Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Общественное движение В России В Первой половине XIX В.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План 1. Движение декабристов. 2. Общественное движение в России в 30 – 50-е гг. XIX в.: консерваторы, западники и славянофилы, радикалы-революционеры. Рекомендации В данной теме можно начать с рассмотрения следующих вопросов: 1) когда и как зародилось в русской армии движение, оппозиционное имперской власти; 2) какую роль при этом сыграли заграничные походы русской армии в 1813–1814 гг.; 3) каковы идеологические основы декабристского движения; 4) когда появились первые тайные общества – Северное и Южное; 5) каковы особенности «Конституции» Н. Муравьева и «Русской правды» П. Пестеля. Ответив на эти вопросы, кратко опишите ситуацию междуцарствия, ход вооруженного выступления декабристов и причины его поражения, а также суд Николая I над декабристами. Отвечая на второй вопрос, опишите процесс усиления государственного идеологического контроля во время правления Николая I (создание III Отделения), ужесточения цензуры («чугунный устав» 1826 г.). Поясните, какие внешнеполитические события убеждали российского императора в необходимости жесткого контроля над обществом. Особое внимание уделите проблеме формирования главных идейных течений в 30–50-е гг. XIX в. Это – консервативное (самодержавно-охранительное), либеральное и революционное движения. Выясните суть «теории официальной народности» графа С.С. Уварова, министра народного просвещения. Рассмотрите идеи первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева, опубликованного в журнале «Телескоп» в 1836 г. Обозначьте идеологические позиции западников (Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и др.) и славянофилов (А.С. Хомякова, братьев И.В. и П.В. Киреевских, братьев И.С. и К.С. Аксаковых, Ю.Ф. Самарина и др.). В чём суть противоречий западников и славянофилов? Почему их называли «друзья – враги»? Кратко охарактеризуйте основные идеи А.И. Герцена и деятельность его кружка (1831–1834 гг.). Что такое «утопический социализм» и в чём он проявился в России? Какие российские корни его питали? Выясните, какова роль великих русских поэтов и писателей в попытках пробудить в России общественное сознание? Основная литература 1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 216–217, 218–224. 2. История России с начала XVIII до конца XIX века / отв. ред. А. Н. Сахаров. – М., 1997. – С. 324–340, 345–356.
Дополнительная литература 1. Володина, Т. А. Уваровская триада и учебники по русской истории / Т. А. Володина // Вопросы истории. – 2004. – №2. – С. 117–127. 2. Гордин, Я. А. Мятеж реформаторов: Трагедия мятежа: 14 декабря 1825 г. Кн. 2 / Я. А. Гордин. – СПб., 2006. 3. Гурвич-Лищинер, С. Д. Чаадаев и Герцен: эволюция идейных контактов в свете нынешних дискуссий / С. Д. Гурвич-Лищинер // Отечественная история. – 2005. – №1. – С. 56–73. 4. Данилов, А. Г. Опыт единоличной власти в России в XVI–XX вв. / А. Г. Данилов // Вопросы истории. – 2009. – №1. – С. 62–64 – о Николае I. 5. Очерки русской культуры XIX века: Т. 4. Общественная мысль / редкол. Л. Д. Дергачёва. – М., 2003. 6. Петров, Ф. А. «Люди 1840-х гг.» в Московском университете / Ф. А. Петров // Отечественная история. – 2005. – №2. – С. 127–146. 7. Сараева, Е. Л. Цивилизационные особенности России в оценках западников 1840-х гг. / Е. Л. Сараева // Вопросы истории. – 2007. – №9. – С. 50–61. 8. Симбирцев, И. Третье отделение: первый опыт создания профессиональной спецслужбы в Российской империи. 1826–1880 / И. Симбирцев. – М., 2006. 9. Шепелев, Л. Е. Аппарат власти в России: Эпоха Александра I и Николая I / Л. Е. Шепелев. – СПб., 2007. 10. Экштут, С. Александр I. Его подвижники. Декабристы: В поисках исторической альтернативы / С. Экштут. – М., 2004. 11. http://decemb.hobby.ru/ - сайт «Музей декабристов». 12. http://www.yabloko.ru/Themes/History/Chaadaev.html - произведения П.Я. Чаадаева на сайте РОДП «Яблоко». Тема 10. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. План
Рекомендации Содержание контрольной работы должно включать анализ объективных предпосылок кризиса крепостнического хозяйства в России в первой половине XIX в. Покажите на конкретных примерах (экономических показателях), как крепостное хозяйство России начало отставать от передовых стран Запада. Попытайтесь выяснить, когда и в каких отраслях в России начался промышленный переворот? Когда он завершился? Сравните эти данные с аналогичными в Западной Европе. Почему в казенной российской промышленности не использовались новые технические достижения? Кратко опишите судьбу русских технических изобретений Ефима и Мирона Черепановых (отца и сына), П.Л. Шиллинга и др. Расскажите, как проходило в России развитие железнодорожного транспорта. Второй вопрос начните с примеров отставания российского сельского хозяйства от Западной Европы (на примерах снижения экспорта хлеба из России). Поясните всю сложность сословной структуры российского общества и ее влияние на затягивание решения проблемы крепостного права. Сравните русское сословное общество с западным капиталистическим. В связи с развитием товарно-денежных отношений в России в данный период усиливается эксплуатация крестьян (барщина, оброк, месячина). Определите разницу в формах эксплуатации крестьян в чернозёмных и нечернозёмных губерниях, выясните значение термина «отходничество». Обозначьте тщетность усилий российской бюрократии по проведению ограниченных крестьянских реформ при Александре I и Николае I. Это – указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г., освобождение крестьян без земли в Прибалтике в 1816–1819 гг., реформа государственных крестьян П.И. Киселёва в 1837–1841 гг., указ «Об обязанных крестьянах» 1842 г., инвентарная реформа 1847–1848 гг. Подводя итоги, ответьте на вопрос, в чём проявлялась историческая необходимость отмены крепостного права.
Основная литература 1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 213–216. 2. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 248–251, 260–266, 310–303. 3. Толмачёва, Р. П. Экономическая история: учебник / Р. П. Толмачёва. – М., 2002. – С. 336–346.
Дополнительная литература 1. Архангельский, А. Александр I / А. Архангельский. – М., 2006. 2. Воспоминания русских крестьян XVIII – первой половины XIX века / сост. В. А. Кошелева. – М., 2006. 3. Долгих, А. Н. Законодательство о вольных хлебопашцах и его развитие при императоре Александре I / А. Н. Долгих // Отечественная история. – 2008. – №5. – С. 51–65. 4. Павленко, Н. И. История России с древнейших времен до 1861 г. / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Фёдоров. – М., 2011. 5. Ружицкая, И. В. Крестьянский вопрос в царствовании императора Николая I: к вопросу о последствиях указа 1842 г. об обязанных крестьянах / И. В. Ружицкая // Отечественная история. – 2008. – №4. – С. 24–37.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.176 (0.007 с.) |