Особенности гигиенического ухода за ребенком грудного возраста на дому. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности гигиенического ухода за ребенком грудного возраста на дому.



Рождение полностью меняет привычный ритм, так как все 9 мес. внутри матери плод обеспечен всем необходимым. Но сразу после рождения возникает необходимость защиты ребенка от агрессивных факторов внешней среды. Поэтому большое внимание уделяется организации режима дня и соблюдению гигиенических требований на дому.

Режим сна. Первые 3 мес. сон – необходимое условие для развития нервной системы ре-бенка и постепенного укрепления костной ткани. Большинство младенцев просыпаются каждые 2-3 часа, почувствовав голод, и быстро вновь засыпают. Надо дать понять ребен-ку, что день – это время активности, а ночь предназначена для отдыха. Поэтому ночью кормить грудью или давать бутылочку лучше в полумраке. Без лишних слов и жестов

Укладывают ребенка спать сразу после кормления. Выдерживают очередность событий: прогулка, игра, вечернее купание и еда должны предшествовать сну.

Нежелательна смена окружения. Важно, чтобы ребенок засыпал и просыпался в одной и той же обстановке. К 3-6 мес. жизни ночной сон становится длиннее – ребенок спит не-прерывно по 5-6 часов. Утреннее пробуждение уже не связано с чувством голода. Ребенок вполне может потерпеть какое-то время, прежде чем его начнут кормить. С 4 мес. ребенка приучают засыпать и просыпаться в одиночестве. Ночью не включают свет (включают только вечером), а занавески открыты только днем. Не рекомендуется укачивать ребенка на руках.

Спальное место. Ребенок должен спать в детской кровати с регулируемым уровнем ма-траца и подвижной передней стенкой. Для новорожденного и детей до 3 мес. жизни мож-но использовать детскую корзину или колыбель. Расстояние между прутьями перегородки в кровати не должно превышать 6,5 см, минимальная высота стенки кровати – 60 см. Сна-чала матрац устанавливают повыше, а через 7-8 мес., когда ребенок начинает самостоя-тельно сидеть, закрепляют ниже. Матрас должен быть жестким и соответствовать разме-рам кровати. Из соображений безопасности нельзя класть в детскую кровать перину, подушку, одеяло и мягкие игрушки.

 

Чистота и уют в доме.

Место, куда младенца приносят из родильного дома, должно быть отмыто до «зеркаль-ного блеска».

Детская комната. Пол в комнате малыша – паркетный или покрыт ламинатом. Из дет-ской комнаты убирают ковры, нельзя держать открытыми книжные полки. Влажная убор-ка проводится ежедневно. Лучше избегать тюлевых занавесок и штор. Если они есть, их стирают раз в квартал. Еженедельно у ребенка моют его стульчик, манеж протирают ча-ще. Игрушки моют детским или хозяйственным мылом. Каждый день моют с дезинфици-рующим раствором детские ванночку и подставку для купания. Периодически проверяют чистоту краев кровати и матраца, где быстро накапливается пыль. Все, что попадает в ру-ки ребенка (игрушки, соска и т.д.), должно быть тщательно вымыто или прокипячено.

Детский уголок на кухне. Выделяют место, где хранятся только вещи ребенка. Детскую посуду не следует мыть в посудомоечной машине. Прежде чем начинать готовить еду для ребенка, моют руки с мылом.

Одежда. Одевать ребенка нужно так, чтобы она не стесняла движений и в то же время не была слишком просторной. Примерно с 1 мес. ребенок чувствует себя комфортно, если на него наденут ползунки, кофточку или комбинезон. В зависимости от времени года и пого-ды надевают теплые вещи или одежду из тонкого трикотажа. Ребенку нужна обувь: вна-чале это мягкие пинетки, вязаные башмачки, чтобы привыкнуть к ощущению обуви на но-гах и избежать проблем при надевании настоящих ботинок. По мере того как ребенок на-чинает стоять, ему необходима одежда, не стесняющая движений.

Первые 1-2 мес. ребенка необходимо переодевать во все чистое каждый раз, в дальней-шем каждый день меняют только нижнее белье, а другие вещи – 1 раз в 2 дня. Слюнявчики меняют каждый раз.

Стирка. С 2-3 мес. одежду ребенка можно стирать в стиральной машине со специальным детским порошком или мелко наструганным хозяйственным мылом. После стирки вещи надо полоскать в 2-3 водах. Шерстяную одежду стирают вручную. Все детские вещи обя- зательно гладят. Верхнюю одежду стирают по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.

 

 

МАССАЖ и ЗАКАЛИВАНИЕ.

Массаж делают всем детям грудного возраста для улучшения кровообращения и об-мена веществ в коже и мышцах, поэтому медработник должен знать основные приемы и учить технике массажа молодых родителей (в школе материнства).

Несколько «золотых» правил:

· перед процедурой ребенок должен быть сыт и доволен (лучше делать массаж после сна);

· перед ней обязательно моют руки;

· руки проводящего массаж должны быть теплыми, их смазывают маслом или детским кремом;

· процедуру проводят в хорошем настроении, обязательны общение с ребенком и улыбки.

Основными приемами массажа для ребенка грудного возраста являются поглаживание и растирание. Во время массажа рук и ног им придают положение легкого полусгиба.

 

Начинают массаж с поглаживания (ребенок на животе) – легкими обхватывающими движениями поглаживают сначала одну половину туловища, затем – другую. Движение руки: от подмышечной впадины через ягодицу и по всей поверхности ноги. Далее, не ме-няя исходного положения ребенка, пальцами руки массируют бедра и ноги, при этом свободной рукой придерживают спину малыша.

 

Упражнение для спины: одна рука у основания головы, другая – у поясницы. Легкими движениями как бы растягивают кожу вдоль позвоночника. На сам позвоночник во время проведения упражнения давить не надо.

 

Следующее упражнение: ребенок по –прежнему на животе. Кладут руки ему на спину. Мягкими, слегка давящими движениями отводят от позвоночника вдоль ребер по направ-лению к животу. Нежными движениями гладят бока ребенка, проводя руками сверху вниз от подмышечной впадины до бедра и дальше по ноге.

 

Ребенок лежит на боку. Положив руки на спину ребенка, медленно разводят их в раз-ные стороны, как бы растягивая кожу спины. Слегка подняв руку ребенка, круговыми лег-кими движениями массируют ее по направлению от кисти к плечу. В том же положении со слегка поднятой рукой массируют бока ребенка, «захватив» спину и ягодицы.

 

Упражнения для стопы: большим пальцем руки выполняют круговые поглаживания стопы ребенка, упражнение «запятая» - большим пальцем нажимают на середину верхней части стопы под пальцами (они согнутся). Не отрывая своего пальца, проводят им по на-ружному краю стопы, затем нажимают на середину пятки (пальцы ребенка распрямятся).

 

 

Массаж должен приносить удовольствие. Если ребенок устал или у него ухудшилось настроение, не следует настаивать на продолжении процедуры. Массаж – серьезная нагрузка для организма.

 

Закаливание.

Медработнику, занимающемуся с детьми, необходимо знать основные правила закали-вания. В основе физического воспитания и закаливания лежат гигиенические правила ухода за ребенком, рациональная и соответствующая погоде одежда, использование физи-ческих факторов.

 

Прогулки с младенцем начинают еще в период новорожденности. Это важный фактор закаливания в грудном возрасте. Ребенок гуляет на воздухе ежедневно независимо от вре-мени года и погоды (исключение – сильный ветер, дождь и т.д.). Даже зимой гуляют 2-3 раза в день: месячный ребенок должен находиться на воздухе около 40 минут в день. Пос-тепенно время прогулки увеличивают на 5-10 мин, доводя ее продолжительность к 3-ме-сячному возрасту приблизительно до 4 часов в день. В холодное время года нос и руки ребенка во время прогулки должны оставаться теплыми, а по возвращении домой он не должен быть вспотевшим. Летом младенец должен гулять по возможности целый день. Небольшая простуда при отсутствии повышения температуры тела не является поводом для отказа от прогулки.

 

Воздушные ванны летом проводят на воздухе, а зимой в помещении; в любом случае температура воздуха не должна быть ниже 20-22 град. С. Процедуру проводят 2-3 раза в день во время пеленания, оставляя 1-1,5месячного ребенка обнаженным на 1-2 мин. К по-лугоду жизни это время увеличивают до 8-10 мин, а к концу года – до 12-15 мин. Во время воздушной ванны меняют положение; одновременно можно выполнять массаж или гимна-стику. Летом воздушные ванны проводят в тени, так как у детей до года прямые солнеч-ные лучи легко вызывают перегревание (тепловой удар или ожоги кожи).

 

Гимнастику, как и массаж, начинают обычно в 1-1,5 мес. Комнату хорошо проветрива-ют, температура воздуха должна быть не ниже 20 град.С. Для занятий удобен стол-пеле-нальник высотой около 70 см, покрытый сложенным в несколько слоев одеялом, клеенкой и пеленкой. Летом процедуры проводят на воздухе, в тени, при температуре не ниже 20-22 град.С. Для процедуры лучше выбирать одно и то же время – за 30 мин. до кормления или через 1-1,5 час. после него. Каждое упражнение повторяют от 2 до 6 раз. Общая продол- жительность занятий не больше 10-12 мин; их можно проводить 2 раза в день.

Основное внимание при занятиях гимнастикой в грудном возрасте уделяют развитию движений. До 3-4 мес. активно сгибать и разгибать руки и ноги не следует, так как в этом периоде преобладает тонус мышц-сгибателей конечностей и можно повредить мышцы и связки. В возрасте 1,5-3 мес применяют так называемые пассивные упражнения, основан-ные на безусловных рефлексах: проведение пальцами по позвоночнику вызывает его раз-гибание, при укладывании на живот ребенок старается приподнять голову, при прикосно-вении к стопам – отталкивается ногами и т.д. Полезно вызывать активные движения ног, рук и всего тела в ответ на поглаживание и обращение к ребенку. По возможности нес-колько раз в день ребенка выкладывают на живот. В возрасте 3-6 мес. упражнения связа-ны с пассивными движениями рук и ног ребенка – скрещивание, растягивание мышц-раз-гибателей спины и др., а в конце этого периода – активные упражнения, стимулирующие ползание, движения рук. Роль стимуляторов выполняют яркие игрушки.

В возрасте 6-8 мес обращают внимание на упражнения, обучающие садиться, ползать, поэтому укрепляют группы мышц туловища и конечностей. Во время упражнений полез-но разговаривать с малышом; по указанию он может выполнять некоторые упражнения

(это развивает сенсорную речь). В комплекс упражнений входят повороты со спины на живот, круговые движения руками, выгибание, приседание. Желательно использовать для занятий яркие, разные по форме игрушки. В 9-14 мес ребенок начинает вставать и ходить, понимать речь. С ним выполняют такие упражнения, как поднимание ног, приседание при поддержке за руки, наклон, выпрямление туловища и т.д.

 

Водные процедуры в качестве закаливания начинают в 3-4 мес с влажных обтираний. Вначале в течение 1,5- 2 нед. кожу ребенка 2 раза в день растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. После сухих обтираний применяют влажные. Температура воды вначале 35036 град. С, через 1 неделю 32-33 град.С, затем каждый месяц температуру снижают на 1 град.С, но не ниже 30 град.С. Обтирания прово-дят обычно после утреннего сна в течение 2-6 минут.

 

Закаливающие процедуры и массаж должны вызывать у ребенка только положи-тельные эмоции. После случайного или вынужденного (заболевание) перерыва закали-вание возобновляют с начальных этапов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.014 с.)