Функции современной науки и ее методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции современной науки и ее методы



 

Наука выполняет ряд функций:

1) теоретико-познавательную или познавательно-объяснительную – она связана с поиском новых знаний, их теоретическим осмыслением и систематизацией, достижением истины. Заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

2) культурно-мировоззренческую - помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

3) производительнуюпомогает определять пути и способы практического использования добытых научных знаний, ускоряет процесс совершенствования производства;

4) прогностическую - состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению;

5) социальную - наука включена в процессы социального развития и управления ими (решение экологических и иных социальных и глобальных проблем, разработка концепций, программ, планов, прогнозов хозяйственного и социального развития, при формулировании законодательных актов и др.);

6) гуманистическую – исходя из возрастания роли личности, углубленно исследуются жизнь и деятельность человека, пути достижения наиболее благоприятных условий для развития способностей, продуктивных интересов индивида, т.е. состоит в том, чтобы приносить пользу конкретным людям и всему человечеству (решение глобальных проблем современности и др.);

7) творческую – наука – это творческая деятельность. Ученый выступает творцом результатов научного познания. При этом он может использовать совершенно новые приемы исследования, нестандартные пути решения поставленных задач и др.

Науке свойственны и другие функции.

Помимо функций, исследования ученых дают основания выделить наиболее общезначимые ЧЕРТЫ современной науки:

1) универсальность или всеохватность науки – наука вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечная по своей задаче, т.е. почти все, что происходит в мире, подвластно наблюдению, рассмотрению, исследованию, систематизации и т.д.

Однако, имеются и ограничения: вторжение науки в ряд областей может вызвать негативные последствия, например: попытки клонирования человека; ряд исследований в области биотехнологий, генной инженерии и др.;

2) наука – принципиально не завершена или безгранична – осознание незавершенности и безграничности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурентной борьбы за эффективное и быстрое проведение исследований.

Методы науки. Метод (от греч methodos – путь исследования или познания) – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки.

Методология (от греч. methodos– путь исследования или познания, logos – наука, учение) наука о принципах организации, методах и приемах познания

или Методология совокупность конкретных приемов и методов научного познания.

Существуют различные подходы к классификации методов научного познания.

Если за основу взять структуру научного познания, то все научные методы можно поделить на 2-е основные группы:

1. Методы эмпирического научного познания, к основным эмпирическим методам относятся:

- наблюдение – это непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация изучаемых объектов. Оно всегда основано на научной идее, гипотезе (предположении), позволяет проводить сравнение и описание (в протоколах, схемах, рисунках, графиках, цифрах и т.д.)).

Виды наблюдений: внешнее, внутреннее (самонаблюдение или интроспекция), свободное, стандартизированное, включенное, стороннее, срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длительное)

- эксперимент - это исследование в специально созданных условиях, в которых проверяется гипотеза о причинно-следственных связях.

Виды эксперимента: естественный, лабораторный (клинический), констатирующий, формирующий.

2. Методы теоретического научного познания, к основным теоретическим методам относятся:

- метод формализациизаключается в построении абстрактных моделей, раскрывающих сущность явлений, при этом информация об объекте исследования фиксируется знаками, формулами и т.д.;

- аксиоматический методсостоит в выдвижении исходных положений, не требующих доказательств, на основе которых строится определенная система выводов.

Утверждение, доказательства истинности которого не требуется, называется аксиома. Такой метод чаще всего применяется в математических науках;

- метод восхождения от абстрактного к конкретному – это мысленное воспроизведение объекта во всей полноте и сложности его связей и отношений;

- исторический методмысленное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерности его развития;

- логический методраскрывает объективную логику истории путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития.

Названные выше методы научного познания имеют и другие виды различным методов и приемов.

Помимо названных существуют и множественные другие методы научного познания, в частности можно выделить общелогические методы познания.

К общелогическим методам познания относятся:

- анализэто метод исследования целостного предмета путем рассмотрения составляющих его частей (сторон, признаков, свойств или отношений) с целью их всестороннего изучения;

- синтезэто обобщение, сведение в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета;

- индукция – метод исследования, при котором общий вывод делается на основе частных посылок (переход от частного к общему);

- дедукция – это метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера (переход от общего к частному);

- абстрагирование – метод исследования, который заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств;

- обобщение – это метод, с помощью которого выделяются общие признаки и свойства изучаемых объектов;

- аналогия – это метод исследования, в результате которого можно сделать вывод о сходстве изучаемых объектов;

- моделирование – это метод исследования, основанный на создании копии изучаемого объекта для изучения оригинала с одной из сторон.

Распространенный вид: компьютерное моделирование – основанное на использовании специальных программ.

Мы рассмотрели далеко не все методы научного познания, большинство наук помимо общенаучных, т.е. рассмотренных методов, применяют свои специфические методы научного исследования, их огромное количество.

ВЫВОД: методы научного познания всегда используются в комплексе. Их комбинация определяется особенностями изучаемого объекта, спецификой исследования.

С развитием науки развивается и система её методов, формируются новые приём и методы исследовательской деятельности.

С развитием компьютеризации создаются методы компьютерного анализа, виртуальных моделей и др.

В связи с этим задача методологии состоит не только в констатации уже известных методов исследовательской деятельности, но и в выяснении перспектив их развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 2429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.89 (0.009 с.)