Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фетальный период составляет фазу плацентарного развития плода↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общая характеристика.
Педиатрия изучает человеческий организм от рождения, а в некоторых случаях и от последних месяцев внутриутробной жизни (недоношенные дети) до подросткового возрас та включительно и является медициной растущего организма. Характерными особеннос-тями детского организма являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В зависи-мости от изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие периоды его жизни: А. Внутриутробный (антенатальный) период; C. Интранатальный период (период родов); Б. Внеутробный (постнатальный) период: 1. период новорожденности (неонатальный период)- с рождения до 28 дня жизни; 2. период грудного возраста (период младенчества) – с 29 дня до 1 года (12 месяцев); 3. период молочных зубов: а) преддошкольный возраст (ранний возраст) от 1 года до 3 лет; б) дошкольный возраст (период посещения детского сада) – с 3 до 6 лет; 4. период отрочества (младший школьный возраст, препубертатный период) – с 7 до 11 лет; 5. период полового созревания (старший школьный период, пубертатный период) – с 12 до 17-18 лет).
В каждом периоде развития ребенок имеет характерные анатомо-физиологические особенности органов и тканей, исходя из которых необходимо решать вопросы органи-зации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по профилактике инфекци-онных и других наиболее часто встречающихся заболеваний. Это деление является условным, и провести четкие границы между указанными периодами довольно трудно. Однако им удобно пользоваться при изучении физиологичес-ких и патологических состояний ребенка.
АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. (период внутриутробного развития). ПЕРИОД ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ продолжается от момента оплодот-ворения яйцеклетки до рождения ребенка и составляет 38-40-42 недели. Для нормального физиологического развития плода первостепенное значение имеют состояние здоровья матери и условия ее жизни. В первые 11-12 недель беременности происходит формирова-ние тканей и органов плода. При воздействии неблагоприятных факторов на формирую-щийся плод могут возникнуть пороки развития. Особенность этого периода заключается в быстром росте плода и питании его за счет материнского организма.
Различают несколько периодов внутриутробного развития: 1. ГЕРМИНАЛЬНЫЙ или СОБСТВЕННО ЗАРОДЫШЕВЫЙ ПЕРИОД. Он начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается началом имп- лантации образовавшейся бласты в слизистую оболочку матки. Его продолжитель- ность – 1 неделя. 2. ПЕРИОД ИМПЛАНТАЦИИ. Продолжается около 40 часов, то есть около 2 суток. В это время 50-70% оплодотво- ренных яйцеклеток не развиваются, так как воздействуют вредные факторы. Они делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Могут быть тератоген- ные факторы, особенно сильные, вызывающие патологию, несовместимую с выжива- нием эмбриона, или формируют тяжелые пороки развития.
К экзогенным факторам относятся: - физические факторы – температурный, ионизирующая радиация (лейкоз); - влияние питания беременной- содержание в пище матери белка (гипотрофия), гипо-витаминозы (А,Е,В1,В2,В1, В12 - пороки развития костной системы, глаз, сердца, кожи), кофе; - химические факторы – лекарственные вещества, инсектициды, тяжелые металлы, все спирты; - вредные привычки – курение (гипоксия плода и асфиксия новорожденного), алко-гольный синдром (микрофтальмия, гипоплазия верхней челюсти, уплощение затыл-ка, дефицит массы тела, пороки развития ССС, почек, отставание в психомоторном развитии и т.д.); - экологические факторы; К эндогенным факторам относятся: - наследственность; - торможение гестационной доминанты (при различных стрессах, при психической травме, снижением рО2 и повышение рСО2 в крови, снижением Т тела; - нарушение иммунологических взаимоотношений матери и плода (гемолитическая болезнь); - соматические заболевания матери – при которых возникают ацидоз, гипоксия, инток-сикация приводящие к выкидышу, недонашиванию, мертворождению, заболевания ССС, органов дыхания, расстройства мозгового кровообращения, гипотрофия. - недостаточность активности эндокринных желез у матери – у ребенка гипогликеми-ческое состояние, синдром дыхательных расстройств; - внутриутробные инфекции – микроцефалия, глаукома, катаракта, микрофтальмия, глухота.
3. ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. Продолжительность 9 недель. Происходит закладка и органогенез почти всех внутрен- них органов будущего ребенка. Поэтому воздействие экзогенных и эндогенных факто- ров вызывает эмбриопатии – грубые анатомические и диспластические пороки разви- тия. Этот период является критическим. 4. НЕОФЕТАЛЬНЫЙ или ЭМБИОФЕТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. Продолжительность – 2 недели. В этом периоде формируется плацента и плацентарное кровообращение, заканчивается формирование ЦНС и эндокринной системы. Этот пе- риод имеет важное значение, так как правильное формирование плаценты и плацентар- ного кровообращения определяет дальнейшую интенсивность роста плода.
Периоды- герминальный, имплантации, эмбриональный, неофетальный составляют ФАЗУ ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЛОДА (I триместр беременности- 12 недель). 5. ФЕТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. Продолжается с 13 недели беременности до рождения ребенка. Выделяется 2 периода – ранний и поздний. РАННИЙ фетальный период – с 13 недели до 28 недели беременности включительно – характеризуется интенсивным ростом и тканевой дифференцировкой органов плода. Воз-действие неблагоприятных факторов уже не приводит к формированию пороков, но может быть задержка роста и дифференцировки органов. ПОЗДНИЙ фетальный период с 29 недели беременности до начала родов. Поражения пло-да в этом периоде уже не влияют на формирование органов и дифференцировку тканей, но может быть преждевременное рождение маловесного ребенка. В этом периоде обеспе-чивается подготовка ребенка к существованию вне материнского организма: 1) депонирование многих компонентов питания: белки, жиры, углеводы, соли, микро- элементы, витамины; 2) происходит созревание сурфактанта – антиателектатическое высокомолекулярное вещество, основной частью которого является фосфолипид. У плода начинает выра-батываться с 20-24 недели внутриутробного развития на поверхности альвеол, где образует тонкую пленку. Особенно интенсивный выброс сурфактанта происходит во время родов, что способствует процессу первичного расправления легких. До 32-34 недели внутриутробного развития сурфактант считается не зрелым и легко истоща-ется при гипоксии, ацидозе, гипотермии. Полностью система сурфактанта созревает к 36 неделе внутриутробной жизни. Длительные роды (более 2 суток) стимулируют синтез сурфактанта, и у таких детей синдром дыхательных расстройств (СДР) раз-вивается редко. К развитию дефицита сурфактанта предрасполагают сахарный диа-бет у матери, рождение с помощью кесарева сечения, охлаждение, ацидоз, артери-альная гипотензия у ребенка. 3) передача пассивного иммунитета от матери- (естественный пассивный иммунитет)-обеспечивается антителами матери, которые проходят через плаценту и поступают в организм плода. После рождения, если ребенок находится на естественном вскарм-ливании, антитела передаются в составе грудного молока.
ИНТРАНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (период родов). Период родов начинается с момента родовой деятельности и заканчивается в момент перевязки пуповины. Так заканчивается период родов для ребенка, для женщины он завершается после отделения плаценты. Общая продолжительность физиологических родов у первородящих составляет в среднем 16-18 часов, у повторнородящих – от 10 до 12 часов. Обычно роды наступают после 10 акушерских месяцев (280 дней, 39-40 недель бере-менности). К этому времени плод становится зрелым, способным к внеутробному суще-ствованию. Такие роды называются своевременными. Если роды происходят в сроки от 28-29 до 37-38 недель беременности, их называют преждевременными, а позже 41-42 недель – запоздалыми. Благополучное течение родов обусловливает рождение здорового ребенка. Часто встречаются различные нарушения и патологии родового периода – родовые травмы, слабость родовой деятельности, короткая пуповина, обвитие пуповины, раннее излитие околоплодных вод. Все эти акушерские проблемы могут привести к тяжелой патологии новорожденного: внутричерепные травмы, внутриутробное инфицирование, асфиксия (удушье) и т.д.
ВНЕУТРОБНЫЙ ПЕРИОД. (период внеутробного развития - постнатальный период). Этот этап начинается с момента перевязки пуповины и первого вдоха ребенка.
1. Период новорожденности – неонатальный период. Наступает с момента рождения ребенка и длится 28 дней. В это время происходит адаптация организма ребенка к существованию вне материнского организма. Неонаталь-ный период делится на ранний неонатальный и поздний неонатальный периоды. Ранний неонатальный период – начинается с перевязки пуповинного канатика (когда прекращается непосредственная связь ребенка с организмом матери) и первого вдоха и продолжается до окончания 7-х суток. Этот период самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию. В раннем неонатальном периоде наблюдаются существенные физиологические изменения при переходе к внеутробной жизни: 1. начало легочного дыхания. 2. функционирование малого круга кровообращения. 3. изменение энергетического обмена. 4. изменение терморегуляции. 5. энтеральное питание ребенка. В этом периоде выявляются различные аномалии развития, наследственные заболевания, проявления родовой травмы, асфиксии. Закрываются овальное окно между предсердиями и боталлов проток между аортой и легочной артерией, заселяется микрофлорой пищевари-тельная система, перестраивается система кроветворения. Должны быть обеспечены асептические условия для максимальной защиты ребенка. Поздний неонатальный период – с 8 –го по 28 день жизни. Здоровый новорожденный в этот период находится дома. Резистентность низкая, полной адаптации к внеутробной жизни еще не произошло, может быть инфицирование.
2. Период грудного возраста - период младенчества. Охватывает период жизни ребенка от 29 дня до 1 года. Основная особенность – высо-кий уровень обменных процессов, быстрые темпы нарастания физического развития, ин-тенсивное нервно-психическое развитие. В первые 3-4 месяца жизни у ребенка сохраняет-ся пассивный иммунитет, полученный от матери, поэтому его организм устойчив к таким инфекционным заболеваниям, как корь, скарлатина, ветряная оспа. Вместе с тем, дети первого года жизни предрасположены к развитию анемии, рахита, гипотрофии, диатезы, нарушениям пищеварения в связи с легко возникающими нарушениями обмена веществ, относи-тельной незрелостью функций желудочно-кишечного тракта, высокой чувстви-тельностью к патогенным микроорганизмам. Для правильного развития ребенка в этот возрастной период особое значение имеют рациональное вскармливание и четкая органи-зация режима дня. 3. Период молочных зубов. Длится от 1 года до 6-7 лет и подразделяется на преддошкольный возраст от 1 года до 3 лет и дошкольный – от 4 до 6 лет. В преддошкольном возрасте идет быстрое созревание центральной нервной системы, закрепляются двигательные навыки, формируется речь и характер ребенка. Дети получа-ют большую свободу движений, чем раньше, они умеют ходить, способны выполнять многообразные движения. Двигательная активность огромная, а контроль за адекватно-стью движений и поступков минимальный – возрастает опасность травматизма (ожоги, отравления, электротравмы, инородные тела). Данный факт предъявляет особые требова-ния к воспитанию ребенка, организации его игр, прогулок. Основные требования родите-лям – постоянный контроль и организация атравматической обстановки. В этом возрасте пассивный иммунитет, полученный от матери исчезает, грудное вскармливание заканчи-вается, а приобретенный иммунитет еще очень слаб – возрастает заболеваемость детски-ми капельными инфекциями. Интенсивно увеличивается мышечная масса, завершается прорезывание молочных зубов. Это возраст быстрого совершенствования речи, период первого упрямства, проявления капризности, застенчивости, удивления и страха. Это период обучения навыкам трудовой деятельности, осуществляемого через игру. Дошкольный возраст – характеризуется быстрым увеличением роста ребенка и, как следствие, изменением пропорций тела. Совершенствуются функции различных органов и систем, происходит дальнейшее развитие речи, нарастает мышечная масса туловища и конечностей, продолжает развиваться скелет, начинается смена молочных зубов на пос-тоянные. Характерно первое физиологическое вытяжение. У ребенка интенсивно разви-вается интеллект, осознается свое социальное «Я». Усложняется трудовая деятельность, значительно улучшается память. Совершенствуются тонкие координированные движе-ния (рисование). Появляются различия в поведении мальчиков и девочек: заботливость, подвижность, сила. Основная особенность – появление потребности общаться со сверст-никами, жить в коллективе, поэтому рекомендуется отдать ребенка в детский сад, что в свою очередь затем облегчит адаптацию ребенка в школе. Остается высоким уровень травматизма, в том числе переломы. Чаще встречаются капельные детские инфекции, возможно начало хронических заболеваний.
4. Младший школьный возраст –препубертатный (период отрочества). Дети в возрасте от 7 до 11 лет. Период характеризуется стабильностью, завершением дифференцировки тканей и органов и совершенствованием функциональных возможнос-тей ребенка. Развивается интеллект, совершенствуется мелкая моторика, формируются привычки и характер. Основные этапы- поступление в школу и первый год обучения. Резкое увеличение физических и умственных нагрузок предъявляет особые требования к организации режима дня и питания ребенка. В этот период обращаемость к врачу мини-мальная, основная причина – травмы. Однако возможна хронизация имевшихся патологи-ческих процессов и развитие сколиоза.
5. Старший школьный возраст – пубертатный (период полового созревания). Дети в возрасте с 11 до 18 лет. Основная особенность – фундаментальная перестройка эндокринной системы, развитие вторичных половых признаков (у мальчиков анатомичес-ки период полового созревания заканчивается к 20-22 годам). Вследствие нестабильности функций организма, подростки характеризуются повышенной возбудимостью, раздражи-тельностью, перепадами настроения и, как следствие, трудностью общения с окружающи-ми, конфликтностью. Для подростков характерны функциональные заболевания – юно- шеская гипертония, вегетососудистая дистония, дискинезия желчевыводящих путей и т.д. Вследствие интенсивной работы эндокринной системы, могут проявиться ранее скрытые заболевания желез внутренней секреции.
Таким образом, можно выделить следующие критические периоды детства: 1. Эмбриональная фаза – когда происходит закладка всех органов и систем; 2. период новорожденности – когда происходит адаптация ребенка к внеутробной жизни; 3. пубертатный период – когда происходит эндокринная перестройка и наступает нейро-вегетативная дисфункция.
ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
А. ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД В. ВНЕУТРОБНЫЙ ПЕРИОД (АНТЕНАТАЛЬНЫЙ) (ПОСТНАТАЛЬНЫЙ) 38 – 42 недели беременности с рождения до 18 лет.
С. ИНТРАНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (период родов) с момента регулярных схваток до рождения ребенка
а) фаза эмбрионального развития (эмбрион) б) фаза плацентарного развития (плод)
1.Герминаль- 2. Период 3. Эбрио- 4. Неофе- 5. Феталь- ный или соб- импланта- нальный тальный ный а) ранний фетальный период ственно заро- ции период или период с 13 нед. до 28 недели дышевый эмбрио- б) поздний фетальный период период фетальный с 29 недели до рождения период 1 неделя примерно до 9 2 недели с 13 недель 2 суток недель до рождения или 40 часов
а) фаза эмбрионального развития б) фаза плацентарного развития (12 недель) (28 недель)
В) ВНЕУТРОБНЫЙ ПЕРИОД.
1. Период новорожденности - до 28 дня (неонатальный период) а) ранний неонатальный период - до 7 дней жизни б) поздний неонатальный период - с 8 дня по 28 день 2. Период грудного возраста с 29 дня до 1 года 3. Период молочных зубов а) преддошкольный период от 1 года до 3 лет б) дошкольный период с 3 до 6 лет 4. Период отрочества – младший школьный возраст с 7 до 11 лет (препубертатный период) 5. Период полового созревания – старший школьный возраст с 12 до 18 лет (пубертатный период)
Особо выделяется перинатальный период (от 28 недели беременности до 7-го дня жизни ребенка), поскольку риск наступления гибели плода (ребенка) особо велик и, следовательно, этот период времени требует особого внимания медицинских работников.
Шкала Апгар.
Физиологический катар кожи. (транзиторная эритема кожи). Проявляется простой и токсической эритемой. Простая эритема – реактивная краснота кожи (иногда с легким синюшным оттенком кистей и стоп). Причина – рефлекторное расширение сосудов кожи вследствие мощного воздействия факторов внешней среды (холод) на кожные рецепторы новорожденного. У зрелых доношенных новорожденных сохраняется несколько часов, реже 1-2 дня. Токсическая эритема – является своеобразной аллергической реакцией кожи новорожден-ного. В отличие от простой эритемы возникает не сразу после рождения, а на 2-5-й день жизни. Проявляется в виде гиперемированных пятен, папул, везикул на всей коже, кроме ладоней и стоп. Сыпь угасает через 2-3 дня, после чего наблюдается мелкое шелушение. Тактика: - тщательный уход за кожей; - гигиеническая ванна с раствором калия перманганата.
Транзиторная лихорадка. Развивается в результате неустойчивого водного обмена и несовершенства терморегу-ляции. Проявляется на 3-5 день жизни в виде лихорадки с температурой 38-39 град.С, беспокойства, жажды, сухости кожи и слизистых. Через 1-2 дня температура нормализу-ется. Причины: - недостаточное количество поступления жидкости в организм; - высокое содержание белка в молозиве; - перегревание ребенка; - попадание эндотоксинов кишечной палочки при первичном заселении кишечника микрофлорой. Тактика: - дополнительное питье кипяченной воды, 5% глюкозы.
Мочекислый инфаркт почек. Это отложение мочевой кислоты в виде кристаллов в просвете мочевых канальцев. Проявляется изменением мочи. Она становится мутной, желтовато-коричневого цвета. После высыхания такой мочи на пеленках остаются коричневые пятна и песок. Обнаружи-вается на 3-4-й день жизни на фоне физиологической олигурии (сниженного суточного объема мочи). По мере нарастания диуреза и вымывания кристаллов (в течение 7-10 дней) исчезает. Причины: - усиленный распад большого количества клеток; - особенности белкового обмена. Тактика: - дополнительное питье кипяченной воды, 5% глюкозы. -
Новорожденного ребенка. Нервная система. К моменту рождения наименее развита. Масса головного мозга по отношению к массе тела составляет 1/8-1/9 часть (у взросло-го – 1/40 часть). Борозды и извилины сформированы, но выражены недостаточно рельефно. Мозжечок развит слабо, движения ребенка не скоординированы. Миелиновые оболочки нервных волокон отсутствуют. Ткань мозга богата водой; кровоснабжение ее более обильное, чем у взрослых, при этом артериальная сеть развита лучше, чем венозная. Количество нервных клеток такое же, как у взрослых, но взаимосвязи между ними раз-виты слабо. Спинной мозг к рождению развит лучше, чем головной мозг, поэтому у ребенка хорошо выражены безусловные рефлексы. Часть из них сохраняется пожизненно (глотательный, кашлевой, чихательный), а часть постепенно и неодновременно угасает, являясь функцио-нальной особенностью первых 3-х месяцев, жизни, например:
КОСТНАЯ СИСТЕМА. Начинает формироваться у плода на 5-м месяце внутриутробного развития. Костная ткань грудного возраста имеет волокнистое строение, содержит мало минеральных солей, богата водой и кровеносными сосудами. Вследствие этого кости у ребенка грудного воз-раста мягкие, податливые, легко деформируются при неправильном положении ребенка на руках, неправильном положении в кроватке, легко поддаются искривлению и приоб-ретают неправильную форму под влиянием давящей одежды, узкой обуви. У новорожден-ного большая часть скелета состоит из хрящевой ткани. К 2 годам жизни строение костей у ребенка приближается к таковому у взрослого человека, а к 12 годам они по своему составу уже не отличаются от них. За счет обильного кровоснабжения наблюдается интенсивный рост костной ткани. Особенностью детского скелета является и относительно большая толщина и функцио-нальная активность надкостницы. Кости детей сравнительно ровные. Костные выступы оформляются и вытягиваются по мере того, как укрепляются и начинают функциониро-вать мышцы. У новорожденного голова больших размеров и составляет ¼ длины его тела, имеет округлую форму. Череп образован парными – 2-мя височными и 2-мя теменными костями, и непарными костями- лобной и затылочной. Стреловидный, венечный, затылочный швы широкие, хорошо прощупываются. В строении черепа имеется ряд особенностей – нали-чие родничков – участков между костями черепа, лишенных костной ткани и затянутых соединительнотканной перепонкой. Всего имеется 4 родничка: большой, малый и 2 боко-вых. Большой родничок располагается между теменными и лобной костями, имеет форму ромба, размер его в поперечнике – примерно 2-2,5 см; закрывается он в 12-15 месяцев. Малый родничок находится между теменными и затылочной костями, он треугольной формы, закрывается до 3-го месяца жизни. Боковые роднички определяются только у недоношенных детей. Позвоночник новорожденного почти прямой, без физиологических изгибов. С ростом ребенка и выполнением определенных нагрузок формируются физиологические его изги-бы. В возрасте 2 мес., после того как ребенок начнет держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди); в 6 мес., когда ребенок начинает сидеть – грудной кифоз (изгиб кзади). После года в связи с прямохождением у ребенка возникает поясничный лордоз. Только к 3-4 годам жизни появляется более или менее характерная для взрослого конфи-гурация позвоночника. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, пояс-ничной – к 12 годам. В течение всего детского возраста фиксация позвоночника несо-вершенна и под влиянием недостаточного мышечного развития, неадекватной позы, ме-бели, не соответствующей росту ребенка, легко возникают боковые искривления- сколи-оз, патологическая осанка. Рост позвоночника в длину происходит неравномерно, особенно интенсивно до половой зрелости (у девочек до 15 лет, у мальчиков –до 18 лет), после 19 лет очень медленно. Грудная клетка ребенка бочкообразной формы или имеет вид усеченного конуса, как бы застыла в положении максимального вдоха. Ребра расположены горизонтально и почти под прямым углом к позвоночнику. Это ограничивает ее подвижность и участие в акте дыхания. С возрастом ребра опускаются и принимают более косое направление, грудная клетка как бы переходит по форме в положение максимального выдоха, увеличивается подвижность грудной клетки, создаются условия для оптимального расправления легких. Кости таза относительно малы, форма таза напоминает воронку. Рост костей таза от-носительно интенсивно происходит до 6 лет. С 6 до 12 лет имеет место относительная ста-билизация размера таза, а в последующем у девочек – наиболее интенсивное его развитие, у юношей- умеренный рост. В длинных костях в течение продолжительного времени остаются хрящевые прослой-ки между диафизом и эпифизом – эпифизарные хрящи, клетки которой способны к деле-нию, благодаря чему кость растет в длину. Полное замещение эпифизарных хрящей костной тканью заканчивается к 25 годам. Развитие зубов.
ШКАЛА АПГАР
При выявлении у новорожденного состояния средней тяжести или тяжелого немедленно приступают к лечебным мероприятиям.
Перевязка пуповины. Для предупреждения инфекции первичную обработку новорожденного производят с соблюдением асептики рук, перевязочного материала, инструментов. Перевязку пуповины осуществляют в 2 этапа. Первый этап, или отделение ребенка от матери. Ребенок к этому времени обсушен и помещен на живот матери – обычно через 1 минуту, к моменту окончания пульсации пуповины (при отсутствии показаний к более раннему отделению ребенка - резус-конфликт, асфиксия). На пуповину на расстоянии 10-15 см от пупочного кольца накладывают 2 зажима Кохера с расстоянием между ними 2-3 см. поверхность между зажимами обрабатывают марлевым шариком, смоченным 95% спиртом или 5% спиртовым раствором йода. Пересекают пуповину стерильными ножницами. Второй этап, или окончательная обработка остатка пуповины у новорожденного. Про-водится на специальном пеленальном столе с обогревом. На расстоянии 0,5-1 см от пупочного кольца на пуповину накладывают пластмассовую скобу Роговина, которая плотно фиксирует остаток пуповины. Скобу накладывают с помощью специального зажима, вследствие чего прекращается поступление крови в пуповинный остаток и обеспечиваются его высыхание и мумификация (сухая гангрена). Вместо скобы Роговина иногда применяют резиновое кольцо, шелковую или кетгутовую лигатуру, которую накладывают на остаток пуповины в 2-3 см, чтобы можно было его использовать для инъекций и проведения заменного переливания крови (ЗПК). Пуповинный остаток отрезают на расстоянии 1-2 см от скобы или лигатуры, вытирают кровь, место обреза обрабатывают йодом, а весь остаток пуповины – спиртом. Пуповинный остаток отпадает в течение 1-й недели жизни.
Уход за кожей. Кожа новорожденного покрыто естественным кремом – первородной смазкой, обеспе-чивающей дополнительную защиту от проникновения инфекционных агентов. Удалять первородную смазку с кожи новорожденного не следует. Для удаления с кожи ребенка крови и мекония используют стерильную марлевую салфетку, смоченную теплой водой. Обмывать ребенка под краном в родильном зале не рекомендуется. В дальнейшем, уже в отделении, можно выкупать ребенка в ванночке с теплой (37 град. С) водой.
Осмотр новорожденного. Только что родившегося ребенка внимательно осматривают с целью выявления воз-можных врожденных пороков развития. Перед переводом в отделение новорожденных или через 2 часа после рождения ребенка взвешивают и измеряют длину его тела. Профилактика заболеваний глаз. В конъюнктивальный мешок глаза закапывают 2% раствор нитрата серебра однократно или 20% раствор сульфацетамида (Сульфацил-нат-рия) по 2-3 капли сразу после рождения и еще 2 раза с интервалом 10-20 мин. Новорож- денным девочкам капают по 1-2 капли 2% раствора нитрата серебра на вульву. Профилактика гипотермии. Поддержание нормальной температуры тела принципи-ально важно для выхаживания новорожденных. Холодовой стресс начинается при сниже-нии температуры его тела менее 36,5 град. С. Применяется так называемая концепция «тепловой цепочки», представляющей собой ряд взаимосвязанных процедур, уменьшающих вероятность развития гипотермии у ребен-ка, важнейшие из которых:
Доношенных новорожденных выхаживают в кроватке при постоянной температуре окружающей среды. Ребенка пеленают в хлопчатобумажную одежду, оставляя свободной нижнюю часть тела. Не рекомендуется тугое пеленание.
Пеленание. В родильном доме пеленание выполняется перед каждым кормлением с использовани-ем только стерильного белья. Предпочтительно одевать ребенка в хлопчатобумажную одежду, свободно пеленая нижнюю часть тела, оставляя подвижными руки и голову в шапочке. Для ребенка первых месяцев жизни наиболее физиологично широкое пеленание: при пеленании бедра ребенка не смыкаются, а разводятся в стороны. Головка бедренной кости устанавливается в вертлужную впадину; этим создаются благоприятные условия для окончательного формирования тазобедренных суставов. Существуют несколько вариантов пеленания. Их выбор зависит от зрелости новорож-денного. В первые дни жизни применяется закрытое пеленание, когда детей пеленают вместе с руками. В дальнейшем используют открытое (свободное) пеленание, когда ново-рожденным надевают распашонки, оставляя руки свободными. В течение 1-х суток голову ребенка необходимо покрывать шапочкой. Для пеленания ребенка используют 4 пеленки, которые расстилают на пеленальном столике: 1-ю – фланелевую, 2-ю пеленку, ситцевую, нужно сложить по диагонали и положить сгибом вверх выше уровня 1-й пеленки на 15 см (для изготовления косынки) или сложить вдвое по длине и положить выше уровня 1-й пеленки (для изготовления шапочки); 3-ю пеленку – ситцевую; 4-ю пеленку, ситцевую, нужно сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника; вместо нее можно использовать традиционный матерчатый подгузник и подгузники промышленного производства. При недостаточной температуре воздуха в палате используют дополнительно 1-2 пе-ленки, сложенные вчетверо и размещенные «ромбом» после 2-й или 3-й пеленки. Подгузники: одноразовые и традиционные. Для ухода за детьми первых лет жизни пригодны любые подгузники, но современные трех слойные одноразовые подгузники имеют ряд преимуществ – растягивающиеся боковинки, гидрофобный и супервпитывающие слои, которые эффективно удаляют и связывают фи-зиологические жидкости. Существует ряд особенностей в применении подгузников при уходе за детьми первых лет жизни. Так, у девочек основная часть мочи при мочеиспускании попадает в централь-ную часть подгузника (в положении лежа - также в заднюю), у мальчиков – в переднюю часть, что учли при создании подгузников для детей разного пола; при использовании традиционных матерчатых подгузников для мальчиков обычно формируют дополнитель-ную складку в передней части. Пеленочный дерматит. Распространенность пеленочного дерматита в грудном возрасте составляет 50%. Он представляет собой раздражение кожи в ягодичной области и (или) внутренней поверх-ности бедер, вызванное - физическими факторами (повышенной температурой, трением и влажностью пеле-нок и подгузников); - химическими факторами (раздражением кожи мочой, потом, пищеварительными ферментами и солями желчных кислот, повышением рН кожи при контакте с кало-выми массами); - микробными (инфицированием патогенной и условно-патогенной микрофлорой, грибами; - внешними факторами. Выраженность пеленочного дерматита варьирует от легкого локального раздражения до обширного и глубокого инфицирования кожных покровов. Возникающий зуд может приводить к беспокойству, повышенной раздражительности ребенка, а также к негатив-ным эмоциям и нарушениям сна. В большинстве случаев пеленочный дерматит возникает у ребенка в связи с дефектами в уходе. Для профилактики и лечения пеленочного дерматита необходимыми являются некото-рые рекомендации:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.238.67 (0.023 с.) |