Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 24. Послевоенный период В развитии СССР: 1945 – 1953 гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План 1. Международное положение. От антигитлеровской коалиции к политике «холодной войны». 2. Восстановление народного хозяйства СССР и выбор модели социально-экономического развития. 3. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Репрессии в политической и культурной сферах. Рекомендации 1. Охарактеризуйте международное положение после Второй мировой войны. Определите, каково было соотношение сил между странами «капиталистического» и «социалистического» блоков на международной арене. Выделите государства, принявшие советскую модель экономического и политического развития. Раскройте суть «доктрины Трумэна», «плана Маршала» и отношение к нему советского руководства. Выясните значение термина «холодная» война», её причины. Как она отразилась на корейской войне 1950–1953 гг.? Обязательно отметьте первые испытания ядерного оружия США и СССР, а также имена их создателей – советских и американских ученых. Каковы были цели и направления внешней политики СССР после войны? Как складывались отношения СССР с другими странами на Западе и Востоке во второй половине 40-х – начале 50-х гг.? 2. Раскройте содержание планов восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Сформулируйте основные задачи экономической политики в этот период. Какие успехи были достигнуты в развитии промышленности, за счёт чего? Выясните, как повлияла денежная реформа 1947 г. на уровень жизни советских людей. Что вам известно о голоде на Украине, в Молдавии в 1946 г.? В чём причины бедственного положения послевоенной деревни? Как вы оцениваете широкое использование труда заключенных ГУЛАГа в народном хозяйстве? Подводя итоги, назовите основные источники восстановления советской экономики в рекордные сроки. Дайте определение термину «репарации». 3. Обоснуйте причины ужесточения политического режима И.В. Сталина после Великой Отечественной войны. Что вы знаете о переменах в общественном сознании, в настроениях миллионов советских людей в этот период? Охарактеризуйте положение военнопленных и репатриированных граждан СССР после возвращения их на Родину. Как сказалась репрессивная политика в развитии отечественной культуры и науки (биологии, кибернетики, квантовой механики, литературы, гуманитарных наук)? Опишите «Ленинградское дело» и «Дело врачей». Назовите деятелей того времени, причастных к репрессиям. Выясните значение термина «космополитизм» и «антисемитизм». Обратите внимание на такую пассивную форму молодежного сопротивления режиму, как стиляги. Что вы знаете о смерти И.В. Сталина? Основная литература 1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 404–407, 421–425, 438–444. 2. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006.– С. 662–680, 695–696. 3. История России. XX век / под ред. А. Н. Боханова, М. М. Горинова, В. П. Дмитренко. – М., 2001. – С. 466–509.
5. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – С. 387–392, 400–401. 6. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. 2010. – С. 312–344. 7. Потатуров, В. А. История России / В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Гурина. – М., 2002. – С. 616–657. 8. Толмачёва, Р. П. Экономическая история: учебник / Р. П. Толмачёва. – М., 2002. – С. 554–555.
Дополнительная литература 1. Бокарев, Ю. П. Ещё раз об отношении СССР к плану Маршала / Ю. П. Бокарев // Отечественная история. – 2005. – №1. – С. 86–97. 2. Быстрова, И. В. Советский военный потенциал периода «холодной войны» в американских оценках / И. В. Быстрова // Отечественная история. – 2004. – №2. – С. 124–142. 3. Зима, В. Ф. Голод, медицина, власть: 1946–1947 гг. / В. Ф. Зима // Отечественная история. – 2008. – №1. – С. 117–126. 4. Иванова, Г. М. Международные организации против принудительного труда в СССР (конец 1940-х – начало 1950-х гг.) / Г. М. Иванова // Отечественная история. – 2006. – №3. – С. 133–138. 5. Кузьминых, А. Л. Труд военнопленных в развитии экономики СССР. 1939–1956 гг. / А. Л. Кузьминых // Вопросы истории. – 2010. – №8. – С. 129–141. 6. Левичева, И. Денежная реформа 1947 года: неизвестные подробности / И. Левичева, Ю. Петров, С. Татаринов // Родина. – 2011. – №1. – С. 50–54. 7. Мин, Г. Х. Происхождение Корейской войны 1950–1953 гг. В новейших исследованиях / Г. Х. Мин // Вопросы истории. – 2010. – №12. – С. 157–162. 8. «Нам запретили белый свет…»: Альманах дневников и воспоминаний военных и послевоенных лет / сост. П. Полян, Н. Поболь. – М., 2006. 9. Печатнов, В. Его империя. «Холодная война»: стратегия и результаты / В. Печатнов // Родина». – 2003. – №2. – C. 19–25. 10. Сафронов, В. П. СССР и вопрос о послевоенном обращении с Японией в период Второй мировой войны / В. П. Сафронов // Отечественная история. – 2008. – №1. – С. 59–78. 11. Экштут, С. А. После победы / С. А. Экштут // Родина. – 2006. – №5. – С. 18–21. 12. Экштут, С. А. Предвестие свободы, или 1000 дней после Победы / С. А. Экштут. – М., 2006. Тема 25. «Оттепель» (одиннадцатилетние Н.С. Хрущёва): 1953–1964 гг. План 1. XX съезд КПСС: критика «культа личности» Сталина. Смягчение политического режима. 2. Социально-экономические преобразования. 3. «Оттепель» как социокультурное явление. 4. Изменения в теории и практики советской внешней политики. 5. Отставка Н.С. Хрущева. Итоги его политической деятельности. Рекомендации 1. Какие перемены в политическом руководстве страной произошли после смерти И.В. Сталина? Какова была судьба Л.П. Берии? Главное внимание уделите работе XX съезда КПСС. Проанализируйте основные идеи доклада Н.С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях». Какие силы были заинтересованы в отказе от массовых репрессий после смерти Сталина? Приведите факты реабилитации политических репрессированных. Определите суть термина «десталинизация». Почему она оказалась непоследовательной и половинчатой? Аргументируйте свою точку зрения. 2. Проанализируйте содержание аграрных программ Н.С. Хрущёва. Какие последствия имело освоение целины? Раскройте причины незавёршенности преобразований в сельском хозяйстве. Приведите сведения о развитии научно-технического прогресса в конце 50-х – начале 60-х гг. и его результатах. Какие успехи были достигнуты в области космонавтики? Что вы знаете о Ю.А. Гагарине? Охарактеризуйте реформу управления промышленностью 1957 г. и её результаты. Обязательно опишите социальную политику государства: пенсионную программу, жилищную реформу 1957 г., сокращение рабочего дня, увеличение зарплат, выдачу паспортов колхозникам. Удалось ли Хрущёву, на ваш взгляд, повысить жизненный уровень населения страны? 3. Изучите основные процессы, начавшиеся в общественной жизни после смерти И.В. Сталина. Сформулируйте свою позицию о роли поэзии, кино и театрального искусства в период «оттепели». Как вы думаете, в чём причина необычайно быстрой и огромной популярности А.И. Солженицына, автора повести «Один день Ивана Денисовича»? Выясните отношение Н.С. Хрущёва к творческой интеллигенции. Что вы знаете о Б.Л. Пастернаке и о его Нобелевской премии? В чём вы видите основные противоречия в развитии культуры в конце 50-х – начале 60-х гг.? Имена каких деятелей культуры того времени вы знаете? 4. Дайте характеристику изменениям в теории и практике советской внешней политики конца 50-х – начала 60-х гг. Насколько они были существенны? Аргументируйте свой ответ на примере событий 1956 г. в Венгрии. Каковы были взаимоотношения СССР и США в конце 50-х – начале 60-х гг.? Раскройте суть Карибского кризиса 1962 г. Обоснуйте значение Московского договора 1963 г. в международных отношениях. Установите причины Берлинского кризиса и возведения стены вокруг Западного Берлина 13 августа 1963 г. Какая оценка этого события, по-вашему, более верная: это – акт агрессии или защита от посягательств капитализма? 5. Завершая тему, определите основные итоги политической деятельности Хрущёва. Какими методами, путями он проводил свои реформы? Как вы думаете, в каком направлении изменилось советское общество за это время? Кого в нашем обществе стали называть «шестидесятниками»? Обозначьте основные причины противоречивости хрущёвских преобразований. Поддержку каких социальных слоев утрачивает Н.С. Хрущёв в начале 60-х гг.? Каким становится отношение к нему в это время значительной части партийно-хозяйственного актива? Почему? Какие политические силы отстранили его от власти? Дайте свою оценку реакции советского общества на отставку главы советского государства.
Основная литература 1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 407–414, 425–431, 444–451. 2. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006. – С. 680–693, 696–698. 3. История России. XX век / под ред. А. Н. Боханова, М. М. Горинова, В. П. Дмитренко. – М., 2001. – С. 510–551.
5. Медведев, Р. Н. С. Хрущев на пенсии / Р. Медведев. Политические портреты. – М., 2008. – С. 179–204. 6. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 280–293. 7. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – С. 392–395, 401–405, 416–424. 8. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. 2010. – С. 346–383. 9. Потатуров, В. А. История России / В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Гурина. – М., 2002. – С. 658–678. 10. Толмачёва, Р. П. Экономическая история: учебник / Р. П. Толмачёва. – М., 2002. – С. 555–559. Дополнительная литература 1. Адлер, Н. Трудное возвращение. Судьбы советских политзаключенных в 1950–1990-е годы / Н. Адлер / пер. с англ. – М., 2005. 2. Аксютин, Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953–1964 гг. / Ю. Аксютин. – М., 2004. 3. Веттиг, Г. Н. С. Хрущёв и Берлинский кризис 1958–1963 годов: Политика угроз и возведение Берлинской стены / Г. Веттиг / пер. с нем. – М., 2007. 4. Журнал «Родина». «40 лет без Хрущёва». – 2004. – №3 (особенно см. статьи В. Зубка «Драчливый премьер. Внешняя политика Хрущёва», Л. Максименкова «Кто вы, мистер Хрущёв?», У. Таубмана ««То взлёт, то падение». Личность Н.С. Хрущёва и история», В. Эрлихмана «Этюд в чёрно-белых тонах. Что пишут о Хрущёве и его времени»). 5. Коэн, С. Долгое возвращение. Жертвы ГУЛАГа после Сталина / С. Коэн. – М., 2009. 6. Лебина, Н. Б. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия / Н. Б. Лебина, А. Н. Чистиков. – СПб., 2003. 7. Попов, Г. Пять выборов Никиты Хрущёва / Г. Попов, Н. Аджубей. – М., 2008. 8. Томилин, В. Н. Кампания по освоению целинных и залежных земель в 1954–1959 гг. / В. Н. Томилин // Вопросы истории. – 2009. – №9. – С. 81–93. 9. Шестаков, В. А. Политика Н. С. Хрущёва в аграрной сфере: преемственность и новации / В. А. Шестаков // Отечественная история. – 2006. – №6. – С. 106–119. 10. Шестаков, В. А. Социально-экономическая политика советского государства в 50-е – середине 60-х годов / В. А. Шестаков. – М., 2006.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.129.141 (0.007 с.) |