История науки. Наука как форма общественного сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История науки. Наука как форма общественного сознания.



Урок № 15

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

Цель: ознакомление с сущностью и особенностями науки и образования в современном мире; раскрытие характеристик (черт) научного знания, его отличий от других видов познания; ознакомление с классификацией, целями, функциями и методами науки, с научной картиной мира и ответственностью ученого; раскрытие целей и функций образования; ознакомление с историей образования; современными тенденциями его развития; особенностями профессионального и дополнительного образования; формирование представления о системе образования в РФ; ориентирование обучающихся на достижение высокого уровня образования.

Обучающийся должен знать:

- исторические аспекты возникновения и развития науки;

- понятие «наука», основные характеристики, цели, научные принципы, структуру научного познания;

- отличие научного знания от других видов познания;

- классификацию наук;

- функции современной науки и ее методы;

- особенности научной картины мира, нормы научной этики, ответственность ученого и науки перед обществом;

- понятие «образование», особенности развития системы образования в истории человеческого общества;

- функции образования;

- современные тенденции к образованию и тенденции его развития;

- систему образования в Российской Федерации, государственные гарантии в получении образования, образовательные уровни в РФ

- особенности профессионального и дополнительного образования;

- основные понятия по теме 2.2 «Наука и образование в современном мире».

Количество часов – 2 часа

 

1. История науки. Наука как форма общественного сознания. Отличие научного знания от обыденного.

2. Классификация наук.

3. Функции современной науки и ее методы.

4. Научная картина мира. Ответственность ученого перед обществом.

5. Образование как способ передачи знаний и опыта, его роль в общественной жизни. Развитие системы образования в истории человеческого общества.

6. Современные требования к образованию и тенденции его развития.

7. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования.

8. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

Самостоятельная работа № 6 – 2 часа.

 

История науки. Наука как форма общественного сознания.

Отличие научного знания от обыденного

 

Исторически наука возникла позже других видов человеческой деятельности.

Её появление было обусловлено расслоением общества и выделением умственного труда в особую сферу деятельности человека. Кроме того, накопление практических знаний неизбежно должно было привести к их осмыслению.

Первых представителей умственного труда сначала называли - мудрецами, позже - философами, затем – учеными, а первых платных учителей называли – софистами. Софисты (греч. sophists – мудрец) V в. до н.э. – философы-просветители, платные профессиональные учителя, занимавшиеся общим обучением граждан, особенно большой опыт имели в обучении ораторскому искусству.

Классификация наук

 

Наука в целом – это сложная система, отдельные части которой взаимодействуют между собой, порождая новые подсистемы.

В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации.

Чем дальше развивается наука, тем больше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дисциплин.

Наука дифференцирована (разделена на ряд отраслей) (этот процесс усилился с ХХ в.). В рамках «фундаментальных (базовых)» наук появлялись и появляются новые знания, которые сначала обособлялись в отдельные области внутри базовой науки, а затем выделялись в новую науку со своим предметом изучения (часто и методом).

Современная наука дифференцирована (насчитывает около 15 тыс. дисциплин), подразделяется на отдельные дисциплины, представляющие собой различные области знания.

Классификация наук. Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности.

Прежде всего, все науки можно поделить на:

1) фундаментальные (базовые или основные) – это науки, имеющие своей целью создание теоре­тических концепций и моделей, отражают основную направленность науки, исследование первопричинных, основных законов явлений и процессов (например: философия, математика, психология и др.);

2) прикладные - которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач (например: социальная психология, психология общения, информатика и др.).

Также все науки можно поделить на:

1) гуманитарные наукиизучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества.

Из числа гуманитарных наук можно выделить те, которые изучают человека, их довольно много (психология, антропология, педагогика и др.) и те, которые изучают общество (социология, история и др.).

Наук изучающих общество, также довольно много, их часто называют – общественные или социальные науки.

К гуманитарным наукам относятся: социология, психология, антропология, педагогика, этнография, культурология, философия, история, экономика, политология, юриспруденция и др.

В свою очередь каждая из наук также имеет множество отдельных отраслей (например, психология имеет более 200 отраслей – социальная психология, психология общения, управленческая психология и др.);

2) естественны наукиисследуют явления материального мира.

К естественным наукам относятся: физика, химия, биология, математика, астрономия и др. Эти науки также имеют множество отдельных отраслей;

3) технические наукинепосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процессов производства.

К техническим наукам относятся: материаловедение, электроника, информатика и др. Эти науки также имеют множество отдельных отраслей.

В то же время дифференциация научного знания сочетается с интеграцией (объединением), т.е. для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований (таблица 1).

Таблица 1

Дифференциация и интеграция науки

Дифференциация Интеграция
1. Освоение все новых областей реальности и углубление познания. 2. Дробление на все более специализированные отрасли. 1. Потребность в синтезе знания. 2. Важнейшие интегративные функции выполняет философия, которая обобщает научную картину мира.
Ядерная физика Электромеханика Электростатика Естествознание в средней школе (это синтез ряда наук: физики, химии, биологии) Обществознани е (это синтез ряда наук: философии, социологии, социальной психологии, культурологи, экономики, политологии, правоведения) Биоинженерия Биофизика

 

Образование как способ передачи знаний и опыта,

Порядок их предоставления

 

В образовании традиционно выделяют две большие подсистемы - допрофессиональное образование и профессиональное образование, каждая из которых также является системой и социальным институтом.

Допрофессиональное образование включает в себя:

- дошкольное образование, основными учреждениями которого являются традиционные детские сады (ДОУ);

- школьное образование, включающее три ступени:

- начальное образование (4 класса),

- основное общее образование (9 классов),

- среднее (полное) общее образование (11 классов).

Основными образовательными учреждениями этого института являются средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи.

Профессиональное образование включает в себя:

- начальное профессиональное образование (НПО), дающее профессиональную подготовку по рабочим профессиям. Основные образовательные учреждения – профессионально-технические (ПТУ) и профессиональные училища (ПУ). Это самый доступный вид профессионального образования. Прием в учебные заведения этого уровня осуществляется без экзаменов на базе 9 или 11 классов общеобразовательной школы.

- среднее профессиональное образование (СПО) осуществляет подготовку специалистов среднего уровня. Основные учебные заведения – техникумы, колледжи, медицинские, педагогические, музыкальные, художественные и т. п. училища.

- высшее образование (ВПО) осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов. Образовательные учреждения – университеты, институты, академии, консерватории.

- постпрофессиональное образование обеспечивает профессиональную переподготовку и повышение квалификации на основе базового профессионального образования (курсы, факультеты, институты повышения квалификации, аспирантура и докторантура и др.).

Параллельно всем названным уровням допрофессионального и профессионального образования существует система Дополнительного образования, удовлетворяющая образовательные потребности, не реализованные в рамках основного образования.

Дополнительное образование - составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Основные учреждения дополнительного образования – музыкальные и художественные школы, школы искусств, спортивные школы, дворцы и дома творчества, станции юных техников, а также самые разнообразные кружки, курсы, секции (компьютерные, иностранных языков и т. д.).

Дополнительно образование чаще всего осуществляется на платной основе.

Контрольные вопросы

1. Что такое «наука»? Как она возникла и развивалась?

2. Каковы основные цели и научные принципы науки? Что в целом характеризует наука?

3. Что такое «научная революция»? Назовите даты и особенности четырех основных научных революций.

4. В чем отличие научного знания от обыденного и других видов познания?

5. Какова структура научного познания? Охарактеризуйте уровни научного познания.

6. Охарактеризуйте подходы к классификации наук. Какие науки изучают человека и общество? Дайте им характеристику.

7. Каковы особенности дифференциации и интеграции науки?

8. Каковы функции науки?

9. Охарактеризуйте общезначимые черты современной науки.

10. Что понимается под терминами «метод» и «методология»?

11. Охарактеризуйте методы эмпирического научного познания.

12. Какие бывают методы теоретического научного познания?

13. Какие общелогические методы познания существуют? Дайте им характеристику.

14. Что такое «научная картина мира»? Под влиянием, каких моделей развития формируется научная картина мира?

15. Что такое «большая наука»? Каковы основные характеристики большой науки?

16. Какова роль науки, её достоинства и недостатки, в современном мире?

17. В чем проявляются нормы научной этики?

18. Охарактеризуйте взгляд Р. Мертона на этические ценности науки. Как они реализуются в действительности?

19. Что такое «социальная ответственность ученого (науки)»? Приведите примеры «пользы» и «вреда» научных открытий и деятельности ученого.

20. Что такое «добросовестность»? Каким образом проявляется добросовестность?

21. Что такое «образование»? Какова основная цель образования? Почему образование выступает одним из важнейших институтов общества?

22. В чем состоит взаимосвязь образования и воспитания?

23. Каковы пути получения образования?

24. Что такое «самообразование»

25. Каковы функции образования?

26. Расскажите об историческом развития образования в мире и России.

27. С какого периода большинство государств поставило задачу общедоступного начального образования?

28. В каком году, и каком правовом документе в России было введено обязательное среднее образование?

29. Каковы права и обязанности участников учебного процесса (образования)? В каких документах они зафиксированы?

30. В каких правовых документах РФ отражены государственные гарантии в получении образования?

31. Охарактеризуйте четыре базовых принципа отражающие основу целей образования, зафиксированные в Международной комиссии образования XXI века.

32. Какие основные тенденции характеризуют особенности развития современной системы образования?

33. Какие уровни образования существуют в современной России?

34. Каковы особенности вузовского и послевузовского профессионального образования на современном этапе? Какова роль Болонского процесса в образовании?

35. Чем различаются квалификации «бакалавр», «специалист», «магистр»?

36. Каковы особенности и уровни школьного образования в России?

37. Каковы особенности и уровни профессионального образования в России?

38. Что такое «дополнительное образование»? Каковы его особенности, какие учреждения предоставляют дополнительное образование? Каков порядок их предоставления?

 

Домашнее задание:

1. Выучите записи в тетради по теме урока 2.2. Наука и образование в современном мире.

2. Прочитайте учебник:

- Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования [Текст] / А.Г. Важенин. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 432 с. – С.130-143, 163-171.

- Важенин, А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / А.Г. Важенин. – 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 368 с. – С.106-112, 122-128, 144-151.

- Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень [Текст] / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова А.Ю. Лазебниковой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 315 с. (Академический школьный учебник). – С.55-67, 90-100.

3. Проверьте себя: ответьте на вопросы и задания, которые находятся в конце параграфов.

4. Выполните самостоятельную работу № 6 в тетради для самостоятельных работ.

Самостоятельная работа № 6

Задание 1. Проведите поиск, систематизацию и анализ информации об особенностях образования на современном этапе.

Задание 2. Напишите творческую работу (эссе) на тему: «Чего я жду от образования?»

Эссе – это наиболее простой способ изложения своих мыслей в письменной форме (очень краткое сочинение). Это передача своего мыслительного процесса, выдвижение определенных проблем исходя из собственного мировоззрения.

В ходе написания эссе нужно проявить некое аналитическое рассуждение. Рассуждение такого плана пишется в свободной стилистике.

Структуры эссе: небольшое вступление, основная часть (рассуждения над проблемой) и заключение (подвести итоги всего размышления).

Объём - от половины до полутора страницы.

Урок № 15

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

Цель: ознакомление с сущностью и особенностями науки и образования в современном мире; раскрытие характеристик (черт) научного знания, его отличий от других видов познания; ознакомление с классификацией, целями, функциями и методами науки, с научной картиной мира и ответственностью ученого; раскрытие целей и функций образования; ознакомление с историей образования; современными тенденциями его развития; особенностями профессионального и дополнительного образования; формирование представления о системе образования в РФ; ориентирование обучающихся на достижение высокого уровня образования.

Обучающийся должен знать:

- исторические аспекты возникновения и развития науки;

- понятие «наука», основные характеристики, цели, научные принципы, структуру научного познания;

- отличие научного знания от других видов познания;

- классификацию наук;

- функции современной науки и ее методы;

- особенности научной картины мира, нормы научной этики, ответственность ученого и науки перед обществом;

- понятие «образование», особенности развития системы образования в истории человеческого общества;

- функции образования;

- современные тенденции к образованию и тенденции его развития;

- систему образования в Российской Федерации, государственные гарантии в получении образования, образовательные уровни в РФ

- особенности профессионального и дополнительного образования;

- основные понятия по теме 2.2 «Наука и образование в современном мире».

Количество часов – 2 часа

 

1. История науки. Наука как форма общественного сознания. Отличие научного знания от обыденного.

2. Классификация наук.

3. Функции современной науки и ее методы.

4. Научная картина мира. Ответственность ученого перед обществом.

5. Образование как способ передачи знаний и опыта, его роль в общественной жизни. Развитие системы образования в истории человеческого общества.

6. Современные требования к образованию и тенденции его развития.

7. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования.

8. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

Самостоятельная работа № 6 – 2 часа.

 

История науки. Наука как форма общественного сознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.85.87 (0.069 с.)