Финансовый контроль: понятие, его виды, формы и методы проведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый контроль: понятие, его виды, формы и методы проведения



Финансовый контрольспецифическая деятельность органов управления финансами, направленная на проверку финансовой деятельности пред­приятий, организаций и учреждений с применением соответ­ствующих форм и методов.

Объектом финансового контроля являются распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децен­трализованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают различные стоимостные пока­затели: прибыль, доход, рентабельность, себестоимость, издерж­ки обращения, налоговые и неналоговые платежи, отчисления на формирование отдельных фондов и т.д.

Сферой финансового контроля являются все операции, совершаемые с использованием денег.

Направления финансового контроля – проверка:

- соблюде­ния экономических законов и пропорций распределения и пере­распределения стоимости валового общественного продукта и национального фонда;

- составления и исполнения бюджета (бюд­жетный контроль);

- определение финансового состояния и эффективности ис­пользования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, бюджетных учреждений;

- правиль­ности исчисления и своевременности внесения в бюджет налого­вых и неналоговых платежей (налоговый контроль) и др.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам.

I. В зависимости от субъектов, осущест­вляющих финансовый контроль:

Государственный контроль осуществляется органами го­сударственной власти и управления (Президентом, парламентом и правительством, Министерством финансов и Министер­ством по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отно­шении любого объекта контроля независимо от его ведомствен­ной подчиненности.

Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизи­онными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ве­домств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется эконо­мическими и финансовыми службами предприятий, организа­ций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяй­ственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.).

Общественный контроль осуществляют отдельные физи­ческие лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные ко­миссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом чаще всего являет­ся финансово-хозяйственная сторона функционирования выше­названных организаций (сбор членских взносов, их целевое ис­пользование).

Независимый (аудиторский) контроль проводится спе­циальными вневедомственными органами: аудиторскими предприятиеми, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая про­ведение консультаций по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреж­дений, организаций.

II. В зависимости сфере финансовой деятельности: бюджет­ный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страхо­вой, инвестиционный контроль, контроль за денежной массой.

III. В зависимости от времени проведения:

Предварительный контроль предшествует совершению финансовых операций (например, по поступлению доходов в бюджет, расходованию средств бюджета и др.).

Текущий контроль осуществляется во время оформления и совершения финансовых операций, связанных с поступлением доходов, расходованием денежных средств и материальных ценностей. Его цель – предупредить возможные злоупотребле­ния и укрепить финансовую дисциплину.

Последующий контроль производят после совершения фи­нансово-хозяйственных операций, т.е. за истекший период. Он устанавливает законность и целесообразность расходов, полно­ту и своевременность поступления доходов в бюджет и т.п

IV. В зависимости от методов проведения:

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состояни­ем финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка производится по отдельным вопросам финансо­во-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансо­вых и расходных документов. Она позволяет выявить наруше­ния финансовой дисциплины.

Обследование охватывает более широкий круг финансо­во-экономических показателей. При обследовании объекта ис­пользуются такие приемы, как опрос, анкетирование и др.

Надзор производится за экономическими субъектами, по­лучившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятель­ности.

Экономический анализ как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности.

Ревизия – наиболее распространенная и очень важная фор­ма финансового контроля, предусматривающая глубокое и пол­ное изучение финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавлива­ются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

 

12 Экономическое содержание понятия «государственные финансы»

 

Cистема финансов любой государства может быть представлена следующей структурой:

1. Государственные финансы – денежные отношения, связанные с формированием и использованием Централизованного фонда финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения им своих функций,

2. Финансы хозяйствующих субъектов и населения – денежные отношения, связанные с формированием и использованием Децентрализованного фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения своих интересов (в рамках кругооборота средств отдельного хозяйствующего субъекта и населения).

Признаки государственных финансов:

1. система денежных отношений

2. одним из субъектов этих отношений является государство,

3. финансовые отношения возникают в процессе перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.

Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием государственных средств на следующие цели:

· расширение производства

· удовлетворение социально-культурных потребностей общества

· на нужды обороны и управления.

Функции государственных финансов:

1. распределительная (обеспечивается концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей)

2. контрольная (позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются).

Основные 6 элементов государственных финансов:

1) государственный бюджет;

2) местные бюджеты;

3) государственный кредит;

4) специальные внебюджетные фонды;

5) государственное страхование;

6) финансы государственных предприятий.

Ведущим звеном любой финансовой системы выступает госу­дарственный бюджет. По своему материальному содержанию – это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет является также главным средством пе­рераспределения национального дохода (НД). Через это звено перераспределяется 30-50% НД. Основными доходами государ­ственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов.

В странах с развитой рыночной экономикой за государствен­ным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Второе звено государственной финансовой системы – местные бюджеты. За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги – подоходный налог, ресурсные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели.

Третье звено государственной финансовой системы – государ­ственный кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант.

Четвертое звено государственной финансовой системы – вне­бюджетные специальные фонды. Эти фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств осуществляет­ся в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств государственного бюджета, используются строго по целевому назначению – для оказания социальных ус­луг населению, стимулирования развития отсталых отраслей ин­фраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приори­тетных отраслей экономики.

Пятым элементом государственной финансовой системы явля­ется государственное страхование. Это форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная орга­низация. Чаще всего в условиях рыночной экономики страхова­ние осуществляется специальными частными страховыми компа­ниями. Однако и государство берет на себя страхование некоторых видов риска, образуя централизованный страховой (резерв­ный) фонд. Он формируется не только в денежной, но и в нату­ральной форме за счет общегосударственных ресурсов и находит­ся в распоряжении правительства. Создание такого фонда связано, как правило, с наличием стра­ховых рисков природного и техногенного характера и возмеще­нием ущерба от стихийных бедствий, катастроф, экологических аварий и т.п. Реже государственное страхование связано с эконо­мическими факторами (риски при экспортно-импортных опера­циях, поставках, осуществляемых государством) или с экономичес­кой нестабильностью [7, с. 57].

Шестым элементом государственной финансовой системы выступают финансы государственных предприятий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.013 с.)