Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты международного экономического права.

Поиск

Международные экономические отношения имеют два уровня — публично-правовой и частноправовой. В публично-правовом аспекте международные экономические отношения — это отношения между основными субъектами международного права.

Поскольку международное экономическое право представляет со­бой отрасль международного публичного права, то и основными субъ­ектами правоотношений выступают основные субъекты международ­ного права — государства и международные организации. В системе регулирования международных экономических отношений государст­ва занимают центральное место.

Международное экономическое право в целом отражает законо­мерности развития рыночной экономики. Происходит усложнение задач по управлению экономическими процессами, что приводит к возрастанию роли государства и к увеличению возможностей эконо­мического права в развитии и национальной экономики и мирового хозяйства. Например, Венская конвенция о дипломатических сноше­ниях 1961 г. закрепляет такую функцию дипломатических представи­тельств, как развитие отношений в области экономики.

Особое значение для нормализации экономических отношений имеет институт дипломатической защиты государством своих граждан и юридических лиц. По общему правилу, дипломатическая защита оказывается после того, как частное лицо исчерпало местные средства защиты (судебные и административные) в иностранном государстве.

В системе международно-правового регулирования экономиче­ских отношений фактически легализована дифференциация госу­дарств в зависимости от уровня экономического развития:

1- Экономически развитые страны с рыночной экономикой.

2- Развивающиеся страны, правовое обособление которых осуще­ствлено посредством принципа преференций.

3- Страны с переходной экономикой (бывшие социалистические государства).

В середине 60-х гг. XX в. развивающиеся государства (бывшие колонии) добились отступления от принципа формального равенства государств в пользу фактического равенства посредством введения обей системы преференций. Предполагалось, что развитые страны предоставят развивающимся односторонние уступки, льготы и преимущества в сфере международных экономических отношений. Благодаря этому развивающиеся страны по мере развития национальной экономики добьются статуса развитых стран и лишатся права на преференции.

В последней четверти XX в. произошло расслоение развивающих стран, также получившее международно-правовую легализацию:

1. Новые индустриальные страны (Катар, Кувейт, ОАЭ, Аргентина и некоторые другие государства Латинской Америки и Конго Восточной Азии).

2. Наименее развитые страны (Танзания, Сомали, Непал, Мьянма Вьетнам — всего около 50 государств).

3. Развивающиеся государства (Марокко, Алжир, Тунис, Панама и др.).

В случае с развивающимися странами речь идет об адаптации к со­временной системе международных экономических отношений госу­дарств с ненадлежащим уровнем экономического развития. В случае со странами с переходной экономикой речь идет об адаптации госу­дарств с недостаточно развитой рыночной экономикой, обусловлен­ной многолетним господством государственно-монополистической экономики (Китай, Россия, Румыния и др.).

Международной функциональной правосубъектностью на основе их учредительных документов наделены многие международные эко­номические и иные организации. К ним относятся и торгово-экономические объединения государств:

1. Свободные экономические зоны (ассоциации свободной торгов­ли) — отмена таможенных и иных ограничений на торговлю для уча­ствующих государств.

2. Таможенные союзы — отмена национальных таможенных тари­фов, введение общих таможенных тарифов и проведение согласован­ной таможенной политики.

3. Экономические союзы — высокая степень интеграции экономи­ки государств-участников: общий рынок товаров, услуг, рабочей силы, капиталов.

4. Преференциальные системы — обеспечение льгот и привилегии во внешней торговле определенным государствам.

Международные организации — важные субъекты международного экономического права. Особое место в международном экономическом праве принадлежит международным межправительственным органам и организациям, занимающимся вопросами хозяйственно деятельности: ЭКОСОС, ЮНИДО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, ВТО, ОПЕК, Группа Всемирного банка и др. Такие организации обладает определенной спецификой по сравнению с другими международны-организациями: государства наделяют экономические организации более широкими регулирующими функциями. Резолюции международныхэкономических организаций имеют огромное значение, — они дополняют правовые нормы, конкретизируют и даже заменяют В некоторых организациях существуют жесткие механизмы по осуществлению принятых решений.

Международные организации, действующие в сфере экономиче­ских отношений, условно можно разделить на две группы:

1. Организации, деятельность которых охватывает всю сферу экономических отношений (ООН, ЭКОСОС, ЮНИДО, ЮНКТАД).

2. Организации, функционирующие в рамках отдельных подотрас­ли международного экономического права (ВОИС, ВТО, ФАО, MAP).

Основными «операторами» в международных экономических от­ношениях являются юридические лица. В настоящее время наблюда­ется устойчивая тенденция расширения международно-правового ре­гулирования статуса юридических лиц в международных экономиче­ских отношениях. Правовой статус юридических лиц и различные аспекты их хозяйственной деятельности закрепляются в международ­ных торговых договорах, в договорах о правовой помощи и об избежа­нии двойного налогообложения, в транспортных конвенциях и т.п.

Особую роль среди юридических лиц играют ТНК (транснацио­нальные корпорации) — предприятия, интернациональные и по сфе­ре деятельности, и по финансированию. В современном мире ТНК являются основными регуляторами международного производства и распределения, основными носителями инвестиций. Средства многих ТНК сопоставимы с бюджетами отдельных государств.

ТНК являются нетрадиционными субъектами международного публичного права. Их международная правосубъектность ограничена, производна, имеет вторичный характер и в основном проявляется в сфере именно международного экономического права и смежных от­раслях (международное морское и международное воздушное право). В связи с этим большое распространение получила концепция квази-международного права, создаваемого соглашениями ТНК с государст­вами, или транснационального права, создаваемого самими ТНК, банками, биржами во взаимоотношениях между собой. Кроме того, "К, заключая соглашения друг с другом, создают своеобразный нор­мативный массив — международное договорное право.

В практике международных экономических отношений применяется также понятие международных юридических лиц. К ним относятся юридические лица, созданные на основе международного договора (МБРР) либо законодательства двух и более государств (Банк международных расчетов — БМР). В связи с усложнением международных экономических отношений можно говорить и об особом статусе оффшорных компаний, компаний международного бизнеса международных деловых компаний, также являющихся субъектами межждународного экономического права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.186 (0.009 с.)