Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реагирование на эмоции других людейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Гэри Крэйг согласился провести сеанс ТЭО с пятилетним Джошем прямо в зале ожидания в аэропорту Южной Каролины. Перед сеансом мать Джоша позвонила и рассказала, что Джош раньше был очень весёлым и покладистым ребёнком, пока, несколько месяцев назад, на его глазах не напали на его бабушку и не украли её кошелёк. Раньше он очень любил свою бабушку, но после этого происшествия он стал говорить ей очень обидные вещи: «Я тебя ненавижу. Я тебя ненавижу. Почему бы тебе не отправиться в джунгли Южной Америки и не помереть там». Его чувство безопасности было жестоко нарушено грабителями, и стал рассматривать свою бабушку как виновницу своего беспокойного состояния. Кроме того, когда кто-то оставлял дверь в доме открытой, он реагировал на это приступом гнева, и постоянно проявлял бдительность в отношении кошельков и того, где они должны лежать. Мама Джоша сказала Гэри, что Джош любит технику, особенно самолёты, и, стараясь скорее установить с ним контакт, Гэри попросил разрешения войти в кабину самолёта и поговорить с пилотами. Таким образом, сразу после прибытия в аэропорт Джош получил возможность стать участником этого приключения. Он выглянул из самолёта с улыбкой на лице и с конфетами в руках и, поскольку Гэри устроил для него этот опыт, он лучше раскрылся для работы с этим незнакомым ему человеком. Кроме того, желая установить позитивный контакт с Джошем, Гэри попросил его маму показать ему видеозапись сеанса с одной женщиной, которая панически боялась мышей и крыс, но, после лечения у Гэри буквально за несколько минут преодолела свою фобию настолько, что завела себе домашнюю крысу. Гэри также попросил маму Джоша принести несколько надувных шариков. Гэри надувал их, и просил Джоша туго сжимать в них отверстие, а затем отпускать. Шарики носились со свистом по всему аэропорту и, конечно, это зрелище вызывало у Джоша улыбку на лице. Затем, обращаясь к техническим интересам Джоша, Гэри сказал ему, что именно так работают реактивные двигатели, и объяснил, как они используются в самолётах. Он также провёл аналогию избавления от «плохих чувств» с этой стремительно выходящей струёй воздуха, сказав, что именно это они сейчас и пытаются делать. Казалось, что Джош его понял. Гэри попросил Джоша рассказать о том происшествии с бабушкой, но Джош не хотел говорить об этом. Он постоянно повторял: «Я не знаю». Поскольку, для эффективности акупунктурной стимуляции была необходима «настройка» пациента на проблему, Гэри попросил маму Джоша взять его на колени, и рассказать эту историю так, словно она сама Джош. Она смогла довольно подробно пересказать события, а Гэри в этот момент простукивал Джоша. Он дал ему несколько Установочных Фраз, таких как «Даже, несмотря на то, что произошел этот неприятный случай, со мной всё в порядке». Каждый раз, когда Гэри чувствовал, что Джошу надо передохнуть, он прерывал сеанс, и они отпускали очередной шарик. Всё это длилось около двадцати минут. Джошу всё это нравилось, но Гэри и мама Джоша не имели никакого понятия о том, какие последствия всё это повлечёт за собой. Разумеется, никаких внешних признаков улучшения сразу не было видно. Джош просто сидел и слушал свою маму, в то время как Гэри простукивал его. Как бы то ни было, им удалось найти ключ для погружения в этот процесс. Мама Джоша подошла к тому моменту в этой истории, который заставил Джоша заткнуть уши, словно он не хотел об этом слышать. Они поняли, что эта часть истории была для Джоша самой неприятной. Гэри знал, что, как бы Джош ни затыкал уши, он всё равно слышал, что рассказывает его мать, и поэтому Гэри подал ей знак продолжать рассказ, а сам тем временем простукивал Джоша. Буквально через несколько секунд Джош убрал руки с ушей и спокойно дослушал рассказ матери. Прогресс достигнут? Казалось, что это так, но сказать с уверенностью об этом они смогли бы только в том случае, если бы поведение Джоша изменилось. Другой признак того, что некоторый прогресс был достигнут, мы заметили в тот момент, когда Джош вместе матерью собирались уходить. Зная о том, что Джош после того случая с бабушкой постоянно беспокоится о кошельках, Гэри взял потихоньку от Джоша кошелёк его матери, лежавший на соседнем стуле и спрятал его. Они долго прощались, специально дав Джошу возможность заметить пропажу кошелька. Он даже посмотрел на стул, где сначала лежал кошелёк, и не заметил, что кошелька там нет. Даже, несмотря на то, что до сеанса он не давал матери покоя по поводу её кошелька, на этот раз он вообще никак не отреагировал на пропажу. Когда они прощались, Гэри снова напомнил матери Дясоша, что пока не могут достоверно судить о том, достигнут ли окончательный прогресс. Это могло показать только дальнейшее поведение Джоша. Гэри посоветовал на будущее использовать для простукивания каждый момент, когда Джош будет злиться или расстраиваться. «Именно в такие моменты он "настраивается" на нечто важное, и именно тогда простукивание даёт максимальный эффект». Через четыре дня после сеанса мама Джоша сообщила следующее: 1. После того сеанса дверь в дом часто оставалась открытой, а Джош этого даже не замечал. Раньше это было огромной проблемой. Однажды Джоша даже попросили закрыть дверь, потому что становилось холодно. И он закрыл её как обычно, безо всякой реакции. 2. Время от времени у Джоша бывают эмоциональные срывы, и каждый раз мама Джоша прибегает к простукиванию. Проблемы утихают буквально в считанные секунды. 3. Хотя Джош ещё порой позволяет себе выпады в адрес бабушки, но это происходит гораздо реже, чем прежде. Совсем недавно Джош даже сел к бабушке на колени, что его мама истолковала как «большой прогресс». 4. Мама Джоша сказала, что, возможно, бабушке следовало бы дать медаль за то, что она спасла жизнь Джоша и его матери. «Прежде всего, если бы бабушки в тот момент здесь не было, то, возможно, от этого «плохого человека» пострадали бы другие члены семьи, оказавшиеся на её месте». Разумеется, эта классическая переформулировка прекрасно сработала. Как показывает наш опыт, конструктивные переформулировки сложных и неприятных переживаний скорее приносят свои плоды, если негативный эмоциональный заряд нейтрализован. Конечным результатом стало то, что Джош и его мама сделали для бабушки открытку, на которой написали: «Спасибо за то, что ты спасла нам жизнь. С любовью, Джош и мама». Изготовление такой открытки было идеей Джоша. Слова тоже были его.
Последняя область эмоционального интеллекта, выявленная в ходе исследования эффективных профилактических программ – это способность умело, адекватно и сочувственно реагировать на эмоции других людей. Джошу пришлось заново восстанавливать в себе сочувственное отношение к бабушке, которое было нарушено в результате этого ограбления. Разумеется, это очень показательный случай, но тот же принцип работает в отношении многих межличностных разногласий. Иногда кажется, что кто-то «нажимает на твои кнопки». Возможно, этими «кнопками» является тон голоса, подозрительные черты или сходство с человеком, который вас обидел. Основной Рецепт – это способ отключения этих кнопок. Отключение кнопок Одиннадцатилетняя девочка боготворила своего отца, но была крайне огорчена многими аспектами их отношений. Он постоянно критиковал её. Как он сам говорил школьному психологу,* ему казалось, что он просто хочет сделать из неё хорошего человека. Девочка же слышала в этих нравоучениях только то, что она ленивая, тупая и безответственная. Отец не захотел принять участие в консультировании или изменить стиль воспитания, который он считал правильными и эффективным. Эта дилемма знакома психотерапевтам, работающим с детьми. * В целях соблюдения конфиденциальности фамилия консультанта не называется. Понимая, что поведение отца изменить невозможно, психолог стал искать стратегию, которая не саботировала бы всю сложившуюся систему отношений «отец-дочь», и предложил следующую установочную фразу: «Даже, несмотря на то, что папа говорит мне, что я ленивая, тупая и безответственная, я знаю, что он любит меня и в глубине души знает, что я прекрасный ребёнок». Не удивительно, что всё оказалось гораздо сложнее. Когда беспокойство девочки по поводу этих отношений стало немного утихать после простукивания, сопровождавшегося этой установочной фразой, пришлось обратиться к целому ряду воспоминаний. Однажды она играла в школьной пьесе, и её долгожданный выход на сцену лишь в очередной раз спровоцировал отца, который сказал ей: «Ты в этом платье выглядела как дурочка». Благодаря Основному Рецепту эмоциональный заряд каждого такого воспоминания был нейтрализован. Всё это, в сочетании с указаниями психолога и первоначальной установочной фразой, послужило для неё своего рода прививкой против отцовской критики и дало возможность сосредоточиться на лучших моментах их общения и не зацикливаться на его последующих обидных замечаниях. Иногда на эти кнопки нажимают друзья ребёнка, и ему не так легко внушить, чтобы он не принимал их слова близко к сердцу. Наверно, почти каждый из нас когда-то побывал как в роли обиженного, так и в роли обидчика! Та же девочка, для которой критика отца стала частью эмоциональной диеты, развила в себе склонность видеть унижение в каждом невинном замечании своих сверстников. Например, она была страшно огорчена, когда её лучшая подруга напомнила ей о бейсбольном мяче, пролетевшем над её головой во время игры. Девочка истолковала это замечание как намёк на её низкорослость. Она не пожелала разговаривать со своей подругой и сама зациклилась на своём росте. Когда при помощи простукивания удалось разрядить её обострённую реакцию, после некоторой беседы появилась возможность увидеть всю ситуацию отношений в целом и найти способы её проработки. Гоулмэн описывает исследования, подтверждающие наличие общей черты у хулиганов и людей, отвергнутых обществом: «они во всём видят оскорбление, хотя ни у кого не возникало мысли их оскорбить, и считают, что к ним враждебно настроены даже те, кто, принадлежит к тем же слоям общества». Средства, позволяющие детям справиться с такой гиперчувствительностью, дают им колоссальное преимущество. Применение Основного Рецепта к таким эмоционально насыщенным ситуациям удивительно просто, эффективно и обнадёживающе. Развитие сопереживания Отключив «кнопки», на которые нажимает другой человек, вы устраняете большое препятствие к умению адекватно реагировать на чувства этого человека. Как бы то ни было, здесь нужно развивать в себе такой важный навык, как сопереживание. Сопереживание встроено в нашу нейрохимию и наблюдается среди других приматов, а также у младенцев. Гоулмэн рассказывает о младенцах, активно пытающихся помочь своим сверстникам в беде. Девятимесячная девочка залилась слезами, когда увидела, как упал другой ребёнок. Сопереживание нужно ещё и развивать, и в формировании этого качества большую роль играют люди, заботящиеся о ребёнке, а также детские переживания. Помимо того, что переживание является как врождённым качеством, так и качеством, развивающимся в процессе взаимодействия с другими людьми, оно зиждется на нашей способности осознавать свои внутренние процессы. Чем больше мы открыты собственным эмоциям, как объясняет Гоулмэн, тем лучше у нас получается настраиваться на чувства других людей. Участники экспериментов, которые могли лучше считывать невербальные сигналы других людей, такие как тон голоса, жесты и выражение лица, отличались лучшим эмоциональным равновесием, большей популярностью и коммуникабельностью. Дети, имеющие высокий показатель этой способности, учились лучше своих сверстников с высоким IQ, которые не умели считывать невербальные сигналы других. Когда детям даны эффективные средства для управления собственными эмоциями, эти дети также узнают об эмоциях других людей. Расстроенный ребёнок, который сам умеет себя успокаивать, будь то при помощи простукивания или другими способами, знает обе эти стороны, то есть, знает, что такое быть безутешно расстроенным, и сколько даёт возможностей преодоление этого чувства. Помните, Брэндон хотел обучить простукиванию всех своих одноклассников. Энн Адамс, директор исправительного интерната, помимо обучения детей основной последовательности простукивания, побуждает их к тому, чтобы они обучали Основному Рецепту других, обосновывая это тем, что самый лучший способ чему-то научиться, – обучать этому же других. Сначала детей побуждают помогать своему непосредственному воспитателю, используя для этого Основной Рецепт. Адамc описывает, как один из самых нелюдимых детей интерната использовал простукивание, чтобы помочь своей воспитательнице справиться с собственной проблемой. Когда эта воспитательница, наконец, сложила руки вместе, показывая этим, что вокруг её проблемы больше нет эмоционального заряда, эта девочка, которую в школе никак не удавалось научить сопереживанию, была на седьмом небе от радости. Когда Адамс спросила её, каково ей было помогать другим, девочка просияла от радости и сказала ей: «Просто чудесно!» это было вехой в развитии её навыка сочувствия. Дети, склонные в начальной школе к чрезмерной агрессивности, часто встают на путь, ведущий к самоизоляции и несостоятельности. Программы, доказавшие свой успех в обучении их тому, как обуздывать свои антисоциальные тенденции, развивают навыки эмоциональной грамотности, к которым относится умение сопереживать другим и контролировать свои эмоции. Гоулмэн описывает программу, разработанную Университетом Дюка, в которой мальчиков, зарекомендовавших себя хулиганами, обучали тому, как более точно интерпретировать невербальные сигналы других детей, как ставить себя на место другого ребёнка и как распознавать подаваемые телом сигналы, например, что лучше не лезть в драку, а остановиться и подумать. Через три года было отмечено, что эти мальчики, участвовавшие в программе, которые теперь уже стали юношами, доставляют школе гораздо меньше беспокойств, чем такие же агрессивные ребята, которые не участвовали в программе. Они также стали более позитивно воспринимать себя и у них снизился риск развития пристрастия к алкоголю и наркотикам. Здесь снова мы убеждаемся в том, что введение Основного Рецепта в такие программы способно лишь повысить их эффективность, благодаря внедрению полезного средства, помогающего управлять эмоциями, которое непосредственно изменяет неврологическую основу восприятия и поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.008 с.) |