Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Московское царство В эпоху смуты (1598-1613 гг. )

Поиск

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Е.А. Артюх, С.И. Бондаренко

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

IX – XXI вв.

 

 

Учебно-методическое пособие для подготовки

к семинарским занятиям

и рекомендации по выполнению контрольных работ

для студентов заочного отделения

 

 

Барнаул

Издательство АГАУ

УДК 93/99 (072)

 

 

Артюх Е.А., Бондаренко С.И. Отечественная история, IX–XXI вв.: учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям и рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочного отделения. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2012. – 82 с.

 

 

В учебном издании по каждой теме курса «Отечественная история» даются рекомендации, методические задания, прилагается список основной и дополнительной литературы. Материалы пособия направлены на формирование у студентов умений критически оценивать информацию, обобщать и систематизировать её, определять политические, социально-экономические и культурные тенденции в развитии общества. Авторы тем: Бондаренко С.И. (введение, темы семинарских занятий, темы контрольных работ № 12–18, приложения), Артюх Е.А. (темы контрольных работ № 1–11, № 19–29).

 

 

Предназначено для студентов всех специальностей.

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией центра гуманитарного образования АГАУ (протокол №6 от 2 декабря 2011 г.).

 

 

Рецензент – к.и.н., доцент С.П. Волохов.

 

© Артюх Е.А., Бондаренко С.И. 2012.

© ФГБОУ ВПО АГАУ, 2012.

© Издательство АГАУ, 2012.

Содержание

 

Введение 4

 

Темы семинарских занятий 5

 

Требования к написанию контрольных работ 13

 

Тематика контрольных работ 14

 

Приложение 1. Образец титульного листа

контрольной работы 77

 

Приложение 2. Ресурсы удаленного доступа (Internet)

по курсу «Отечественная история» 78

 

Приложение 3. Образцы библиографического описания 80

 

Приложение 4. Особенности написания конспекта 81

 

 

Введение

Учебный курс «Отечественная история» изучается студентами в процессе прослушивания лекций, самостоятельной работы над курсом, написания контрольной работы, участия в семинарских занятиях, консультациях. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение конспектов лекций, работу с учебником и учебно-методической литературой, выполнение письменной контрольной работы. После выполнения контрольной работы и проведения семинарских занятий сдается экзамен по всему курсу.

Предлагаемое пособие не претендует на подробное изложение событий отечественной истории. Каждая из тем посвящена тому или иному историческому моменту, когда происходили решающие социально-экономические и культурные преобразования. Цель данной работы – помочь студентам познать прошлое своей страны. Пособие охватывает исторический период с IX по XXI века. Содержание и направленность пособия должны способствовать развитию у студентов навыков самостоятельной работы с учебной литературой и источниками. Рекомендации к контрольным работам направлены на облегчение самостоятельной работы студентов заочного отделения, на выработку у них навыков анализа исторических фактов и явлений, обоснования выводов на основе исторического опыта.

Семинарское занятие представляет тип учебного процесса, на котором проходит коллективное обсуждение одной из тем учебного курса. На семинарах углубляются, уточняются и обобщаются знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Методически целесообразно начать подготовку к семинару с изучения его плана и соответствующего теме занятия конспекта лекции, что даст возможность обратить внимание на сущность проблемы, основные понятия. Далее следует обратится к учебной литературе, материалы которой шире содержания лекции, а затем к специальной литературе. Следует также обратиться к электронным ресурсам. Списки источников и литературы даны в сжатом виде, при изучении учебного материала студенты могут привлекать и другие источники, и литературу не включенные в списки. Перед семинарским занятием студент должен законспектировать (как правильно написать конспект смотрите приложение № 4) наиболее важную информацию, получить ясное представление обо всех вопросах, указанных в плане занятий, и быть готовым выступить по любому из них.

Темы семинарских занятий

Тема 1. Образование Древнерусского государства и период феодальной раздробленности (IX–XIII вв.)

План

1. Расселение восточных славян. Их традиции, обычаи и верования.

2. Образование государства Киевская Русь.

3. Крещение Руси. Расцвет древнерусского государства.

4. Русские княжества в XII–XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси. Монголо-татарское нашествие и его последствия.

 

Литература

  1. Горский, А. А Древняя Русь: очерки политического и социального строя / А. А Горский. – М., 2008.
  2. Горский, А. А. Начало Руси: Славяно-варяжская дилемма / А. А Горский // Родина. – 2009. – № 9.
  3. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011.
  4. Ивонин, А. Р. Политическая история России IX–XVII вв. / А. Р. Ивонин. – Барнаул, 2003. – С. 16–92.
  5. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.
  6. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / Кузнецов И. Н. – М., 2010.
  7. Михайлова, И. «Грамота ему в наук пошла». Как учились в Древней Руси / И. Михайлова // Родина. – 2010. Спецвыпуск.
  8. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009.
  9. Седов, В. Соседи Рима, кельтов и германцев / В. Седов // Родина. – 2006. – № 4.

 

Тема 2. Образование и развитие Московского централизованного государства

План

1. Возвышение Москвы и начало объединения русских земель. Куликовская битва.

2. Формирование Московского централизованного государства. Реформы Ивана III.

3. Реформы Избранной рады, опричнина и утверждение самодержавного правления при Иване Грозном.

 

Литература

  1. Азбелев, С. Новгородцы на Куликовом поле / С. Азбелев // Родина. – 2009. – № 9.
  2. Борисов, Н. С. Иван III / Н. С. Борисов. – М., 2006.
  3. Веселовский, С. Б. Московское государство: XV–XVIII вв. Из научного наследия / С. Б. Веселовский. – М., 2008.
  4. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011.
  5. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.
  6. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / Кузнецов И. Н. – М., 2010.
  7. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. – М., 2009.
  8. Флоря, Б. Н. Иван Грозный / Б. Н. Флоря. – М., 2009.

Литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011.

2. Козляков, В. Н. Лжедмитрий I / В. Н. Козляков. – М., 2009.

3. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / Кузнецов И. Н. – М., 2010.

4. Лисейцев, Д. В., Рогожин Н. М. Россия после Смуты – время выбора / Д. В. Лисейцев, Н. М. Рогожин // Российская история. – 2008. – № 5.

5. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. – М., 2009.

6. Платонов, С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. / С. Ф. Платонов. – М., 2008.

7. Седов. П. В. Закат Московского царства: царский двор конца XVII вв. / П. В. Седов. – СПб., 2006.

Литература

1. Журнал «Родина». Спецвыпуск. «Эпоха дворцовых переворотов». – 2009. – № 2.

2. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011.

3. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.

4. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – М., 2010.

5. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009.

6. Павленко, Н. И. Петр I / Н. И. Павленко. – М., 2007.

7. Шарф, К. Ветер перемен из Штеттина и Галле. Немецкие корни политического самосознания Екатерины II / К. Шарф // Родина. – 2010. – №2. – С. 4–8.

 

Литература

1. Бокарев, Ю. П. Еще раз о темпах роста промышленного производства в России в конце XIX – началеXX в. / Ю. П. Бокарев // Российская история. – 2006. – № 1.

2. Захарова, Л. Г. Великие реформы 1860–1870 гг.: поворотный пункт Российской истории / Л. Г. Захарова // Отечественная история. – 2005. – № 4.

3. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.

4. Корнилов, А. А. Курс истории России XIX в. / А. А. Корнилов. – М., 1993.

5. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – М., 2010.

6. Медушевский, А. Н. Великая реформа и модернизация России / А. Н. Медушевский // Российская история. – 2011. – № 1. – С. 3–27.

Литература

1. Еремин, И. А. Алтай в годы Первой мировой войны (1914–1918 гг.) / И. А. Еремин, Т. А. Кижаева // История Алтайского края. XVIII–XX вв.: науч. и док. материалы / ред. Т. К. Щеглова. – Барнаул, 2004. – С. 225–237.

2. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011.

3. Корелин, А. П. Столыпинские реформы: исторический опыт и уроки / А. П. Корелин // Отечественная история. – 2007. – № 3.

4. Кузнецов. И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов – М., 2010.

5. Миронов, Б. Причины русских революций / Б. Миронов // Родина. – 2009. – № 6, 8, 10, 11, 12.

6. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М., 2010.

7. Тютюкин, С. В. Первая революция в России: взгляд через столетия / С. В. Тютюкин // Отечественная история. – 2004. – № 6.

Литература

  1. Волобуев, П. В. Октябрьская революция: новые подходы к изучению / П. В. Волобуев, В. П. Булдаков // Вопросы истории. – 1996. – № 5, 6.
  2. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011.
  3. Иоффе, Г. З. «Долой Временное правительство!» (Судьбы «временных» после падения Зимнего) / Г. З. Иоффе // Российская история. – 2006. – № 5.
  4. Катков, Г. М. Февральская революция / Г. М. Катков. – М., 2006.
  5. Кузнецов. И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – М., 2010.
  6. Повседневная жизнь в условиях революции // Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М., 2010. – С.88–91.

Литература

1. Бондаренко, С. И. Организация «нового» досуга в повседневной жизни западносибирской деревни в 1920-е г. / С. И. Бондаренко // История Алтайского края. XVIII–XX вв.: науч. и док. Мат. / ред. Т. К. Щеглова. – Барнаул, 2004. – С. 279–292.

2. Братощенко, Ю. В. НЭП: государство, частник, кооперация / Ю. В. Братощенко // Вопросы истории. – 2007. – № 2.

3. Демчик, Е. В. Предприниматели Алтая в годы новой экономической политики / Е. В. Демчик // История Алтайского края. XVIII–XX вв.: науч. и док. мат. / ред. Т. К. Щеглова. – Барнаул, 2004. – С. 256–278.

4. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011.

5. Кузнецов, И. Н. Отечественная история / И. Н. Кузнецов. – М., 2010.

6. Культурная жизнь и повседневность // Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М., 2010. – С. 205–209.

Тема 9. Социально-экономические преобразования в СССР в конце 1920-х – 30-е гг.

План

1. Преодоление индустриальной отсталости. Итоги первых пятилеток.

2. Причины, ход, итоги коллективизации.

3. Общественно-политическая жизнь страны в условиях тоталитарного режима. Массовые репрессии в 1930-е годы.

4. Повседневная жизнь людей в 1930-е годы.

 

 

Литература

1. Грациози, А. Великая крестьянская война в СССР. Большевики и крестьяне 1917–1933 гг. / А. Грациози. – М., 2001.

2. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011.

3. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006.

4. История России. XX век / под ред. А. Н. Боханова, М. М. Горинова, В. П. Дмитренко. – М., 2001.

5. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.

6. Кропачев, С. А. «Большой террор» и его жертвы в зеркале советской пропаганды 1937–1938 гг. / С. А. Кропачев // Российская история. – 2011. – № 2.

7. Кузнецов, И. Н. Отечественная история / И. Н. Кузнецов. – М., 2010.

8. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009.

9. Повседневная жизнь // Новейшая история России 1914–2009 гг. / под ред. М. В. Ходякова. – М., 2010. – С. 258–262.

Тема 10. СССР в 1941–1985 гг.

План

1. СССР в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.). Восстановление народного хозяйства после войны.

2. СССР в период «оттепели» (1953–1964 гг.).

3. Реформы и повседневная жизнь советских граждан в период «развитого социализма» (1965–1982 гг.).

Литература

  1. Ерин, М. Е. Советское руководство в восприятии нацистской верхушки в годы Второй мировой войны / М. Е. Ерин // Вопросы истории. – 2011. – № 2.

1. Жиромская, В. Б. Война и старение российского населения / В. Б. Жиромская // Российская история. – 2010. – № 4.

2. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006.

3. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.

  1. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – М., 2010.

5. Мунчаев. Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009.

6. Повседневная жизнь // Новейшая история России 1914–2009 гг. / под ред. М. В. Ходякова. – М., 2010. – С. 308–309, 342–343, 375–383, 422–424.

  1. Шестаков, В. А. Политика Н.С. Хрущёва в аграрной сфере: преемственность и новации / В. А. Шестаков // Отечественная история. – 2006. – № 6. С. 106–119.

Литература

1. Жигунова, М. Какие мы теперь, русские? / М. Жигунова // Родина. – 2011. – № 3.

2. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006.

3. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.

4. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010.

5. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009.

6. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М., 2010.

7. Повседневная жизнь в условиях перестройки // Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М., 2010. – С. 424–426.

8. Славкина, М. Газовый экспорт России: мифы и реальность / М. Славкина // Родина. –2011. – № 1.

Требования к написанию контрольных работ

Контрольная работа по истории Отечества является самостоятельной учебной работой студента в области гуманитарных наук. Контрольная работа оформляется в соответствии со следующими требованиями:

1) объем контрольной работы должен составлять не менее 12–15 стандартных листов рукописного текста;

2) работа должна быть напечатана или написана разборчивым почерком;

3) обязательно наличие полей шириной 4–5 клеток или 2–3 см;

4) страницы контрольной работы должны быть пронумерованы;

5) на титульном листе работы указываются: Ф.И.О. автора, шифр зачетной книжки, факультет, специальность (образец оформления титульного листа смотрите приложение № 1);

6) на первой странице работы помещается план, который должен состоять из введения, основной части, заключения и списка литературы (образец оформления библиографического описания смотрите приложение № 3);

7) содержание основных частей контрольной работы состоит в следующем:

во введении автор работы дает анализ изученной литературы и определяет цель контрольной работы;

в основной части исследования, состоящей из нескольких глав или параграфов, автор раскрывает содержание темы контрольной работы;

в заключении содержатся выводы, к которым пришел автор в результате изучения данной темы;

в конце работы указывается список использованной литературы, в котором источники располагаются в алфавитном порядке.

8) после списка литературы ставится подпись автора и дата написания контрольной работы;

9) написанная контрольная работа сдается в методический кабинет кафедры истории и социально-политических дисциплин не позднее, чем за месяц до начала экзаменационной сессии.

Начинать написание контрольной работы нужно с изучения соответствующей литературы, в том числе монографических работ и статей научных журналов. Для выяснения смысла неизвестных терминов нужно использовать энциклопедию или словарь. Воспроизведение литературных источников возможно в форме пересказа или цитирования. В любом случае должны быть подстрочные ссылки с кратким описанием источника, т.е. с указанием фамилии, имени и отчества автора, названия книги, места издания и количества страниц. Также возможно использование затекстовых ссылок, при котором в конце работы составляется пронумерованный список литературы, а в тексте, в скобках, указывается номер источника и цитируемая из него страница. В выводах, сделанных в контрольной работе, необходимо высказать собственное мнение, которое должно быть обоснованно ссылками на соответствующие источники. Для описания текущих событий возможно использование местного фактического материала, хотя в качестве основной литературы необходимо использовать учебники по истории. Ниже приведены темы контрольных работ по истории Отечества, к каждой из которых указан список дополнительной литературы. В приложении № 2 указаны ресурсы удаленного доступа по всему курсу «Отечественная история».

Тематика контрольных работ

Рекомендации

В ходе работы над контрольной нужно начать с теорий о происхождении славян. Далее следует выявить места расселения славянских племен, описать занятия и образ жизни восточных славян и их соседей – степных кочевников (хазар, печенегов, половцев), народов Поволжья, Урала и Зауралья.

При изложении второго вопроса нужно отразить основные исторические события IX – первой трети XII вв., а также деятельность первых князей Киевской Руси (от Рюрика до Мстислава Великого). Обязательно уделите внимание современным дискуссиям о происхождении Древнерусского государства – «норманнской» и «антинорманнской» теориям, новейшим научным данным, результатам последних археологических раскопок.

Третий вопрос плана предполагает анализ причин феодальной раздробленности на Руси: отсутствие чёткой системы наследования феодальных вотчин, политическое соперничество среди древнерусских князей, господство натурального хозяйства и другие. В разделе о монголо-татарском нашествии охарактеризуйте причины поражений русских войск, а также последствия этих событий для дальнейшего развития Руси.

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 17–38, 39–51, 52–68.

2. Ивонин, А. Р. Политическая история России IX–XVII вв. / А. Р. Ивонин. – Барнаул, 2003. – С. 16–92.

3. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 16–39, 48–69.

4. Ключевский, В. О. Русская история / В. О. Ключевский. – М., 2007. – С. 8–76.

5. Кузнецов, И. Н. Отечественная история / И. Н. Кузнецов. – М., 2010. – С. 32–33, 44–48, 52–54, 61–69.

6. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 15–18, 28–41.

7. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М., 2009. – С. 21–66.

8. Толмачёва, Р. П. Экономическая история: учебник / Р. П. Толмачёва. – М., 2002. – С. 279–286.

 

Дополнительная литература

1. Анохин, Г. И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси / Г. И. Анохин // Вопросы истории. – 2000. – №3. – С. 51–61.

2. Арцыбашева, Т. Н. Славяне – русы – варяги – кто они? / Т. Н. Арцыбашева // Вопросы истории. – 2004. – №1. – С. 118–124.

3. Бычков, А. Происхождение славян / А. Бычков. – М., 2007.

4. Горский, А. А. Древняя Русь: очерки политического и социального строя / А. А. Горский. – М., 2008.

5. Горский, А. А. Начало Руси: Славяно-варяжская дилемма / А. А. Горский // Родина. – 2009. – № 9. – С. 15–18.

6. Крадин, Н. Н. Империя Чингисхана в новых западных исследованиях / Н. Н. Крадин // Вопросы истории. – 2010. – №5. – С. 9–24.

7. Крадин, Н. Н. Теорема Чингисхана. Опыт средневековой глобализации / Н. Н. Крадин // Родина. – 2006. – №9. – С. 23–30.

8. Морозова, Л. Е. Затворницы: Миф о великих княгинях / Л. Е. Морозова. – М., 2003.

9. Седов, В. В. Соседи Рима, кельтов и германцев / В. В. Седов // Родина. – 2006. – №4. – С. 6–11.

10. Фомин, В. В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян / В. В. Фомин // Отечественная история. – 2008. – №2. – С. 170–189.

11. Фомин, В. В. Открытый разговор о варяжской Руси / В. В. Фомин // Отечественная история. – 2004. – №2. – С. 206–210.

12. Хрусталёв, Д. Г. Русь: От нашествия до «ига». 30–40 гг. XIII в. / Д. Г. Хрусталёв. – СПб., 2004.

13. Ярослав Мудрый и его эпоха / под ред. И.Н. Данилевского, Е.А. Мельниковой. – М., 2008.

Рекомендации

Содержание контрольной работы должно включать описание причин политического возвышения Московского княжества, новые подходы в исторической литературе, авторы которых по разному оценивают тесные контакты московских князей с властителями Золотой Орды. Также нужно показать на конкретных примерах отличие торговой Твери от служилого государства Москвы. Объяснить роль князя Ивана Калиты (1325–1340 гг.) как «собирателя русских земель».

При изложении вопроса о подъеме Московского княжества при Дмитрии Донском (1359–1389 гг.) отметьте значение Куликовской битвы (1380 г.), как начала процесса национального возрождения России. Рассмотрите переезд в Москву представителей высшей религиозной власти и превращение Москвы в религиозный центр зарождающегося российского государства.

Изучая период правления Ивана III (1462–1505 гг.), обратите внимание на роль и значения византийского влияния в Москве (теория «Москва – третий Рим»). Приведите сведения о свержении монголо-татарского ига (1480 г. – стояние на реке Угре) и об окончании политической зависимости Москвы от Золотой Орды. Покажите, как захват Москвой Новгорода в 1478 г. сказался на судьбе становления демократических традиций в политической жизни России.

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 80–91.

2. Ивонин, А. Р. Политическая история России IX–XVII вв. / А. Р. Ивонин. – Барнаул, 2003. – С. 92–124.

3. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 76–99.

4. Ключевский, В. О. Русская история / В. О. Ключевский. – М., 2007. – С. 76–88, 103, 114–146, 174–194.

5. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 42–50.

6. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М., 2009. – С. 67–74.

7. Потатуров, В. А. История России / В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Гурина. – М., 2002. – С. 105–124.

Дополнительная литература

1. Борисов, Н. С. Иван III / Н. С. Борисов. – М., 2006.

2. Борисов, Н. С. Иван Калита. Между двух гигантов / Н. С. Борисов // Родина. 1993. №10. – С. 7–12.

3. Иловайский, Д. Собиратели Руси / Д. Иловайский. – М., 2004.

4. Кобрин, В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XIV–XV вв.) / В. Б. Кобрин. – М., 1985.

5. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской / В. А. Кучкин // Вопросы истории. – 1995. – №5–6. – С. 62–83.

6. Лурье, Л. С. Русь XV века: отражение в раннем и независимом летописании / Л. С. Лурье // Вопросы истории. – 1993. – №№11–12.

7. Нефёдов, С. А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние / С. А. Нефёдов // Вопросы истории. – 2002. – №11. – С. 30–53.

8. Петров, А. Мечты о золотом столе. Киевское наследство в политической жизни средневековой Восточной Европы / А. Петров // Родина. – 2006. – №4. – С. 25–30.

9. Скрынников, Р. Г. Иван III / Р. Г. Скрынников. – М., 2006.

Рекомендации

При изучении темы следует обозначить роль борьбы боярских группировок за власть при малолетнем Иване IV, показать значение принятия титула царя в 1547 г. Обратите внимание на первый период правления Ивана IV – 1547–1560 гг. Отметьте роль Земских соборов в это время и «Избранной рады» как центра формирования новых политических идей и реформаторских замыслов в государстве. Уделите внимание научным дискуссиям о природе и границах власти Земских соборов. Выявите объективные и субъективные причины перехода Ивана IV к политике репрессий, проблему выбора им формы правления. Опишите последствия опричнины (1565–1572 гг.), раскол государственного аппарата, “двора” и армии. Уясните, как складывался политический опыт чрезвычайного управления в стране. Подводя итог, обратите внимание на дискуссии об опричнине в отечественной историографии.

Второй вопрос предполагает рассмотрение западной и восточной политики Московского государства XVI в. Изложите разногласия Ивана IV и его окружения по вопросам внешней политики. Охарактеризуйте причины Ливонской войны и назовите ее этапы. Каковы были последствия войны для дальнейшего развития России? Объясните необходимость походов русской армии в Поволжье – присоединения Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств. Рассмотрите поход Ермака в Сибирь (1582–1585 гг.) и значение присоединения Сибири к России.

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 93–103, 109–113.

2. Ивонин, А. Р. Политическая история России IX–XVII вв. / А. Р. Ивонин. – Барнаул, 2003. – С. 125–141.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 106–120.

4. Ключевский, В. О. Русская история / В. О. Ключевский. – М., 2007. – С. 212–229, 289–300.

5. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 46–67.

6. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М., 2009. – С. 75–88.

Дополнительная литература

1. Аракчеев, В. А. Опричнина и «земщина»: к изучению административной практики в русском государстве 1560–1580-х гг. / В. А. Аракчеев // Российская история. – 2010. – №1. – С. 16–28.

2. Володихин, Д. «Большие воеводы Ивана Грозного. Командование русской армии и опричнина / Д. Володихин // Родина. – 2011. – №1. – С. 80–81.

3. Данилов, А. Г. Опыт единоличной власти в России в XVI–XX вв. / А. Г. Данилов // Вопросы истории. 2009. – №1. – С. 54–57 – об Иване Грозном.

4. Ерусалимский, К. Ю. Ливонская война и московские эмигранты в Речи Посполитой / К. Ю. Ерусалимский // Отечественная история. – 2006. – №3. – С. 71–89.

5. Зимин, А. А. Опричнина / А. А. Зимин. – М., 2001.

6. Зимин, А. А., Россия времени Ивана Грозного / А. А. Зимин, А. Л. Хорошкевич. – М., 1982.

7. Кобрин, В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин. – М., 1989.

8. Кобрин, В. Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика / В. Б. Кобрин. – М., 2008.

9. Нефёдов, С. А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние / С. А. Нефёдов // Вопросы истории. – 2002. – №11. – С. 30–53.

10. Петров, А. Сотворение России / А. Петров // Родина. – 2004. – №12. – С. 3–4.

11. Петрухинцев, Н. Н. Причины закрепощения крестьян в России в конце XVI в. / Н. Н. Петрухинцев // Вопросы истории. – 2004. – №7. – С. 23–40.

12. Скрынников, Р. Г. Ермак / Р. Г. Скрынников. – М., 2008.

13. Скрынников, Р. Г. Иван Грозный и его время / Р. Г. Скрынников. – М., 2009.

14. Скрынников, Р. Г. Минин и Пожарский / Р. Г. Скрынников. – М., 2007.

15. http://historysibsuti.narod.ru/ivgroz0.htm - сайт «История России» - русские историки об Иване Грозном (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, В.Б. Кобрин, С.В. Бушуев и Г.Е. Миронов, Р.Г. Скрынников)

Рекомендации

Содержание контрольной работы должно включать анализ политических, социальных и экономических причин структурного кризиса в российском государстве в начале XVII в. Обязательно обозначьте позиции главных участников событий Смутного времени: боярских родов, дворян, крестьянства, казачества. Выясните, в чём заключались династический кризис в России в конце XVI – начале XVII вв. и феномен самозванства. Дайте краткую характеристику главным персоналиям: Борису Годунову (1598–1605 гг.), Лжедмитрию I (1605–1606 гг.), Лжедмитрию II (1607, 1610 гг.), Василию Шуйскому (1606–1610 гг.), Ивану Болотникову (1606–1607 гг.). Опишите период «Семибоярщины» (1610–1613 гг.) и действия I и II Земских ополчений в 1611–1612 гг. Подведите итоги Смуты и обобщите оценки этого периода отечественными историками. Какой российский государственный праздник отмечается 4 ноября (с 2005 г.) и с какими событиями XVII в. он связан?

Отвечая на второй вопрос опишите роль личностей первых российских государей из рода Романовых: Михаила Фёдоровича (1613–1645 гг.) и Алексей Михайловича (1645–1676 гг.). Важно также отметить значение Земских Соборов в управлении Россией в XVII в. Особое внимание уделите проблеме окончательного закрепощения крестьянства, особенностям крепостного права в России. Определите изменения в составе правящей элиты страны, возрастание роли бюрократии. Обдумайте причины внешнеполитической стабилизации государства. Коротко рассмотрите основные направления российской внешней политики середины и второй половины XVII в., особенно присоединение Украины к России.

Известно, что XVII век называют «бунташным». Кратко изложите специфику народных восстаний (соляного и медного бунтов 1648 и 1662 гг., крестьянского восстания Степана Разина 1667–1671 гг.). Объясните сущность религиозного раскола в России и обозначьте главные идеи противоборствующих сторон – официальной православной церкви и старообрядцев. Как повлиял этот раскол на национальный характер и политическую культуру русского человека?

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 14–141.

2. Ивонин, А. Р. Политическая история России IX–XVII вв. / А. Р. Ивонин. – Барнаул, 2003. – С. 142–199.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 126–141, 143–174.

4. Кобрин, В. Б. Смутное время – утраченные возможности / В. Б. Кобрин // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX века. – М., 1991. – С. 163–185.

5. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 67–90.

6. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – С. 88–102.

Дополнительная литература

1. Бахревский, В. А. Василий Иванович Шуйский, всея Руси самодержец / В. А. Бахревский. – М., 2002.

2. Богданов, А. П. Патриарх Никон / А. П. Богданов // Вопросы истории. – 2004. – №1. – С. 51–85.

3. Буйда, Ю. Самозванец и самозванство. Лжедмитрий: оправдание самозванства / Ю. Буйда // Новое время. – 2002. – №31. – С. 34–39.

4. Даннинг, Ч. Царь Дмитрий / Ч. Даннинг // Вопросы истории. – 2007. – №1. – С. 39–57.

5. Козляков, В. Н. Василий Шуйский / В. Н. Козляков. – М., 2007.

6. Козляков, В. Н. Лжедмитрий I / В. Н. Козляков. – М., 2009.

7. Лисейцев, Д. В. Россия после Смуты – время выбора / Д. В. Лисейцев, Н. М. Рогожин // Отечественная история. – 2008. – №5. – С. 39–50.

8. Нефёдов, С. А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII в. / С. А. Нефёдов // Вопросы истории. – 2004. – №4. – С. 33–52.

9. Платонов, С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. / С. Ф. Платонов. – М., 2008.

10. Седов, П. В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII в. / П. В. Седов // Отечественная история. – 2008. – №1. – С. 173–191.

11. Скрынников, Р. Г. Василий Шуйский / Р. Г. Скрынников. – М., 2002.

12. Скрынников, Р. Г. Борис Годунов / Р. Г. Скрынников. – М., 2003.

13. Журнал «Родина». «Смута». 2005. №11 (особенно статьи Шишкова А. «Очищение от Смуты», Назарова В. «Россия на распутье», Кобрина В. «Лжедмитрий I», Ананьева В. «Семибоярщина», Волкова В. «Ополчение первое. Расколотое», Платонова С. «Второе ополчение. Победное», Козлякова В. «Триумф «шпыней» и «блинников»»).

Рекомендации

Рассмотрение данной теме можно начать со следующих вопросов: 1) почему необходима была в России политика модернизации? 2) какова роль при этом внешнеполитических факторов? Затем обратите внимание на роль группировок внутри правящего класса России в выборе путей и методов модернизации страны. В ходе работы охарактеризуйте личность Петра I, отметьте этапы становления его как государя. Постарайтесь выяснить, каково истинное влияние иностранцев на реформаторскую политику в России. При описании реформ первой четверти XVIII в. отразите административную, церковную, финансовую, промышленную, налоговую, а также культурные и образовательные. Военная реформа может быть отнесена ко второму вопросу.

При изучении внешней политики Петра I следует помнить о ее многовекторности. Обозначьте направления первых военных походов Петра I. Дайте характеристику причин войны между Россией и Швецией и первых неудач русской армии. Назовите меры Петра I по реорганизации русской армии. Кратко изложите основные сведения о сражениях Северной войны и её итоги. Рассмотрите и другие военные походы Петра I. В конце работы обобщите результаты петровских реформ, отношение к ним различных слоев русского общества, а также издержки при их проведении.

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 154–174.

2. История России с начала XVIII до конца XIX века / отв. ред. А. Н. Сахаров. – М., 1997. – С. 9–108.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 179–201.

4. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 95–118.

5. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – С. 103–120.

Дополнительная литература

1. Алексеева, Е. В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I / Е. В. Алексеева // Вопросы истории. – 2006. – №2. – С. 15–32.

2. Анисимов, Е. В. Петр Великий: Личность и реформы / Е. В. Анисимов. – СПб., 2009.

3. Данилов, А. Г. Опыт единоличной власти в России в XVI–XX вв. / А. Г. Данилов // Вопросы истории. – 2009. – №1. – С. 57–62 – о Петре I.

4. Павленко, Н. И. Петр I / Н. И. Павленко. – М., 2007.

5. Петрухинцев, Н. Н. Два флота Петра I. Технологические возможности России / Н. Н. Петрухинцев // Вопросы истории. – 2003. – №4. – С. 117–128.

6. Писарькова, Л. Ф. Российская бюрократия в эпоху Петра I / Л. Ф. Писарькова // Отечественная история. – 2004. – №1. – С. 18–41; – №2. – С. 3–19.

7. Серов, Д. Администрация Петра I / Д. Серов. – М., 2008.

8. Хьюз, Л. Петр Первый: У истоков великой империи / Л. Хьюз / пер. с англ. – М., 2008.

Рекомендации

При изучении темы следует обозначить основные причины политической неустойчивости российской монархии после смерти Петра I, определить значение отсутствия завещания императора. Охарактеризуйте роль гвардейских полков при проведении дворцовых переворотов. Затем проанализируйте правление Екатерины I (1725–1727 гг.), Анны Иоанновны (1730–1740 гг.), Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.), Петра III (1761–1762 гг.). Уясните суть «бироновщины», как закономерного явления в России первой половины XVIII в.

Второй вопрос предполагает анализ современных дискуссий о социально-экономическом развитии страны во второй четверти XVIII в. Попытайтесь ответить на вопрос: произошли ли позитивные изменения в этот период в России, или страна стояла на месте? Выявите основные тенденции в эволюции политического строя. Кратко опишите войны, которые вела Россия во второй четверти XVIII в. с Турцией, Швецией, войну за Польское наследство. Рассмотрите причины неудачи этих войн, проблему нерешенности внешнеполитических задач. Изложите основные сведения о русских морских экспедициях на Дальнем Востоке.

Основная литература

1. Волкова, И. В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII–XX вв. / И. В. Волкова, И. В. Курукин // Вопросы истории. – 1995. – №№5–6. – С. 40–61.

2. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 175–180, 186–194, 202–206.

3. История России с начала XVIII до конца XIX века / отв. ред. А. Н. Сахаров. – М., 1997. – С. 108–181.

4. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006. – С. 198–202, 217–220.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 202–216.

6. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – С. 120–122, 127–137.

7. Петрухинцев, Н. Н. Невидная эпоха, или как нам устаканить Россию / Н. Н. Петрухинцев // Родина. – 2009. – №2. – С. 3–6.

Дополнительная литература

1. Анисимов, Е. В. Анна Иоанновна / Е. В. Анисимов. – М., 2004.

2. Анисимов, Е. В. Афродита у власти. Царствование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.44.156 (0.011 с.)