Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Его роль в общественной жизни.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Развитие системы образования в истории человеческого общества
Образование составляет важный и необходимый институт общества. Основная цель образования – передача накопленных знаний и опыта молодому поколению. Если бы образования не существовало, каждому новому поколению пришлось бы заново приобретать те знания, которые уже были получены их предками. Существует множество определений понятия «образование», познакомимся с некоторыми из них: Образование – это процесс целенаправленного воздействия обучающегося на обучаемого с целью привития последнему новых для него знаний. Образование – это процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями. Образование – это фундаментальное право личности, так как связано с формированием человека с новыми характеристиками, соответствующими новой эпохе. Образование – это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование. Обучение – это составляющая образования. Обучение - есть основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Обучение тесно связано с воспитанием. Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности. Самообразование - наиболее активное и плодотворное средство формирования мировоззренческих, профессиональных и общекультурных качеств человека. Заниматься самообразованием - значит, это самостоятельно работать с литературой. Образование, как и любой социальный институт, выполняет в обществе определенные ФУНКЦИИ. Основная функция образования – общесоциальная, т.е. функция социализации и социального контроля. Образование, выполняя социальный заказ общества, формирует определенный тип личности, тем самым обеспечивая в обществе социальный порядок. Образование формирует не Человека вообще, а человека в Данном обществе и для Этого общества (К. Мангейм). Помимо этой общесоциальной функции, образование выполняет ряд частных функций: - экономическая функция образования заключается в формировании социально-профессиональной структуры общества. Другими словами, образование готовит работников различной направленности и уровня квалификации в соответствии с потребностями народного хозяйства; - социальная функция образования заключается в воспроизводстве и изменении социальной структуры общества. Образование, во-первых, воспроизводит различные элементы социальной структуры (классы, слои, социальные группы), во-вторых, изменяет ее, поскольку является важнейшим каналом социальной мобильности в современном обществе; - культурная функция образования заключается в освоении и усвоении в процессе образования ценностей культуры, которые становятся основой личностного развития. История образования Образование как институт общества возникло в глубокой древности. В первобытном обществе знания передавались устно из поколения в поколение. С появлением письменности знания стали фиксироваться на материальных носителях – глиняных и восковых табличках, папирусе, пергаменте, бумаге. Долгое время образование являлось функцией семейно-родовых отношений. Например, Лютеранская Швеция еще в 1686 г. приняла закон, согласно которому глава каждой семьи нес ответственность за обучение чтению всех членов семьи и даже слуг. С возникновением классового общества образование вышло за рамки семейно-родовых отношений и стало предметом заботы государства. Уже в древних государствах, таких как Египет, Ассирия, Вавилон, существовали школы, где учили чиновников. Дальнейшее развитие образования получило в период расцвета Древней Греции и Древнего Рима. Там сложились своеобразные системы образования, состоящие из нескольких ступеней. В любой системе образования обязательно обучали чтению, письму, счету. Первые университеты появились в эпоху средневековья в Италии, Испании, Франции и Англии в XI-XIII вв. На Руси первые школы были созданы в 988 г. в г. Киеве при князьях Владимире Святославовиче и Ярославе Мудром (в период крещения народа). В них учились дети бояр и дружинников. Созданная князем Владимиром школа имела название «Книжное учение» (там могли обучаться только мальчики) – первые школы находились при дворцах. И только в мае 1086 г. на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. В дальнейшем центрами образования стали монастыри. Впервые, сам термин «школа» появился на Руси только в 1382 году, когда по общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания. С XV века на Руси появляются частные школы, которые в то время назывались «мастера грамоты». В 1687 г. открылось первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. В правление Петра I (эпоха Просвещения) образование приобрело светский характер, возникла система профессионального образования, появилось много учебных заведений, готовивших специалистов в различных областях государственного управления. В послепетровскую эпоху, во время правления Екатерины II образование в России продолжало развиваться. В 1755 г. был открыт Московский университет. В этот период появляется новая функция школы – воспитательная. За основу берется гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения, который исходил «из уважения к правам и свободе личности» и устранял «из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения». Подлинный прорыв в образовании приходится на время правления Александра I (начало XIX вв.). При нем было создано четыре новых университета, появились первые лицеи – закрытые учебные заведения для дворян. Оформилась единая система учебных заведений всех уровней: 1) церковно-приходских школ, 2) уездных училищ, 3) губернских гимназий, 4) университетов. Среди реформ, осуществленных в алексанровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 г. было приняло «Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и внесословность начального образования (школы 2-х первых уровней: церковно-приходские школы и уездные училищ, были бесплатными и бессословными). В это же время Школьный устав 1864 г. разрешил открывать учебные заведения земствам, городским думам, коммерческим организациям и частным лицам. С этого времени число школ стало быстро увеличиваться. Таким образом, в Российской империи закон об обязательном образовании принят не был. Вплоть до 1917 года, когда она прекратила своё существование, основополагающим законодательным актом, регулировавшим деятельность начальной школы в России, было «Положение о начальных народных училищах», принятое в 1864 году. В начале ХХ в. правительство поставило задачу общедоступного начального образования. Однако Первая мировая война (28 июля 1914 – 11 ноября 1918) и последующая затем революция 1917 г. не позволили завершить это начинание. В России доступ к образованию был признан на конституционном уровне задачей государства статьей 17 Конституции РСФСР 1918 года. В октябре 1918 года «Положением о единой трудовой школе РСФСР» принцип обязательности обучения всех детей школьного возраста был установлен на уровне законодательного акта единого для всей территории государства. Наряду с этим он устанавливал бесплатность обучения в школах 1-й и 2-й ступени, совместное обучение мальчиков и девочек, а также обязательный учет детей от 6 до 17 лет и снабжение учащихся учебными пособиями, питанием, одеждой и обувью. В течение 1920-х годов в союзных республиках была установлена административная ответственность за соблюдение принципа Обязательности обучения. С середины 1930-х годов это распространилось на всех учащихся независимо от социального происхождения. Право на образование с указанием на обязательства государства было впервые закреплено статьей 121 Конституции СССР 1936 года, статьей 45 Конституции СССР 1977 года. В советский период в нашей стране проводилось много реформ в области народного образования. Основным достижением нужно считать введение обязательного среднего образования и возможность для каждого получить высшее образование. В 1970-х годах было введено обязательное среднее образование в России, в дальнейшем было закреплено (новая редакция) статьей 45 Конституции СССР 1977 года. Система советского образования по качеству и объему полученных знаний, умений и навыков была признана одной из лучших в мире. Обязательное образование - форма организации системы народного образования, при которой получение образования (начального, а в настоящее время в большинстве государств - среднего) закреплена в законах государств в качестве одной из гражданских обязанностей. Со второй половины XX века обеспечение обязательного образования как одно из требований к современным цивилизованным государствам по обеспечению ими прав человека закреплено в международном праве, в частности, в документах ООН. Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. Конституция Российской Федерации и «Закон об образовании Российской Федерации» гарантирует своим гражданам бесплатное получение основного среднего образования до 18-летнего возраста в пределах государственных образовательных стандартов. 1. В Швеции обязательное начальное образование в школе было введено лишь в 80-х годах XIX века. 2. Всеобщее начальное образование в отдельных штатах США начали вводить с 1852 г. К концу XIX века уже около 72% американских детей в возрасте от 6 до 13 лет учились в школе. 3. Закон об обязательном обучении детей с 5 до 12 лет в Великобритании был принят в 1870 г. 4. Франция ввела бесплатное обязательное светское обучение с 6 до 13 лет в 1882 г. В XX веке особое внимание было обращено на развитие высшего образования. Первые университеты в Европе возникли еще в XII веке. Однако вплоть до XX века высшее образование по существу было элитарным.
6. Современные требования к образованию и тенденции его развития
На современном этапе требования к образованию увеличиваются. Для того чтобы стать достойным XXI веку, образование (как сказано в Законе «О образовании» РФ) должно быть адекватно мировому уровню общей и профессиональной культуры общества. Вместе с тем появляются теоретические и практические тенденции, прежде всего «работать на опережение», т.е. готовить людей, особенно молодежь, к производственным и общественным инновациям, которыми будет отмечено наступившее столетие. Термин «Тенденция» - синоним слов «направление развития», «склонность», «стремление», «предпосылка». В документах Международной комиссии по образованию XXI века, в основу целей образования в ряде стран положены ЧЕТЫРЕ базовых ПРИНЦИПА: 1) научиться познавать, приобретать знания, умение учиться – рост мировой научной информации и её быстрое устаревание требует от человека не только наличие «базовых» знаний, но и умение самостоятельно приобретать знания; 2) научиться делать, работать, приобретать не только профессиональную квалификацию, но и компетентность - научиться делать, научиться работать, приобретать не только профессиональную квалификацию, но и компетентность, являются основой конкурентоспособности выпускника образовательных учреждений. Термин «компетентность» имеет несколько значений. В общей форме «компетенция» (от лат. – «соответствовать», «подходить») - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода. Профессиональная компетентность - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. 3) научиться жить вместе, научиться сосуществовать – воспитывать понимание других людей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности. Воспитание толерантности как качества культуры; 4) научиться раскрывать творческий потенциал личности, формировать жизненные позиции и перспективы - научиться жить с тем, чтобы содействовать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Таким образом, одной из ключевых тенденций современного образования является переход к практике – непрерывного образования, т.е. «образование через всю жизнь» (в отличие от предыдущего образования «образования на всю жизнь»). Проблемы развития современной системы образования связываются с его основными ТЕНДЕНЦИЯМИ: демократизацией, гуманизацией, гуманитаризацией, компьютеризацией, профилизацией, интеграцией, интернационализацией: - демократизация - касается и управления, и реализации учебного процесса. Демократизация ориентируется на реализацию в системе образования неотъемлемых прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, на формирование духа взаимопонимания между разными народами, на уважение чужих взглядов; - гуманизация – предполагает повышение внимания к личности учащегося, его интересам. Также реализуется в предоставлении льгот инвалидам, стремящимся к получению образования и др.; - гуманитаризация - означает повышение роли общественных (социальных) дисциплин, увеличение доли гуманитарных знаний в подготовке любого специалиста; - компьютеризация - означает использование новых современных технологий в обучении, информатизации в развитии образования; - профилизация - означает предоставление учащимся выбора профессионального образовательного маршрута, а также разделение в учебном плане на сложную и упрощённую степень сложности; - интеграция - совместимость различных форм и систем обучения, которая обеспечивала бы его преемственность и более эффективные, комплексные решения его методического обеспечения; - интернационализация - сближение образовательных систем разных стран ведет к созданию единой системы образования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.009 с.) |