание нормальной температуры тела принципи-ально важно для выхаживания новорожденных. Холодовой стресс начинается при сниже-нии температуры его тела менее 36,5 град. С.

Применяется так называемая концепция «тепловой цепочки», представляющей собой ряд взаимосвязанных процедур, уменьшающих вероятность развития гипотермии у ребен-ка, важнейшие из которых:

  • температура воздуха в родильном зале не ниже 24 град. С, включение лампы лучистого тепла за 30 мин. до родов, согревание комплекта белья, предназначенного для ребенка;
  • немедленное обсушивание новорожденного теплой пеленкой, замена влажной пеленки сухой;
  • выкладывание новорожденного, накрытого сухой пеленкой, на грудь матери;
  • раннее прикладывание ребенка к груди матери;
  • предотвращение потерь тепла – на голову новорожденного надевают шапочку, мать и ребенка укрывают одним одеялом;
  • поддержание нормальной температуры тела новорожденного при транспортировке, переводе в другое учреждение.

Доношенных новорожденных выхаживают в кроватке при постоянной температуре окружающей среды. Ребенка пеленают в хлопчатобумажную одежду, оставляя свободной нижнюю часть тела. Не рекомендуется тугое пеленание.

 

Пеленание.

В родильном доме пеленание выполняется перед каждым кормлением с использовани-ем только стерильного белья. Предпочтительно одевать ребенка в хлопчатобумажную одежду, свободно пеленая нижнюю часть тела, оставляя подвижными руки и голову в шапочке. Для ребенка первых месяцев жизни наиболее физиологично широкое пеленание: при пеленании бедра ребенка не смыкаются, а разводятся в стороны. Головка бедренной кости устанавливается в вертлужную впадину; этим создаются благоприятные условия для окончательного формирования тазобедренных суставов.

Существуют несколько вариантов пеленания. Их выбор зависит от зрелости новорож-денного. В первые дни жизни применяется закрытое пеленание, когда детей пеленают вместе с руками. В дальнейшем используют открытое (свободное) пеленание, когда ново-рожденным надевают распашонки, оставляя руки свободными. В течение 1-х суток голову ребенка необходимо покрывать шапочкой.

Для пеленания ребенка используют 4 пеленки, которые расстилают на пеленальном столике: 1-ю – фланелевую, 2-ю пеленку, ситцевую, нужно сложить по диагонали и положить сгибом вверх выше уровня 1-й пеленки на 15 см (для изготовления косынки) или сложить вдвое по длине и положить выше уровня 1-й пеленки (для изготовления шапочки); 3-ю пеленку – ситцевую; 4-ю пеленку, ситцевую, нужно сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника; вместо нее можно использовать традиционный матерчатый подгузник и подгузники промышленного производства.

При недостаточной температуре воздуха в палате используют дополнительно 1-2 пе-ленки, сложенные вчетверо и размещенные «ромбом» после 2-й или 3-й пеленки.

Подгузники: одноразовые и традиционные.

Для ухода за детьми первых лет жизни пригодны любые подгузники, но современные трех слойные одноразовые подгузники имеют ряд преимуществ – растягивающиеся боковинки, гидрофобный и супервпитывающие слои, которые эффективно удаляют и связывают фи-зиологические жидкости.

Существует ряд особенностей в применении подгузников при уходе за детьми первых лет жизни. Так, у девочек основная часть мочи при мочеиспускании попадает в централь-ную часть подгузника (в положении лежа - также в заднюю), у мальчиков – в переднюю часть, что учли при создании подгузников для детей разного пола; при использовании традиционных матерчатых подгузников для мальчиков обычно формируют дополнитель-ную складку в передней части.

Пеленочный дерматит.

Распространенность пеленочного дерматита в грудном возрасте составляет 50%. Он представляет собой раздражение кожи в ягодичной области и (или) внутренней поверх-ности бедер, вызванное

- физическими факторами (повышенной температурой, трением и влажностью пеле-нок и подгузников);

- химическими факторами (раздражением кожи мочой, потом, пищеварительными ферментами и солями желчных кислот, повышением рН кожи при контакте с кало-выми массами);

- микробными (инфицированием патогенной и условно-патогенной микрофлорой,

грибами;

- внешними факторами.

Выраженность пеленочного дерматита варьирует от легкого локального раздражения до обширного и глубокого инфицирования кожных покровов. Возникающий зуд может приводить к беспокойству, повышенной раздражительности ребенка, а также к негатив-ным эмоциям и нарушениям сна. В большинстве случаев пеленочный дерматит возникает у ребенка в связи с дефектами в уходе.

Для профилактики и лечения пеленочного дерматита необходимыми являются некото-рые рекомендации:

  1. применение в полном объеме современного ассортимента с


    Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.18 (0.013 с.)