ТОП 10:

Тема 16. Россия от Февраля к Октябрю 1917г.



План

1. Альтернативы политического развития России после Февраля. Характер и особенности организации власти в постфевральский период.

2. Политический кризис лета – осени 1917 г. Курс большевиков на вооруженное восстание.

3. Октябрь 1917 г.: переворот, восстание, революция?

 

Рекомендации

Отвечая на первый вопрос, охарактеризуйте позиции основных политических сил по проблемам дальнейшего развития России. Перечислите реформы Временного правительства, какие ключевые для России проблемы оно не решало. Какие варианты выхода страны из кризиса были предложены Советами, лидерами политических партий? Каким образом они действовали, стремясь реализовать свои программы? Охарактеризуйте результаты этой деятельности.

При работе над вторым вопросом подумайте, каковы причины кризисов Временного правительства весной – летом 1917 г.? Ставило ли Временное правительство перед собой задачи по коренному изменению социально-экономической структуры и общественно-политического порядка в России. Какой орган власти предполагалось наделить широкими полномочиями в решении вопросов общественного реформирования.

Далее проследите, как изменялось соотношение политических сил в стране от февраля к октябрю 1917 г. Особое внимание уделите корниловскому мятежу и причинам его поражения. Чем можно объяснить усиление влияния большевиков в массах? Что позволило им, в конечном итоге, овладеть инициативой?

Отвечая на третий вопрос, проанализируйте политику большевистской партии летом – осенью 1917 г. Ответьте на следующие вопросы: когда партия большевиков взяла курс на вооруженное свержение Временного правительства. Почему именно в сентябре 1917 г. большевики активизировали подготовку восстания. Расскажите о ходе подготовки большевиками захвата власти в стране. В чем суть ленинского плана захвата власти? Кто и почему был противником восстания? Как проходило вооруженное восстание в Петрограде 25 и 26 октября 1917 г.? Почему большевикам удалось взять власть в свои руки? Подумайте, была ли альтернатива октябрьскому перевороту? Аргументируйте свои выводы.

Основная литература

  1. Верт, Н. История советского государства: учебник / Н. Верт. – М., 1994.
  2. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011.
  3. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.
  4. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – М., 2010.
  5. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М., 2010.
  6. Щетинов, Ю. А. История России XX в.: учебник / Ю. А. Щетинов. – М., 1999.

 

Дополнительная литература

  1. Волобуев, П. В., Булдаков В. П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению / П. В. Волобуев и В. П. Булдаков // Вопросы истории. – 1996. –№ 5, 6.
  2. Иоффе, Г. З. «Долой Временное правительство!» (Судьбы «временных» после падения Зимнего) / Г. З. Иоффе // Российская история. – 2006. – № 5.
  3. Керенский. А. Ф. Октябрь 1917: величайшее событие или социальная катастрофа? / А. Ф. Керенский. – М., 1991.
  4. Мельгунов, С. П. Мартовские дни 1917 г. / С. П. Мельгунов. – М., 2008.

 

Тема 17. Формирование большевистского режима в России. Гражданская война

План

1. Формирование советской государственности. Разгон Учредительного собрания.

2. Социально–экономические преобразования большевистской власти.

3. Политика «военного коммунизма». Гражданская война.

 

Рекомендации

Отвечая на первый вопрос, следует уяснить, что понимали большевики под термином «диктатура пролетариата», этапы ее практической реализации (роль СНК, объединение работы двух высших контрольных органов страны: партийного – центральной контрольной комиссии и государственного – рабоче-крестьянской инспекции; кадровая политика, ограничение избирательных прав непролетарских слоев). Охарактеризуйте методы борьбы большевиков с политическими оппонентами. Перечислите, какие демократические завоевания укрепила революция, как они соотносились с интересами народных масс.

Анализируя второй вопрос, обратите внимание на противоречивость действий советской власти по переустройству общества. В чем смысл провозглашенной большевиками программы по решению аграрного, рабочего, национального вопросов? Какие действия были предприняты для реализации этой программы? Охарактеризуйте причины роспуска Учредительного собрания. Почему оно не устраивало большевиков? Далее следует проанализировать вопрос о выходе страны из первой мировой войны. Каким образом были определены основы внешней политики Советского государства. Когда и на каких условиях был подписан Брестский мир? Обратите внимание на последствия Брестского мира.

Отвечая на третий вопрос, обратите внимание, что внутренняя политика большевиков от октябрьского переворота до весны 1921 г. формировалась под влиянием трех основных составляющих (российской исторической традиции (активное вмешательство государства в управление экономикой), чрезвычайными условиями войны, идеями социалистической теории). Через данные составляющие охарактеризуйте основные положения политики «военного коммунизма». Какие черты политики «военного коммунизма» были, на Ваш взгляд, определяющими? Каковы ее основные результаты и последствия? Подумайте, почему, несмотря на недовольство политикой продразверстки, крестьянство все же встало на сторону Советской власти?

Выясните сущность самого понятия «гражданская война». Определите основные причины гражданской войны в Советской России. Обратите особое внимание на политику большевиков по отношению к крестьянству. Каковы были цели и масштаб иностранной интервенции? Проанализируйте характер организации власти и управления на территориях, контролируемых белым движением. Подумайте, на какие силы в обществе опирались лидеры белого движения. В чем Вы видите его силу и слабость. Какие события свидетельствовали об окончании гражданской войны? Проанализируйте характер взаимоотношений левых и правых эсеров, меньшевиков с большевистским режимом. Почему деятельность эсеров и меньшевиков потерпела крах? В чем Вы видите причины победы большевиков в гражданской войне?

Основная литература

  1. Бутаков, Я. А. Белое движение на юге России: концепция и практика государственного строительства (конец 1917 – начало 1920 гг.) / Я. А. Бутаков. – М., 2000.
  2. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011.
  3. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.
  4. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – М., 2010.
  5. Рабинович, А. Большевики у власти. Первый год советской эпохи в Петрограде / А. Рабинович / пер. с англ. – М., 2008.

 

Дополнительная литература

  1. Владимирский, М. В. К истории финансирования белого Юга (1918–1920 гг.) / М. В. Владимирский // Российская история. – 2008. – № 2.
  2. Макаренко, П. В. Большевики и Брестский мир / П. В. Макаренко // Вопросы истории. – 2010. – № 3.
  3. Мишина, А. В. Большевики и крестьянское повстанческое движение Н. И. Махно (1918–1921 гг.) / А. В. Мишина // Российская история. – 2006. – № 1.
  4. Наземцева, Е. Н. Судьба отряда атамана Анненкова в период гражданской войны / Е. Н. Наземцева // История Алтайского края. XVIII–XX вв.: науч. и док. мат. / ред. Т. К. Щеглова. Барнаул, – 2004. – С. 237–249.
  5. Ходаков, И. М. Политические взгляды генерала А. И. Деникина / И. М. Ходаков // Российская история. – 2006. – № 1.

Тема 18. Россия нэповская

План

1. Предпосылки перехода к нэпу.

2. Новая экономическая политика: сущность, противоречия, итоги.

3. Политическое развитие страны в период нэпа. Образование СССР.

Рекомендации

Изучение темы целесообразно начать с анализа новой расстановки сил на международной арене и особенностей внешней политики советского руководства. В чем проявилась несостоятельность курса большевиков на мировую революцию? Обратите внимание на двойственный характер нового внешнеполитического курса большевиков. Охарактеризуйте внутреннее положение Советской России после окончания гражданской войны (политическое, экономическое, социальное). Каковы были предпосылки перехода к нэпу? Чем был вызван поворот большевиков к новой экономической политике? Что свидетельствовало о кризисе внутренней политики большевиков? Каковы его причины? В чем проявился экономический кризис? Социально-политический кризис? Каковы были политические и экономические требования участников народных восстаний? Кризис в стране отразился и на правящей большевистской партии. С конца 1920-х гг. в ней начались острые разногласия, получившие название «дискуссии о профсоюзах». Охарактеризуйте основные позиции дискутирующих.

Отвечая на второй вопрос, необходимо иметь ввиду неоднозначность нэпа. Раскройте внутренние противоречия нэпа. Как они отразились на развитии аграрной, промышленной, торговой, финансовой сферах?

Переход к нэпу, по сути, означал переход к новой тактике построения социализма. Чем отличался продналог от продразверстки? Что такое госкапитализм в Советском государстве? Как проходило возрождение кредитной и банковской системы? Далее расскажите о финансовой реформе Сокольникова, ее значении. Выясните, изменял ли нэп основы существовавшей в стране экономической системы? Проанализируйте итоги нэпа. Покажите позитивные и негативные последствия нэпа. Каковы причины отказа от нэпа? Отвечая на вопрос, обратите внимание на причины кризисов 1923, 1925, 1927–28 гг. и способы их преодоления. Подумайте, существовали ли альтернативы слома нэпа?

При ответе на третий вопрос проанализируйте особенности политического развития страны в условиях нэпа. Подумайте, привела ли частичная либерализация экономики к аналогичной «перестройке» общественно-политической жизни? Что свидетельствовало о процессе становления тоталитарного режима в СССР в 1920-е годы?

Какие мнения существовали в партийно-государственном руководстве страны по вопросам национально-государственного строительства? Проанализируйте социально-экономические, военно-политические предпосылки образования СССР? Какие принципы были заложены в основу объединения республик? Как учитывались при этом интересы разных народов? Каково историческое значение создания СССР? Попытайтесь дать оценку национальной политики большевиков: что было положительным, какие мероприятия имели негативные последствия.

Основная литература

  1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011.
  2. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.
  3. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – М., 2010.
  4. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М., 2010.
  5. Калягин, А. В., Парамонов В. Н. Советское общество в 20–30-е годы: уч. пособие / А. В. Калягин и В. Н. Парамонов. – Самара, 1996.

 

Дополнительная литература







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.45.91 (0.006 с.)