Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции современной науки и ее методыСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наука выполняет ряд функций: 1) теоретико-познавательную или познавательно-объяснительную – она связана с поиском новых знаний, их теоретическим осмыслением и систематизацией, достижением истины. Заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития; 2) культурно-мировоззренческую - помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение; 3) производительную – помогает определять пути и способы практического использования добытых научных знаний, ускоряет процесс совершенствования производства; 4) прогностическую - состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению; 5) социальную - наука включена в процессы социального развития и управления ими (решение экологических и иных социальных и глобальных проблем, разработка концепций, программ, планов, прогнозов хозяйственного и социального развития, при формулировании законодательных актов и др.); 6) гуманистическую – исходя из возрастания роли личности, углубленно исследуются жизнь и деятельность человека, пути достижения наиболее благоприятных условий для развития способностей, продуктивных интересов индивида, т.е. состоит в том, чтобы приносить пользу конкретным людям и всему человечеству (решение глобальных проблем современности и др.); 7) творческую – наука – это творческая деятельность. Ученый выступает творцом результатов научного познания. При этом он может использовать совершенно новые приемы исследования, нестандартные пути решения поставленных задач и др. Науке свойственны и другие функции. Помимо функций, исследования ученых дают основания выделить наиболее общезначимые ЧЕРТЫ современной науки: 1) универсальность или всеохватность науки – наука вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечная по своей задаче, т.е. почти все, что происходит в мире, подвластно наблюдению, рассмотрению, исследованию, систематизации и т.д. Однако, имеются и ограничения: вторжение науки в ряд областей может вызвать негативные последствия, например: попытки клонирования человека; ряд исследований в области биотехнологий, генной инженерии и др.; 2) наука – принципиально не завершена или безгранична – осознание незавершенности и безграничности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурентной борьбы за эффективное и быстрое проведение исследований. Методы науки. Метод (от греч methodos – путь исследования или познания) – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. Методология (от греч. methodos– путь исследования или познания, logos – наука, учение) – наука о принципах организации, методах и приемах познания или Методология – совокупность конкретных приемов и методов научного познания. Существуют различные подходы к классификации методов научного познания. Если за основу взять структуру научного познания, то все научные методы можно поделить на 2-е основные группы: 1. Методы эмпирического научного познания, к основным эмпирическим методам относятся: - наблюдение – это непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация изучаемых объектов. Оно всегда основано на научной идее, гипотезе (предположении), позволяет проводить сравнение и описание (в протоколах, схемах, рисунках, графиках, цифрах и т.д.)). Виды наблюдений: внешнее, внутреннее (самонаблюдение или интроспекция), свободное, стандартизированное, включенное, стороннее, срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длительное) - эксперимент - это исследование в специально созданных условиях, в которых проверяется гипотеза о причинно-следственных связях. Виды эксперимента: естественный, лабораторный (клинический), констатирующий, формирующий. 2. Методы теоретического научного познания, к основным теоретическим методам относятся: - метод формализации – заключается в построении абстрактных моделей, раскрывающих сущность явлений, при этом информация об объекте исследования фиксируется знаками, формулами и т.д.; - аксиоматический метод – состоит в выдвижении исходных положений, не требующих доказательств, на основе которых строится определенная система выводов. Утверждение, доказательства истинности которого не требуется, называется аксиома. Такой метод чаще всего применяется в математических науках; - метод восхождения от абстрактного к конкретному – это мысленное воспроизведение объекта во всей полноте и сложности его связей и отношений; - исторический метод – мысленное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерности его развития; - логический метод – раскрывает объективную логику истории путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития. Названные выше методы научного познания имеют и другие виды различным методов и приемов. Помимо названных существуют и множественные другие методы научного познания, в частности можно выделить общелогические методы познания. К общелогическим методам познания относятся: - анализ – это метод исследования целостного предмета путем рассмотрения составляющих его частей (сторон, признаков, свойств или отношений) с целью их всестороннего изучения; - синтез – это обобщение, сведение в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета; - индукция – метод исследования, при котором общий вывод делается на основе частных посылок (переход от частного к общему); - дедукция – это метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера (переход от общего к частному); - абстрагирование – метод исследования, который заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств; - обобщение – это метод, с помощью которого выделяются общие признаки и свойства изучаемых объектов; - аналогия – это метод исследования, в результате которого можно сделать вывод о сходстве изучаемых объектов; - моделирование – это метод исследования, основанный на создании копии изучаемого объекта для изучения оригинала с одной из сторон. Распространенный вид: компьютерное моделирование – основанное на использовании специальных программ. Мы рассмотрели далеко не все методы научного познания, большинство наук помимо общенаучных, т.е. рассмотренных методов, применяют свои специфические методы научного исследования, их огромное количество. ВЫВОД: методы научного познания всегда используются в комплексе. Их комбинация определяется особенностями изучаемого объекта, спецификой исследования. С развитием науки развивается и система её методов, формируются новые приём и методы исследовательской деятельности. С развитием компьютеризации создаются методы компьютерного анализа, виртуальных моделей и др. В связи с этим задача методологии состоит не только в констатации уже известных методов исследовательской деятельности, но и в выяснении перспектив их развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 2512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.154.238 (0.011 с.) |